Выступление на Епархиальном собрании (1996 г.)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на Епархиальном собрании Москвы

12 декабря 1996 года

Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают (1 Кор. 16, 13-14). Этими словами апостола Павла, обращенными к коринфским христианам, я хочу начать сегодняшнее обращение к вам.

По милости Божией наш церковный корабль прошел еще один отведенный нам во времени отрезок пути по бурному житейскому морю. Не всегда безопасным было это плавание: попадались и скалы, и подводные рифы. Усложняло его и то, что при этом приходилось терпеть "беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратий", пытавшихся раскачивать наш корабль. Бурные волны создавала и сложная политическая ситуация в стране, грозящая поколебать и даже опрокинуть церковный корабль.

Но по милости Божией мы благополучно завершаем этот год и сегодня, в конце этого отрезка пути оглядываясь назад, не можем не возблагодарить Господа, споспешествовавшего нам и помогавшего в преодолении всех треволнений и трудностей.

Подводя итоги церковной жизни за истекший год, мы можем свидетельствовать, что благодатию и милостию Божией и неустанными совместными архипастырскими и пастырскими трудами и верностью всего народа Божия сохранялось единство Церкви, единство ее иерархии, то есть ее соборное единство, продолжалось молитвенное и евхаристическое общение всех составляющих ее епархий и приходов. Продолжалось, и небезуспешно, духовное делание и свидетельство на всех церковных уровнях. Церковь развивалась структурно и административно. Возрождались и возникали новые приходы, монастыри и епархии. Открывались семинарии, церковноприходские воскресные школы.

В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 123 епархии и насчитывает 147 архиереев. Количество монастырей достигло 395, не считая 49 монастырских подворий. Только в Москве имеется 4 мужских и 4 женских монастыря. Увеличилось и количество духовных школ, среди которых: 5 духовных академий, 21 духовная семинария, 27 духовных училищ, 1 богословский институт, 2 православных университета, 1 епархиальное женское духовное училище, 5 курсов псаломщиков, 5 подготовительных пастырских курсов.

Кроме того, имеются регентские и иконописные отделения, а также множество церковноприходских воскресных школ.

Православных храмов в Москве, находящихся в ведении Церкви,- 389, в том числе 254 приходских. Из них в 298 совершается богослужение. В 80 храмах богослужение еще не возобновлено.

На приходах Москвы совершают свое служение 645 священнослужителей, из них 480 священников и 165 диаконов, не считая духовенства московских монастырей. Клир Москвы за прошедший год увеличился на 65 человек. Увеличилось и количество насельников и насельниц московских обителей. <...>

Процесс общеструктурного и административного развития Церкви в уходящем году в значительной степени коснулся и нашего стольного града. В предпасхальный период нами было принято решение о новом разграничении благочиннических округов с одновременным увеличением их числа. Границы существовавших благочиний были определены в 1991 году по границам бывших районов Москвы. В результате же последних изменений в административно-территориальном делении столицы, то есть упразднения районов и создания административных округов и территориальных управлений, границы благочиний не только перестали совпадать с административными границами, но даже некоторые благочиния располагались одновременно в трех-четырех административных округах. Затруднительными стали отношения с учреждениями светской власти. Притом некоторые благочиния в связи с открытием новых храмов оказались значительно перегруженными.

Поэтому нами было принято решение о создании благочиний, границы которых совпадали бы с границами административных округов и территориальных управлений. Поскольку на территории Центрального административного округа сосредоточено большое количество храмов (163), было решено территорию этого округа разделить на 5 благочиннических округов в соответствии с границами территориальных управлений. В результате были образованы Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское и Москворецкое благочиния, в каждом из которых количество храмов составляет от 30 до 40. Таким образом, мы вернулись к дореволюционному административному делению, когда храмы разделялись на сороки и подразумевалось, что их количество не превышает 40.

Подобным образом были образованы благочиния и в других административных округах Москвы. Даниловское включило в себя храмы Южного административного округа; Андреевское - храмы Юго-Западного и Западного административных округов; Всехсвятское - храмы Северо-Западного и Северного административных округов; Троицкое - храмы Северо-Восточного административного округа; Преображенское - храмы Восточного и Юго-Восточного административных округов; Зеленоградское - храмы Зеленоградского административного округа и храмы патриарших подворий, расположенных за пределами Москвы.

В результате данной реорганизации образовано пять новых благочиний, при этом Китайгородское благочиние влилось во вновь образованное Покровское благочиние, а бывшее Донское благочиние, храмы которого оказались рассредоточенными в четырех административных округах, упразднено. Таким образом, сейчас в Москве 11 благочиний.

Произведенное упорядочение границ благочиний с более равномерным распределением храмов призвано послужить облегчению взаимоотношений между отцами благочинными и учреждениями административных округов, а также предоставить отцам благочинным большую возможность для регулярного посещения вверенных их попечению приходов.

Как и в прошлые годы, активно и деятельно работал Епархиальный совет города Москвы, помогая мне, как Епархиальному архиерею, в управлении приходами столичной епархии. За истекший год он провел 8 заседаний, длившихся, как правило, по 7-9 часов. При Епархиальном совете работали административная, каноническая, богослужебная комиссии.

Продолжалась издательская деятельность: регулярно выходила газета "Православная Москва", на страницах которой своевременно освещались все главные события церковной жизни города Москвы и Русской Православной Церкви в целом;

Троице-Сергиевой Лаврой, Донским и Сретенским монастырями, Международным издательским центром православной литературы переиздавались и печатались брошюры религиозно-нравственного, церковно-исторического, богослужебного содержания;

Издательство Московской Патриархии возобновило регулярный выпуск "Журнала Московской Патриархии", церковных календарей и богослужебных книг. Каждый приход Москвы в своей библиотеке должен иметь "Журнал Московской Патриархии", в котором публикуются официальные документы и отражается жизнь Церкви. В недавнем прошлом журнал выходил с задержками. Теперь, после реорганизации Издательского отдела, это отставание преодолено, и с июля 1996 года журнал выходит регулярно. Напоминаю всем, что "ЖМП" - единственный общецерковный официальный печатный орган, доводящий решения Священноначалия до сведения всей Полноты церковной. И я удивлен, что до сих пор не все церковнослужители подписаны на этот журнал. Между тем в нем отражаются все основные сферы современной церковной жизни, в том числе проблемы духовного образования, пастырского попечения, социального служения и многое другое. В нем можно найти примеры успешного решения многих насущных вопросов сегодняшнего дня и узнать о важнейших событиях в жизни Церкви, ознакомиться со всеми официальными документами, которыми должны руководствоваться в своей деятельности все священнослужители. Клир, приходские советы и читатели библиотек должны иметь к нему доступ.

Конечно, не вся издаваемая, а особенно переиздаваемая ныне церковная литература способна удовлетворить нужды современного человека, дать ему ответы на насущные вопросы дня, а потому иногда затруднительным становится ее распространение. <...>

Как и в прежние годы, мы принимали участие в общественных и государственных актах, например в церемонии подписания Российско-Белорусского договора, в церемонии вступления в должность вновь избранного Президента России.

Стало уже традицией, что послы разных стран по вручении верительных грамот Президенту России считают необходимым нанести визит Патриарху Московскому и всея Руси, отдавая тем самым дань уважения Русской Православной Церкви.

Нами осуществлены визиты в ряд епархий России и зарубежья. С момента патриаршей интронизации мы посетили 55 епархий, при этом некоторые из них неоднократно. В текущем году мы совершили поездки в Майкопскую, Сыктывкарскую, Пермскую, Кемеровскую, Чебоксарскую, Санкт-Петербургскую, Якутскую, Оренбургскую, Ташкентскую и Среднеазиатскую епархии и в следующие ставропигиальные монастыри: Спасо-Преображенский Валаамский, Свято-Введенскую Оптину пустынь и Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь.

Мы посетили с официальным визитом Грузинскую Православную Церковь, Армянскую Апостольскую Церковь и Православную Церковь Чешских земель и Словакии.

За истекший год до сегодняшнего дня нами совершено 226 богослужений, 2 архиерейские, 37 священнических и 4 диаконские хиротонии.

Большее количество богослужений приходится на стольный град. В соборных храмах Московского Кремля за этот год нами совершено 28 богослужений. Совершались они как в двунадесятые и великие праздники, так и в дни празднования святителей Московских, мощи которых почивают в Успенском патриаршем соборе. Богослужение в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, сопровождалось, по традиции последних лет, крестным ходом из Кремля на Славянскую площадь, к памятнику святым первоучителям, где и завершилось праздничным молебном. Трижды совершались нами богослужения в строящемся кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. <...>

Кроме богослужений в храмах Московского Кремля, мы совершили 38 богослужений в Богоявленском кафедральном соборе, 53 богослужения в Троице-Сергиевой Лавре и других монастырях, 58 богослужений в храмах Москвы, 42 богослужения в храмах других епархий и 11 богослужений в храмах других Поместных Православных Церквей.

Участвовали мы и во многих исторических церковных торжествах. Незабываемой для москвичей и вообще для всех россиян останется встреча святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона, прибывших в Москву 25 апреля 1996 года из Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон.

Вряд ли смогут вспомнить и святогорцы, сопровождавшие святые мощи, чтобы где-то еще с таким благоговением и в таком множестве люди встречали святые мощи и так горели бы желанием приложиться к ним, отстаивая при этом очереди по 10-14 часов. <...>

Не только в Великую Субботу, но и в другие дни года мы неоднократно посещали и приходские храмы, и монастырские подворья. Нельзя сказать, чтобы везде были учтены замечания, высказанные нами на прошлых Епархиальных собраниях, но в целом общее впечатление более благоприятное, чем в прошлые годы. В истекшем году продолжалась, хотя и с немалыми трудностями, в основном финансового свойства, реставрация вновь открытых храмов. Я благодарю всех священнослужителей, особенно вновь открытых храмов, членов приходских советов, самоотверженно трудившихся над их возрождением, возвращением им как внешнего, так и внутреннего убранства.

В то же время грустно видеть, что в некоторых храмах, находящихся в новых жилых массивах, состояние дел мало меняется к лучшему. Часто в подобных храмах настоятель является одновременно и председателем приходского совета и, совмещая обе должности, совмещает и оклады. Получается сумма в несколько миллионов рублей. Таким образом, чуть ли не все доходы храма уходят на содержание настоятеля. Как правило, такие священнослужители не утруждают себя богослужебной нагрузкой. Если служат, то только в праздничные дни, а от исполнения треб и вовсе уклоняются. При рассмотрении прошений о проведении приходских собраний в тех храмах, где настоятель уже длительное время является и председателем приходского совета, нами указывалось на необходимость освобождения от подобного совместительства. В большинстве своем вновь открытые приходы существуют уже более трех лет, и трудно представить, чтобы за это время в приходе не нашлось человека, который взял бы на себя хозяйственные заботы. Поэтому некоторые протоколы приходских собраний, где настоятели вновь избраны председателями приходских советов, нами не были утверждены. Так будет и в дальнейшем. Главная задача священнослужителя - предстояние у престола Божия и душепопечительство, а не деление церковной кружки. Когда настоятель свободное от совершения богослужений время проводит у церковной кассы или у свечного ящика, это недопустимо. К сожалению, в последнее время корыстолюбие, коммерция и власть денег все более соблазняют нестойких в вере и нравственности членов Церкви. В некоторых храмах недоступными для простых, небогатых прихожан становятся Таинства. Могут ли люди при средней зарплате 300 тысяч рублей заплатить за венчание более миллиона? А именно такие цены установлены в некоторых храмах с различными "накрутками" (отдельно - священнику, отдельно - диакону, отдельно - хору, отдельно - за ящик, за иконы, свечи, паникадило, ковры и т. п.).

В ряде приходов с благословения настоятелей устанавливается такса за каждое написанное в проскомидийной записке имя - по 500 рублей и выше. Написал 10 имен - плати 5 тысяч, написал 20 имен - плати 10 тысяч. Что делать тем прихожанам, которые с трудом приходят в храм, находясь в преклонном возрасте, в крайней нужде, которые в молитве ищут для себя утешения? Они оказались выброшенными из общества, а в таких храмах лишаются последнего утешения - помянуть своих близких.

Участились случаи, когда некоторые священники, договариваясь с прихожанами о совершении Таинств или треб мимо кассы, устанавливают свои расценки за их совершение, назначая при этом цену в валюте: хочешь венчаться - плати от 300 до 500 долларов, хочешь креститься - плати 100 долларов. В храме Божием, как на рынке, устанавливается настоящий торг, притом на глазах у прихожан. Если эти священнослужители забыли слова Христа Спасителя "туне приясте, туне дадите", если за исполнение своих прямых обязанностей они требуют дополнительного вознаграждения, они не имеют права на священнодействие и на ношение священного сана.

Подобным безобразиям необходимо срочно положить конец. Административная комиссия Епархиального совета обязана выявлять подобные факты для принятия нами соответствующих мер.

Поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк. 14, 27) - или, как говорят в народе, "каков поп, таков и приход". Нет нужды повторять, что значит пастырь в Церкви Православной. И в большинстве своем наши пастыри, настоятели и рядовые клирики трудятся на ниве Христовой в меру даров Божиих и своих сил. В то же время было бы неправильно не замечать порой вопиющих противоречий между тем, чего ожидает от священника, да и каждого церковнослужителя народ Божий, тем более только что пришедший к вере наш соотечественник, брат по крови и духовным корням, и тем, что он видит.

Никакие исторические катаклизмы последних десятилетий не смогли полностью стереть в сердечной памяти нашего народа идеал Святой Руси. Как бы низко ни пал человек, в какой бы малокультурной среде он ни был воспитан, в глубине своего сердца, какой-то внутренней памятью он сознает, что есть другая, настоящая жизнь по правде Божией, и эта жизнь - святость. И когда, терпя кораблекрушение при плавании по житейскому морю, или ища ответы на вопросы, которые ставит жизнь, или просто любопытствуя, русский человек оказывается на пороге православного храма, он ждет, что здесь его поймут, здесь ему помогут, обласкают, ответят на возникший вопрос или, наконец, выслушают. Он этого ожидает, но далеко не всегда обретает. Часто у приходящего в храм человека возникает ощущение, будто он здесь чужой, никому не нужен и никому не интересен. Бывает, его так встречают, что на долгие годы, если не навсегда, человек зарекается ходить в храм. Все, что так труднопереносимо в нашей обычной мирской жизни: формализм, бесчеловечность, грубость, бескультурье,- все это производит особенно болезненное впечатление на вновь приходящего в храм человека, ожидающего, что там должна царить только любовь Христова. И потенциальные члены Церкви уходят. Русский человек уходит к заезжим миссионерам, многие из которых строят свою миссию на примерах тех отталкивающих впечатлений, которые возникли у этого человека в православном храме. Почему люди идут в секты? Неужели те скудные остатки христианства, которые присутствуют в их безблагодатном учении, привлекают туда крещенный в Православной Церкви русский народ? Нет, никто и ничто не может сравниться с Русским Православием ни в хранении Священного Предания, ни в благочестии. Вспомним хотя бы пребывание в Москве святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона... Ни в одной стране мира не нашлось бы стольких миллионов людей, жаждущих приобщения к святыне. Так в чем дело? Только в одном. Сектанты научились принимать людей с лаской, а многие члены истинной Православной Христовой Церкви, даже священнослужители, не научились. Бесспорно, нагрузки современного пастыря не сравнимы ни с каким служением в миру. Священник не имеет права ни в отпуске, ни в выходные дни перестать быть пастырем. И должен, не щадя себя, всем и всегда давать "отчет о своем уповании". Священник, как и всякий человек, имеет свои особенности характера и свойственные людям человеческие немощи, но при этом он не имеет права, как и всякий член Церкви Христовой, забывать, что "Бог любовь есть" и что только "пребывающий в любви пребывает в Боге". Иными словами, когда мы с вами своей сухостью, усталостью, раздражительностью, незаинтересованностью, грубостью или невниманием отталкиваем приступающих к Церкви, ищущих дорогу к храму Божию, то мы тем самым уходим сами и уводим других от Бога. Не пора ли остановиться и опомниться? Настоятель и клир каждого храма обязаны создавать особые, хотелось бы подчеркнуть, особые условия для всех, даже случайно приходящих в храм. Большинство из нас выросло в условиях полуподпольного существования Русской Церкви, но теперь другие времена, и если мы с вами будем по-прежнему жить, как в гетто, из которого никуда нельзя выйти, то нашу потенциальную паству, наших крещеных православных русских людей похитят, разобщив, другие называющие себя пастырями, которые, по слову Писания, "есть волки в овечьей шкуре".

Этим мы никак не призываем учиться у заезжих проповедников. Не фальшивой елейности ждет от православного священника измученный, истерзанный, а зачастую просто голодный русский народ, а святости, которая сияет любовью. Неужели в сердце московского священника не найдется для своего народа любви настоящей, Христовой, которую не спутаешь ни с каким хорошим обхождением? Или, по слову пророка, будем "пасти самих себя"?

В какой форме будут нами создаваться эти особые условия - отдельный разговор. Любые церковные формы хороши: катехизаторские курсы, воскресная школа для взрослых, певческие школы для юношей и девушек, различные мастерские по вышивке, резьбе по дереву, школы звонарей. Обязательно нужно постараться совершать отдельную исповедь для людей, пришедших в первый раз. И для ее совершения ставить наиболее терпеливого и опытного священника. Проповедь должна звучать в храме ежедневно; если у пастыря не хватает опыта или дарования, ничего зазорного нет в том, чтобы поучение было прочитано по одной из множества православных книг, которые теперь издаются даже отдельными приходами. Только нужно затратить время, потрудиться, может быть, что-то сократить, так как не все сказанное в прошлом актуально сегодня. <...>

Находясь в непрестанных заботах по восстановлению поруганных святынь и поддержанию их в должном благолепии, нельзя ни на минуту забывать, что главной святыней является человеческая душа, ибо для ее спасения Христос Спаситель пролил Свою Пречистую Кровь. И пастырь Христовой Церкви, которая основывается на Этой Крови, должен более всего трудиться над восстановлением именно этой святыни - души, а не быть препятствием на пути ищущего спасения человека. <...>

Не все прислушались к нашим советам о выделении специального времени накануне воскресных и праздничных дней для проведения исповеди. Из тех приходов, где этому не вняли, как правило, поступают жалобы о поспешности в проведении исповеди, о том, что зачастую на ней задаются неуместные и некорректные вопросы, вносящие смущение в души людей. В результате человек не получает того врачевания, которое должна давать исповедь.

Все в храме должно способствовать молитве и общению человека с Богом. Молитвой должны быть проникнуты и возгласы священника, и чтение, и пение, да и всякий труд в храме. Может ли священнослужитель, допускающий отвлеченные разговоры в алтаре за богослужением, передать дух молитвы остальным верующим? Способен ли хор, певцы которого не умолкают в праздных разговорах за богослужением, допуская и смех и шутки, передать молитвенный смысл песнопений церковных? Вряд ли. Не способствуют молитве и громкие, нередко грубые разговоры за свечным ящиком. Главной заботой настоятеля должно быть создание молитвенного настроя в храме, в первую очередь - личным примером, постоянной катехизацией всех труждающихся, начиная от тружеников алтаря, певчих, кончая стоящими за свечным ящиком и техническим персоналом.

На прошлых собраниях нами указывалось на недопустимость служения диаконами Божественной литургии без причащения, исключая случаи, когда диакон служит две Литургии и причащается за одной из них.

Все большее распространение получает практика очных и заочных отпеваний в моргах, крематориях и на кладбищах. А ведь такие отпевания допустимы лишь в исключительных случаях. Если священник не понимает, что он должен быть в первую очередь в храме, а не там, где материально выгодно, мы будем вынуждены освобождать его от права ношения священнической одежды.

Подобные меры мы вынуждены были принять в этом году к нескольким клирикам, запретив их в священнослужении.

Неоправданным в наше время стало и совершение крестин на дому, если, конечно, нет прямой угрозы жизни младенца. Слава Богу, мы сейчас живем в свободных условиях, ни у кого нет страха репрессий или административных мер воздействия по отношению к тем, кто крестился сам или крестит своих детей. Поэтому и Крещение, и миропомазание, и воцерковление должны совершаться в храме. Те священники, которые, якобы идя навстречу желанию родителей, крестят на дому, чаще всего делают это ради собственной корысти. Надо иметь в виду, что такими действиями они не только не привлекают людей к храму, а напротив, способствуют их расцерковлению.

Основной причиной подобных порочных деяний является, как правило, стремление священнослужителей к повышенному комфорту, желание приобрести автомобиль, технику иностранного производства и т. п. Грехи тщеславия, гордыни и самопревозношения - обычные спутники подобных священнослужителей. Может быть, в другое, более благополучное, чем сейчас, время стремление к большей материальной обеспеченности не было бы столь предосудительно. Но сегодня, когда большинство рядовых верующих еле-еле сводят концы с концами, когда пенсии и зарплаты мизерные и выдаются с большой задержкой, разъезжать на новеньких сверкающих иномарках священникам должно быть и стыдно, и совестно.

Автомобиль нужен, а иногда просто необходим, но в выборе его нужно соблюдать скромность.

Как свидетельствуют отцы благочинные нашего града, в ряде московских приходов появилась порочная практика совершать Божественную литургию, не служа утрени. Теряется смысл совершаемого дневного богослужения. Умалчивается память святого, молитвенно празднуемая в данный день, а через то и полнота его духовного подвига, которые отражаются в молитвах, песнопениях, стихирах на вечерне и утрене. Даже всенощное бдение начинается в некоторых приходах с утрени. Недопустимо и неоправданно сокращаются богослужения, не соблюдается даже минимум, предписываемый богослужебным Уставом. На Божественной литургии опускаются тропари, ектения об оглашенных, а зачастую и ряд прошений в сугубой и просительных ектениях.

Богослужебной комиссии следует уделять подобным нарушениям больше внимания, а если священник плохо знаком с Церковным Уставом, нужно направлять его на монастырское послушание, а затем на сдачу экзамена на Епархиальном совете.

В свое время нами предписывалось на сугубой ектении добавлять три особых прошения о единстве Святой Церкви и умиротворении в обществе. Эти прошения должны неукоснительно произноситься на этой ектении.

В отдельных вновь открытых храмах не совершаются богослужения даже в праздничные дни, и прихожане идут в другие приходы.

В воскресные, субботние и праздничные дни Божественная литургия неукоснительно должна совершаться во всех московских храмах, в том числе и новооткрытых, причем в многопричтовых приходах - полным составом причта во главе с настоятелем. Настоятель несет ответственность за всю жизнь прихода и должен присутствовать в приходе не только в воскресенье, но и в будние дни.

Вызывает недоумение появившаяся в ряде московских приходов, а в особенности на монастырских подворьях, практика совершения Таинства Елеосвящения - Соборования не в дни Великого поста, как это уже традиционно установилось, а во все дни Рождественского, Петрова и Успенского постов. Речь идет не об индивидуальном соборовании, которое, естественно, может совершаться священнослужителем в любой день года над тяжко больным, а о массовом совершении этого Таинства для всех. Общеприходское совершение Таинства должно иметь строгие временные границы, иначе древняя апостольская традиция перестанет цениться и сама суть Таинства Елеосвящения утеряет свой смысл и значение. Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго (Иак. 5, 14) - в этом смысл Таинства Елеосвящения.

Таинство Соборования, установленное святыми апостолами как благодатное средство очищения и исцеления страждущих, ставится в некоторых храмах в недельный круг богослужений, об этом оповещают вывешенные на храмах расписания о еженедельно совершаемых общих соборованиях. Подобное самочиние ничем не оправдано.

Продолжается порочная практика совершения Таинства Крещения через обливание, осужденная на прошлых Епархиальных собраниях. Священник, поливающий воду на голову стоящего перед ним в полной одежде крещающегося, лишает его полноты восприятия Святого Таинства и ощущения Таинственного образа Смерти и Воскресения Спасителя.

Вызывает обеспокоенность выход в свет некоторых новых церковных изданий. Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря издала сборник "Молитвы при различных обстоятельствах жизни". Данный сборник представляет собой не что иное, как переложение "Требника". Молитвы, предлагаемые сборником для употребления мирянами, являются определенными чинопоследованиями или священнодействиями. Такое искажение цели употребления священных текстов недопустимо.

Хочу сказать еще об одном явлении в наших храмах - недоработках в церковноприходских детских воскресных школах, которые заслуживают пастырского внимания и исправления. Отрадно, что дети изучают Закон Божий, священную церковную историю, богослужение, пение, искусство и другие церковные дисциплины; приятно видеть, как дети прислуживают в храме. Но замечено при этом и другое. Дети начинают неблагоговейно вести себя в храме, шалят, бегают, громко разговаривают во время службы. В этом отношении не всегда добрый пример подают и старшие, в том числе священно- и церковнослужители. С самого раннего детства ученикам воскресных приходских школ следует прививать (в том числе добрым примером и наставлениями) чувство благоговения к святыне, храму как месту особого присутствия Божия. Дети должны получать не только православное образование, но, главное, православное воспитание в духе скромности, страха Божия, благоговения и благочестия. <...>

Участились случаи, когда в алтаре во время богослужения стоит множество мирян. Для чего? Алтарь - место для священнослужителей, для тех, кто необходим для совершения богослужения, а не для лиц, особо заслуживающих внимания священника.

Не в каждом храме вывешивается расписание богослужений, а если и вывешивается, то только на несколько ближайших дней; так же и настенный календарь на весь год не везде доступен верующим. Необходимо, чтобы в алтаре на видном месте находилось расписание богослужений на предстоящую седмицу - с точными и подробными указаниями, кто из членов причта что и когда совершает. За все это в полной мере несет ответственность настоятель.

Не всегда богослужения совершаются в соответствии с расписанием. Зачастую священник, придя на полчаса или час раньше, начинает богослужение. В результате верующие, пришедшие к указанному в расписании времени, застают только конец богослужения. Гораздо чаще бывает обратное, когда священник опаздывает, притом не на минуты, а на час и более, не задумываясь о том, что многие с трудом выкраивают время, особенно в рабочие дни, чтобы побыть на богослужении в храме. Даже нарушение расписания на 5-10 минут в ту или другую сторону должно рассматриваться благочинными как недопустимая вольность. Так же следует рассматривать и то, что некоторые священники, совершая Божественную литургию, покидают святой алтарь и совершают требы: исповедуют, дают очистительную молитву, совершают заупокойную литию, а иногда встречают гостей, проводят экскурсии, одновременно делая положенные на Литургии возгласы. Священник, особенно если он совершает Литургию один, не имеет права уйти от престола и покинуть святой алтарь до ее окончания. Только во время запричастного стиха, в исключительных случаях, можно совершать дополнительную исповедь.

Много восторженных откликов получаем мы по поводу возрождения храмов и возвращения старинных традиций, в частности традиции для приезжающих в Москву посещать в первую очередь Благую Вратарницу в Иверской часовне на Красной площади и испрашивать Ее благословения на вхождение в стольный град. Не только приезжие, но и постоянно живущие в Москве прибегают к Ее всесильной помощи и заступлению.

Многократно и мы посещали эту московскую святыню, где всегда присутствует народ, но, к сожалению, не всегда - священник. Первоначально, при открытии Иверской часовни на Красной площади, у многих священнослужителей было духовное горение. Послужить молебен и прочитать акафист у великой московской святыни почиталось за честь и привилегию. Но со временем, когда чтение акафистов Царице Небесной стало делом обыденным, энтузиазм у некоторых священников стал угасать. И сегодня нередко к этому поручению относятся формально, как к вынужденной обязанности, читают небрежно, без благоговения и страха Божия. Нередко и опаздывают к началу своей чреды, оканчивают пение акафиста раньше указанного срока. Как правило, так поступают молодые священники, которые не могут в полноте оценить величия чуда Божия, свершаемого в наши дни. Людям старшего поколения памятны те годы, когда и помышлять было невозможно о том, что наступит благодатное время возрождения храмов Божиих, возрождения Иверской часовни и других святынь нашей Церкви. За это надо Бога благодарить и дорожить этим. Мы призываем всех назначенных на чреду чтения акафистов в Иверской часовне относиться к этому святому послушанию благоговейно и ответственно, памятуя слова Священного Писания: проклят всяк, делающий дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).

При посещении некоторых вновь открытых храмов ощущается отсутствие церковной культуры, меры и вкуса в вопросах реставрации, что оказывает негативное влияние на внутренний духовный мир верующих и вызывает возмущение со стороны специалистов из Управления по охране памятников. Проводя реставрационные работы, необходимо консультироваться с опытными специалистами, а не брать целиком на себя решение таких важных вопросов, как роспись храма, написание новых икон, сооружение иконостаса, восстановление утраченной архитектуры храма. Внутреннее убранство должно, по возможности, соблюдаться в едином стиле, в гармонии и подчеркивать величие и благолепие православного храма. Поэтому произвол настоятеля или старосты в таких вопросах недопустим. Решать подобные вопросы надлежит соборным разумом, не опираясь лишь на личные чувства и восприятие.

В новооткрытых храмах, до окончательного приведения их в порядок, нами благословляется малое освящение престола. Многие священники, как нам стало известно, вместо малого совершают великий чин освящения, забивая гвозди и обвязывая престол вервием, то есть делая все то, что входит в чин великого освящения престола. Потом, когда храм приходит в порядок и нас приглашают освятить его великим архиерейским чином, спрашивают: "Как быть с престолом, ведь гвозди уже забиты, он обвязан. Неужели все разбирать?" Но после великого освящения престола, совершенного иереем, не может уже быть повторного великого освящения (даже архиереем). Чтобы избежать такой ситуации, священникам следовало бы своевременно поинтересоваться у отцов благочинных, как освящать престол малым чином.

Неоднократно мы напоминали, что проповедь священнослужителя должна быть подготовленной, осмысленной, взвешенной, тем более если она произносится перед высокообразованной аудиторией.

В наше время нередко священнослужителю предлагают выступить с проповедью на экране телевизора или по радио. Подобные предложения налагают на священнослужителя еще большую ответственность, поскольку аудиторией в данном случае является весь город, а иногда и вся страна. Стыдно порой слушать невнятный лепет, набор штампованных фраз, которые еще как-то могли бы быть поняты прихожанами, с благоговением относящимися к слову священнослужителя. Но, когда вас слушает взыскательная интеллигенция, еще только ищущая дорогу к храму, нужно говорить иным языком.

Среди печальных явлений в этом году следует отметить уход одного клирика в Русскую Зарубежную Церковь, а также уход нескольких прихожан в старообрядческие общины. При теперешнем широком "брожении умов", когда одни, гонимые ветром "новаций", все ищут и ничего не находят, ни на чем не останавливаются, а другие, увлекаемые обратным ветром давно прошедшего, продолжают искать "Беловодье", "Град Китеж", "Землю обетованную, где чистая правда живет" - это небольшая группа интеллигенции, идеализирующая древлеправославный уклад церковной жизни. Нам их искренно жаль. При практическом вхождении в старообрядчество или в Русскую Зарубежную Церковь они вряд ли и там задержатся, потому что не найдут на стороне чистого, осуществленного в полноте Православия.

За Православие нужно бороться, а не бежать куда-то, не искать его на стороне. Если в доме нет чистоты, много мусора,- его нужно выметать, а не бежать к соседу, думая, что у него идеальная чистота.

Клир города Москвы в большинстве своем имеет как минимум семинарское образование. <...>

Московские Духовные школы сохраняют постоянную живую связь с клиром Москвы. Четырнадцать священнослужителей города Москвы являются одновременно и преподавателями этих духовных школ.

Наряду с учебной и воспитательной работой преподаватели и учащиеся Московских Духовных школ принимают широкое участие в церковной и общественной жизни Москвы. Во главе с ректором епископом Верейским Евгением они выезжают в Москву для совершения богослужений в Богоявленском кафедральном соборе, в Успенском патриаршем соборе Кремля, Владимирском храме Сретенского монастыря, в Казанском соборе на Красной площади, в Иверской часовне, в соборном Храме Христа Спасителя.

Группа преподавателей читает лекции в Свято-Тихоновском Православном Богословском институте, в Иоанно-Богословском Православном университете, в воскресных школах и лицеях, в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, в профессионально-техническом училище № 90. Они участвовали в традиционных Кирилло-Мефодиевских чтениях, проводимых в Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова, в конференции "Россия на путях правопреемства", организованной правительством Москвы, в Сергиевских чтениях в МГУ. Ими же прочитан ряд лекций для членов Союза писателей, для заведующих отделами и комитетами образования города Москвы, для ректоров институтов, директоров и учителей московских общеобразовательных школ. Преподаватели активно участвуют и в работе отделов Московского Патриархата, Всемирного Русского Народного Собора, редакционного совета по изданию "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова) и опубликовали целый ряд статей в московских периодических изданиях: в "Журнале Московской Патриархии", "Православной беседе", "Даниловском благовестнике", журнале "Москва", газете "Русь Державная".

Студенты и воспитанники Московских Духовных школ наряду с обучением несут в храмах Москвы послушания иподиаконов, регентов, помощников регентов, певцов, уставщиков, чтецов, пономарей, катехизаторов в московских воскресных, общеобразовательных школах, в вузах и других учебных заведениях, образовательных центрах.

Московские Духовные академия и семинария уже четыре года как имеют младшего брата в лице Свято-Тихоновского Богословского института, в котором обучается более двух тысяч человек, в том числе на очном отделении - 1036, на заочном - 980, на подготовительном - 196 человек. Обучение студентов в институте осуществляется на шести факультетах: богословско-пастырском, церковных художеств, церковного пения, миссионерско-катехизаторском, педагогическом, историко-филологическом. Институт ведет учебную и научную деятельность. В частности, за прошедший год институтом или с его участием были организованы шесть конференций и семинаров, преподаватели института принимали участие еще в пятнадцати отечественных и международных конференциях.

Следует отметить миссионерскую поездку священнослужителей Богословского института во главе с ректором протоиереем Владимиром Воробьевым по просторам Якутии, в результате которой более 1500 человек было крещено. Причем миссионерская группа посетила города и селения, жители которых многие годы, а то и всю жизнь мечтали увидеть православного священнослужителя.

В то же время хотелось бы напомнить, что духовные школы призваны давать не только познание богословских истин, но и воспитание в духе традиций нашей Церкви. Некоторые пожилые священнослужители уверяют, что они всегда по поведению определяют, где учился тот или иной священнослужитель: в духовной школе при монастыре или в духовной школе, расположенной в городе. Конечно, в монастыре вся атмосфера пропитана молитвенным укладом монастырской жизни. И воспитанники духовных школ, дыша воздухом церковности, без особых усилий впитывают в себя традиции Церкви. Благоприятствует тому и внутренний распорядок духовной школы, ориентированный на молитвенный монастырский устав и строй. Тем же, кто учится в духовных школах, расположенных в условиях большого города, с его суетой, рассеянностью, соблазнами, пороками, гораздо труднее, поскольку им приходится дышать именно этим воздухом. Храмовая практика, как правило, минимальна - только на богослужениях в праздничные дни. Поэтому, получая прекрасные богословские знания, они не всегда имеют достаточные навыки духовного свойства, столь необходимые для приходского служения.

В Свято-Тихоновском Богословском институте, имеющем в своем распоряжении институтский храм и Свято-Никольский храм в Кузнецах, этот вопрос решается положительно. Но не во всех духовных школах этой проблеме уделяется должное внимание.

Особый разговор - о некоторых учебных заведениях, в том числе о высших, которые носят название православных, но где не только допускаются, а порой даже господствуют неправославные взгляды. Как бы вы отнеслись к тому, что Ветхий Завет комментируется не по святым отцам, а по Талмуду, каббале, Корану; что о Божественном Логосе говорится, будто при Творении мира Он не только самоограничил Себя, но и был "расчленен"; когда Мессия ни разу не назван Богом, а только божественным посланником и посредником между Богом и человеком; когда во всем Ветхом Завете не находят ни одного указания о Святой Троице?

Такой подход может быть объясним для светских учебных заведений, "теологических" факультетов нехристианских университетов, но совершенно неприемлем для православной традиции. Игры ума не дают православного воспитания и церковности. Думаю, что руководителям православных учебных заведений, где допускаются подобные лекции, учебные пособия и книги, есть над чем поразмыслить.

В последнее время мы как-то привыкли к продолжающейся интенсивной прозелитической деятельности, осуществляемой некоторыми католическими кругами и различными протестантскими группами, и перестали реагировать на нее. Несколько притупилась и реакция на проникновение и укрепление сектантства, в том числе и тоталитарного характера. А ведь жертвами подобных религиозных организаций и сект становятся в основном наши братья и сестры, принадлежащие к Православной Церкви. Мы обязаны всеми законными способами бороться за души людей, не отдавать их на погибель. К великому сожалению, в угоду господствующей ныне моде некоторые священнослужители перестали дорожить самым святым, близким и родным для нас - отеческим преданием и благочестивыми православными традициями. Доходит до того, что стыдятся называть Россию - православной. Католики с достоинством и самоуважением говорят о католической Польше, католической Испании, католической Португалии и католической Италии, а у нас стесняются сказать, что Россия - православная страна, при том, что 80 процентов населения России корнями уходит в Православие. Юридически перед государственным законом все равны. Мы не хотим никого обидеть или оскорбить. Выбор в вопросах веры свободен для каждого человека. Каждый волен выбирать ту религию, которая ему по душе. Но православных у нас десятки миллионов, а некоторые секты насчитывают всего десятки приверженцев. Православию на Руси тысяча лет, а возраст некоторых сект - несколько лет. Заслуги Православной Церкви перед обществом, государством, культурой огромны и неоспоримы. С этим надо считаться. И православности своей и нашей Отчизны не должно стыдиться, не надо о ней умалчивать или отказываться от нее.

Сейчас со стороны некоторых людей, к сожалению в том числе и священнослужителей, идет интенсивная попытка размывания православного сознания крайним либерализмом, могущим привести к трагическим последствиям - к расколу, разделению Церкви, угасанию церковного православного сознания и гибели. Этому деструктивному процессу мы должны противопоставить свою твердость в вере, в традициях и живой религиозный православный опыт христианской любви и заботы о каждом нашем верующем человеке и о России в целом.

Каждый священнослужитель давал Богу обеты и клялся при принятии сана перед Святым Крестом и Евангелием пасти стадо Христово, данное ему. Однако об этих клятвах многие священнослужители забыли. В то время когда деятели новоявленных религиозных течений используют все возможности и средства для аренды помещений и проведения своих собраний и богослужений, когда инославные проповедники заполонили все подземные переходы, станции метро, оживленные улицы и площади, наши священнослужители бездействуют. В ряде даже не закрывавшихся московских приходов в седмичные дни отменяется совершение Божественной литургии, что вызывает справедливое возмущение прихожан. Я уже говорил об этом. Привыкшие к постоянному совершению Литургии в этих храмах прихожане с недоумением спрашивают, почему в самые трудные для Церкви годы богослужение совершалось, а теперь, когда Церкви дали свободу, Литургия отменяется. Для прихожан эти дни в храме объявляются требными, однако проверка, проведенная Московской Патриархией, показала, что и требы совершать некому - священники выходные. Можно ли подобных священников назвать пастырями, если они оставляют овец своего стада, нисколько не заботясь о том, что их расхитят волки, не говоря уже о тех, кто еще только ищет дорогу к храму, кто с трудом переступает его порог, желая пообщаться, побеседовать со священником, но застает храм пустым. Несмотря на наши неоднократные указания о необходимости дежурств в храме, в редком московском храме в дневное время можно застать священника. Не находя его в храме, многие идут со своими просьбами в Московскую Патриархию. Если наши указания останутся "гласом вопиющего в пустыне", нам придется подумать о замене таких настоятелей.

Политизированность современного общества сказывается на некоторых клириках, проявляющих чрезмерную увлеченность политическими движениями. С большим удовольствием они участвуют в различных митингах и политических мероприятиях, опаздывая при этом на богослужения, а иногда и вовсе уклоняясь от них, ссылаясь при этом на недомогание или болезнь. Политическая увлеченность священника пагубно сказывается и на приходе. Он, как правило, раскалывается на сторонников и противников той или иной ориентации. И, таким образом, священник, призванный к объединению людей - "да вси едины будут", служит поводом для их разделения.

В последнее время среди некоторой немногочисленной, но активной части духовенства все чаще идут разговоры о необходимости проведения так называемых "круглых столов", то есть собраний, где обсуждались бы возникшие церковные проблемы и давались бы рекомендации по их разрешению. Идея "круглого стола" на первый взгляд выглядит привлекательно, тем более что это слово из современного политического лексикона. Но не всегда то, что хорошо в политике, приемлемо и полезно для Церкви. Нельзя автоматически переносить политические и общественные институты во внутрицерковные отношения. Мы приветствуем "круглые столы" там, где они оправданны. Представители Русской Православной Церкви принимают участие в "круглых столах", в межконфессиональных встречах, во встречах с общественными и другими организациями для обсуждения и обмена мнениями по каким-либо общим проблемам. Но для внутрицерковного общения и диалога у нас есть Епархиальное собрание и Епархиальный совет. Есть возможность встреч на семинарах и конференциях. Под видом нынешней идеи "круглого стола" нам предлагают создать, по существу, новый консультативный орган, параллельный или альтернативный Епархиальному собранию. Это было бы неканоничным деянием, противоречащим Уставу об управлении Русской Православной Церкви. Для решения всех возникающих проблем внутрицерковной жизни существуют Епархиальный совет и Епархиальное собрание, где мы можем совместно разрешать их, предоставляя возможность любому желающему выступить и высказать свои проблемы. Для этого необходима лишь обычная процедура: включение вопроса в повестку собрания и соблюдение регламента выступлений. У нас нет запретов ни для каких выступлений, если они продиктованы заботами о благе нашей Церкви.

Мы осознаем, что состояние нашей Церкви далеко не идеальное. Мы не закрываем на это глаза и видим наши слабости, недостатки и пороки. Мы их не прячем и говорим о них открыто, но не для того, чтобы оскорбить или унизить Церковь. Церковь нельзя оскорбить или унизить - Церковь свята. Мы говорим об этом для того, чтобы изжить недостатки, чтобы они не бросали тень на Церковь.

В последнее время активизировались силы, которые пытаются выставить напоказ наши недостатки, к тому же в преувеличенном виде, чтобы тем самым дискредитировать нашу Церковь. Для нас это не ново. В недавней истории мы пережили и клевету, и оплевание, и бичевание. Если эти силы ждут от нас самооплевания и самобичевания, то этого не будет. Было в Церкви, есть и будет покаяние во грехах, которое означает не отрицание своего достоинства, а очищение потемненного грехом образа Божия.

Нам порой говорят: "Церкви дали свободу, а она не выполнила своей миссии духовного возрождения и преображения общества". Да, за пять лет обретенной свободы не произошло чуда преображения всех людей. Церковь такого чуда никогда и не обещала. Разрушить за пять лет в человеке и в обществе можно многое, а за 70 лет - тем более; создать же доброе даже за пять лет трудно. Для этого требуются десятилетия. Плевелы растут быстрее пшеницы, и этому немало способствует массированное телевизионное и иное информационное растление населения. Порнографические фильмы, пропаганда культа насилия и жестокости, распространение видеокассет с подобным и даже худшим содержанием делают свое разрушительное дело. На телевидении нет почти ни одного фильма, где бы не изображалось безобидным насилие, где не было бы крови, убийства. Компьютерные игры для детей приучают их с малых лет убивать. А потом мы удивляемся, почему 70 процентов преступлений совершено молодежью.

Но доброе начало положено: для детей и взрослых созданы духовные школы всех уровней - от воскресных приходских до высших духовных учебных заведений. Мы начали новое дело социального служения на всех ступенях общества. Да, были, есть и будут, наверное, ошибки, трудности, просчеты, но доброе дело начато, благодатное семя посеяно. Оно часто еще в зародыше, не проросло, не выросло, не зацвело; и не нужно его вырывать и обвинять сеятелей в том, что семя не скороспелое. Скороспелыми бывают только грех и зло.

За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии.

Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские программы. Особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Московского Алексия. Это бывшая 5-я градская больница. За прошедшие 11 месяцев 1996 года в больнице на 220 койках лечились более 4000 человек. На базе этой больницы открыт консультативно-диагностический лечебный реабилитационный Республиканский центр неврологии. За 1996 год в Центре амбулаторно лечились 4945 человек (в 1995 году - 1500). В новом хирургическом отделении успешно продолжается проведение эндоскопических операций, что свидетельствует о применении в этой больнице самых современных медицинских методик.

Руководство Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия совместно с Отделом и Правительством Москвы приступило к созданию на базе больницы патронажной службы, призванной обеспечить уход за больными и престарелыми людьми. В настоящее время такого рода патронажная служба уже функционирует в Южном округе Москвы. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу больница Московского Патриархата является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляются бесплатно.

При Всероссийском центре психического здоровья Академии медицинских наук России функционирует психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Москвы, Московской области и других епархий. На постоянном диагностическом наблюдении находятся 250 человек. В клинике одновременно проходят лечение 20 больных - на некоммерческой основе. В минувшем году создана специальная реабилитационная служба. Через Отдел по церковной благотворительности возможна госпитализация больных в 1-ю психиатрическую больницу им. Н. А. Алексеева (б. Кащенко), где пастырское попечение о душевнобольных осуществляет настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Силами сотрудников клиники и Отдела на территории этой психиатрической больницы в июле 1996 года была воздвигнута мемориальная часовня, которая была нами освящена.

В 1996 году активно развивалась антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционируют 25 семейных клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы зарегистрировано общественное движение "На пути к трезвости", в Попечительский совет которого входят представители Русской Православной Церкви.

Продолжается возрождение больничных храмов. В течение 1996 года регулярно оказывалась гуманитарная и медицинская помощь.

Значительным событием явилось подписание в марте текущего года Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения России. Данное соглашение открыло широкие возможности для расширения окормления пациентов клиник, для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов.

Значительное внимание в деятельности ОЦБСС МП уделяется и детским программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во имя Преподобного Сергия Радонежского в Медведкове. В школе, где проживают, учатся и получают воспитание более 70 детей из наиболее неблагополучных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны, Таинство Крещения, проводятся катехизические беседы. Посильное участие в душепопечении сирот и беспризорных детей - воспитанников приюта принимает настоятель Покровского храма в Медведкове протоиерей Порфирий Дьячек. Воспитанники школы-приюта в свободное от учебы время не только посещают театры, цирки, занимаются в кружках, отдыхают в летних лагерях, но и с раннего возраста приучаются к оказанию помощи престарелым - жителям близлежащих домов.

Продолжают функционировать ранее созданные Общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя святых мучеников Космы и Дамиана и Благотворительный центр во имя преподобного Серафима Саровского, который решает проблему духовного воспитания и профессиональной подготовки воспитанников детских домов.

Совместно с одной зарубежной организацией Отдел по церковной благотворительности работает по полной программе оказания помощи людям с умственными недостатками. Расширяется и сотрудничество с православной общиной глухих.

В текущем году среди нуждающихся жителей столицы через монастыри, приходы, детские дома, общества инвалидов, приюты и санатории, лечебные и учебные учреждения Москвы было распределено более 40 тонн продуктов в виде гуманитарной помощи. Детские игры, книги, канцелярские товары, одежда также направлялись в Дома ребенка, детские колонии, школы-интернаты и общества защиты многодетных семей.

Как и в прошлые годы, в уходящем году были подготовлены тысячи подарков к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи. Сотни ребятишек стали участниками праздничных концертов и рождественских елок.

Намечается большое количество елок для детей-сирот, инвалидов, для детей церковноприходских воскресных школ в связи с грядущим праздником Рождества Христова.

Доброй традицией стало проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда с участием духовенства и детских хоров воскресных школ.

Знамением времени стала проблема безработицы. Ее решение также находится в сфере внимания Отдела. Сейчас совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным делом. Кроме того, вопросы женской безработицы призван решать и созданный при Отделе Координационный совет женских благотворительных организаций. Думается, и сестричества, и братства могут и должны самым активным образом участвовать в деле церковной благотворительности, в решении целого ряда социальных проблем. Этому процессу способствует подписанное в текущем году Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством социальной защиты.

Возросший за последнее время поток беженцев и вынужденных переселенцев требует решения проблем мигрантов. В сотрудничестве с государственными и общественными организациями Отдел оказывает консультативную, а по мере сил и материальную помощь в виде одежды, продуктов питания, проездных документов. В проводимых Отделом конференциях, посвященных вопросам оказания помощи беженцам, жертвам стихийных бедствий, принимают участие представители духовенства, в том числе московского.

Для дальнейшего расширения благотворительной и социальной работы необходимо иметь ясную картину того, что происходит на приходах. В связи с этим по нашему благословению во все приходы Москвы в конце 1995 года были направлены анкеты, в которых должна была найти отражение приходская благотворительная деятельность. С чувством сожаления и недоумения приходится отметить, что всего-навсего 20 процентов столичных приходов заполнили анкеты и прислали их в Отдел по церковной благотворительности. Нам остается лишь предполагать, что либо приходу не о чем сообщить, так как он не занимается вопросами милосердия, либо просто-напросто он игнорирует наше благословение и служение Церкви, которое возрождается.

Социальное служение не должно замыкаться только на Отделе по социальному служению и благотворительности. Приходы должны более активно участвовать в разрабатываемых Отделом по церковной благотворительности программах, сотрудничать с Отделом и совместно решать социальные проблемы. Только сообща и только вместе необходимо шаг за шагом двигаться по пути возрождения церковной благотворительности. Не каждому храму по силам организовать детский приют или богадельню, но это может стать возможным при участии в подобном святом деле нескольких соседних приходов с привлечением к этому братств и сестричеств. И такие благие намерения имеются в целом ряде приходов.

Предоставленные законодательством возможности посещения больниц, детских приютов, домов престарелых и инвалидов должны максимально использоваться в каждом приходе. Каждый храм должен взять попечение над близлежащей больницей, школой, детским домом или домом престарелых. Нужно только, чтобы социальное служение было регулярным явлением, а не носило характер парадно-рекламной акции.

Социальное служение в разных сферах активно развивает и ряд московских приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и патронажную помощь. Сестры милосердия по окончании училища, а также прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1-й градской больницы в качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет медицинское образование, осуществляют медицинский уход, проводя инъекции, перевязки, внутренние вливания, кормления, личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами, посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также социально не обеспеченным слоям населения и больницам.

При воскресной школе, насчитывающей 113 учащихся, открыты следующие кружки: столярный, рукоделия, хореографии, астрономический, церковного пения, росписи по дереву, рисования, церковнославянского языка.

Не меньше в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана Воронежского. При нем организован Медико-просветительный центр "Жизнь", который ставит своей целью информировать россиян о таком тяжком греховном явлении, как аборт. За три года сотрудниками Центра прочитано около 800 лекций в школах, училищах, институтах. Проведено более десятка разных передач, семь телепрограмм и более 20 публикаций в различных изданиях, посвященных этой тематике. Общий тираж брошюр и листовок достиг полутора миллионов экземпляров. Установлены связи с 598 медицинскими учреждениями, куда регулярно направляются издания Центра.

Существуют патронажная служба, окормляющая 8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться.

Основанное при храме сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы занимается уходом за больными самого тяжелого, неврологического отделения. Деятельность 60 сестер данного сестричества вызывает неизменную благодарность у сотрудников больницы и больных, поскольку она основывается не на корысти, а на желании спасения души путями служения Марфы и Марии.

Приход, имея списки многосемейных, одиноких и больных прихожан, оказывает им необходимую помощь, а также по мере поступления доставляет и гуманитарную помощь.

В связи с тем, что часть больных являются лицами без определенного места жительства, которые нередко поступают в больницу практически без одежды, в приходе организован сбор вещей для них. Неоднократно община храма оказывала больнице помощь медикаментами, детскими игрушками и др.

Клирики храма окормляют не только 50-ю городскую больницу, но и Московскую областную психиатрическую больницу, Онкологический детский центр на Каширском шоссе, Институт крови, родильный дом для недоношенных детей, Дом престарелых психохроников.

В воскресной школе обучается 160 детей. Кроме того, 82 ребенка учатся в православной гимназии "Свет". Силами прихожан организованы факультативы в 4 общеобразовательных школах, где в 75 классах трудятся 12 преподавателей. На факультативах обучаются 1,5 тысячи детей. Проводится воспитательная работа в трех детских садах. Количество окормляемых детей - 170, с ними работают 3 педагога.

При храме уже четыре года действуют несколько студий: иконописная (12 учащихся), живописная (16 взрослых и 14 детей), хоровая (30 взрослых и 20 детей). Существуют при приходе и различные мастерские: по пошиву ряс и облачений, по реставрации икон, по вышивке, по ткацкому делу. Все иконы, пожертвованные храму, реставрируются в собственной мастерской, так же и пошив облачений.

Активно занимается благотворительной деятельностью и братство святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б. Новоалексеевского монастыря, готовящее открытие богадельни при данном приходе. Систематически оказывается помощь неимущим, престарелым, слепым, многодетным благодаря постоянным доставкам гуманитарной помощи по каналам братства из США и Бельгии. При приходе организована юридическая служба, первой задачей которой является помощь православным приходам и монастырям.

Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В минувшем году мы стали свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и Православной Церкви. Такое сотрудничество - веление времени, оно обусловлено возрождением государственно-патриотической идеи и лучших традиций верного служения Отечеству.

Чуть больше года прошло с того момента, как был образован Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, но первые итоги его деятельности видны уже сейчас. <...>

Хочется отметить, что хотя с Министерством обороны взаимных мероприятий было больше, чем с кем-либо еще, но и остальные ведомства не оставались в стороне. Дальнейшему развитию взаимодействия послужила проведенная МВД научно-практическая конференция на тему "Духовность, правопорядок, преступность", в ходе которой были обсуждены актуальные проблемы становления гражданского самосознания, показано усиление роли духовного фактора в борьбе с преступностью, обобщен и проанализирован опыт совместной работы органов и учреждений системы МВД с епархиями Русской Православной Церкви. В этом же году состоялось совместное заседание с Интерполом и Главным управлением уголовного розыска, посвященное возврату и предотвращению хищений ценностей и икон из храмов и музеев, открытие обелиска на территории части внутренних войск Московского округа, закладка там же храма в память воинов, погибших в горячих точках, закладка казарм для дивизиона в Северо-Западном административном округе Москвы (Иваньково). Вошло уже в традицию совершение панихиды на Митинском мемориале в трагическую дату Чернобыльской катастрофы и участие наших представителей в открытии соревнований по пожарно-прикладным видам спорта.

Священники Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в дни праздников посещали госпиталь в Балашихе, поздравляли раненых воинов с праздником и вручали им подарки.

Особое внимание хочу обратить на сотрудничество и взаимодействие Церкви с Главным управлением исполнения наказаний.

В октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась совместная конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих сторон были высказаны пожелания дальнейшей совместной работы в деле духовного просвещения и воспитания осужденных. Благодаря открытости и неформальности подхода руководства данного управления к проблеме воспитания лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее время более чем в 60 исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы, часовни, молельные дома. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки заключенных и их исправления.

Церковь не забывает своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Наши священники, несмотря на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины.

В текущем году начал действовать храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в женском следственном изоляторе № 6 в Печатниках. Таким образом, в Москве сейчас 4 тюремных храма и одна молельная комната. Особую благодарность мне хотелось бы выразить протоиерею Николаю Матвиенко и священнику Георгию Полозову, а также тем клирикам, которые регулярно посещают заключенных в следственных изоляторах "Бутырки" и "Водный стадион". Тюремное служение пастырей приносит благой плод в деле исправления осужденных и подследственных. Там, где есть храм, меньше правонарушений, улучшается внутренний духовный климат, учащаются явки с повинной. Достаточно отметить, что в день Святой Пасхи во всей уголовно-исполнительной системе России не произошло ни одного правонарушения! Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить Преосвященных епископов Арсения, Алексия, Савву, отцов наместников Свято-Даниловского и Сретенского монастырей, а также протоиереев Димитрия Смирнова, Владимира Харитонова, Владимира Воробьева за понесенные труды: в день Святой Пасхи благодаря их усилиям каждый заключенный московских изоляторов и Крюковской колонии (а это 22 тысячи человек) получил по красному яичку и кусочку пасхального кулича. Желательно, чтобы и остальное московское духовенство более активно работало в этом направлении. Следственные изоляторы "Лефортово", "Матросская тишина" и строящийся 7-й не имеют постоянного священнослужителя. Хотелось бы, чтобы желающие священнослужители сами откликнулись и о своей готовности нести данное послушание сообщили бы в Синодальный отдел протоиерею Феодору Соколову. Не забывайте, что духовно-нравственная атмосфера общества во многом зависит от тех людей, которые возвращаются из заключения.

Заботясь о духовном воспитании своих подопечных, сотрудники того же управления попросили нас предоставить им литературу о тоталитарных сектах, которые наводнили сейчас Россию и стучатся в двери тюрем со своими идеями. Это просьба нами была удовлетворена. Мы имеем приходы, в которых находятся люди, ведущие переписку с осужденными, подкрепляющие их духовной литературой.

Вновь, дважды в этом году, Россию посетила международная организация - Всемирное тюремное содружество. Гуманитарная помощь в виде лекарственных препаратов, передвижных госпиталей, личные пожертвования на исправительно-трудовые учреждения и обустройство в них православных храмов стали нормой работы PFI (Пи-Эф-Ай - Международное тюремное братство). В ходе визита неоднократно отмечалась плодотворная деятельность Русской Православной Церкви в местах лишения свободы, что особенно заметно на фоне развивающихся добрых взаимоотношений духовенства с МВД. Единственное, о чем хочется вновь упомянуть в связи с этим,- это о недопустимости прозелитизма и распространения сектантства, а также нетрадиционных религиозных конфессий в пенитенциарных учреждениях, в местах, где содержатся заключенные России.

Большая работа проведена Отделом по связям с Вооруженными Силами в области духовного окормления военнослужащих. Это и миссионерская двухмесячная поездка по погранзаставам в Армении и Грузии, строительство и начало богослужений в гарнизонных войсковых храмах (Архистратига Божия Михаила в Военной академии Генерального штаба МО РФ, благоверного великого князя Александра Невского в Химках, святого преподобного Максима Исповедника в Нахабине - эти храмы освящены, и в них начаты богослужения; из строящихся - храм святого великомученика Георгия в Чехове). Есть свои храмы теперь и у ракетчиков, и у космонавтов.

Мы, архипастыри и пастыри, должны более всего понимать, что армия не может быть бездуховной. Служение Отечеству, самоотверженное выполнение воинского долга предполагает наличие высоких человеческих качеств. А религия есть главный источник, из которого российский солдат может черпать правила чистой нравственности, духовное здоровье и добродетели.

Вопросы пастырского окормления военнослужащих достаточно серьезны и часто вполне обоснованно поддерживаются войсковым руководством. Вопрос о духовной поддержке военнослужащих, выполняющих весьма непростую миссию вдали от Родины, особенно остро стоял в ходе многочисленных встреч с командованием и рядовым составом российской бригады, находящейся с миротворческой миссией в Боснии, где епископ Красногорский Савва находился с пастырским визитом с 12 по 17 ноября 1996 года.

Необходимость душепопечения для воинов-пограничников я ощутил, находясь в Киргизстане, когда встречался с воинами-пограничниками, которые на границе, вдали от Родины, несут свою тяжелую пограничную ратную службу. Все это я ощутил в полной мере.

Многие православные юноши по рекомендации духовников, настоятелей храмов и монастырей были призваны в такие войсковые части, где уже действуют или строятся храмы и где ведут пастырскую работу священники. Находятся они, конечно, не в каком-то льготном положении. Их служба так же тяжела и ответственна, как и у многих других, но они имеют возможность в свободное от обязанностей по службе время собираться на утренние и вечерние молитвы, а в воскресные и праздничные дни участвовать в богослужении. К сожалению, приходится отмечать, что некоторые настоятели рекомендуют в эти воинские части юношей, порой не имеющих никакого отношения к нашей Церкви. Всего Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами были представлены списки на 76 человек (весной) и 107 (осенью), из них 17 и 19 москвичей, однако до воинских частей добрались лишь чуть больше половины. Это отнюдь не поднимает авторитета Православной Церкви. Думаю, что рекомендующим следует более внимательно относится к призыву. Ведь православные юноши с духовно-попечительской поддержкой Церкви должны стать действенными помощниками священнослужителей в воинских формированиях и, подавая пример христианской жизни, быть духовным авторитетом для других воинов.

Подводя итоги уходящего года, нельзя не вспомнить о юбилейных торжествах в связи с 300-летием Российского Флота. История флота всегда была неразрывно связана с Русской Православной Церковью, и юбилейные мероприятия этого года отчетливо показали всю глубину взаимодействия и непрестанного сотрудничества российских моряков и флотоводцев с духовенством и всей Полнотой Русской Православной Церкви.

Все мы были свидетелями единства Русской Православной Церкви и Российской Армии, когда в день Светлого Христова Воскресения при большом стечении верующих командование и военнослужащие Вооруженных Сил России в едином духовном порыве молились во время Великой Пасхальной вечерни под сводами воссоздаваемого соборного Храма Христа Спасителя. В молитвенном песнопении слились воедино голоса певчих Троице-Сергиевой Лавры, Московских Духовных школ и хора ансамбля песни Российской Армии.

С созданием Синодального отдела, который координирует отношения с армией и органами МВД по Москве, появилась реальная возможность практических шагов по охране наших храмов. Управление вневедомственной охраны города Москвы предлагает нам оснастить храмы современными системами охраны с выводом на центральный пульт с оплатой по льготным ценам. Такие системы охраны установлены в Иверской часовне у Воскресенских ворот и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминском парке. Необходимую характеристику работы этих систем охраны могут дать протоиерей Геннадий Нефедов и священник Александр Кашкин, у которых они действуют. Всем нам необходимо выработать единый подход к этому предложению органов МВД, потому что хищения из храмов продолжаются и по сей день.

Продолжаются также настойчивые предложения Главного управления уголовного розыска по составлению реестра культурных и религиозных предметов (ценностей) на случай их похищения, для возвращения законному владельцу. В качестве эксперимента в одном из храмов Нижегородской области была проведена работа по скрытой маркировке икон с тыльной стороны. Следует отметить, что органы МВД обращаются с таким предложением не только к Церкви, но и к ведущим музеям, таким, как Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж и др. Прошу отцов настоятелей и председателей приходских советов быть готовыми к встречам с представителями Управлений МВД по этим вопросам. Принятие окончательного решения в этом вопросе зависит от приходского совета с утверждением его на заседании приходского собрания. Современная криминогенная обстановка заставляет нас серьезно отнестись к данному предложению. <...>

Завершая свое обращение к вам, еще раз хочу поблагодарить всех архипастырей, пастырей, всех церковнослужителей, всех тружеников наших храмов, руководителей синодальных отделов, духовных учебных заведений, монастырей, которые истово, благоговейно, с терпением и упованием на помощь Божию несут свои труды на благо нашей святой Церкви, народа Божия и многострадального Отечества нашего, с верой в то, что Русская Православная Церковь и Православная Россия, возможно, остаются одним из тех последних удерживающих, которые мешают воцарению в мире всеобщего зла и скатыванию в адскую бездну. Посему прошу всех вас: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают (1 Кор. 16, 13-14).

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy203.htm 

Связанные материалы