Выступление на Епархиальном собрании (2005 г.) - Продолжение доклада
Содержание материала
Социальное служение
Особое внимание хотелось бы уделить тому служению, которое особенно востребовано в наши дни и созвучно сердцу каждого христианина, — социальному служению Церкви в нашем городе.
Я думаю, что большинство из вас видели те два фильма, которые были показаны сегодня. Фильмы тяжелые. Но они реальные. Это то, что окружает нас. Это беспризорность, это дети, которые лишены тепла и ласки. Это пожилые люди, которые брошены всеми, которые питаются на свалках. Все это окружает нас. Не каждый, конечно, может взять на воспитание детей. В Праздник Покрова я служил в Покровском монастыре, и особо меня поразили две девочки-двойняшки. Матушка игумения сказала, что, когда они пришли в монастырский приют, они не знали никаких ласковых слов. Они были подобны зверькам. И за короткий период пребывания они изменились, и теперь с радостью можно посмотреть на них.
Столичный мегаполис — это концентрация множества социальных проблем. Разобщенность, одиночество, отчаяние, к сожалению, стали спутниками жизни большого города. Сюда в поисках лучшей доли стекаются люди со всей России и ближнего зарубежья. Многие из них терпят житейское крушение, оказываются жертвами обмана или собственных страстей, становятся бездомными. Больные, одинокие старики, брошенные дети, инвалиды взывают о сострадании. Да и любой самый благополучный человек может в один миг стать больным, всеми оставленным и несчастным.
Каждый день у всякого пастыря есть возможность послужить в лице ближнего Христу. Каждый день во все храмы обращаются люди с различными просьбами о помощи в беде.
Сегодня в Церкви существуют успешный опыт организации социального служения. Существуют программы и методики организации социальной защиты молодежи. В 1-й Градской больнице силами прихода вмч. царевича Димитрия долгое время успешно действует патронажная служба.
Однако в настоящее время реальная социальная работа осуществляется весьма ограниченным числом приходов, нет реального сотрудничества между приходами и местными отделами органов попечения и социальной защиты.
Настоятели приходов, сумевшие выстроить добрые взаимоотношения с местной администрацией, редко используют имеющиеся возможности для расширения помощи остро нуждающимся людям.
В обществе давно идет полемика о социальной ответственности бизнеса, государство также призывает предпринимателей более активно поддерживать разные социальные программы, имеющие целью смягчить последствия переходного периода.
Поэтому еще раз призываю вас к тому, о чем говорилось на прошлом собрании, — активно развивать отношения с органами здравоохранения и социальной защиты, подготавливать с ними совместные программы и использовать силы приходов, опыт Церкви в помощи малоимущим и социально незащищенным людям.
Помощь нуждающимся при храме
Каждому священнику, наверное, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда пришедшие в храм люди просят материальной помощи. Особенно часто просят денег на еду, одежду, лекарства, просят помочь добраться до дома, купить билет на поезд. Конечно, все мы знаем, что среди тех, кто приходит с просьбами, много обманщиков.
Однако, думается, что самое важное в этом деле — не отказать в помощи тем, кто действительно в ней нуждается. Если даже десять просителей обманывают, одиннадцатый может оказаться человеком, которого действительно постигла беда, которому некуда идти. Нельзя, чтобы такой нуждающийся человек затерялся, чтобы ему отказали потому что, мол, «все обманывают». Надо, чтобы в Церкви любой человек мог найти помощь. Не надо оскорблять просителя недоверием, подозрениями. Можно не давать денег, но надо покормить, дать одежду или лекарства. Люди, которые приходят в храм со своими нуждами, должны быть приняты с любовью. Главное, чего не надо жалеть, — это времени на то, чтобы разобраться с конкретной нуждой человека, вникнуть в его обстоятельства. Можно попросить кого-то из прихожан поехать вместе с ним на вокзал и посадить в поезд, отдав проводнику билет. Если проситель приехал издалека, можно связаться по телефону с епархией, откуда он прибыл, с органами власти на месте, чтобы навести о нем справки. Часто за помощью обращаются люди неуравновешенные или даже психически нездоровые, и прежде чем отправлять человека куда-то, нужно понять, ждут ли его там и стоит ли ему туда возвращаться.
Если просят денег на лечение ребенка, надо связаться с больницей и узнать, какие суммы необходимы, попросить все нужные справки и документы.
Очевидно, что священнику невозможно в одиночку справиться с грузом подобных вопросов, у него обязательно должны быть помощники на приходе специально для таких социальных дел. Многие наши прихожане, особенно молодежь, чувствуют себя невостребованными, ищут церковного дела. Их обязательно надо привлекать к такому служению милосердия. Надо воспитывать наших сторожей и свечниц, чтобы они знали, как им поступать, когда к ним обращаются с просьбой о помощи.
В особенно сложных случаях приходу должна помогать Комиссия по церковной социальной деятельности. Ее телефон в Москве 107-70-01 необходимо знать каждому священнику. К помощи комиссии можно прибегнуть, когда нужно устроить беспризорного ребенка в приют или в православный детский дом, или когда надо найти место для ночлега бездомному, оказать ему медицинскую помощь. У комиссии есть возможность распространить просьбу о помощи в СМИ, привлечь благотворителей или добровольцев. Есть связи в регионах и необходимая для решения социальных вопросов информация.
Помощь социальным и лечебным учреждениям
Недалеко от каждого храма есть больница или дом престарелых, или детский дом. Всем священникам приходиться бывать там, когда их приглашают для исповеди и причастия болящих. Клирики многих храмов посещают социальные учреждения с поздравлениями на Рождество и Пасху, и отрадно видеть, сколько радости это приносит и подопечным, и персоналу таких заведений.
Вместе с тем, вполне очевидно, что Церковь не может ограничиться исключительно духовной поддержкой страждущих. Было бы очень хорошо, если приходское духовенство смогло организовать мирян для помощи больным и одиноким. Во всем мире огромную роль в помощи слабым, больным, несчастным играют добровольческие организации. Русская Православная Церковь — самая многочисленная конфессия России и большинство россиян относится к ней с доверием и уважением.
Думается, к социальной работе приходов можно привлекать и не вполне пока воцерковленных, но отзывчивых и совестливых людей. Труд на поприще служения милосердия, настоящая христианская любовь быстрее многих слов укажут им дорогу ко спасению, к жизни во Христе.
В больнице, в близости смерти, в страдании человек особенно нуждается в духовном утешении. Пока, к сожалению, окормление больниц и социальных учреждений нашего города не имеет системного характера, поэтому самая насущная задача здесь — создать условия для быстрого и беспрепятственного доступа священника к умирающему, либо находящемуся в критической ситуации больному для исповеди и причащения его Святых Христовых Таин. В настоящее время, в большинстве случаев приглашение священника организуют родственники, прихожане наших храмов, призывая знакомого им батюшку. Приход священника в лечебное учреждение должен быть продуман и организован.
В столице сейчас действует 56 городских и клинических больниц, 11 ведомственных, 27 детских, 63 специализированных и 18 госпиталей (то есть всего 175 больниц), в то время как больничных храмов — 37 и 11 часовен, а приходских храмов и храмов подворий у нас более 400. Видится вполне целесообразным распределение ответственности приходов в отношении окормления находящегося рядом социального учреждения.
Если в самой больнице есть храм или молитвенная комната, необходимо, чтобы расписание служб висело в каждом отделении. Пациентам должны быть известны имя и телефон священника, отвечающего за храм. В подмосковных храмах номера телефонов духовенства указаны на доске объявлений храма. Можно и столичным священникам последовать этому примеру, хотя бы в больницах.
Во многих наших городских больницах организовано служение православных сестер милосердия: в НИИ им. Склифосовского, в Бакулевском институте сердечно-сосудистой хирургии, в Морозовской детской клинической больнице, в Первой градской больнице, в госпитале им. Бурденко, в больнице имени святителя Алексия.
Все предварительные переговоры с больными и их родственниками, объяснение смысла Таинств, подготовку к Исповеди и Причастию берут на себя эти помощницы священника. Они обходят палаты и выясняют, желает ли кто-то причаститься или собороваться, приносят литературу, отвечают на вопросы. Часто служение требных сестер охотно и с большим успехом несут наши пожилые прихожанки, пенсионерки.
Хочу обратить внимание настоятелей тех храмов, при которых есть сестричества (всего в столице 10 сестричеств) или группы милосердия (таких в Москве 35) на необходимость организации сестрического служения в больницах.
В ближайшем времени при Комиссии по церковной социальной деятельности должны быть открыты курсы требных сестер. Храмы, имеющие достаточные финансовые средства, могли бы включить должность требной сестры в свое штатное расписание, и поставить, таким образом, это служение на более прочную основу.
Комиссия по церковной социальной деятельности должна продумать и организовать круглосуточный телефон, по которому можно пригласить священника к умирающему. Следует продумать систему дежурств клириков в такой экстренной службе. Кроме того, комиссия должна организовать работу мирян-диспетчеров этой службы.
Добровольческое служение в больнице
Еще одной не разрешенной проблемой сегодняшнего времени является отсутствие договоров о сотрудничестве Церкви с департаментами здравоохранения и социальной защиты московского правительства, в то время как от решения этого вопроса во многом зависит отношение администрации лечебных учреждений к появлению там наших мирян-добровольцев. Надо, чтобы со стороны Церкви эта работа была доведена до конца. Координационному совету по взаимодействию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархии следует взять под контроль осуществление этой работы.
Служение мирян-добровольцев необходимо в наших сегодняшних больницах. В неврологических отделениях пожилые люди могут лежать годами, одинокие старики умирают там от пролежней, которые некому обрабатывать. У персонала просто не хватает сил на оказание больным полноценной помощи. Этот недостаток индивидуального внимания и тщательного ухода могут восполнить добровольцы, организованные Церковью. Примером эффективной помощи могут служить действия духовенства и мирян после терактов в Москве и Беслане. Тогда православные священники и их прихожане составляли списки нужд, покупали необходимое. Отмечу: те функции, которые взяла на себя Церковь, не могли быть выполнены ни одной специальной службой.
Служение больным может быть для наших прихожан духовным лекарством, помощью в борьбе со страстями. Это живой опыт доброделания, который очищает и питает душу. Как сказал авва Дорофей, «больной более благотворит нам, чем мы больному».
Задача священника — ободрить и организовать тех, кто желал бы послужить ближнему, чтобы исправить свою душу, но не знает, где конкретно это сделать. Многие храмы в лечебных учреждениях являются приходскими. Клирики в них хорошо знакомы с нуждами больницы и могут направлять туда для помощи своих прихожан, собирая группу желающих потрудиться в больнице после воскресного богослужения. Пусть поначалу эта группа будет состоять из двух-трех человек: Господь, видя их усердие, пошлет со временем им помощников. Если у прихожанина есть на совести какой-то тяжелый грех (все мы знаем, например, как распространен сейчас грех аборта) можно посоветовать ему пойти помогать в больницу, чтобы научиться деятельной любви.
Чтобы группа милосердия не распалась, надо обучать сестер, повышать их профессиональный уровень, чтобы они могли расти в избранном ими деле. Для этого существует вечернее отделение училища сестер милосердия, есть православные патронажные службы, которые всегда нуждаются в работниках. При Комиссии по церковной социальной деятельности действуют различные курсы, проводятся обучающие сестринские семинары. Комиссия должна принимать и обучать всех желающих послужить ближнему, организовывать обмен опытом между приходскими сестринскими группами.
Помощь детским домам и детям-сиротам
В Москве сейчас около 40 детских домов. Большинство из них окормляется духовенством того или иного храма. Без внимания осталось около десяти детских домов. Комиссии по церковной социальной деятельности необходимо обратить на них внимание настоятелей расположенных поблизости храмов. У многих наших приходов есть опыт общения с детдомовскими детьми. Но, к сожалению, пока больше он сводится, в основном, к поздравлению детей и воспитателей с главными церковными праздниками. Это, безусловно, необходимо. Но главное, в чем нуждается воспитанник детского дома — выйти, хотя бы на время из своего замкнутого мира. Не каждый приход может устроить свой православный детский дом. Но можно организовать посещение детьми из детского дома богослужений, а затем и прогулок, походов в зоопарк или музей. В храме прп. Марона Пустынника некоторые прихожане берут детей из детского дома в гости. Оказывается, что самое интересное для детдомовского ребенка — это заниматься самыми простыми домашними делами вместе со взрослыми: стирать, готовить обед, мыть посуду. Все это оказывается гораздо интереснее телевизора, к которому дети привыкли и в детдоме. Ведь в детских домах дети часто не имеют никакого представления о том, откуда берется та или иная еда, что хлеб бывает в батонах, а не кусочками, и что такое вообще поход в магазин за продуктами. Для ребенка из детского дома драгоценно само общение со взрослым, совместное дело.
Кроме детских домов, существуют дома ребенка. Там находятся малыши, которым еще не исполнилось четырех лет. Таких домов ребенка в столице 20. Детей оттуда забрать на время невозможно, необходимо приходить туда и заниматься с детьми, направлять туда добровольцев.
Отмечу, что по свидетельству священников, труждающихся в домах ребенка, найти добровольцев для работы с малышами бывает не трудно. Труднее наладить отношения с администрацией дома ребенка. Следовательно, необходимо внимательное отношение и сердечное тепло не только при общении с подопечными социальных учреждений, но и с персоналом. Надо не забывать, что работники этих учреждений делают свое дело в тяжелейших условиях и за минимальную плату. Они живут среди постоянного горя и страданий, и нуждаются в нашей поддержке. Они сами должны почувствовать заботу Церкви, понять, что священник и прихожане приходят не как контролеры, а как помощники. С работниками социальных учреждений тоже надо заниматься, приглашать их в воскресную школу для взрослых, устраивать поездки по святым местам. Мы знаем, например, что, когда Синодальный отдел по взаимодействию с правоохранительными органами устраивал такие паломничества для работников московских тюрем, отзывы были самые благодарные. Люди, которых все воспринимают как «надзирателей», почувствовали человеческое к себе отношение, а значит, и сами расположились к Церкви.
Самый лучший способ помочь ребенку-сироте — это усыновление. Пока, к сожалению, среди усыновителей церковных людей не слишком много. Однако опрос, проводившийся журналом о делах милосердия «Нескучный сад» в московских приходах, показал, что наши прихожане эту идею воспринимают с одобрением. Комиссия по церковной социальной деятельности должна популяризировать усыновление, знакомя наших прихожан с положительными примерами.
Сейчас при Комиссии действуют курсы приемных воспитателей, на которых можно подробно узнать юридические нормы усыновления, познакомиться с особенностями возрастной психологией детей, переживших потерю родителей, узнать, что конкретно надо делать, если созрело решение усыновить ребенка. Это особенно касается тех семей, у кого нет своих детей. Конечно, принять на воспитание сироту — огромная ответственность, здесь не должно быть поспешности и импульсивности, и наши духовники должны очень внимательно и с рассуждением относиться к такому желанию своих чад, а также с особым тщанием окормлять прихожан, уже усыновивших сирот, помогать им.
В России невиданными темпами растёт беспризорность, число детей, которые оказываются или на обеспечении государства или вообще на улице, неуклонно возрастает. Я думаю — трагедия, что у нас, в нашей стране в Российской Федерации, сегодня почти миллион беспризорников. Если после Гражданской войны, после революции беспризорники были сиротами, потерявшими своих родителей, то сегодняшние беспризорники – при живых родителях. Это говорит о том, что утрачен семейный институт, когда дети бегут от своих родителей, или когда родители отказываются и бросают на произвол судьбы своих детей.
Ситуация близка к катастрофической. Церковь не стоит в стороне от этой беды, постигшей нашу Родину. Многие священники особенно в сельской местности усыновляют или берут на патронатное воспитание этих несчастных детей, создаются семейные детские дома. В Москве ряд приходов пошли путём создания православных приютов, и это очень важный опыт. Однако создание приютов — дело достаточно дорогое. Тем более, что хочется дать несчастным, настрадавшимся детям все возможности для духовного, интеллектуального и физического развития. Однако приют, даже самый лучший не может заменить семьи, которая даёт ребенку уникальный опыт любви, самопожертвования, ответственности, труда и через это готовит его к взрослой жизни. Поэтому в сегодняшней ситуации нам представляется правильным от имени всей Церкви призвать наших прихожан, — брать детей, по возможности, в семьи. Это может быть и усыновление и патронатное воспитание, когда за детьми сохраняются государственные социальные гарантии.
В своё время Румынская Православная Церковь обращалась с таким призывом к своим чадам, и православный румынский народ живо откликнулся на него. Полагаю, что отделу по благотворительности и социальному служению следует обобщить опыт реабилитации детей-сирот, возможно на постоянной основе создать курсы для родителей, которые откликнуться на этот призыв, выпустить соответствующие материалы, учитывающие как юридические, так и педагогические аспекты этой проблемы.
Кроме того, было бы полезным создание центров, где бы усыновители могли общаться, получать пастырскую поддержку и совет. Возможно, православные предприниматели откликнуться на данную инициативу и сумеют организовать финансирование этого проекта.
Особое внимание хотелось бы обратить на нищих, просящих подаяние с младенцами на руках. Известны случаи, когда дети, с которыми просят милостыню, оказывались не родными, у них отсутствовали документы, они находились под воздействием снотворного или были истощены от недоедания. В Москве существует светская группа добровольцев, которой удалось отобрать несколько младенцев у таких профессиональных нищих и устроить в дома ребенка (для одного малыша были найдены усыновители). Если человек подает милостыню ради Христа, из сострадания, не пытаясь оценить ситуацию, эту милостыню примет Господь. И, конечно, не спросит с нас, как и на что потратит деньги нищий. Существование обманщиков и преступников — не повод отказывать всем в подаянии. Но если у христианина возникала потребность разобраться с конкретным случаем, если он чувствует, что с ребенком что-то не в порядке (он заторможен, сонлив, истощен), он должен знать, что в этом случае можно и нужно обратиться в милицию. Подробную информацию о том, как действовать в такой ситуации, можно получить в Комиссии по церковной социальной деятельности или на ее сайте «Милосердие.ru».
Окормление интернатов для ветеранов (домов престарелых)
Как свидетельствуют священники, регулярно посещающие дома престарелых, залог плодотворной работы — личный контакт священника с администрацией социального учреждения. Также необходимо заключение договора в письменной или устной форме о проведении богослужений в стенах учреждения. Обычно, когда дело касается духовных потребностей пожилых людей, противодействия со стороны администрации не бывает. Видимо, сам возраст насельников, приближающихся к последнему жизненному порогу, к этому располагает. Необходимо, чтобы в каждом московском доме престарелых были храмы или хотя бы молельные комнаты. Домов престарелых у нас сегодня 14. До сих пор Комиссия по церковной социальной деятельности не уделяла им пристального внимания. Необходимо, чтобы она исследовала ситуацию с окормлением престарелых в таких учреждениях, при необходимости оказала помощь церковным общинам, образующимся там. Также следует обратить внимание на так называемые социальные дома (таких три), где компактно проживают одинокие престарелые люди.
Многие из людей старшего возраста, чья юность пришлась на годы воинствующего безбожия, очень мало или совсем ничего не знают о Церкви, хотя, может быть, хранят какие-то еще детские воспоминания о церковных праздниках. Опыт священников, занимающихся с пожилыми людьми, свидетельствует, что большинство из тех, кто родился в 1920-1940-х гг., не имеют ни религиозного опыта, ни причастности к православной традиции, и являются нередко носителями суеверий. Все это должен учитывать священник, окормляющий дом престарелых.
Служение требной сестры при окормлении дома престарелых также очень значимо. Надо подробно и обстоятельно беседовать с пожилыми людьми, объясняя им смысл церковных Таинств. Кроме того, чрезвычайно важно для обитателей дома престарелых внимание и участие, возможность просто поговорить с новым человеком. Большинство людей старшего возраста болезненно переживает трагедию одиночества. Это одиночество требует активного пастырского участия.
Очень хорошо, когда с поздравлениями в дом престарелых приходят дети наших воскресных школ. Важно при этом не забывать поздравлять наших ветеранов не только с церковными праздниками, но и с Днем победы, с другими памятными датами Отечества, а в ведомственных домах престарелых (такие есть) и с профессиональными праздниками. Ветеранам и самим есть, что рассказать нашим прихожанам, особенно детям.
Заботясь о церковном погребении усопших, надо добиваться от администрации социальных учреждений составления списков верующих насельников этих учреждений, чтобы в случае кончины можно было похоронить их церковным чином, предать земле.
В то же время за множеством дел нашего церковного служения мы не должны забывать о тех, кто когда-то нес такое же служение в наших храмах, а теперь стал стар и немощен. В каждом приходе необходимо иметь сведения о престарелых, вышедших за штат или почивших священнослужителях. Надо оказывать всемерную помощь вдовам и семьям почивших, ухаживать за их могилами, заботиться об оставшихся одинокими престарелых или немощных клириках.
Комиссии по социальному служению следует выявить нуждающихся в помощи и доложить о том, какую помощь оказывают им приходы.