Выступление на Епархиальном собрании (1994 г.)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления на Епархиальном собрании Москвы
23 декабря 1994 года
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор. 1, 3). Такими словами начинал апостол Павел свои обращения к христианским общинам, этими же словами и я хочу начать свое обращение к вам в этом историческом зале, где три недели тому назад заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, принявший ряд необходимых решений по проблемам церковной жизни, которые были затронуты в моем докладе Собору "О жизни и деятельности нашей Церкви".
Подводя итоги приходской и епархиальной жизни города Москвы за истекший год, памятный как положительным, так и отрицательным изменением политических, экономических и социальных факторов жизни России, приходишь в невольное изумление, видя, как на глазах совершается чудо Божие, как буквально из пепла восстают порушенные святыни, восстанавливаются храмы и монастыри, созидается общинная жизнь. Это возрождение совершается трудами всего верующего народа, его молитвой, верой, любовью к Церкви Христовой. Нынешнее нелегкое время становится воистину временем подвижнического, восстановительного труда, возрождения древней традиции христианства, когда лучшее отдавалось храму.
Особую значимость и ответственность приобретает в таких условиях архиерейское и пастырское служение, ибо, по слову святителя Димитрия Ростовского, "недостаточно пастырю быть учительным на словах и святым по жизни; но он должен иметь еще великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим". Памятуя эти слова, и я стараюсь, по мере возможностей, руководствоваться ими в своем патриаршем служении и в несении возложенного на меня первосвятительского креста - креста ответственности за судьбу Церкви. <...>
Источником сил и радости для меня является общение с людьми, общение со всеми вами, дорогие братья и сестры, с братией и сестрами монашеских общин. Наша совместная молитва, поклонение святыням - источник духовной бодрости и радости о Господе, не оставляющем Церковь Русскую Своими милостями и щедротами.
За прошедший год я посетил 10 епархий. Во время посещения епархий совершались крестные ходы с сотнями и тысячами молящихся, освящались храмы, имели место паломничества к святыням и монастырям, встречи с представителями светских кругов, интеллигенции, молодежи.
Посещал я также церковные и светские учебные заведения, воинские части, больницы, детские дома, приюты для престарелых, места заключения. При посещении епархий я не упускал возможности обратиться к максимально широкому кругу людей через средства массовой информации.
Главное место в патриаршем служении несомненно занимает Москва, для которой я не только Патриарх Всероссийский, но и епархиальный архиерей.
В настоящее время в нашем ведении в Москве находятся 3 мужских монастыря: Свято-Данилов, Донской и Новоспасский; 2 женских монастыря: Богородице-Рождественский, вновь учрежденный Покровский и, видимо, в ближайшее время будет учрежден еще Зачатьевский монастырь.
В Новодевичьем монастыре также возобновлено монашеское житие, он передан в ведение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Кроме этого имеются 262 приходских храма. В это число не входят 7 кремлевских соборов, 24 монастырских храма (правда, не все монастырские храмы готовы к совершению в них богослужений); 6 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 26 храмов при государственных учреждениях, 6 крестильных храмов, 5 часовен; и 2 храма и 1 часовня - строятся. Всего православных храмов в Москве 327.
К нашему сожалению, 80 приходских и 10 монастырских храмов еще занимают прежние арендаторы. За прошедший год были освобождены только 13 храмов.
На приходах города Москвы служат 389 священников и 141 диакон. <...>
Еще об одной особенности патриаршего служения в столичном граде мне хотелось бы сказать. В наше время, когда общественное значение Церкви значительно возросло, очень важными стали официальные правительственные и общественные встречи и контакты Предстоятеля Церкви с Президентом России, премьер-министром, членами правительства. Во время своих официальных визитов в Москву главы ряда государств также считают необходимым нанести нам визит. Президента США Уильяма Клинтона мне пришлось принять даже в больнице, где я в то время находился. Многие прибывающие в столицу России послы из разных стран вскоре после вручения верительных грамот считают нужным нанести визит и Патриарху Московскому.
Церковь и государство разделены, но Церковь и общество - нераздельны. Церковь - плоть от плоти своего народа, и те заботы, которыми живет народ, волнуют и его пастырей. Сейчас люди, как никогда, нуждаются в слове умиротворения и утешения, в понимании смысла жизни, так как во многих случаях отчаяние и безысходность преобладают в их жизни. Зная об этом, местные руководители часто приглашают священнослужителей для участия в различных общественных церемониях. Важно каждому архиерею и каждому пастырю использовать возможность публичных выступлений для положительного воздействия на души людей, для миссионерского свидетельства об Истине Православия.
В то же время считаю недопустимым участие священнослужителей в разного рода презентациях с освящением учреждений, деятельность которых вызывает сомнение в соответствии православной нравственности.
Ныне представилась возможность проповедовать православное вероучение через средства массовой информации: в прессе, на радио и телевидении. Используя эти пути, следует в доступной форме излагать основы учения нашей Церкви. Выражать волю Церкви священнослужитель должен только с благословения церковного Священноначалия. В противном случае любой священнослужитель (будь то иерарх, священник или любой клирик), выступая, обязан предупредить аудиторию, что он излагает только личную точку зрения. Не менее ответственен должен быть священнослужитель за выступления и публикации своих духовных чад.
Важнейшей современной задачей Русской Православной Церкви является просвещение и воспитание народа Божия, а также людей, стоящих за оградой Церкви и ищущих правду жизни.
Слово "образование" происходит от слова "образ". Для христианина оно означает созидание в человеке образа Божия, оскверненного в результате грехопадения Адама и собственных грехов. С помощью Божией человек созидает себя, уподобляясь Ему. Задача священника - помочь в этом делании воцерковленным и невоцерковленным чадам, руководствуясь при этом многовековым святоотеческим опытом подвижников и учителей благочестия.
Живая практика Русской Православной Церкви, созидаемая трудами многих священников, мирян-катехизаторов, родителей, самих обучаемых, породила многообразные формы религиозного образования и катехизации мирян: приходские школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко Крещению, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы, лицеи, православные факультеты в частных и государственных школах, систематические беседы по определенным программам в храмах, публичные лекции, православные курсы катехизаторов. Появились православный Свято-Тихоновский богословский институт, православный университет святого апостола Иоанна Богослова и другие средние и высшие учебные учреждения, рассчитанные на светскую верующую молодежь. <...>
В настоящее время при московских приходах действуют более 80 церковноприходских школ с общим числом учащихся около 6000 человек в возрасте от 5 до 18 лет. За прошедший год число школ увеличилось на 15 единиц. Хотелось бы, чтобы количество школ росло быстрее.
Из-за отсутствия квалифицированных преподавателей-священнослужителей среди актива ряда церковных школ стали появляться лица, представляющие Зарубежную Церковь, члены сект, даже экстрасенсы, инославные проповедники, готовые оказать необходимое содействие в приобретении наглядных учебных пособий (с которыми школы испытывают затруднения), в аренде необходимых помещений, в получении гуманитарной помощи.
Там, где настоятель печется о школе, не приходится прибегать к услугам этих лиц, там всегда найдутся благотворители, организующие прекрасные паломнические поездки для детей, приобретение необходимой литературы и инструментария, помощь малоимущим. <...>
Главное, чтобы в церковной школе детям было интересно и радостно,- а это прежде всего зависит от преподавателей. Обязательное условие - преподаватели должны быть людьми православными, способными привить детям любовь к Церкви, ее традициям, ее Священноначалию. Важно помочь ребенку познать Бога, а не только узнать о Боге. Необходимо подбирать таких учителей, которые могут говорить с детьми живо, эмоционально, увлекательно, учитывая детскую психологию. Важно, чтобы преподаватель сам был личностью, которая притягивает к себе детей, увлекает их.
Занятия в церковных школах должны быть бесплатными, однако в храме может быть заведена специальная кружка для добровольных пожертвований на нужды церковноприходской школы.
В последнее время появились попытки создать так называемые воскресные школы при клубах, ЗАГСах, общеобразовательных светских школах. Они также называют себя православными, но православной может считаться только та воскресная или церковноприходская школа, которая имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви.
Задачей православных церковноприходских школ является просвещение и научение Закону Божию как детей и подростков, так и их родителей. Наша действительность такова, что у большинства учеников нет христианской семьи, и часто ребенок сам является инициатором ее формирования и ведет своих родителей к познанию православной веры. Это возможно только при непременном присутствии детей и их родителей за Божественной литургией и участии в Таинствах. Полноценное участие родителей в деятельности этих школ способно укрепить духовные связи между прихожанами и их семьями и создать благоприятную среду для воспитания молодого поколения. Считаю полезным участие в жизни прихода учащихся церковноприходских школ, несение ими тех или иных послушаний, с учетом их возраста и возможностей.
При многих московских школах существуют детские хоры, и некоторые из них по своему профессиональному уровню способны провести не только рядовые, но и патриаршие богослужения.
Памятуя слова Христа Спасителя: будьте, как дети,- необходимо не только учить детей, но и самим черпать из их доброго детского восприятия, из их впечатлений. Каждую крупицу детского опыта и чистого восприятия следует сделать общим достоянием. Думаю, в газетных и журнальных изданиях Московской Патриархии и газете "Православная Москва" найдется место для публикаций по детско-молодежной тематике на отдельной полосе, а возможно, и на специальном вкладыше.
Учреждены и действуют на основании закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года православные гимназии, лицеи, школы. Называясь православными, они являются не духовными, а светскими учебными заведениями с преподаванием предметов вероучения и осуществлением православного воспитания. Их выпускники должны иметь равные с выпускниками других школ возможности продолжать образование в любых других средних и высших государственных и негосударственных учебных заведениях, в том числе духовных. Православные школы будут авторитетны только в том случае, если их выпускники будут знать предметы общегосударственного стандарта лучше, чем выпускники большинства государственных и иных школ.
Религиозное образование и воспитание обязывает, чтобы учебный день в таких школах начинался и заканчивался молитвой. Все знаменательные события школы, в том числе начало и конец учебного года должны отмечаться молебнами, не говоря уже о регулярном посещении детьми храмовых богослужений. <...>
Православные школы не могут брать с родителей высокую плату за обучение ребенка. Следует устанавливать дифференцированную оплату, учитывая семейные доходы, как это делается во многих учебных заведениях. Надобно также искать благотворителей, готовых совершить пожертвования в пользу православных гимназий, школ и лицеев, ибо их существование является для нас жизненно важным делом.
Преподавание религиозных дисциплин в государственных школах представляет собой больной вопрос. Хотя ряд руководящих сотрудников Министерства образования и допускают преподавание религиозных предметов, но реально преподавание предметов типа религиоведения и истории религий остается утонченным способом проповеди атеизма или, в лучшем случае, религиозной индифферентности. В ряде случаев эти предметы ведут бывшие преподаватели атеизма. Не случайно многие старшеклассники и родители жалуются на кощунственные и антицерковные выпады, которыми изобилуют занятия по указанным предметам. О таких случаях надо информировать Московскую Патриархию, чтобы мы могли принять меры по отношению к скрытым проповедникам атеизма.
Сегодня, как никогда раньше, реально ощущается смысл слов Христа Спасителя: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Сейчас нам необходимо мобилизовать все имеющиеся силы для духовного просвещения и катехизации, пока это поле деятельности не захватили новоявленные псевдорелигиозные группы и течения, ставящие своей целью формирование новых не только религиозных, но и культурных ценностей. Их задачей является не только разрушение структуры Русской Православной Церкви, ее иерархии, но и культурной идентичности наших народов и их духовной ориентации. Известно, какой огромный урон нанесла нам революционная ломка многовековых традиций с ее попыткой создать "нового советского человека". Деятельность сект, равно как и многих зарубежных миссионеров, направлена на то, чтобы оборвать чудом сохранившуюся ниточку, которая связывает людей, воспитанных в условиях тоталитарной идеологии, с верой и духовной культурой их предков, с сокровищем национальной религиозной традиции. Именно эта связь питает здоровое чувство патриотизма, любви к своему Отечеству. К величайшему огорчению, и в нашей внутрицерковной среде в последнее время появились люди, проводящие подобную деятельность. В современных условиях государство практически не предпринимает никаких правовых мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, и вся тяжесть борьбы ложится на Церковь. <...>
За 70 лет оторванности от исконных духовных традиций многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в духовном вакууме. Такие люди составляют едва ли не большинство членов нашего общества, и это весьма заботит Церковь, ибо вакуум неизбежно будет заполнен, и мы уже видим, как он заполняется разного рода влияниями, разрушительными для личности и народа.
Особо тревожит нас то, что в условиях такого вакуума катастрофически падает уровень нравственного состояния народа, что в значительной степени провоцируется бессовестной волной порнографии, пропаганды насилия, вражды, ненависти, культа преступного образа жизни, внедряемых телевидением, кинотеатрами, видеотеками. Немалую роль играют в этом и новые религиозные секты.
В этих условиях необходимо возрождение миссионерской просветительной деятельности, традиционной для Церкви и насильственно прерванной в годы революции. И если раньше основной областью миссионерского делания являлись малопросвещенные народы, то в нынешнее время миссионеры должны прийти в рабочие и профессиональные движения, в среду обездоленных жертв урбанизации и технической цивилизации.
Главной областью миссионерского воздействия должна стать работа с молодежью, в том числе организация богослужений и религиозных бесед для детей и подростков. <...>
Как всем известно, несмотря на многие усилия богоборческой власти, долгие десятилетия сохранялась и сохранилась преемственность церковной культуры, хотя и на уровне немногочисленных общин.
Большинство наших соотечественников, к сожалению, утратили преемственность, так необходимую для понимания православной культуры. Глубокий духовный смысл богослужения подчас не постигается этими людьми, хотя литургические тексты являются величайшим средством учительного, просветительного и миссионерского служения Церкви, содержат в себе мудрость двадцати веков христианства.
Внимая этим текстам, можно приобрести множество необходимых христианину знаний из всех областей церковного учения и наследия. Помочь в их восприятии и усвоении - одна из главных задач современного миссионерского делания. Не менее важным является и издание соответствующей религиозной литературы.
За последние годы наша Церковь достигла того, о чем не могла и помышлять лет десять, а то и пять назад: многократно издавались крупными тиражами книги Священного Писания, творения святых отцов и учителей Церкви. Список изданных богослужебных духовно-назидательных, просветительных, научных, исторических, церковно-публицистических книг и брошюр, периодических изданий насчитывает, думаю, многие сотни наименований. Можно считать относительно решенным вопрос о регулярном издании литературы для церковного читателя, постоянных прихожан наших храмов. С другой стороны, нам остро не хватает книг, ориентированных на читателя, только приходящего в церковную ограду, делающего лишь первые шаги на пути к духовному возрождению. Нет книг, которые можно было бы использовать в пастырской работе с верующими военнослужащими, в тюрьмах, больницах и так далее.
Перед нами стоит сложная задача рассказать о Церкви на языке, понятном такому читателю: пусть даже этот язык будет пока, по слову Священного Писания, "молоком, а не твердой пищей".
В частности, только недавно сделана первая попытка издания действительно массовой церковной газеты. Это - "Московский церковный вестник", который в этом году стал выходить тиражом свыше 300 тысяч экземпляров. Причем особенно примечательно, что эта газета пишет, по преимуществу, не о внутрицерковной жизни, но о мире с точки зрения Церкви и православного мировоззрения. Все большее распространение получает газета "Православная Москва", небольшой издательский коллектив которой успешно сеет разумное и доброе.
Говоря о достижениях, не могу не отметить проблему, явственно возникшую в области церковного издательства. К сожалению, некоторые книги, издаваемые сегодня, не отличаются высоким качеством содержания и актуальностью. Церковные и околоцерковные издатели часто идут по пути наименьшего сопротивления, иногда больше задумываясь об экономической, а не о содержательной стороне дела. В основном переиздается дореволюционная литература. Среди этой литературы есть подлинные шедевры, золотой фонд отечественной богословской мысли, но есть и такие книги, которые весьма далеки от современного человека. Поэтому ощущается большая потребность в современной отечественной литературе, в первую очередь, церковно-просветительного характера.
Пока же большая часть изданий - это репринты. Многие книги переносят на современную русскую почву представления, пришедшие либо из безвозвратно ушедшего прошлого, либо из-за границы. А подчас, несмотря на мои неоднократные предупреждения, делается совершенно недопустимая вещь: распространяются в храмах и переиздаются издателями различные тенденциозно выдержанные политические материалы, идущие вразрез с учением нашей Церкви, инославная литература и даже полемические издания Русской Зарубежной Церкви, порочащие и хулящие Священноначалие нашей Церкви, обвиняющие его в отступлении от Истины Христовой. И такие публикации и книги распространяются в книжных киосках и храмах. Помимо этого многие издания дублируют друг друга, в то время как некоторые донельзя нужные книги до сих пор не изданы. Понятно, что издание любой церковной книги требует самоотверженных усилий порой целых коллективов церковных тружеников, причем с привлечением к этому различных предприятий, оказывающих им благотворительную помощь. Но если есть возможность что-то издать, то издавать следует насущно необходимое сегодня.
Раз зашел разговор о церковных издательствах, хочу пояснить, что в полном смысле церковными издательствами можно назвать лишь утвержденные официальными структурами Русской Православной Церкви - непосредственно Патриархией, синодальными учреждениями, монастырями, приходами. Сейчас же сложилась ситуация, когда существует множество организаций, не являющихся в строгом смысле церковными, но обращающихся к Священноначалию за благословением на открытие своей деятельности. Во многих этих издательствах трудятся честные, церковно воспитанные миряне, и в большинстве случаев мы их поддерживаем. В то же время нельзя не учитывать, что юридически они являются частными предприятиями, не несущими ответственности перед Церковью за содержание публикуемых книг. Это таит в себе ряд опасностей. При определенных обстоятельствах на издательскую политику таких структур могут влиять и влияют чуждые Церкви факторы и силы. Поэтому представляется особенно важным, чтобы в число учредителей религиозных издательств входили официальные структуры Церкви, которые имели бы возможность не только формально благословлять, но и реально направлять в подлинно церковное русло издательскую политику.
На протяжении многих лет всю церковную издательскую деятельность осуществлял Издательский отдел Московского Патриархата. Он был учрежден Священным Синодом нашей Церкви в трудные годы тоталитарного государственного контроля над церковной жизнью.
Долгое время Отдел представлял собой уникальное церковное издательство, имевшее исключительную возможность публиковать как официальный "Журнал Московской Патриархии", ставший своеобразной летописью жизни Русской Православной Церкви, так и ограниченный круг богослужебной и богословской литературы.
Нужно честно и с благодарностью сказать, что в те трудные годы несколько поколений сотрудников Издательского отдела вложили свои силы и душу в дело утоления духовной жажды верующих и обеспечения пастырей необходимой для их служения литературой.
В настоящее время ситуация принципиально изменилась. Нас уже не ограничивают в количестве и качестве церковных издательств, снят контроль со стороны государства за публикуемыми текстами. <...>
Деянием последнего Архиерейского Собора явился акт канонизации новопрославленных святых: святителя Филарета, митрополита Московского, священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, подвижника-миссионера, священномученика протоиерея Иоанна Кочурова, завершивших свое исповедническое житие мученической кончиной.
Акт канонизации совершился за Божественной литургией в патриаршем Успенском соборе Московского Кремля в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это и день патриаршей интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского.
Новым милостивым знамением для нас явилось чудесное обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителей Филарета и Иннокентия, митрополитов Московских, последний был ранее прославлен нашей Церковью.
По милости Божией в этом году мы впервые имели возможность совершать Божественную литургию и молебное пение в Успенском патриаршем соборе Московского Кремля перед чудотворным Владимирским образом Божией Матери, а также впервые совершали богослужение перед чудотворным Донским образом Божией Матери в главном соборе Донского монастыря.
В дни празднования святителей Московских, мощи которых почивают в Успенском соборе Кремля, мы имели возможность прикладываться к их святым мощам, молиться и просить святителей Московских о помощи и заступлении.
Патриаршие богослужения совершались в Успенском, Архангельском, Благовещенском и Ризоположенском храмах Московского Кремля. Радует, что работники музея стали воспринимать эти богослужения как нечто необходимое и присущее этим храмам.
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади нашего города состоялась торжественная закладка часовни в честь Иверской иконы Божией Матери при воссоздаваемых Воскресенских воротах.
В 71 храме города Москвы я совершал богослужения, причем в некоторых по несколько раз. Еще большее количество приходов мною посещено. Как и в прежние годы, в день Великой Субботы я постил ряд московских храмов. <...>
Непозволительной роскошью для нас стали "простои" храмов в дневное и вечернее время. Причиной этому часто указывают экономические трудности. В одном из московских храмов - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке, где храм открыт целый день и всегда дежурит священник, доход храма увеличился вдвое, не говоря уже о том, сколько радости и утешения это принесло людям, сколько людей через это было приведено в ограду церковную. Люди в дневное время, проходя по Большой Ордынке, могли зайти в храм, приложиться к святыне - чудотворной иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость", поговорить со священником.
В приходах, где несколько священников, необходимо, чтобы богослужения совершались и в вечерние часы, когда в храм приходят работающие днем молодые люди, которые могли бы участвовать в вечерне и утрене, совершаемым по вечерам.
Богослужения должны сопровождаться хотя бы краткими поучениями, раскрывающими их смысл и значение. Не всегда это должно быть в форме проповеди; это и внятное чтение поучений святых отцов и житий святых этого дня. Основное, что требуется,- не формальная проповедь, а близкая интересам и насущным проблемам прихожан, дающая православное понимание современной жизни.
Настоятелям и председателям приходских советов не следует забывать, что первые вопросы приходящих в храм направлены к человеку, стоящему за церковным ящиком. Важно, чтобы там находился человек, хорошо наставленный в вере, могущий дать правильный ответ вопрошающему, и чтобы этот человек был человеком доброй души, способным выслушать и понять просьбу, а чаще всего горе ближнего.
От общения с лицами, стоящими за свечным ящиком и являющимися первыми катехизаторами прихода, зависит, насколько он будет пополняться. Поэтому задача настоятеля храма позаботиться об этом, равно как и о том, чтобы жизнь прихода была разнообразной, а не ограничивалась богослужением. Для этого ему необходимо стать организатором тех инициатив, которые зачастую выдвигают сами верующие. И начинать нужно не с грандиозных проектов и поиска их финансирования, а с организации одного-двух энтузиастов, которые могут составить ядро будущей социальной работы в приходе.
Современное общество ждет от Церкви жертвенного служения, милосердного отношения к ближнему и активного миротворчества. Мы не имеем права обманывать этих чаяний. Предоставленные законодательством возможности посещения больниц, детских домов, домов престарелых и инвалидов, воинских частей и мест заключения должны максимально использоваться в каждом приходе. Социальное служение не должно ограничиваться лишь распределением гуманитарной помощи, хотя и это очень важный вопрос. К праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи каждый приход может организовать посещение домов престарелых и инвалидов войны, чтобы поздравить людей с праздником, принести им какой-то видимый знак, который бы порадовал людей, не могущих посетить храм, находящихся на одре болезни и лишенных радостей жизни.
Богослужение - это основа, можно сказать, питательная среда, место собрания церковного народа. Плоды его - это служение ближним в воскресных школах, факультативы в государственных школах, лекции в вузах и техникумах, в военных частях, работа в детских садах и других детских учреждениях. Каждый храм должен взять духовную опеку над близлежащей больницей, воинской частью, школой, детским домом, детским садом, домом престарелых, памятуя слова Священного Писания, что обязанностью христианина является "призирать сирот".
Достойным примером социального служения является деятельность сестер милосердия при храме царевича Димитрия 1-й Градской больницы. Более 200 сестер милосердия, окончивших училище при этом храме, не только оказывают медицинскую помощь, но и несут дела милосердия страждущим ряда больниц города Москвы. Подобную помощь оказывают и начинающие сестричества при Марфо-Мариинской обители, Зачатьевском монастыре, которые несут и патронажную службу на дому. <...>
В некоторых московских храмах отменена "такса" за совершение треб. Сидящий за ящиком человек объясняет приходящим, что существует жертва на храм, которую каждый осуществляет по своей возможности, и жертва эта с радостью принимается. Этот опыт, основанный на дореволюционной практике, вполне достоин подражания.
Мы говорили об упорядочении богослужебной практики и имели в виду постепенное сокращение бесконечного поминовения вслух поданных записок за Божественной литургией, которая из-за этого настолько удлиняется, что не все прихожане способны достоять даже до Евхаристического канона. Кроме того, оно нарушает цельность Божественной литургии. Конечно, не простым административным решением следует отменить это, но постепенно подходить к этому, терпеливо объясняя прихожанам в поучениях, что главное поминовение совершается не вслух, а у жертвенника, при совершении проскомидии. И поминовение должно совершаться истово и неукоснительно. <...>
Нужно дорожить не только своим временем, но и временем прихожан. Продолжают поступать жалобы на недопустимые сокращения в ряде приходов Божественной литургии с исключением ектений оглашенных, чтения Апостола, сокращением ектений, а также всенощного бдения до одного часа.
Есть и другая крайность, когда ничего не сокращают, но богослужение совершается в столь стремительном темпе, что понять ничего невозможно. В противовес этой практике в ряде храмов богослужение неимоверно затягивается. <...>
По-прежнему, несмотря на наши обращения, в ряде храмов не соблюдаются элементарные правила отношения к молящимся.
В настоящее время особенно необходимо внимание к нуждам людей, которые в поисках правды Божией приходят в храм. Столкнувшись с фактами грубости, равнодушия, нетерпимости, леностного и неблагоговейного совершения богослужений и в особенности - крещений, венчаний и отпеваний, люди нередко утверждаются в отрицательном представлении о церковной жизни и становятся легкой добычей инославных и сектантских проповедников. Грубость должна быть изжита из приходской жизни. Грубость недопустима ни для кого: ни для архиерея, ни для священника, ни для члена причта, ни для тружеников церковных.
Прямым долгом священника является неукоснительно проповедовать слово Божие за каждым богослужением. Особенное внимание следует уделить исповеди на приходах. Надо распространять практику исповеди с вечера, после вечернего богослужения или, в многопричтовых приходах, во время богослужения.
Вызывает беспокойство то, что в религиозно-духовной жизни некоторых приходов наметился крен молодых священников в "старчество", "духовничество". Не имея никакого духовного личного опыта и даже простого жизненного опыта, такие священнослужители дерзают легкомысленно заниматься "старчеством", что опасно как для них самих, так и для прихожан. Известно, к чему приводит такое руководство, когда слепой ведет слепого. Стращая, как правило, приближающимся приходом антихриста, они убивают в людях последнюю надежду на возможность противостоять злу, не говоря уже о непосильных епитимиях, отталкивающих людей от Церкви. Это должно быть исключено.
Не меньшую озабоченность вызывает то, что некоторые храмы Божии становятся "строительными управлениями" или отделами "социального обеспечения" при забвении и нерадении о самом главном - молитве и богослужении. Социальное служение и строительство, особенно в наше время, когда реставрируется множество храмов, несомненно, нужны. Но они важны не сами по себе, а лишь когда выражают нашу веру и создают условия для строительства внутреннего храма - души человека.
Может случиться, что храмы будут построены, отреставрированы, но они окажутся пусты: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Долг священника главное место уделять молитве и богослужению, а в приходе всегда найдутся люди, готовые оказать помощь в строительных делах и в поисках благотворителей.
По этой причине на предыдущем собрании я просил настоятелей храмов не брать на себя обязанностей председателей приходских советов, за исключением вновь учреждаемых приходов, где не всегда ясно, какого человека можно поставить во главе приходского совета. <...>
На прошедшем Архиерейском Соборе, говоря о задачах приходского руководства в современном огромном городе, коим является Москва, я в первую очередь напомнил, что всем нам сегодня не хватает доброты. И на пастырях лежит забота о возвращении доброты в нашу жизнь. Сам пастырь не только должен быть в этом образцом для своей паствы, но и делать все возможное для сохранения в приходе атмосферы доброты, спокойствия и доброжелательности.
Задача пастырей, особенно настоятелей храмов, принять все возможные меры для установления добрых, братских отношений между соседними приходскими православными общинами и сплочения их.
Насколько добрые отношения существуют между соседними приходами, наглядно свидетельствуют патриаршие богослужения в московских приходах. В одном храме при совершении мною богослужения присутствует все духовенство соседних приходов, в другом - никого.
Только доброе отношение между пастырями способно положить начало хорошим взаимоотношениям между приходами, обмену приобретенным опытом в реставрационных работах, в оформлении тех или иных документов, в методике преподавания в воскресных школах и в других областях.
Но главное, общение способно оказать самое благотворное влияние на самих пастырей, использующих для своего делания уже имеющийся опыт других. В связи с этим считаю полезным проводить периодические конференции 2-3 раза в год для обмена пастырским опытом и решения задач пастырского служения в современном мире. Помощь в проведении таких конференций вполне мог бы оказать Свято-Тихоновский институт. <...>
Участившиеся случаи появления самозванцев, т. е. лиц, выдающих себя за священнослужителей, также не могут не беспокоить нас, поскольку их деятельность отождествляют с Церковью. <...>
На предыдущем Епархиальном собрании говорилось о необходимости усиления охраны храмов и церковного имущества в связи с ухудшающейся криминальной обстановкой в городе и участившимися случаями хищения святых икон и другой церковной утвари. Для этой цели предлагалось не только усилить охрану, но и оборудовать храмы охранной сигнализацией. Свою помощь в этом нам предложило Главное управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, представившее различные варианты оснащения церквей средствами охранной сигнализации.
На каждом Епархиальном собрании говорится о необходимости своевременного оформления регистрационных юридических и имущественных документов на землю и строения. Не все прислушались к этому, в результате в ряде приходов коммерческие организации безнаказанно захватывают помещения, урезают приходскую землю.
К числу отрицательных тенденций последнего времени следует отнести попытки проникновения коммерческих структур в церковную жизнь в поисках прибыли. Как правило, это делается путем предложения спонсорских услуг отдельным настоятелям, вследствие чего возникает опасность превращения их в послушный инструмент в руках новых "властителей" мира - денежных людей.
Мы и ранее предупреждали о том, чтобы не прибегать к банковским и иным кредитам, могущим поставить приход в безвыходное экономическое положение. Те настоятели, по вине которых приход окажется в подобном положении, будут нести персональную материальную и юридическую ответственность. <...>
Необходимо, чтобы в каждом приходе были дешевые, доступные для бедных людей свечи, молитвословы, Евангелия. Мы не можем лишать наших прихожан, которые в трудные годы поддерживали Церковь, возможности поставить свечу или подать заздравную или заупокойную записку на поминовение, поэтому нужно сделать для них снисхождение и установить особый тариф.
За церковным ящиком должна продаваться литература, носящая исключительно церковно-православный характер. Недопустима продажа в храмах инославной и иной литературы, критической по отношению к Православию, а также продажа икон и изображений святых, не канонизированных нашей Церковью.
Сам вид православного храма, его внутренняя обстановка мира и доброты должны помочь людям прикоснуться к Православию, войти в ограду Церкви, почувствовать себя членами христианской, православной семьи.
На всех наших Епархиальных собраниях говорилось о том, что в каждом храме должен быть баптистерий для крещения взрослых. Хотелось бы с удовлетворением отметить, что число храмов, где имеется баптистерий, постоянно увеличивается.
Еще об одном знаменательном для нашего града и страны событии я хотел бы сказать на данном собрании. 7 сентября 1994 года в городе Москве состоялось общее собрание общественного Наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. На этом заседании я был избран председателем этого Совета.
Разрушение Храма Христа Спасителя в годы тоталитарного режима осталось кровоточащей раной в народном сознании.
Как стремление к покаянию и восстановлению исторической памяти в православном народе, у многих наших соотечественников многие годы зрело желание и готовность воссоздать эту святыню.
Начинание неоднозначно воспринимается разными кругами общества. В этих обстоятельствах мы сочли, что Церковь не может остаться в стороне от святого дела и должна быть с теми, кто морально и материально готов внести свой вклад в духовное возрождение народа.
Уже начаты работы по восстановлению Храма, и свидетелями их стали все члены Священного Синода, посетившие 25 ноября 1994 года строительную площадку. Это строительство должно стать "экзаменом веры" наших современников, воскрешением духовных и культурных традиций Святой Руси, свидетельством нашего уважения к памяти предков, жизнь свою положивших за други своя (Ин. 15, 13). В воссоздании этой святыни принимают участие государственное руководство России, общественные и творческие круги, предприниматели, миллионы верующих и людей, которым дорого историческое наследие нашего народа. Можно сказать, что воскрешение Храма Христа Спасителя становится всенародным делом. Поэтому Архиерейский Собор принял специальное обращение, призывающее пастырей и чад нашей Церкви, а также все общество в России и за ее пределами принять участие в этом святом и богоугодном деле.
Храм Христа Спасителя был памятником погибшим в Отечественной войне 1812 года. И если Господь поможет нам воссоздать его, он станет памятником всем вождям и воинам, положившим жизнь свою за Отечество. Все храмы Москвы должны принять участие в святом деле воссоздания Храма Христа Спасителя.
В самое ближайшее время начнется возведение стен стилобатной части собора. Это новое слово в строительстве, но оно не изменит архитектуру храма, потому что стилобатная часть как раз выведет его на тот уровень, на котором стоял прежний Храм Христа Спасителя. В этой части предусмотрен зал для заседаний на 1200 мест, где можно будет проводить Поместные Соборы Русской Православной Церкви. Но в средствах массовой информации распускаются слухи, что в стилобатной части будут размещаться какие-то коммерческие структуры, рестораны и прочее. Я прошу вас эти слухи пресекать. <...>
В заключение я хочу поблагодарить всех тружеников церковных, архипастырей, пастырей, председателей приходских советов, руководство ставропигиальных монастырей, в столь экономически сложное время осуществляющих свое служение Церкви. Истинное служение Церкви никогда не было легким, но всегда было связано с крестоношением.
Достойно нести крест, возложенный на каждого из нас,- главнейшая обязанность каждого последователя Господа и Спасителя Нашего.
Там же, где иссякают силы человеческие, их восполняет благодать Божия. Словами, которыми я начал свое обращение к вам, я хочу его и закончить: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор. 1, 3).