Выступление на Епархиальном собрании (1992 г.)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления на Епархиальном собрании Москвы
11 декабря 1992 года
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры!
Мысль о нашей сегодняшней встрече не покидала меня с момента нашего последнего собрания, которое состоялось 30 марта 1991 года. Однако важные события в жизни нашей Церкви, которые имели место в этом году,- визиты в братские Поместные Православные Церкви, посещение многих епархий, обителей, приходов, совершение мною только за этот неполный год 238 богослужений, 99 хиротоний (41 священнических и 58 диаконских), а также повседневные церковные дела поглощали все время.
Жизнь нашей Святой Церкви, ее роль в современном обществе, а также жизнь наших столичных приходов ставит перед нами много важных вопросов, которых мы постараемся коснуться во время нашей сегодняшней встречи. Прежде всего хочу напомнить, что на сегодняшний день в Москве в ведении Московской Патриархии имеются 197 православных приходов, многие из которых имеют приписные храмы. Всего приходских православных храмов на сегодняшний день 222. Богослужения совершаются в 132 храмах, остальные или не имеют крыши, находясь в руинированном состоянии, или не освобождены еще прежними арендаторами. В это число не входят 7 кремлевских храмов, 7 храмов патриаршего подворья в Китай-городе, 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 10 храмов при государственных учреждениях - больницах и тюрьмах, 4 строящихся храма, 2 колокольни и одна часовня. Не входят в это число и храмы четырех мужских монастырей - Данилова, Донского, Новоспасского и Николо-Угрешского с 23 храмами.
В настоящее время в Москве 6 благочиннических округов. <...>
На приходах Москвы служат 334 священника и 96 диаконов. Всего 430 священнослужителей, не считая духовенства монастырей. С 1988 года количество храмов в Москве увеличилось более чем в 5 раз, а духовенства - только в 2 раза.
В связи с тем, что большинство новооткрытых храмов находится внутри Садового кольца, центральное благочиние оказалось самым перегруженным - 82 храма. В качестве первого шага считаю целесообразным разделить его на три благочиния - Китайгородское, Москворецкое и Центральное.
В Москворецкое благочиние войдут все храмы, находящиеся в Замоскворечье в радиусе Садового кольца, остальные храмы останутся в Центральном благочинии. В Китайгородское благочиние войдут храмы, находящиеся в границе бывшей стены Китай-города, остальные храмы останутся в Центральном благочинии.
Но шаг этот будет иметь продолжение. В годовых отчетах, которые вы будете заполнять, необходимо указать, к какому административно-территориальному округу и к какой префектуре относится храм, и тогда, учитывая новые административные разделения, возможно, произойдет перераспределение храмов по благочиниям с учетом реальных административных границ и, видимо, учреждение новых благочиний. <...>
На прошлом собрании мы говорили о том, что Церковь переживает весьма сложное, но и благодатное время, когда перед ней открываются новые возможности. Многие с надеждой смотрят на Церковь.
В последнее время усилилась экспансия инославных и новых религиозных течений, вкладывающих огромные средства (в том числе валютные) в распространение своих учений. Например, только на рекламу недавних выступлений в Москве американского проповедника Билли Грэма было израсходовано 365 тысяч долларов.
Сегодня к нам приходят проповедники и с Востока, и с Запада. С Востока - кришнаиты, последователи Муна, последователи различных мистических учений; с Запада - римо-католические миссионеры, протестантские фундаменталисты и даже сатанисты. Я глубоко убежден, что все эти проповедники и лжеучителя не столько хотят просветить верой народ русский, сколько хотят разделить его еще и по вероисповедному признаку. Мы сегодня разделены по политическим взглядам, по социальным убеждениям, по национальной принадлежности, но нас хотят разделить еще и по религиозным убеждениям. В этом я вижу главную опасность.
Обидно видеть неспособность иных священнослужителей противостоять этой массированной пропаганде, идущей с Запада и Востока. Многие священнослужители даже не пытаются узнать суть этих учений, хотя о них довольно пространно повествуется и в церковной прессе, и в издаваемой по нашему благословению литературе.
Многие из тех, что приходят сдавать экзамены уже в диаконском достоинстве перед священнической хиротонией, не знают, что такое Русская Зарубежная Церковь. А нужно хорошо знать тех, кто сегодня проповедует среди нас и пытается увести наших верующих из ограды канонической Церкви.
Многие приходы, несмотря на наше обращение, до сего времени проявляют нежелание открывать воскресные школы. Там же, где такие школы действуют, они в большинстве случаев созданы и работают благодаря инициативе какого-либо одного священнослужителя; другие же, в том числе и имеющие духовное образование, не стремятся к духовному просвещению верующих, уклоняются от преподавания в воскресных школах. И среди старост и членов приходских советов есть лица, имеющие духовное образование, но безучастные к духовному просвещению, хотя могли бы оказать действенную помощь в этом деле. Старосты ряда храмов мало уделяют внимания заботам о воскресной школе. В годовом отчете каждого прихода есть вопросы по воскресной школе, и проанализировав полученные ответы, мы будем делать соответствующие выводы. Дети - наше будущее. И сегодня, когда делается массированная попытка нравственного разложения молодежи через порнографическую литературу, через видеотеки, через средства массовой информации, особенно телевидение, необходимо, чтобы дети, которые с таким желанием хотят учиться основам веры, нравственности и духовности, получали бы духовное просвещение при храмах Православной Церкви.
На прошлом собрании мы также говорили о том, что следует уделить особое внимание проповеди, литургической жизни, совершению Святых Таин. Необходимо, чтобы богослужения совершались благоговейно, по Уставу, следует приложить все усилия, чтобы полностью исключить небрежное, поспешное, неблагоговейное совершение Таинств и треб. К большому огорчению, нам известно, что некоторые священнослужители не проповедуют даже в воскресные и праздничные дни. Некоторые считают, что проповедь - это прерогатива только настоятеля.
В наше время в храм Божий приходят люди самых разных возрастов, и все они жаждут услышать и Священную историю, и жития святых, и объяснения богослужений, и объяснения молитв. Но, к сожалению, проповедь часто бывает неподготовленной, носит схоластический характер, поэтому некоторые прихожане из вновь пришедших в ограду церковную, не получив должного духовного удовлетворения, идут на проповеди протестантских и других новоявленных проповедников. И таким образом люди, только что пришедшие в Церковь, не слышат живого слова пастыря и уходят из нее.
Прошу столичное духовенство с большим усердием и вниманием отнестись к проповеди слова Божия. Отцов благочинных прошу уделить этому вопросу особое, первостепенное внимание. Священнослужителей, которые не желают исполнять свое прямое предназначение - проповедовать словом и житием, несмотря на наши трудности с кадрами, мы вынуждены будем освобождать от несения пастырских обязанностей в Москве, направлять их в область или же применять к ним, как к не исполнившим данной при принятии сана присяги и не исполняющим завет апостола: горе мне, если не благовествую (1 Кор. 9, 16), еще более строгие канонические меры.
Большую скорбь вызывает упадок духовничества. Немало нареканий поступает на то, что многие современные священники являются требоисполнителями, неспособными чувствовать боль человеческого сердца, как свою собственную боль, и поэтому не способными уврачевать душевные раны приходящих к ним. Не хочу сказать, что таких священников большинство, но они есть.
Несмотря на обращения Святейшего Патриарха Алексия I и мои о том, что нам необходимо изживать так называемую общую исповедь, она продолжает существовать, и таким образом Таинство часто превращается в формальность. Общее слово перед исповедью, особенно в дни поста, конечно, уместно для напоминания заповедей Божиих и грехов, совершаемых против них. Но это слово никак не избавляет от индивидуальной исповеди каждого приходящего. Некоторые священники считают, что они достаточно сказали обо всем в своем слове. Если исповедующийся пытается высказать что-то еще, что его тяготит, что лежит у него на сердце, они иногда с силой наклоняют такому голову, накладывая епитрахиль. Таким образом, люди, понимающие, как следует исповедоваться, отвыкают от правильной исповеди, не говоря уже о тех, кто недавно пришел в Церковь.
Я только что был в США. В нашем Никольском патриаршем соборе в Нью-Йорке недавно образована церковноприходская воскресная школа, в которой 56 детей. В основном это дети российских дипломатов при ООН. И вот о чем мне свидетельствовали священники. Дети понимают, как нужно исповедоваться. Говорят о ссорах со своими ближними, говорят об обидах и жестокостях по отношению к животным. К сожалению, многие православные люди в результате общей исповеди отвыкают каяться в своих грехах, отвыкают осознавать свои грехи.
Надо возвращать исповеди то значение, которое она имеет в Церкви. Сейчас мы имеем уже большое количество храмов, народ несколько рассредоточился, и есть возможность выслушать уже большее количество людей, чем это было раньше. Если это сложно сделать в дни праздника или поста, то следует начинать исповедь накануне праздника или в субботние вечера. Это даст возможность людям с вечера покаяться, даст возможность осознать свои грехи и будет приучать их к индивидуальной исповеди. Человек должен получить душевное облегчение от исповеди, а не горечь в результате формального ее исполнения.
Люди сетуют на то, что вышли из практики епитимьи. Вышли - по той причине, о которой я только что сказал. Если священник имеет душепопечительство о своих чадах, он с любовью наложит нужную епитимью и по древнему обычаю сам исполнит ее. Но при ином отношении наложение епитимьи может стать непосильным бременем для человека и тем самым оттолкнуть его от Церкви. Какие епитимьи накладывать и по какому поводу - это важная забота духовников.
В последние годы увеличилось число венчающихся, но часто это делается только ради того, чтобы отдать дань моде. Люди сейчас стараются получить благословение Церкви, чтобы скрепить свои семейные узы. Но здесь необходима катехизация. Нужно и поинтересоваться: крещены ли венчающиеся, не состоят ли они в близком, кровном или духовном родстве, посещают ли они Церковь, давно ли исповедовались и причащались? И делать это следует заранее, предупредив об этом тех, кто работает за свечным ящиком или в регистратуре, куда обычно обращаются новобрачные.
Сейчас крестятся много взрослых, и им необходимо создать все условия, чтобы это Таинство совершалось в соответствии с апостольскими правилами через полное погружение. Прошло полтора года с того момента, как я обращался к духовенству с этим вопросом, но, к сожалению, положение не меняется к лучшему. За последнее время появилось не так много храмов, где Крещение совершается полным погружением. Придется, видимо, в дальнейшем разрешать Крещение взрослых только в тех церквах, в которых имеются баптистерии, чтобы не вызывать нареканий со стороны верующих, которые считают это строго необходимым. Также многие священнослужители словно и не услышали нашего предупреждения о том, что Таинство Крещения обязательно должна предварять катехизация, что оно должно совершаться благоговейно и не спеша. Но поступающие жалобы свидетельствуют о том, что Крещение часто совершается небрежно, поспешно, сокращенно, причем сокращаются часто сакраментальные его части.
Продолжают поступать жалобы на то, что днем многие храмы закрыты, служба в них совершается спешно, священник, закончив, исчезает бесследно, забывая о своем долге пастырского попечительства. В то же время не дремлют другие новоявленные благовестники, проповедуя целыми днями в метро, на площадях и в подземных переходах. Известны случаи совершения некоторых треб и служб псаломщиками, что вообще недопустимо. <...>
Еще раз напоминаю, что храм Божий должен быть доступным для тех, кто не может прийти рано утром и поздно вечером, а также о том, что редко в храм люди идут с радостью, а больше - с горестью.
Вы посмотрите, какой подход у всех этих "проповедников": они готовы выслушать каждого, а наши священнослужители ждут, пока к ним придут. Часто, когда обращаются к священникам с различными вопросами, может быть, иногда очень примитивными, они отвечают: нет времени.
И люди остаются без ответов на животрепещущие для них вопросы. Люди, приходя с горем, особенно нуждаются в утешении и помощи, в пастырском слове, так что присутствие священника в храме необходимо и днем - как для бесед, так и для исполнения треб. Чаще всего у нас в московских храмах более трех священников, и надо распределить время между ними так, чтобы храм был всегда открыт.
Необходимо, конечно, учитывая криминогенную обстановку в городе, обеспечивать безопасность икон, священных предметов, но очень важно, чтобы человек мог прийти в храм, поставить свечу, помолиться, побеседовать со священником.
К нам продолжают поступать жалобы на трудность вызова священника для выполнения треб на дому.
В некоторых храмах с порога отказывают, в некоторых священники, боясь открыто отказать, отмалчиваются. Таким образом, человек, просящий о требе, а иногда и о причащении умирающего Святых Христовых Таин, простояв полдня или целый день в храме, уходит ни с чем! Впредь подобные жалобы будут оцениваться как отказ от совершения треб, и мы будем принимать соответствующие меры.
Участились жалобы на вымогательство в некоторых храмах священнослужителями денег от прихожан при совершении ими Таинств и треб. Проведенное расследование подтвердило правильность ряда жалоб. Двое священнослужителей мною строго предупреждены, что вымогательство денег за совершения Таинств и треб есть симония, и в дальнейшем они будут наказаны по всей строгости православных канонов. В настоящий момент они переведены в другие храмы.
Еще чаще поступают жалобы на вымогательство со стороны певчих при совершении отпевания, венчания и других треб, причем часто эти инициативы поддерживаются священнослужителями. Обязываю благочинных округов рассматривать каждую жалобу, которые будут поступать и, если приходские советы таких храмов не способны пресечь подобные поползновения со стороны певчих, ставить вопрос о соответствии должности председателя приходского совета. Оформлять оплату хора при отпевании и венчании надо за свечным ящиком.
На прошлом собрании я предупреждал настоятелей, членов прихода, старост храмов о необходимости их общего присутствия за богослужением в воскресные и праздничные дни. Однако мне известно, что до сих пор некоторые настоятели и священнослужители, не говоря уже о старостах, этого не выполняют. В случае непосещения богослужений старостами храмов также необходимо в соответствии с требованием устава ставить вопрос об их переизбрании.
Многие настоятели в последнее время стараются быть одновременно и старостами. Мы допускаем это при конфликтных ситуациях на приходах, а также в новых приходах на время их формирования и становления. Но часто настоятели, выполняя функции старосты, меньше уделяют внимание духовному делу, некоторые из них, не имея хозяйственного опыта, становятся тормозом в реставрации храма, в хозяйственных делах. Следует соразмерить свои способности и желания, чтобы не приходилось кого-то освобождать в административном порядке.
Прискорбно бывает видеть, как люди, получив даже небольшую власть, меняются к худшему. Подобное еще можно понять, когда это происходит вне Церкви, но в Церкви, где образцом для подражания каждому является Христос Спаситель, смиривший себя даже до смерти, это необъяснимо и недопустимо. Я имею в виду высокомерие, грубость, увы, даже хамство, которые стали присущи некоторым священнослужителям, притом на всех ступенях церковной иерархии, и церковным служащим - от старост до продавцов и уборщиц.
Грубость недопустима в Церкви. Мы будем бороться с ее проявлениями, и требуем от вас, от настоятелей в первую очередь, чтобы грубость изживалась самым решительным образом. Прихожане в храме должны видеть внимание, особенно вновь приходящие, которых следует встречать приветливо и терпеливо, несмотря на то, что они часто задают вопросы, которые для нас, людей, родившихся или всю свою жизнь проведших в Церкви, кажутся странными и непонятными.
Пусть человек, который переступил порог Церкви или даже только ограды церковной, почувствует, что он пришел в особое место, место благодатное, где его встречают с любовью, а не отгоняют. Поймите тех людей, которые сегодня приходят к нам. Для многих это сопряжено с преодолением огромного психологического барьера. 70 лет их воспитывали, что религия - опиум для народа. Церковь подвергалась постоянной критике, ее постоянно мазали черной краской. И вот человек начинает осознавать, что без духовных начал нельзя жить. Поэтому к каждому, кто впервые переступает порог церковной ограды, должно быть проявлено особо внимательное отношение, а не грубость, потому что грубость оттолкнет. От того, какова будет эта первая встреча человека с Церковью, зависит, состоится или нет следующая встреча.
Печально, если человек пришел в церковь и не нашел того, чего он искал. Надо, чтобы люди находили доброту у всех церковных работников, с которыми они встречаются. И мы должны умножать эту доброту, прививать людям любовь друг к другу.
Когда я был еще митрополитом Таллинским, то тоже боролся с грубостью в кафедральном соборе и с грубостью за свечным ящиком и говорил о ее недопустимости. Хотя люди были интеллигентные, но говорили: "Как же не грубить, когда показывают на покойника и спрашивают: а кто там лежит? Мы и ответили: а кто там может лежать?" Грубость? Но поставьте себя на их место. Ведь со смертью люди все меньше и меньше встречаются. Раньше покойников возили на дрогах в открытом гробу, потом на черных автобусах, потом на автобусе с черной полосой, а сейчас уже на обычном автобусе. Есть определенная тенденция к тому, чтобы человеку не напоминать о смерти; и когда человек приходит первый раз в церковь, для него, может быть, непонятно, почему покойник лежит там открыто, и ему надо объяснить, что принесли усопшего для того, чтобы отдать ему последний долг, совершить христианское отпевание,- но не хамить.
Грустную картину являет внешнее убранство некоторых храмов в дни Рождества Христова и в праздник Святой Троицы, когда даже улицы и площади города сейчас украшаются праздничной символикой, а церковь выглядит буднично, словно и не праздник. Ежегодно в Великую Субботу я бываю в 10-12 храмах, прикладываюсь к Святой Плащанице, наблюдаю, как совершается освящение пасох и куличей.
Не всегда благоприятное впечатление остается после этих посещений. Чтобы сохранить вышивку на Плащанице, ее часто заматывают материалом или полотенцами, но иногда такого вида и состояния...
Отцов благочинных я прошу обратить на это внимание и предупредить настоятелей и старост храмов, что забота о благолепии храма должна быть их первостепенной задачей, как это и отражено в уставе прихода.
Особо хочу отметить и поблагодарить ряд настоятелей вновь открытых храмов, которые, несмотря на трудности восстановления, порой не имея никаких удобств, а иногда и под открытым небом, самоотверженно совершают свое служение. Это - протоиереи Димитрий Смирнов, Александр Куликов, Александр Шаргунов, Сергий Поляков, Владимир Чувикин, Владимир Харитонов, Владимир Тимаков, Геннадий Нефедов, Иоанн Мазов, Федор Соколов, Герасим Иванов, Георгий Мезенцев, Глеб Афанасиев, Стефан Ткач, Николай Кречетов, священники Сергий Романов, Сергий Косов, Марк Клименко, Александр Зайцев, иеромонахи Феофилакт (Безукладников), Сергий (Объедков), Кирилл (Сахаров) и ряд других священнослужителей. Не менее самоотверженно трудятся некоторые другие священнослужители для организации духовного просвещения и дел милосердия. Здесь я хотел бы выразить благодарность протоиереям Аркадию Шатову, Владимиру Воробьеву.
В то же время ряд настоятелей за бездеятельность пришлось освободить, увольняя их за штат или переводя на другой приход рядовыми священниками. Три священнослужителя Москвы запрещены в священнослужении. <...>
Один из них, наиболее активно выступавший против Московской Патриархии и Cвященноначалия, подал покаянное прошение о принятии его снова в лоно Матери-Церкви.
В дальнейшем в случае бездеятельности и безынициативности, не говоря уже о других жалобах, мы вынуждены будем отстранять настоятелей храмов от должности и в лучшем случае назначать рядовыми священнослужителями.
Говорили мы на прошлом собрании и о церковной дисциплине. Некоторые под этим, по-видимому, подразумевают дисциплину только в стенах храма. Однако это не так.
Сегодня становится модным пошив рясы, и особенно подрясника, греческого покроя, а то и под западный стиль - сутаной. Считаю, что всем священнослужителям следует придерживаться покроя одежды, присущей русскому православному духовенству, особенно это касается молодых священнослужителей. То, что допустимо для архиерея, не всегда приличествует начинающему священнику. Следует ли напоминать, что рясы не должны быть ярких цветов; основной цвет рясы - черный.
Выйдя из храма, многие священнослужители словно забывают, что они священники. <...>
Служитель Божий призван быть везде и всегда образцом для других, верным в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Несмотря на кадровые трудности мы будем отстранять от служения священнослужителей, позорящих свой сан.
Досадно смотреть по телевидению иные интервью, которые дают священнослужители без должной подготовки, причем часто это делается от лица Русской Православной Церкви. Никто не давал им право выступать от имени Церкви; такие интервью только бросают на нее тень.
От имени Русской Православной Церкви может говорить только Поместный Собор, Архиерейский Собор, Синод и Патриарх или те, кому это поручено. Каждый священнослужитель может высказать свою точку зрения, но он должен подчеркнуть, что говорит не от имени всей Русской Православной Церкви. Выражая свое мнение, священник должен это делать продуманно.
Некоторые священнослужители не обладают даром слова, необходимыми богословскими знаниями, а иногда являются просто малосведущими в тех вопросах, разбирать которые берутся.
Чтобы не нанести вред церковному делу, лучше посоветовать журналистам обратиться к тому, кто таким даром и знаниями обладает.
Сегодня также приходится напоминать о том, что, согласно каноническим правилам, освящение храма, его закладка и сооружение совершаются только с благословения правящего архиерея. На днях в одной из московских газет была опубликована заметка об освящении закладки часовни в районе Богородского. Моего благословения как правящего архиерея на это было. Не верилось, что такое мог сделать священник Московского Патриархата, но тем не менее это так. При повторении подобных самочинных действий виновные будут наказаны.
Частыми стали обращения с просьбами о назначении того иного лица настоятелем во вновь открытый храм, а также о назначении рядовых священнослужителей. Духовные школы не могут быстро восполнить дефицит духовенства. Поэтому на прошлом Епархиальном собрании я обращался к настоятелям с просьбой рекомендовать достойных, имеющих призвание кандидатов к рукоположению в священный сан, которые предварительно должны быть проэкзаменованы на Епархиальном совете. За счет этих кандидатов несколько уменьшился дефицит кадров священнослужителей, но не намного. На сегодняшний день число рекомендуемых очень мало. Не верится, что уже исчерпаны все ресурсы, что нет достойных кандидатов. Видимо робость не позволяет некоторым священнослужителям дать рекомендацию этим кандидатам. Вновь обращаюсь к отцам настоятелям с призывом к более активному их участию в решении наших общих кадровых вопросов для восполнения кадров благочестивыми мирянами. Но, конечно, к рекомендациям надо относиться ответственно, потому что бывали случаи, когда настоятели давали рекомендацию, а на экзамене эти кандидаты проявляли полную беспомощность, элементарное незнание вещей, которых каждый простой христианин должен знать.
Рукоположенные в священный сан не всегда получают должное внимание и обучение со стороны рекомендовавших их священнослужителей. Не имея духовного опыта и навыков, некоторые из них ударяются в крайности, или проявляя ревность не по разуму, или становясь на путь реформации. Такие священнослужители, не обучавшиеся в духовных школах, в дальнейшем будут вызываться на собеседование и на переэкзаменовку в Епархиальный совет, а также на богослужения в кафедральный собор или в центральные храмы благочиния.
Многочисленны жалобы на отсутствие должного контроля при распределении гуманитарной помощи. Во многих приходах не ведется список прихожан, которые нуждаются в помощи, которые, заболев и не имея возможности дойти до храма, лишаются всякой связи с приходом. Гуманитарная помощь иногда распределяется только среди "своих": служащих, знакомых, а порой и посторонних для храма людей. В то же время малообеспеченные прихожане, находящиеся на грани нищеты, бывают ее лишены. Известны случаи, когда такая помощь выдавалась за деньги, а также с нагрузкой, когда навязывалась та или иная литература.
Прошу настоятелей приходов создать актив из прихожан, которым следует поручить составлять списки больных, одиноких, многодетных, малообеспеченных прихожан и согласно этим спискам организовать их посещение, принося им святую воду, просфоры, гуманитарную помощь. Помощь следует распределять по спискам с указанием фамилии, адреса и телефона. Списки должны храниться в храме и проверяться. Если за ее распространение настоятель или староста будут взимать деньги, то к ним будут приняты самые жесткие меры.
Нередки жалобы на нарушение устава об управлении Русской Православной Церкви, когда настоятель или староста единолично руководит приходом, не считаясь ни с кем. В некоторых храмах такие настоятели и старосты препятствуют ревизионным комиссиям выполнять свои прямые обязанности. В результате комиссии бездействуют. Как правило, это происходит в тех храмах, где старосты не избирались, а назначались внешними силами в прошедшие тяжелые времена. Проведенные выборочные ревизии Московской Патриархии выявили факты вопиющего нарушения бухгалтерского учета, расхищения церковных средств в храме Всех святых на Соколе, Воскресения Словущего на Арбате, Преображения Господня в Богородском, Илии Пророка в Черкизове. Даже в присутствии членов ревизионной комиссии делались попытки хищения. С кем же мы имеем дело? С бандитами или с избранными членами церковных советов? В результате проведенных проверок кое-где пришлось распустить приходские собрания, учредить патриаршие подворья. Патриаршие подворья пришлось учредить и в тех приходах, которые бездействовали и показали свою недееспособность.
Подобные ревизионные проверки будут проводиться Московской Патриархией и в будущем. В необходимых случаях в соответствии с законом будут приниматься строгие меры. В случае, когда приходское собрание бездействует и неспособно в соответствии с требованием устава организовать мирную христианскую жизнь приходской общины, оно будет распускаться до стабилизации положения в приходе, и будет учреждаться патриаршее подворье. При этом, возможно, будет ставиться вопрос и о замене настоятеля. В наше трудное время необходимо, чтобы на каждом приходе царили мир, согласие, любовь и все вопросы приходской жизни решались соборным разумом и в духе взаимной любви.
Участились случаи хищения церковных предметов из храмов. Многие храмы днем практически не защищены от налетов хулиганов и грабителей. Часто в храмах днем отсутствуют сторожа, причем о случаях хищения в некоторых храмах в Патриархию не сообщают, хотя из уголовного розыска туда поступают звонки с сообщениями о задержании людей с церковными вещами и с вопросами: не было ли за последнее время в храмах Москвы каких-либо хищений? Несообщения о хищениях мешают возвращению похищенного. В связи с обострением криминогенной обстановки в городе необходимо позаботиться о сохранении наших материальных ценностей, а также о том, чтобы не допустить осквернения наших святынь. Приходским советам не надо забывать о том, что они несут материальную ответственность и в случае хищения обязаны возместить ущерб, если не приняли должных мер охраны.
Поступают претензии со стороны государственного управления по охране памятников культуры на действия некоторых приходских общин, не желающих согласовывать с ним проектные работы по реставрации храма, а также допускающих самовольную перепланировку исторических памятников и записывание частично сохранившейся живописи, которую следует восстанавливать. Практически все храмы состоят на балансе управления по охране памятников, и существующие законы предоставляют ему возможность контролировать состояние памятников. В случае нарушений управление вправе налагать штрафные санкции, что при наших нынешних финансовых трудностях весьма нежелательно.
Сейчас, после возвращения ряда архитектурных памятников и некоторых церковных музейных ценностей, возникла необходимость создания церковного отдела по архитектуре и церковному наследию, и такой отдел в ближайшее время нами будет создан. У нас есть верующие архитекторы, искусствоведы, проработавшие в государственных музеях много лет, и они смогут быть не только руководящими работниками этого отдела, но и консультантами и посредниками при возникновении конфликтных ситуаций в приходах.
Как я неоднократно говорил в своих выступлениях в печати, нас хотят поссорить с культурой. Мы должны показать, что способны реставрировать и содержать храмы и другие ценности на должном уровне, но показать так, чтобы не усилить возникающего противостояния между Церковью и работниками культуры, чтобы не спровоцировать издание нового закона, который поставит Церковь в более трудное положение. Никакого противостояния между Министерством культуры и Церковью быть не должно. Нагнетание этого противостояния - очередная надуманная акция, направленная против Церкви.
Некоторые приходы, как ранее действовавшие, так и вновь открытые, не заботятся о получении документации на храмовые постройки, на земельный участок, который храм занимает. В дальнейшем может возникнуть ситуация, в результате которой придется платить арендную плату. Церковь создала эти архитектурные памятники, веками хранила их, сможет сохранить и сейчас. Только несколько десятилетий назад музейные работники и министерство культуры частично взяли это на себя и теперь часто высказывают мнение, что если все вернуть Церкви, то памятники истории разрушатся. Это ложь.
На мое имя приходят письма от священнослужителей с призывом положить предел самовольным и безграмотным реставрациям живописи, иконописи и архитектурных деталей. Этот вопрос ставят обычно священнослужители, имеющие искусствоведческое образование, и заслуженно ставят, потому что иногда реставрация делается на таком низком профессиональном уровне, что вызывает резкую критику.
Имеются жалобы на то, что постоянно действующие храмы мало отзывчивы к вновь открываемым, порой отказывая им даже в мелочах. Об этом нами уже говорилось на предыдущем собрании. Но сейчас хочу предупредить, что в случае безучастного отношения к просьбам настоятелей и старост вновь открывающихся храмов некоторые настоятели ранее действовавших храмов могут быть взаимно перемещены один на место другого. Такая же возможность может быть предоставлена и некоторым старостам.
Долгое время существует, а в последнее время усилилась тенденция переманивания певцов, а то и целых хоров, из одного храма в другой за повышенное вознаграждение. В результате некоторые храмы даже в большие праздники остаются без хора, который уходит порой без предупреждения. С такой практикой надо кончать. Если певец пел в церковном хоре, он обязан получить письменное согласие настоятеля на свой уход из храма, без этого его принимать в другой храм нельзя. С подобной рекомендацией для Московской области мы обратились к митрополиту Ювеналию. Следует установить также потолок зарплаты певчих и придерживаться его. Нарушающие данное положение будут вызываться нами на специальное собеседование в Епархиальный совет.
При проведении ревизии в одном из храмов была обнаружена продажа свечей и утвари, изготовленных в кооперативах вне мастерских Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Приобретение свечей и утвари, изготовленных на заводе в Софрино, поддерживает церковный бюджет. На отчисления от прибыли этого завода у нас несколько лет содержались духовные школы. Тому, кто не желает экономически поддерживать Церковь, не следует занимать место в ее хозяйственных структурах. О том же, какие претензии имеются к заводу в Софрино и к складу готовой продукции, у нас будет еще возможность поговорить. Приобретение свечей и церковной утвари в кооперативах является недопустимым.
Хочется сказать еще об одном явлении, не изжившем себя окончательно. Стоит ревизии выявить недостатки в работе того или иного старосты или настоятеля, как в Патриархии не умолкает телефон, патриаршая почта перегружается письмами в его защиту, часто направленными весьма высокими инстанциями. Видимо, эти старосты и настоятели еще по старинке надеются "на князи и сыны человеческие", способные якобы оказать давление на Московскую Патриархию. Предупреждаю, что подобные звонки, письма, визиты могут нанести лишь вред тем, кого они намерены защитить. Никакого давления извне мы не потерпим, говорю это со всей ответственностью.
Хочу поблагодарить членов ревизионной комиссии, которые провели по нашему указанию выборочные проверки в ряде храмов и выявили серьезные финансовые нарушения. Это относится к протоиерею Геннадию Бороздину, протоиерею Сергию Суздальцеву, священнику Александру Абрамову, протоиерею Аркадию Станько, Наталье Александровне Дерушкиной, Наталье Аркадьевне Беляевой, Марии Андреевне Морозовой, Лидии Георгиевне Аксеновой.
Сегодня многие банки предлагают приходам ссуды под какие-то проценты. Плохо разбираясь в финансовых делах, можно попасть к этим банкам в кабалу, подвести Патриархию. Таким образом Церковь понесет материальный ущерб. В годовом отчете за 1992 год каждый приход должен будет ответить на вопрос, брались ли такие ссуды и какова внешняя задолженность общины. Впредь прошу никогда не брать таких ссуд из светских структур и банков без моего благословения.
При совершении мною служб в московских храмах в большие праздники бывает очень шумно, особенно у церковного ящика. В такие дни торговлю свечами, утварью, литературой, а также прием записок надо организовывать на улице, у входа в храм. Некоторые церкви имеют ларьки и палатки для торговли. На такой палатке должны быть надпись о ее принадлежности к храму.
Ревизия Московской Патриархии обнаружила продажу в одном таком храмовом ларьке вещей, имеющих мало отношения к Церкви. Действительно, необходимо иметь палатки за стенами храма, потому что сегодня еще не всегда люди способны переступить порог храма, хотя они желают купить духовную литературу, но кроме такой литературы, свечей и утвари ничего мирского продаваться в церковных ларьках не должно.
В последнее время стало труднее проводить ремонт, восстанавливать храм, содержать штат служащих. Но не следует забывать, что больше всего страдают беднейшие слои населения. Они иногда лишаются возможности приобрести пищу и одежду, но для верующих людей самым тяжелым является то, что они не могут купить свечи, подать записки, ибо цены в ряде храмов подняты неимоверно, хотя на прошлом собрании я просил, чтобы во всех храмах свечи были доступны для малообеспеченных людей.
В годовом отчете есть пункт о ценах на свечи, поминания и требы. Мы обобщим результаты и поручим ряду настоятелей и старост проработать вопрос о создании единых цен для всех московских храмов. Многие ссылаются на непомерные тарифы на электроэнергию, отопление, телефонную связь, которые ложатся тяжелым бременем на московские храмы. Мы это знаем, но не теряем надежды, что тарифы будут снижены, потому что Церковь и ее приходы не являются коммерческими организациями. Однако даже экономические трудности не дают нам повода непомерно повышать цены на свечи, утварь и требы. Этим мы отталкиваем наших прихожан.
Хочу ответить на один часто задаваемый вопрос: следует ли приватизировать церковные здания? Приватизация здания - это получение его в личную собственность. Церковные здания, согласно положению гражданского Устава прихода, принадлежат Русской Православной Церкви и не могут принадлежать лично ни одному человеку, ни группе лиц. Поэтому при передаче зданий государством должна быть формулировка об их передаче Русской Православной Церкви, ибо существующие законы истолковываются по-разному, чаще всего церковная собственность остается на балансе Управления охраны памятников и нам отдается в бессрочное и безвозмездное пользование.
Самым больным и трудноразрешимым является вопрос о зарплате духовенства, церковных служащих и певчих. Инфляция в стране достигла невиданных размеров, вполне возможно, что Церковь вскоре будет не в состоянии удовлетворить даже минимум зарплаты. Это станет новым испытанием для Церкви и ее служителей в наши дни. Но верю, что благодаря жертвенности наших священнослужителей, а пастырское служение - всегда жертва и подвиг, мы перенесем и это испытание, как переносили все прочие, постигавшие нас в минувшие годы, как переносили гораздо более трудные испытания: репрессии и гонения.
Фирма "Кредо-Сервис" совместно со Справочно-информационным узлом (служба "09") обратилась к нам с предложением создать справочно-информационную религиозную службу "Православие" с целью оказания следующих услуг: информация о церковных праздниках, о порядке совершения Таинств, о днях именин, а также информация о приходах (название храма, адрес, транспорт, время службы, беседа со священником, вызов священника для совершения треб на дому и так далее). Необходимость такой службы очевидна, и такие службы есть в других конфессиях. Желательно, чтобы она находилась непосредственно при Московской Патриархии, а не при справочной службе "09". Для этого мы постараемся изыскать помещение с городским телефоном. Но дежурить у телефона должны будут священники, либо постоянные, либо по очереди из всех благочиний. Для этой цели нужно не менее 3-4 человек, желающих взять на себя этот подвиг.
Напоминаю, что годовые финансовые отчеты должны сдаваться только в Патриархию и никуда больше, ни в какие светские институты. Некоторые храмы в прошлом году сдавали отчеты и в феврале, и в марте, а один из существовавших, не новых храмов ухитрился сдать его даже в июне. Кроме того, при проверке отчетов некоторых храмов были выявлены надуманные цифры, особенно при указании перечислений в Московскую Патриархию. Пока мы мер к этим приходам не применяли, но в 1993 году мы такого положения дел не потерпим.
Ревизионные комиссии свидетельствовали нам и о том, что бухгалтерский учет в некоторых приходах ведется очень примитивно, не соответствует нормам такого учета, а в некоторых храмах - и вовсе отсутствует, из-за чего, как правило, имеются задолжности и по пенсионному фонду, и по фонду социального страхования, и другим обязательным для всех платежам. Некоторые храмы не считают нужным делать отчисления в Московскую Патриархию, хотя на эти деньги содержатся не только учреждения Патриархии, но и духовные школы и некоторые вновь открываемые монастыри. От таких отчислений, по ходатайству благочинного, могут быть либо частично, либо полностью освобождены вновь открываемые храмы.
Мы не первый раз просим, чтобы в каждом храме ежедневно находился кто-либо из членов приходского совета и дежурил у телефона, чтобы принять срочную информацию. Не все прислушались к этому.
По-прежнему некоторые храмы не представляют ежемесячного расписания богослужений и служащих как в Патриархию, так и благочинным. Просили своевременно информировать об изменениях адресов и телефонов как храмовых, так и личных, но не все считают нужным это делать.
В ряде храмов до сих пор используют угловые штампы и печати образца 1960-1970-х годов, не соответствующие Уставу прихода и Уставу Русской Православной Церкви. Не все храмы представляют в Патриархию протоколы заседаний приходских собраний, а некоторые проводят их даже без благословения правящего архиерея. Решения таких собраний, естественно, нами утверждаться не будут. Мы допускаем проведение приходских собраний без предварительного уведомления нас только при утверждении годовых отчетов и обсуждении назревших проблем приходской жизни, но без изменений в составе приходского собрания, приходского совета или ревизионной комиссии. В случае таких изменений об этом следует предварительно подать прошение, чтобы на собрание был направлен благочинный округа.
Но вместе с тем не надо и перегружать Патриархию. Так, некоторые приходы, которые сами обычно не вносят в фонд Московской Патриархии ни копейки, когда к ним обращаются те или иные люди за материальной помощью, отсылают просителей в Патриархию, прекрасно понимая, что ее работники могут оказать помощь только из своего кармана. Так же они, иногда не желая давать разъяснения по тем или иным вопросам, отсылают прихожан, у которых есть вопросы, в Патриархию. Например, каждый священнослужитель прекрасно знает, что некрещеных отпевать нельзя. Зачем же обнадеживать людей и посылать их в Патриархию? Есть множество других подобных вопросов, которые можно решить самим на месте. При малейших нестроениях в приходах многие также бегут в Патриархию, хотя многое мог бы разрешить благочинный округа.
Нередко приходится слышать укоры, что от Патриархии мало действенной помощи вновь открывающимся приходам. Действительно, штат Московской Патриархии немногочислен, большой штат мы пока содержать не можем, и сотрудники чрезвычайно перегружены. Если за весь юбилейный, наиболее загруженный 1988 год исходящих бумаг было 2300, то в текущем году, на сегодняшний день их уже около 4000. Нужно несколько больше инициативы проявлять и самим. Примечательно, что одни вновь открываемые приходы приходится удерживать от неумеренной инициативы, а другим ее не хватает. Видимо, придется делиться, заимствовать опыт, а в Патриархии добрые инициативы всегда найдут поддержку и понимание.
Приближается праздник Рождества Христова, и многие интересуются, будет ли проводится рождественская елка. Да, мы собираемся устроить елку в Колонном зале. Но каждый приход, особенно имеющий воскресную школу, может устроить и свою собственную елку, если представится возможность. Порадуйте детей.
Недавно поступила просьба от детских домов Москвы об оказании помощи в духовном окормлении детей православными священнослужителями и благочестивыми мирянами, так как подобная помощь им навязывается другими религиозными течениями, причем с обещанием материальной помощи, иногда даже в валюте. Естественно, мы не можем быть глухими к этой просьбе, поэтому мы решили духовное окормление этих домов поручить общинам находящихся рядом храмов, настоятелям которых следует отнестись к этому поручению со всей серьезностью и проявить особое внимание к сиротам в рождественские дни.
За последнее время я посетил несколько детских домов в Астрахани и в Москве. Я видел детей, которые лишены родительского тепла, любви, ласки, нуждаются в заботе; и не только священник должен прийти к ним, но в каждом приходе есть люди, которые своей теплотой могут согреть их сердца и скрасить им праздник.
Наступают великие праздники Рождества Христова и Богоявления, я поздравляю всех вас с этими праздниками, желаю, несмотря на все трудности, которые стоят на нашем пути сегодня и будут еще стоять завтра, в радости встретить праздники. Желаю, чтобы в новом году Господь подавал всем нам Свою благодатную помощь, желаю достойно нести то служение, к которому мы призваны и на которое поставлены.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".