Вера и наука помогают друг другу (1999 г.)

Интервью газете "Татьянин День".

Вопросы Святейшему Патриарху Алексию II задавали Владислав ТОМАЧИНСКИЙ и Александр ЕГОРЦЕВ

Источник: газета Татьянин День (ТД№ 29, 1999)

Ваше Святейшество, порой молодые люди считают, что Церковь отстала от жизни, не хочет идти в ногу со временем. Что бы Вы могли ответить на это?

Я совершенно не согласен с такой постановкой вопроса, которая, по существу, была весьма характерной для атеизированных представителей естествознания прошлого века. Тогда открытия в этой области, олицетворявшей собой науку того времени, безапелляционно противопоставлялись всем основам христианского вероучения, и, прежде всего, церковному пониманию бытия Божия, происхождения мира и человека. Мы хорошо помним огульные обвинения в адрес Церкви при советской власти – в «серости», «мракобесии», во «вражде к науке».

О какой несовместимости науки и религии может идти речь на сегодняшний день? Наконец, и в России происходит активный и плодотворный диалог с ведущими представителями науки, ширятся контакты с Московским государственным университетом. В последнее время учреждена представительная Юбилейная комиссия по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова, куда вошли, наряду со священноначалием Русской Православной Церкви, президент Российской Академии наук, президент Российской Академии образования, ректор Московского государственного университета и многие другие. Нам предстоит совместно провести целый комплекс богословских, научных и культурных акций, посвященных осмыслению значения христианства в двухтысячелетней истории человечества.

Могу также с ответственностью сказать, что и различные достижения научно-технического прогресса – такие, скажем, как Интернет – активно используются Церковью. Ведь мы отнюдь не против научных и технических успехов и открытий. Важно, чтобы они работали во благо человека и не использовались для отчуждения его от Бога. Другое дело – использование того же Интернета в безнравственных, а то и преступных целях. Этому надлежит противиться, а от возможных соблазнов воздерживаться самим.

– Скажите, является ли продолжающееся сопротивление Православной Церкви программам полового «воспитания» в их нынешнем виде свидетельством отсталости? А обличение показа фильма «Последнее искушение Христа»?

– Осуждение мотивов этого показа не только нашей Церковью, но и представителями других христианских исповеданий и религий, а также не осознающими свою религиозность, но честными перед самими собой людьми

есть не что иное, как существенно необходимый залог духовного здоровья общества. В этой связи хочу напомнить о том, чем кончалось мое заявление от 1 декабря 1997 года, сделанное в связи с показом пресловутого фильма: «Демократия, свобода слова не могут быть таковыми, если оскорбляются самые святые человеческие чувства. Понимание этого простого факта и приведет к Примирению и Согласию в обществе, к возможности мирного диалога, который верующий человек всегда предпочтет конфронтации».

К оскорблению чистоты человеческих чувств относятся, конечно же, и пошлое видео, эпатирующие этику телепередачи, смакование скандалов в прессе вместо зрелого воспитания, все, что без конца нагнетает страсти и будоражит греховность человека. Здесь мы, как и всегда, остаемся на твердых позициях неприятия всякого рода попыток духовного растления, лишения социальных ориентиров, и особенно это касается подрастающего поколения.

Что касается храмового богослужения, то оно на Руси по- прежнему совершается на церковнославянском языке. Наверное, это тоже ставят Церкви в вину? Да, часто приходится слышать приблизительно следующее: «Ваши богослужения непонятны, и их надо переводить на русский язык – тогда и народу к вам будет ходить больше».

– Каково Ваше личное мнение по этому вопросу?

– Должен сказать сразу – богослужебный язык Церкви делается вполне понятным и легко доступным всякому, кто решил серьезно отнестись к делу собственного воцерковления. А вот если такой серьезности нет, то никакие переводы не увеличат численности людей в храмах.

Изданы соответствующие пособия по активному усвоению основ славянской грамматики. Регулярное и осмысленное участие в богослужебной практике позволяет его применять почти без проблем. И ведь подразумевается, что православный человек приобщается к церковнославянскому языку с детства. То, что несколько поколений были в детском возрасте отчуждены от нормальной богослужебной практики и теперь испытывают трудности с языком, является трагедией, а не правилом. Церковнославянский язык – язык глубокий, емкий, возвышенный. Любые естественные изменения в языке происходят органично и медленно. В этом процессе сотворчески участвует весь народ. И просто невозможно враз все перевести на новый язык. Потери и искажения от такой насильственной акции будут неимоверными и катастрофическими не только для Церкви, но и для всей национальной культуры. Коснусь еще одного момента, за который нас время от времени также упрекают в «отсталости». Речь идет о призывах уподобить нашу возрождающуюся миссионерскую деятельность распространенной практике многих иностранных проповедников – арендовать кинотеатры, залы и стадионы, эмоционально агитировать за свою религию в метро или на улицах города и т.д. с тем, чтобы расположить к проповедуемым идеям как можно больше народа. Однако такая деятельность является для нас принципиально неприемлемой, поскольку в ней широко используются рыночный принцип саморекламы и этически сомнительные приемы волевого воздействия на психику человека. Кроме того, православное вероучение отнюдь не стремится охватить всех без исключения людей любой ценой. Нас прежде всего волнует вопрос добровольности и – потому – надежности.

Мы используем иные, традиционные способы ведения миссионерской деятельности. Это – выезды в различные организации и заведения, по городам, чтение лекций, распространение аудио- и видеопродукции, трансляция теле- и радиопередач, издательская работа, а также организация семинаров и конференций, которые проводятся на серьезной и вдумчивой основе, лишенной всякого мишурного блеска и сиюминутных театральных эффектов. Основной же миссионерский труд осуществляется, как и раньше, в приходской общине. Оживилась проповедь. Внелитургические формы жизни в общине уже заметно расширились и включают в себя встречи прихожан, тематические беседы на богословские темы во внебогослужебное время, воскресные школы и т.д.

– Какую роль, по Вашему мнению, играет Университет в современной России?

– Значение Университета трудно переоценить. Это – лицо нашего отечественного образования. И радует, что сами студенты также с любовью отзываются о своей alma mater.  Несмотря на все нынешние финансово- экономические трудности, он по-прежнему готовит кадры высококвалифицированных специалистов по самым различным отраслям знаний. И сегодня для государства является делом чести обеспечить всех выпускников работой по специальности, чтобы они смогли по достоинству применить полученные ими знания.

Среди православных священнослужителей – немало бывших выпускников МГУ, которые в свое время трудились по гражданским специальностям, а затем по зову сердца приняли сан. И должно сказать, что те знания, которые они приобрели когда-то в стенах Университета, плодотворно используются ими и сейчас.

– Часто молодые люди, приходящие в Церковь, пренебрежительно отзываются о светских науках. Как Вы можете прокомментировать это мнение?

– Приведу здесь, на мой взгляд, весьма характерный пример: в Московских духовных школах отдельные учащиеся проявляют порой пренебрежительное отношение к светским наукам, заявляя, что главное в жизни – это быть святым. Как показывает опыт, за этими, в принципе, правильными, но сказанными не к месту словами зачастую стоят, увы, элементарная лень и банальное нежелание учиться, сдавать экзамены и тратить время на подготовку к занятиям. И это касается не только таких светских дисциплин, как современные иностранные языки или, скажем, история философии. Речь идет и о специальных богословских предметах. Оправдывая себя высокопарными фразами, такие «митрофанушки» говорят: «Святые не знали богословия – и спасались».

Полагаю, что обретать знания все же легче, чем стяжать святость. Студент приходит в богословскую школу именно учиться. Если не хочет или не может – пусть честно уйдет. Будущий пастырь не сможет давать вразумительные и грамотные ответы всем вопрошающим его о вере, если не поймет языка, на котором его спрашивают.

Сколько выдающихся ученых с мировым именем были верующими людьми! А сколько прославленных православных святых в совершенстве знали различные светские науки! Истинные знания не могут противоречить вере. Они утверждают путь к вере, а вера сообщает духовное зрение для познания. Таким образом, вера и наука помогают друг другу и соработают ради исполнения главной цели человека – его спасения в вечности.

Думается, что именно так должен решаться вопрос о соотношении веры и знания. Ну, а косное его понимание, к сожалению, всегда имело место – в той или иной степени. Причем с обеих сторон.

– С чем связано Ваше особое внимание к открытию и становлению домовой церкви святой мученицы Татианы при Московском университете?

– Действующий православный храм в главном вузе страны – духовная потребность и необходимость. Студенчество – это молодежь, а молодежь – это будущее. Чтобы стать настоящим человеком и ответственным членом общества, недостаточно быть просто образованным специалистом. Необходимо иметь также представление и о духовных традициях своего Отечества, осознавать всю значимость 1000-летней православной истории своей страны. Задачу возрождения христианских ценностей среди учащейся молодежи и призвана выполнять домовая церковь при МГУ им. М.В. Ломоносова.

В храме св. мученицы Татьяны несут свое служение образованные и опытные пастыри, сами когда-то окончившие МГУ и хорошо знающие его специфику. Это, несомненно, оказывает самое положительное содействие в успешном осуществлении миссии университетской домовой церкви, которая заключается в том, чтобы благовествовать среди студентов и преподавателей МГУ о Господе нашем Иисусе Христе, с любовью воцерковлять тех, кто приходит к Нему с чистым сердцем и помогать молодым христианам Университета утверждать в своей жизни светлые Евангельские начала.

Умиротворять нравы, воспитывать любовь к ближним, преображать душу – вот чем призвана служить в наше тревожное время церковь св. муч. Татианы в знаменитом вертограде российского студенчества.

Именно по этой причине я уделяю самое серьезное внимание деятельности единственного на сегодняшний день православного прихода в МГУ, с которым в настоящее время складываются самые перспективные взаимоотношения в области научно-богословского делания.

Желаю коллективу редакции вашей газеты благословенных успехов в творческой просветительской деятельности. Да поможет вам Всеблагий Господь и впредь публиковать злободневные, глубокие и душеполезные материалы, написанные понятным и близким для студенчества языком. Уверен, что ваша работа поможет многим студентам МГУ сделать в жизни правильный духовный выбор.

http://www.pravmir.ru/vera-i-nauka-pomogayut-drug-drugu/

Связанные материалы