Выступление на епархиальном собрании (2008 г.)

Выступление митрополита Ювеналия 12 декабря 2008

12 декабря 2008 года в 10 часов в Зале Церковных Соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода (журнал №92 внеочередного заседания от 6.12.2008 г.), состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы.

В заседании участвовали: митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, епископ Дмитровский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Люберецкий Вениамин, епископ Егорьевский Марк, епископ Бронницкий Феофилакт, епископ Шатурский Никодим, а также епископ Аркадий (Афонин), епископ Никон (Миронов), епископ Серафим (Зализницкий), епископ Орловский и Ливенский Иероним.

Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

Перед началом собрания его участники помолились о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Собрание началось пением молитвы «Царю Небесный», после чего Владыка Ювеналий обратился к собравшимся:

«Братья Архипастыри, представители ставропигиальных монастырей, настоятели, клирики и члены Приходских советов города Москвы, позвольте наше собрание считать открытым.

Согласно нашего Устава нам предстоит избрать заместителя председателя собрания, секретаря и двух лиц для подписания протокола.

Я хотел бы пойти по традиционному пути и предложить заместителем председателя избрать архиепископа Истринского Арсения и секретарем протоиерея Владимира Дивакова. И двух лиц для подписания протокола: игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, и Тамару Ивановну Алтухову, старосту храма свв. мчч Адриана и Наталии в Бабушкине.

Кто за то, чтобы избрать на эту должность лиц, которых я назвал? За владыку Арсения — прошу голосовать.

Кто «за»? Кто «против»? Воздержавшихся нет.

Теперь будем голосовать за отца Владимира Дивакова. Кто за то, чтобы избрать его секретарем? Спасибо. Кто против? Кто воздержался? Нет.

И, я думаю, можно вместе проголосовать и за игумена Сергия, и за Тамару Ивановну для подписания протокола. Кто «за»? Спасибо. Кто «против»? Нет. Кто воздержался?

Указанные лица избраны единогласно, и я прошу владыку Арсения и отца Владимира занять свои места за столом президиума, а двух подписантов приступить к своим обязанностям.

У нас на собрании присутствует Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент. Я прошу Вас, Владыка митрополит, занять место в президиуме».

Слово было предоставлено архиепископу Истринскому Арсению:

«Ваше Высокопреосвященство! Досточтимое собрание! По традиции наше ежегодное Епархиальное собрание начиналось обычно докладом Его Святейшества, который касался какой-то темы нашей жизни. Еще летом Святейший Патриарх выразил свое пожелание, чтобы доклад, который должен прозвучать на Епархиальном собрании, говорил о единстве Церкви. Вы знаете, что в этом году праздновалось 1020 летие Крещения Руси. Святейший Патриарх смог побывать и на Украине, и в Белоруссии, где был радостно принят, он возглавлял эти празднества. И поэтому доклад подготовлен был в этом направлении. И я прошу владыку Митрополита взять слово и сделать доклад на эту тему, которую Святейший Патриарх хотел озвучить в сегодняшний день перед всеми вами.

Митрополит Ювеналий:

«Объясню сначала технический вопрос. Есть обычай направлять к докладчику в президиум письменные вопросы. Мы будем их ожидать, но рассматриваться будут те, которые подписаны. Анонимные не будут приниматься в учет.

Возлюбленные о Господе! Мы начали нашу встречу с молитвы о блаженно почившем Святейшем Патриархе, отдав долг своей сыновней любви и выразив наши чувства нашему Отцу и Первосвятителю.

Сначала несколько вопросов, связанных с протоколом, и несколько слов в связи с кончиной Святейшего Патриарха.

Я хотел бы напомнить вам Устав об управлении Русской Православной Церкви, который гласит (5 глава, 15 й пункт): «В период междупатриаршества митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией». В связи с этим я 6 декабря на имя благочинных округов города Москвы разослал циркуляр, в котором известил о своем вступлении в управление Московской епархией. Согласно установившейся традиции и воле Святейшего Патриарха Алексия, управление Московской епархией производилось таким образом, что Святейший Патриарх управлял городом Москвой и ставропигиальными учреждениями на территории Московской епархии, а Московской областью на правах Правящего архиерея управлял митрополит Крутицкий и Коломенский. Теперь мы можем говорить, до избрания нового Предстоятеля Церкви, о Правящем архиерее в моем лице, и сейчас я хотел бы выступить перед вами в этой роли.

Но прежде хотел бы поделиться с вами некоторыми сведениями и мыслями в связи с постигшей нас потерей, когда отошел ко Господу Святейший Патриарх.

Я думаю, что все вы были свидетелями того, или уже знаете, что в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх совершил в Успенском соборе Московского Кремля Божественную Литургию и позже в этот же день в Донском монастыре — молебен перед мощами Святейшего Патриарха Тихона, своего святого предшественника. И очень знаменательно, что последние слова из Евангелия, которые огласил Святейший Патриарх на земле, были: «Итак, кто нарушит одну из заповедей из сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном. А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном». Вот эти слова, я думаю, являются эпитафией на гробе Святейшего Патриарха, потому что всю свою жизнь, и особенно Первосвятительское служение, Святейший Патриарх посвятил тому, чтобы учить и словом, и жизнью. И я думаю, что это является его заветом каждому из нас, и, конечно же, всем чадам Русской Православной Церкви.

Мне хотелось бы по-человечески поделиться с вами воспоминаниями и о моей последней беседе со Святейшим Патриархом буквально за несколько часов до его кончины. В этот же день, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, у нас с ним состоялся телефонный разговор. Я его спросил, как он отдохнул. А Святейший сказал, что не вышло отдыха, потому что плохо себя почувствовал, находясь в Испании, врачи не смогли окончательно помочь, вынужден был переехать в Мюнхен, и там все наладили, все было хорошо. Святейший Патриарх готовился посетить Московскую епархию, как это он раз в год как минимум делал, официально посещая Московскую область. И мы с ним договаривались еще за несколько месяцев до этого дня, что мы немножко изменим формат встречи Святейшего Патриарха. Я обратил внимание, что, когда Святейший Патриарх находился с Первосвятительским визитом в Белоруси, то в одном своем официальном Слове он сказал: «Да, у нас идет поступательное возрождение церковной жизни. Много открыто и восстановлено порушенных святынь. Много построено новых храмов. Но самое главное для нас — это возрождение душ человеческих». И вот, исходя из этих мыслей Святейшего Патриарха, мы с ним договорились: чтобы не утомлять Святейшего долгими службами, обедами, потом встречами, мы проведем в этом году одну только встречу, непродолжительную. У нас к этому времени заканчиваются Областные Рождественские образовательные подмосковные чтения. В Мытищи, в спортивный комплекс, мы решили пригласить для встречи с Предстоятелем педагогов, интеллигенцию, учащихся, духовенство, руководство Московской области, чтобы вместе подвести своего рода итог того, что мы сделали за эти годы для возрождения душ человеческих в Подмосковье. И вот я говорил Святейшему Патриарху: все готово, протокол готов, но хотелось бы встретиться с Вами, чтобы до 11-ого числа обсудить, как мы все это проведем. Святейший сказал, что в данный момент у него под руками нет календарного плана, но вот у нас в субботу будет наречение, в воскресенье хиротония, потом, когда я освобожусь, Вы мне позвоните, и мы договоримся о встрече. На этом заканчивалась наша беседа. Я поблагодарил Святейшего Патриарха за то, что он, согласно установившейся у него традиции, прислал мне из Испании рукописную открыточку с описанием того, как он пребывает в Испании. А Святейший Патриарх как-то строго спросил: «А Вы одну получили?» Я сказал: да. «Ну вот, —говорит он, — из Испании быстро приходят открытки, а из Германии позже. Но я Вам вторую послал, Вы получите, наверное». На этом мы с ним простились. Я знаю, слышал лично от Постоянных членов Священного Синода, что в этот вечер он всем им позвонил, и были обычные деловые братские беседы. Можно сказать, что он попрощался в тот вечер со всеми нами.

А вчера я как раз и получил открытку Святейшего, написанную им. И я хотел бы прочитать вам, потому что это не меня лично касается, а больше его.

«Дорогой Владыка митрополит! Сердечно приветствую Ваше Высокопреосвященство из Мюнхена. Отдых у меня прервался мерцательной аритмией, и пришлось для проведения кардиоверсии выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось раньше, но и лечение. Осталась слабость, которая, по словам врачей, будет постепенно проходить. Сердечно благодарю Вас за Святительские молитвы. Надеюсь 1 декабря вернуться в Москву. От души молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка митрополит, помощи Божией в архипастырских трудах Ваших. С любовью. Патриарх Алексий. 28.11.2008 года».

Я вам процитировал то место в Уставе об управлении Русской Православной Церковью, на основании которого я вступил в управление Московской епархией. У нас была традиция, что заранее назначается время собраний, как в Московской области, так и в городе Москве. Сегодня мы проводим собрание согласно намеченному Святейшим Патриархом графику. В Новодевичьем монастыре я наметил 23 декабря провести это собрание. Хотя сейчас я управляю всей епархией, но думаю, что лучше в этом году не нарушать той традиции, которая сложилась за эти 18 лет. Поэтому мы с вами сегодня встречаемся, а с другой частью Московской епархии мы увидимся 23 декабря.

Хотел бы также, предваряя доклад, проинформировать вас, что в понедельник после утреннего богослужения 8 декабря я встречался здесь, в Храме Христа Спасителя, с Епархиальным советом. Познакомился с ними, узнал о методах взаимодействия Епархиального совета с Правящим архиереем, и мы обсудили содержание этого собрания. На столе у Святейшего Патриарха лежал текст подготовленного выступления для нашего собрания. Мы обсудили детали проведения этого собрания, и я очень благодарен, что мы сегодня собираемся для проведения традиционного нашего Епархиального собрания.

Владыка архиепископ Арсений сказал о мыслях, которыми руководствовался Святейший Патриарх, готовясь к этому собранию. Тема была — единство, и она была пронизана проповедями Святейшего Патриарха в этом уходящем году. Святейший Патриарх особенно обращал на это внимание на Архиерейском соборе, в России и Украине, в Белоруссии во время празднования 1020 летия, и вот с этими мыслями было составлено и это обращение Святейшего Патриарха.

Но так Господь судил, что мы знакомимся с этими мыслями Святейшего Патриарха после его блаженной кончины, и воспринимаем этот доклад как его завещание, как его мысли. Я хочу оговориться, что Святейший Патриарх, как отец, собирался побольше вам дать наставлений в отношении исполнения своего долга, о жизни. Святейший Патриарх всегда не спешил на этом собрании. Но я посчитал, что, в связи с траурным моментом нашей встречи, мне не надлежит все и очень подробно говорить о тех сторонах жизни церковной, которые требуют своего исправления. Я это опустил. Но в то же время самое важное я сохраняю и думаю, что вы по стилю даже поймете, что это личные мысли Святейшего Патриарха.

Но прежде я хотел бы также вам сказать, что у нас за это время состоялось два заседания Священного Синода. И первое, которое было на следующий день после кончины Святейшего, согласно опять же Устава управления Русской Православной Церкви, было посвящено избранию Местоблюстителя Патриаршего Престола. Тайным голосованием был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. А позавчера состоялось заседание Священного Синода, которое было посвящено подготовке Поместного Собора, а также решению некоторых текущих вопросов. Хотя широко все это уже известно, я хотел бы некоторые места из решений Синода огласить вам, потому что это относится ко всем нам.

По сообщению Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Кирилла Священный Синод принял следующие определения:

«Священный Синод, вознося молитвы ко Господу Вседержителю о упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выражает глубокую скорбь в связи с кончиной Первосвятителя, который в течение 18 лет окормлял Русскую Православную Церковь в особо ответственное время духовного возрождения народа и восстановления всех форм свидетельства и служения, традиционных для тысячелетней истории нашей Церкви.

Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

Выразить благодарность мэру города Москвы Ю.М. Лужкову, городским службам и учреждениям за содействие в подготовке и осуществлении траурных мероприятий.

Отметить, что блаженная кончина Предстоятеля Русской Церкви сопровождалась глубокой народной скорбью. При многочисленном стечении верующих во всех храмах и монастырях Русской Православной Церкви совершались заупокойные богослужения. Свидетельством всенародной любви и почтения верующего народа к почившему Предстоятелю стал нескончаемый поток желающих проститься со своим пастырем, которые устремлялись днем и ночью к Храму Христа Спасителя.

Благодарить всех, кто в нынешние трудные дни выразил Русской Православной Церкви письменные соболезнования в связи с кончиной ее Первоиерарха, почтил его в публичных выступлениях и в материалах средств массовой информации.

Провести в феврале 2009 года Дни памяти почившего Предстоятеля Церкви, приуроченные к восьмидесятилетию со дня его рождения. Поручить Управлению делами Московской Патриархии организацию и проведение означенного мероприятия.

Священный Синод призывает всех архипастырей, пастырей, монашествующих и верных чад Русской Православной Церкви хранить память о блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии II. Образ Первосвятителя, все силы полагавшего ради служения Богу и людям, ради возрождения Церкви и духовного просвещения наших современников, да послужит добрым примером для ныне живущих и будущих поколений православных христиан Руси. Пусть память о почившем Первоиерархе, который столь много сделал для сохранения и упрочения единства Церкви, поможет нам сегодня еще теснее сплотиться, дабы совершать в мире и братолюбии дело Божие, принося Господу добрый плод».

И еще, важный журнал заседания:

«Имели суждение: о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран на вдовствующий Московский Патриарший Престол Предстоятель Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Постановили:

Созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 27 по 29 января 2009 года.

Провести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 25 по 26 января 2009 года

Образовать Комиссию по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Патриаршим Местоблюстителем. Помимо председателя, в эту комиссию входят 28 членов.

Принять прилагаемое к настоящему журналу Положение о составе Поместного Собора.

Епархиальным Преосвященным провести избрание делегатов епархий на Поместный Собор согласно Положению о составе Поместного Собора и до 15 января 2009 года направить списки делегатов в Комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов».

Я хотел бы еще сказать о том, что будет нас с вами касаться. Мы проведем раздельно два собрания духовенства: города Москвы и Московской области. Я думаю, что на заседании в Новодевичьем монастыре, которое у нас уже назначено на 23 декабря, мы изберем делегатов. А что касается нас, города Москвы, то я думаю, что после Рождества Христова мы до Крещения соберемся на собрание, чтобы определить делегатов от города Москвы. Нужно будет выбрать трех делегатов: одного священнослужителя, одного или одну из монашествующих и одного мирянина. Правящий архиерей, как и викарные епископы, не входит в эту квоту трех, поскольку все они, по положению, являются полноправными членами Собора. Заблаговременно о дате созыва собрания с такой повесткой дня мы вам сообщим. Подчеркиваю — заблаговременно сообщим.

И вот после этого довольно пространного вступления, которое необходимо мне было сейчас сделать, я хотел бы перейти к докладу.

 

***

Текущий 2008 год прошел под знаком единства Церкви, одного из самых драгоценных даров православной веры. Закаленная в испытаниях Русская Православная Церковь в трагическом для нашего народа ХХ веке ценою мученичества и исповедничества пронесла этот дар, обогатив его подвигами миллионов православных людей. Об этом шла речь и на совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле. В итоговом совместном послании этого совещания говорится, что нестроениям и разделениям, раскалывающим мир, в том числе и православные народы, можно противостоять только единством Церкви — совместными усилиями в свидетельстве «искупительного дела» Господа нашего Иисуса Христа.

Видимым знаком церковного единства в уходящем году стал очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, впервые прошедший с участием архиереев Русской Зарубежной Церкви.

Соборное мнение, изложенное в определениях и постановлениях Освященного Архиерейского Собора, укрепило единство Церкви, стало своевременным ответом на вызовы современности и наметило цели дальнейшего служения Русской Православной Церкви.

Особо хочу отметить знаменательную дату, которую мы отмечали в этом году — 1020-летие Крещения Руси. Церковные торжества прошли в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Русский, украинский и белорусский народы сохранили единство и свою верность историческому призванию, которое они осознали 1020 лет тому назад на берегах Днепра. Это единство простирается поверх всевозможных границ, политических разногласий, национально-этнических и вообще любых человеческих разделений. Мы всем продемонстрировали такое единение, которое показало себя непоколебимым.

Многих сегодня волнуют сложности финансового и экономического характера. Священнослужители в своей пастырской деятельности не могут оставаться нейтральными или безучастными к переживаемым людьми трудностям. Путь преодоления наступающих испытаний следует искать прежде всего на пути возвращения к духовно-нравственным ценностям христианства, преобразующего душу человека, а через это — и его общественную деятельность.

Уходящий год, как и прежние годы, был насыщен визитами Святейшего Патриарха — помимо монастырей Подмосковья, Его Святейшество посетил Новгородскую епархию, Украину, Санкт-Петербург, Валаам, Стамбул, Белоруссию, Германию.

В продолжение года Святейший Патриарх встречался с представителями братских Поместных Церквей: в мае — с делегацией Греческой архиепископии в Америке, которую возглавил архиепископ Американский Димитрий, в июле — с делегацией Кипрской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Архиепископом всего Кипра Хризостомом, в сентябре — с председателем Священного Синода Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским Амфилохием.

Несколько раз проходили Первосвятительские встречи с делегациями Католической Церкви Австрии, Италии, Франции, с представителями протестантских деноминаций.

Не раз Святейший Патриарх Алексий встречался с Президентом России Д.А. Медведевым и Председателем Правительства В.В. Путиным, а также с президентами Молдовы, Украины, Эстонии, Италии, Южной Кореи, Белоруссии.

Имели место контакты со многими религиозными и политическими лидерами, государственными и общественными деятелями, послами, представителями науки и культуры.

Но главным, как всегда, осталось участие Предстоятеля в богослужебной жизни Церкви. Я сейчас буду цитировать цифры в отношении служб Святейшего. Но мне говорили, когда он первый раз посмотрел эту статистику, сказал, что не все учтено. Так что то, что буду читать — это точно было, но может быть и больше этого.

За прошедший год Святейшим Патриархом было совершено 97 богослужений, 16 из которых — в соборах Московского Кремля, 39 — в Кафедральных соборах г. Москвы, 22 — в обителях и 20 — в различных храмах. Были совершены три епископские хиротонии, и были освящены 5 храмов.

Приведу также некоторую общую церковную статистику: сегодня в Русской Православной Церкви — 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.

Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670; из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.

В ведении Патриаршего Престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве.

Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят:

  • 7 Кремлевских соборов;
  • 2 Кафедральных собора;
  • 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях;
  • 335 приходских храмов;
  • 140 Патриарших подворий;
  • 108 монастырских подворий;
  • 88 монастырских храмов;
  • 17 крестильных храмов;
  • 88 часовен;
  • 82 храма и часовен в состоянии строительства.

Не возобновлено богослужение в 22 храмах.

Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов.

На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках.

В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Кандидатов священства и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В прошедшем 2007/2008 учебном году Московскую Духовную Академию окончили 66 выпускников по стационару и 43 по заочному сектору. Московскую Духовную семинарию успешно закончили 57 человек по стационару и 96 — по заочному сектору. Регентская школа дала 26 выпускников и столько же выпускников дала иконописная школа. Сретенскую Духовную семинарию закончили 12, Перервинскую — 24, Николо-Угрешскую — 5 человек. Различные факультеты Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университа в истекшем учебном году закончили 350 выпускников.

В клир г. Москвы за минувший год приняты 2 священника из иных епархий, 3 клирика запрещены в священнослужении, 1 перешел в другую епархию, 1 лишен священного сана.

Невосполнимой утратой для нас явилась потеря шести клириков, которые отошли ко Господу. Это:

  • протопресвитер Виталий Боровой,
  • протоиерей Димитрий Акинфиев,
  • протоиерей Сергий Лаврентьев,
  • протоиерей Сергий Степанов,
  • священник Андрей Грачев,
  • диакон Михаил Борцов.

Пропоем им, возлюбленные, «вечную память».

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри,
всечестные отцы, матушки игумении и настоятельницы,
дорогие братья и сестры!

Собравшись сегодня под сводами зала церковных соборов храма Христа Спасителя, мы готовы подвести итоги прошедшего «лета благости Божией», поделиться радостями, печалями и надеждами, обсудить предстоящие дела и события грядущего года.

Сегодня Церковь града Москвы, собираясь вместе, являет образ единства во Христе. Первое экклесиологическое свойство, признак истинности Церкви — это ее изначальное и заповеданное единство, вера в единую Церковь Христову. Это основополагающая богословская истина христианства. Но эта вера не абстрактная, чисто умозрительная, отвлеченная доктрина. Это каждодневная церковная практика — действующая, добротворящая, проявляющаяся в делах любви и милосердия.

Единство в вере и любви христиане призваны проявлять всюду, везде и во всем, в великом и малом.

Единство в Церкви.

Жизнь в современных условиях ставит перед человеком множество вопросов, требующих конкретного своевременного ответа. Все более актуальной ныне становится тема единства: единства в семье, единства в обществе, единства в Церкви. И этот вопрос отнюдь не праздный.

Господь наш Иисус Христос накануне крестных страданий молился об апостолах: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11).


Таким образом, единство среди верующих ставится Господом во главу угла евангельской проповеди, являясь земной проекцией внутреннего единства Лиц Святой Троицы.

И вся история Церкви — это путь поиска и сохранения драгоценного дара единства.

Единству церковному грозят искушения самых разных разделений, в том числе и по национальному признаку, или под предлогом «борьбы за истину» в общецерковном масштабе. Будучи абсолютно чуждыми церковному сознанию, такие течения легко находят себе последователей в социальной среде, по сути далекой от Православия. Эти явления требуют особого пастырского внимания и терпеливой работы с людьми.

Теперь пойдут конкретные разделы. Я хочу, чтобы не воспринималось это как относящееся только к духовенству города Москвы. Это относится и к духовенству и верующим Подмосковья, и думаю, что и ко всем епархиям Русской Православной Церкви.

Единство прихода.

Церковное единство в общецерковном масштабе проистекает из единства приходской жизни. Приход призван быть единой семьей, где все — единоверные, все — родные, все любимые, где нет чужих, где нет отверженных, или одиноких и забытых.

Деятельность прихода должна влиять на общество, ведь наши прихожане — это люди, у которых есть семьи, работа, свой круг общения, где они могут проповедовать Слово Божие.

Приходя в храм, каждый человек должен почувствовать, что это его храм, что он здесь нужен, что его здесь примут с любовью, и он может не только подать записку или поисповедаться и причаститься, но и получить ответы на вопросы своей духовной жизни.

К сожалению, на больших городских приходах этого подчас и не встретишь. Чтобы члены прихода стали настоящей христианской общиной, их следует в первую очередь научить любить друг друга. Вот где необъятное поле для приложения усилий духовенства, которое само в первую очередь должно показать пример доброжелательности, готовности к диалогу с прихожанами, открытости во взаимоотношениях с общиной, братской любви и уважения, соборной горячей молитвы.

Пастырь Церкви должен быть носителем глубинной христианской культуры. Высота пастырского служения требует от священнослужителя, прежде всего, безупречных нравственных качеств. В то же время совершенно исключается замкнутость, ибо священник всегда обязан общаться с народом.

Люди приходят с разными вопросами, касающимися их личной, семейной или общественной жизни. И требуется умение услышать и понять человека, помочь ему укрепиться в вере.

Молодым священнослужителям хочу напомнить о необходимости хранения церковных традиций. Не все можно выучить в духовных школах, не обо всем можно прочитать. Есть нюансы в церковном богослужении, в церковном обиходе, которые можно только впитать в себя, внимательно всматриваясь, как это делают более опытные священнослужители старшего поколения. Необходимо возгревать в себе благоговейное отношение к богослужению, понимать, что в литургической деятельности священнослужителя нет мелочей. Святейший Патриарх Алексий I приводил наставления своего старца, подвизавшегося в Гефсиманском скиту: «При службе мы как бы в положении человека, несущего в руках драгоценный хрустальный сосуд, наполненный до краев водой. И несем его так, чтобы не расплескать и донести в целости».

Пастырь должен смиренно и самокритично оценивать свои знания и духовную жизнь, с осторожностью и уважением относиться к человеку, пришедшему на исповедь, не злоупотреблять авторитетом священнослужителя для манипулирования людьми. Важно памятовать, что в Таинстве покаяния люди получают прощение не от кого либо иного, как от Самого Господа.

Священнику вовсе не обязательно при каждой исповеди давать кающемуся какие-либо советы, особенно, если их не спрашивают. Иногда бывает достаточно повторить слова Христовы: «Прощаются тебе грехи. Иди и больше не греши» (см. Лк. 7:48; Ин. 5:14). Необходимо внимательно, сочувственно выслушать исповедника, от всей души вместе с ним помолиться Богу о его исправлении и, руководствуясь церковными канонами и правилами, дать разрешение и благословение на богоугодную, чистую жизнь. Духовные наставления, советы по врачеванию душевных недугов и страстей священник может давать, только согласуясь с опытом Церкви.

Младостарчеством наносится огромный, непоправимый вред Церкви. Впадающие в это искушение молодые священнослужители не обладают не только многолетним опытом тяжелой борьбы с собственными страстями, не достигли ни истинного смирения, ни глубокого покаяния, но не имеют даже и простого жизненного опыта и знания людей.

Надо также иметь в виду, что лжедуховничество нередко развивается в болезненной духовной атмосфере, порожденной нездоровыми эсхатологическими чаяниями. Здесь распространяются псевдохристианское мифотворчество, в глазах светских людей дискредитируя Церковь, подрывая доверие к подлинному духовному трезвенному деланию, а также внутрицерковному и общественному служению.

Среди части духовенства и мирян мы иногда видим стремление к различным изменениям в жизни Церкви. Священноначалие Русской Церкви в лице Священного Синода и Архиерейских Соборов не раз высказывало свою позицию по этим вопросам. Пастырям и церковнослужителям следует уделять больше внимания изучению этих определений. Надо памятовать, что какие-либо изменения в жизни Церкви могут совершаться только соборным разумом, церковной Полнотой. В противном случае возникает возможность нарушения единства и распространения соблазна для верующих.

Единство в семье.

2008 год официально объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей.

Сегодня мы вынуждены говорить не только о демографической проблеме — проблеме сокращения численности населения, но и о состоянии современной семьи, где наблюдается отсутствие духовного, нравственного и морального единства.

Для того, чтобы уврачевать недуг разобщенности, Церковь напоминает о необходимости не просто заключения брака, а созидания семьи, о совместной духовной жизни супругов, родителей и детей. Общая молитва, благочестивая жизнь по заповедям Христовым и участие в Таинствах должны объединять семью.

Значительное место в этом деле должно принадлежать приходу. Нам нужно серьезно задуматься над тем, что можно сделать для укрепления семей наших прихожан. Члены прихода, духовенство и миряне, должны не только быть хорошо знакомыми, но и участвовать в жизни друг друга: советом, помощью, молитвой.

Добрым подспорьем в этом может стать воскресная школа, которой необходимо быть на каждом приходе, причем как для детей, так и для взрослых.

Особенно хочу подчеркнуть, что вера не может быть фактором разделения людей. Сейчас, когда встречается, что верующим является только один из супругов, родители ходят в храм, а дети нет, или же наоборот, — в таких случаях Церковь должна смягчать разногласия в семье, а не обострять их. Нужно помогать сохранять такие семьи, насколько это возможно, надеясь на помощь Божию. Неверие одного из супругов — не повод для развода. Об этом и апостол Павел нам напоминал.

К сожалению, сегодня традиционные семейные ценности подвергаются натиску пропаганды вседозволенности и распущенности. Делаются постоянные попытки оправдать низкие пороки ссылкой на необходимость реализации прав и свобод человека. Очевидно, что Православная Церковь не может мириться с описанной ситуацией.

Только на основании принципа жертвенности, самоотдачи и взаимной любви может строиться прочная семья, не подверженная искушениям распада и сохраняющая обретенное в Таинстве брака единство.

О недостатках приходской жизни.

Настоящей бедой нашего времени является грубость нравов, распространившаяся повсюду. К сожалению, проникает она и в ограду Церкви. Нередко она исходит и от самих священнослужителей.

Жизнь прихода не должна низводиться к требоисправлению и получению пожертвований. Заботой духовенства должно быть углубленное воцерковление народа, приобщение его к благочестивой молитвенной жизни в Церкви.

Огромное значение в этой связи имеет социальная деятельность. В прошлые годы при Епархиальном совете были созданы комиссии по разным направлениям общественного служения в больницах, домах престарелых, интернатах, домах заключения. К сожалению, некоторые настоятели проявляют недовольство усердием назначенных на это служение клириков. Это ошибочная позиция. Надо поспешить ее изменить.

Вызывают огорчение недопустимые случаи, когда людям отказывают в милосердии. Например, священник в больнице не допускает инвалида, с большим трудом добравшегося в больничный храм из палаты, к причащению Святых Христовых Таин потому, что тот долгие годы прожил с супругой в законном (зарегистрированном в органах ЗАГСа), но не венчанном браке. Бывает, что клирики не хотят идти в тюрьмы и больницы, преподавать в воскресной школе. Такие священники, видимо, ошиблись в выборе жизненного призвания.

Однако справедливости ради надо сказать, что вокруг очень много положительных примеров осуществления пастырского служения, много ревностных пастырей, готовых в любое время дня и ночи помочь людям. Их труды достойны горячей сердечной благодарности.

К сожалению, до сих пор люди сталкиваются и с грубостью разного характера приходских служащих, как внутри храма, так и вне его, в ограде церкви. Они не только не несут в себе духа любви, а полны раздражения, которым отталкивают людей от Церкви. В конечном итоге ответственность за происходящее ложится на настоятеля. Ведь это он должен привлекать на работу людей, которые будут являть приходящим образ тихого кроткого человека, готового с благорасположением и терпением выслушать от всего сердца ближних. Все, кто работает в церковной ограде, должны оказывать уважение святыне, возле которой они находятся, и людям, пришедшим в Дом Божий.

Конечно, общаться с людьми, многие из которых задают самые разные, в том числе и невежественные вопросы, очень трудно, но наш долг — принимать с любовью всех. Это одно из важных церковных служений.

Особая проблема — паломнические поездки. Паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да еще с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться. Так не лучше ли паломничать к российским святыням?

Блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II в прошлом году говорил о том, что в дни престольных праздников весьма желательно участие в праздничном богослужении клириков близлежащих храмов: в этом проявляется единство Церкви и преодолевается изолированность отдельных приходов. Следует последовать этому благословению.

Очевидным проявлением церковного единства является и полноценное исполнение тех указаний, которые содержатся в циркулярных письмах, направляемых Московской Патриархией на приходы, по поводу тех или иных церковных событий. Иногда настоятели приходов бывают невнимательны к их содержанию, а подчас и ленятся участвовать в общецерковных мероприятиях. Подобная недисциплинированность мешает приходам проявлять соборность.

Слава Богу, мы живем во время абсолютной церковной свободы. Никто и ничто не препятствует развитию приходской жизни на основе традиций и Устава Церкви. В связи с этим обращаю внимание не то, что именно настоятель отвечает за все происходящее на приходе. Если в осуществлении своих задач он сталкивается с затруднениями, надо разрешать их на Приходском собрании. В случае непреодолимых осложнений будет уже вставать вопрос о должностном соответствии настоятеля.

В ряде храмов имеются проблемы с церковным пением. Оно, прежде всего, должно быть не концертным, а молитвенным. Не надо бояться доверять православному народу исполнение простых церковных песнопений.

Новое в законодательстве и практике его применения.

Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах.

Законопроект, после его доработки с учетом предложений Московской Патриархии, будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение.

Вместе с тем, 2 июля 2008 г. вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров.

По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров.

Без проведения торгов могут быть переданы в безвозмездное пользование религиозных организаций также здания детских приютов и воскресных школ при условии предоставления в государственную антимонопольную службу документов, предусмотренных статьей 20 закона «О защите конкуренции».

Важно отметить, что московские приходы и монастыри осуществляют безвозмездное пользование храмами и иными зданиями религиозного назначения, относящимися к памятникам истории и культуры, на основании охранных договоров, заключенных с органами государственной власти г. Москвы.

Однако в октябре сего года многие религиозные организации получили письменные предписания Москомнаследия о необходимости переоформления действующих охранных договоров на договоры безвозмездного пользования в соответствии с новой примерной формой.

В результате состоявшихся переговоров это предписание было отменено.

В соответствии с циркулярным письмом от 21 октября сего года за №7135 не следует переоформлять охранные договоры и заключать договоры безвозмездного пользования в отношении объектов культурного наследия.

Также, согласно с достигнутой с московскими властями договоренностью, страховая оценка и страхование зданий храмов и находящихся в них культурных ценностей производится не будет.

Согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», религиозные организации обязаны ежегодно до 15 апреля представлять в органы юстиции сведения о своей деятельности. Упрощенная форма представления указанных сведений установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 213.

Из министерства юстиции Российской Федерации в Московскую Патриархию поступила информация о том, что ряд московских приходов и монастырей, а также их подворий не исполняют данную обязанность, несмотря на циркулярные письма, своевременно направленные благочинным и отцам настоятелям в 2006 и 2007 гг.

В настоящее время Московская Патриархия ведет переговоры об исключении религиозных организаций из числа юридических лиц, на которые распространяет свое действие статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Вместе с тем, поскольку согласованное решение по данному вопросу еще не принято, религиозные организации должны направлять в органы юстиции вышеозначенные сведения по упрощенной форме. Рекомендации по заполнению данной формы были направлены в адрес приходов и монастырей г. Москвы вышеупомянутыми циркулярными письмами.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений о деятельности религиозной организации по установленной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц религиозной организации в установленном законом порядке.

Поэтому прошу благочинных г. Москвы озаботиться своевременной подачей приходами сведений об осуществляемой ими деятельности в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию соответствующей религиозной организации.

О годовых отчетах.

Это непосредственно касается храмов и монастырей Москвы. Приближается время сдачи годовых отчетов. Как показывает практика последних лет, многие настоятели безответственно относятся к этому, в результате чего отчеты изобилуют многими погрешностями (мягко сказано).

В ряде храмов до сих пор не в полном порядке правоустанавливающая имущественная документация, документация на землевладения, что обычно выясняется при сдаче годовых отчетов.

Нередко настоятели и старосты уклоняются от личного участия в сдаче годовых отчетов и направляют их через малокомпетентных людей, которые не в состоянии ответить на вопросы проверяющего данные отчеты. Это можно рассматривать как свидетельство должностного несоответствия настоятеля.

На протяжении нескольких лет требования к годовым отчетам и их содержанию и оформлению остаются неизменными: отчеты должны иметь содержательные ответы на все предлагаемые вопросы, с необходимыми приложениями фотоматериалов, в обязательном порядке должны быть подписаны настоятелем и председателем Приходского совета, финансовый же отчет — казначеем или бухгалтером, и скреплены печатью прихода. И, конечно же, отчеты должны быть аккуратно оформлены. Излишне говорить, что годовой отчет является документом, свидетельствующим о жизнедеятельности прихода или обители. Прекрасно оформленными и очень содержательными были отчеты за эти годы Рождественского, Зачатьевского, Покровского, Данилова монастырей, Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя, Богоявленского Кафедрального собора, храмов Преображения Господня на Песках, свт. Николая в Звонарях. В ряде храмов превосходно проиллюстрирована приходская жизнедеятельность в приложенных к отчету фотоматериалах храмов, из которых видно, что труженики этих приходов умеют замечательно оформлять исходящую из их приходов документацию, но самое главное — умеют быть организаторами той огромной работы, которую они провели в истекшие годы.

Большинство храмов в сроки подают свои свидетельства о проделанной в прошедших годах работе.

Быстро и оперативно подали отчеты за 2007 год храмы Центрального, Сретенского, Богоявленского, Преображенского, Петропавловского и Зеленоградского благочиний.

На протяжении ряда лет сложилась хорошая практика в Богоявленском, Сретенском и Центральном благочиниях. Здесь отцы благочинные, прежде всего, обращают внимание на отметку о принятии годовых отчетов Московской Патриархией, и только после этого принимают свой экземпляр отчета. Таким образом, эти благочинные всегда «держат руку на пульсе» жизни своего благочиннического округа.

Вместе с тем, есть приходы, которые не подают отчеты в срок. Так, храм свт. Николая Мирликийского в Заяицком и храм свт. Николая на Преображенском кладбище г. Москвы попытались подать в октябре 2008 года Годовые отчеты за прошлый год. Если такие случаи будут иметь место и в будущем, то может быть рассмотрен вопрос о дееспособности руководства прихода.

Срок подачи отчетов в 2009 году со 2 по 28 февраля, согласно графику, переданного отцам благочинным с «Вопросником», который Вам сегодня роздан и на который Вы должны дать исчерпывающие ответы.

***

Завершая доклад, хочу напомнить, что путь к единству, то есть приобщение к подлинной духовной жизни — это долгий и трудный процесс.

Не переоценивая степень влияния Церкви на жизнь современного российского общества, мы все же должны признать, что оно значительно. Несмотря на то, что свидетельство о Христе Церковь совершает в условиях агрессивного давления со стороны идеологии современного потребительского общества, евангельские ценности стали ориентиром жизни для миллионов наших соотечественников. Чудо встречи с Живым Богом дает силы многим из них выстоять в это непростое для нашей страны время.

Каковы бы не были трудности и сложности на нашем пути, следует помнить, что единственная задача существования Церкви на земле — есть спасение людей, приведение их в единение во Христе.

Я благодарю участников Епархиального собрания за проявленное внимание и терпение. Поздравляю всех вас с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием и желаю встретить и провести эти дни в духовном подъеме, духовном единстве и единомыслии между собою, следуя Евангельскому учению, дабы все единодушно, едиными устами и единым сердцем славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5-6). Благодарю вас».

* * *

Архиепископ Истринский Арсений:

«Позвольте, Владыка митрополит, выразить нашу общую сердечную благодарность за те слова и мысли покойного Святейшего Владыки, которые он хотел адресовать в сегодняшний день ко всем нам. Мы очень благодарны Вам, что Вы предварили доклад Его Святейшества своими впечатлениями, воспоминаниями и теми откровениями, которыми Святейший Патриарх поделился с Вами накануне своего дня кончины. Для нас это ценно и памятно, потому что для всех еще ощутима рана и боль потери нашего Святейшего Отца, к которому мы привыкли за эти годы служения, к его руководству, к его наставлениям, к его благословениям и награждениям. И очень редким взысканиям ко всем нам. И вот эта отцовская любовь настолько переполняла московское духовенство, что каждый раз его прибытие в приход было большим событием для приходской или монастырской общины. Но в целом это было торжество Церкви в Москве.

Благодарим Вас, Владыка, за те мысли и слова, которые Вы довели до нашего сердца. Спасибо, Владыка».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Вступив в управление приходами города Москвы, я узнал от членов Епархиального совета, что у Святейшего Патриарха были в течение этих последних месяцев мысли о назначениях, перемещениях, связанных с потребностью времени. И, рассмотрев все это, сегодня, перед открытием нашего собрания, я подписал несколько Указов. О мотивировке к ним и о сути их я прошу в своем выступлении доложить владыку Арсения. Пожалуйста, дорогой владыка. Но прежде я хотел бы непосредственно вам сказать спасибо за то, что вы достойно потрудились при всех этих траурных событиях. Я с первого момента в день кончины видел владыку Арсения и его труд, и он был самоотверженным, как и при жизни Святейшего Патриарха, и в момент до погребения. И сейчас он усердно осуществляет свою помощь в управлении духовенством и приходами города Москвы. И видел я, как активно приняли участие священнослужители города Москвы во всех богослужениях и мероприятиях, связанных с этим.

Священный Синод выразил благодарность высоким лицам, государственным, общественным деятелям, Предстоятелям и представителям Поместных Церквей и последователям других религий и конфессий. А, находясь с вами, я хотел бы сердечно поблагодарить вас. Благодарю владыку Арсения, благодарю братьев архипастырей, викарных епископов города Москвы и Московской области и всех-всех вас: монашествующих, матушек игумений, настоятелей, председателей Приходских советов — всех, кто находится здесь. А кого здесь нет — передайте им мою глубокую и сердечную благодарность за все, что они сделали, чтобы быть и показать себя достойными собратьями, сынами и дочерьми Его Святейшества.

После этого отступления прошу Владыку продолжить».

Архиепископ Истринский Арсений:

«Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы и братья! Как вы знаете, в прошлом году у нас было большое собрание, которое приняло ряд решений по Комиссиям, которые трудятся в нашей Первопрестольной столице и был назначен ряд лиц. Но жизнь Церкви не стоит на месте, она изменяется, и в связи с этим потребность Церкви забрала у нас одного из викариев, который отвечал в городе за молодежное движение. Но пришел новый викарий, который также влился в наше семью, и, надеюсь, милостью Божией он будет также трудиться усердно, как трудился его предшественник владыка Амвросий. У них и титул одинаковый: Бронницкие они. Один Бронницкий был, теперь другой Бронницкий у нас. Так вот, Святейший Патриарх поручил устно владыке Феофилакту осуществлять послушание по окормлению молодежи города. В связи с этим в сегодняшний день должно было поступить распоряжение, но будет, по-видимому, Указ Владыки митрополита о несении такого послушания в связи с изменением руководителей этого направления в городе.

Также, как вы знаете, в этом году произошли изменения по Ново-Иерусалимскому ставропигиальному монастырю. Был назначен новый наместник этой обители — благочинный Всехсвятского округа игумен Феофилакт (Безукладников). И когда его назначили, начал разрабатываться проект реставрации монастыря и совещаний, то Святейший Патриарх сказал, что нужно озаботиться и ближайшее время высвободить отца Феофилакта от обязанностей, которые он несет в городе по Всехсвятскому благочинию. В связи с этим были проведены консультации с рядом лиц, которые могли бы подойти на этот пост. По обсуждении, Его Святейшество остановился на лице, которое предлагается к несению этого послушания. Это лицо из другого благочиния, не Всехсвятского, но когда-то служил в этом благочинии; это протоиерей из Центрального округа Сергий Никитин, настоятель Симеоновской церкви на Арбате. Он будет совмещать и Всехсвятское благочиние, и настоятельство в Симеоновской церкви, а также настоятельство в храме «Отрада и Утешение». В связи с этим я прошу отца Феофилакта и отца Сергия Никитина по окончании собрания подойти и получить соответствующие Указы управляющего епархией об изменениях. Вот такие пока изменения. В отношении вдовствующих настоятельских мест — эти вопросы будут решены гораздо позднее, по истечении определенного времени в связи со случившейся трагедией в нашей Московской епархии. Поэтому те временно назначенные служители приходов, которые исполняют обязанности настоятелей — они так и продолжают исполнять эти обязанности. Вот то, что я хотел бы довести до вашего внимания».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Я в самом начале выступления сказал, что можно в письменной форме подавать со своей подписью записки. Отец Владимир, сейчас передавая мне две записки, прокомментировал: видимо, из-за того, что надо подписываться, не все прислали. Но вот сейчас у меня одна такая записка. Я ее прочитаю полностью: «Ваше Высокопреосвященство! В Вашем вступительном слове владыка митрополит Ювеналий отметил, что он сократил ту часть Слова Святейшего Патриарха Алексия, которая была посвящена критическим замечаниям священству и наставлениям им. Есть ли какая-то возможность ознакомиться с полным (подчеркнуто) текстом доклада Святейшего Патриарха Алексия? Ведь Святейший Патриарх, управляя Московской епархией в течение 18 лет, особенно чувствовал устроение священства и то, что необходимо исправить. К тому же, последний доклад Святейшего является заветом всем нам. Иерей Виктор Гусев, храм Державной иконы Божией Матери в Чертанове».

Я хочу пояснить. Дело в том, что в понедельник, встречаясь с членами Епархиального совета, я от некоторых из них услышал, что Святейший, получив этот текст и «пробежав» его, сказал, что очень многое нужно еще доработать: «Мне сегодня еще ночь придется работать, смотреть». Этот текст был у него как проект, черновой проект. Поэтому нельзя считать, что это канонический текст, который мы с его стола взяли.

Во-вторых, есть один деликатный момент. Этот доклад оглашен, он будет растиражирован, тот вариант, который я вам огласил. А мы знаем, что мы живем не в очень дружеском окружении средств массовой информации. Мы это каждый на себе, может быть, испытали. Кто не испытал — слава Богу. Так вот, когда был бы опубликован этот доклад с очень резкими суждениями, то выглядело бы это не очень тактично и морально. Не прошло еще и девять дней после кончины Святейшего, а мы сегодня собираемся согласно его плану, как он намечал проводить собрание, тут ничего не меняя. И митрополит Крутицкий начал с критики того, что делалось в городе Москве за 18 лет управления Святейшим. Поэтому, когда я смотрел этот текст, я мысленно видел перед собой этих критиков и решил не давать им пищу для такого размышления. Я говорил о самом важном и умышленно предварил это замечанием, что это может относиться к духовенству и приходам Московской области, да и, наверное, ко всем епархиям Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх, действительно, знал жизнь всей Церкви, не только духовенства города Москвы. После произнесения этих докладов они печатались и рассылались по всей Церкви. Это были действительно наставления. Поэтому я уклонился давать те моменты, которые были бы для Церкви не полезны. А то, что нужно для нашего назидания, как просит меня автор этой записки — все это выполнено полностью.

Теперь еще одна записка: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! В этом году были перенесены мощи преподобной Евфросинии Московской в Архангельский собор Московского Кремля. Преподобная очень много сделала для Первопрестольного града Москвы и в целом для России. И еще при жизни называли ее матерью, а после кончины — покровительницей. Она и по сей день являет пример и образ для подражания в женском служении людям и Богу. Смиренно прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, рассмотреть вопрос о возможности отметить дни памяти преподобной Евфросинии Московской в нашем официальном календаре для совершения ей полиелейной или бденной службы в храмах Москвы и области. Смиренный послушник Вашего Высокопреосвященства протоиерей Алексий Ладыгин».

Я думаю, что этот вопрос я передам Патриаршему Местоблюстителю, а он, я надеюсь, передаст это новому Святейшему Патриарху. В спешном порядке принимать решение, я думаю, нельзя по этому вопросу, потому что автор говорит о том, что преподобная Евфросиния имела отношение не только к судьбам Москвы, но и ко всей России. Поэтому этот вопрос, наверное, через Богослужебную комиссию сначала, будет рассмотрен, и будет принято по нему соответствующее решение.

Есть один вопрос частного характера, но он не касается всего собрания, о храме, о его росписи, я его не буду оглашать.

Еще один вопрос, он касается, по-моему, всех: «В храме Всех святых на Соколе настоятель установил видеокамеры наблюдения, слежения. Как это выглядит с этической точки зрения? Ведь объектом наблюдения становятся не только клирики, но и миряне, пришедшие для интимного общения с Богом. Священник и прихожане». А имя не упомянул, значит, полуанонимное. Дело вот в чем, братья. За последнее время очень неблагоприятная обстановка вокруг наших храмов. Я не имею в виду храмы только Москвы — по всей России. Убивают священников, поджигают церкви, огромное число краж. Поэтому, я не знаю, какие были тут циркуляры в городе Москве, но в Московской области мы неоднократно настаивали и требовали, чтобы охранная сигнализация была при каждом храме. И отвергать вот эту видеозапись я не считаю правильным, но надо знать, я конкретно не понял из записки, где она — внутри или вне, — но видеозапись охранную необходимо иметь везде. Это моя точка зрения.

Конкретный вопрос об открытии храма. Я его тоже не оглашаю, это частное.

Есть ли еще вопросы?

Спасибо и за вопросы, и спасибо за внимание, с которым проведено сегодняшнее ваше участие в этом собрании. Я думаю, что после Рождества мы вновь соберемся в тот день, который наметим для выборов трех делегатов на Собор. Но очень бы вас просил, во имя любви к Святейшему, особо усердно в храмах города Москвы совершать свое пастырское служение, потому что через наши дела, через наше служение или славится, или, чего не дай Бог, хулится имя Божие. А в период, когда мы еще сорок дней не помянули надлежащим образом Святейшего, себе позволять какие-то послабления в жизни и служении — это недопустимо.

Еще раз всех благодарю, желаю помощи Божией в вашем служении. И на этом наше собрание закончено».

Архиепископ Истринский Арсений:

«Позвольте, Владыка митрополит, и Вам выразить сердечную благодарность за то, что Вы не отменили намеченного Святейшим Патриархом собрания и провели его в назначенное число, и сказали все то, что Святейший Отец хотел довести до нашего сознания, чтобы мы были усердными служителями на ниве Христовой. И позвольте Вам пожелать благословенных успехов в служении Церкви Христовой и народу Божию».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Братья, еще забыл один важный для каждого из вас вопрос. У Святейшего Патриарха была традиция: в перерывы, а сегодня у нас перерыва не было, значит, сразу по окончании, всем предлагается чай. Поэтому, когда мы сейчас помолимся, приходите на чаек. Спасибо. Помолимся».

Собрание закончено пением «Достойно есть».

Председатель Епархиального собрания митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Заместитель Председателя Епархиального собрания Архиепископ Истринский Арсений

Секретарь Епархиального собрания протоиерей Владимир Диваков

Члены епархиального собрания:

игумен Сергий (Воронков)

Т.А. Алтухова

Сайт Московской епархии/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/510861.html

Связанные материалы