Жизнь нашего народа все-таки может быть устроена на началах справедливости и добра (2001 г.)
“Российская газета” от 6 января 2001 года.
- Каждый год Ваше Святейшество обращается к чадам Русской Православной Церкви с Рождественским посланием. Чем Вы были озабочены, работая над нынешним посланием? Что определило его характер?
– Рубеж тысячелетий был ознаменован в истории человечества празднованием великого Юбилея христианства. Начавшийся Рождественским праздником 2000 года, цикл юбилейных торжеств завершается Рождеством Христовым в 2001 году. В жизни Русской Православной Церкви кульминацией этого празднования стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в воссозданном Храме Христа Спасителя. То была рубежная веха в новейшей истории Русского Православия. Достаточно сказать, что Собор прославил в лике святых сонм новомучеников и исповедников ХХ века, принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, сформулировал принципы ее отношения к инославию, одобрил новую редакцию ее Устава.
По милости Божией нам дано испытать великое рождественское радование в последнем году ушедшего тысячелетия и в первом году наступившего. Но это обстоятельство налагает на нас и сугубую ответственность. Ибо всем нам вместе и каждому в отдельности надлежит вопросить себя: с какими духовными дарами приступаем мы к Вифлеемским яслям Христа Родившегося? Совершали ли мы дела добра и милосердия, была ли наша душа открыта покаянию и прощению, способствовали ли мы благодатному соединению людей, противились ли их пагубному разделению? Ибо великий юбилей Пришествия в мир Спасителя побуждает нас стремиться к духовному совершенству, преодолевать греховную слабость, утверждать своими поступками идеал жизни во Христе.
Вместе с тем не может не тревожить трудное материальное положение Церкви, испытываемый ею дефицит средств для претворения в жизнь не только социальных, реставрационных, образовательных программ, но и для открытия новых храмов там, где у людей велика и неутолима нужда в живом церковном общении. Поезда-храмы и храмы-корабли, которые порой воспринимаются людьми нецерковными как экзотика православной жизни, на деле свидетельствуют об условиях служения Церкви, о ее попытках преодолевать всеми возможными способами существующие трудности. В последний год столетия и тысячелетия России выпало испытать немало трагических и горьких минут. Кажется, все эти человеческие драмы, все эти немыслимые испытания проявились в ушедшем году, чтобы стать завершающими штрихами к картине русской Голгофы ХХ столетия.
Но этот же год даровал людям долгожданную надежду на возрождение израненного Отечества, на то, что жизнь нашего народа все-таки может быть устроена на началах справедливости и добра. Верю в это, надеясь на благие перемены в жизни страны и общества, ибо свою горестную чашу страданий наша Родина испила до дна в столетии, несколько дней назад ставшем достоянием истории.
- Рождество – самый светлый праздник. Расскажите, пожалуйста, о самых ярких впечатлениях из опыта Вашего архипастырского служения.
– Рождество Христово – воистину великий, славный и теплый праздник. Святитель Иоанн Златоуст, говоря, что из Рождества проистекают все иные христианские праздники, уподобляет его могучей реке, которая питает другие водные потоки.
Рождество Христово – праздник чистых душ, поэтому он столь соприроден детству. Но в равной степени – миру взрослых. Ведь этот день есть удивительная возможность для человека испытывать чувство нежности к всемогущему Богу, благоволившему явиться в мир сей беспомощным и беззащитным младенцем.
Конечно, мои самые сильные и яркие рождественские воспоминания восходят ко временам детства. К сожалению, еще совсем недавно подавляющее большинство детей и взрослых было искусственно лишено великойдуховной радости о Христе Воплотившемся. Ныне я счастлив наблюдать, как души множества людей возгреваются у Вифлеемского очага. Несмотря на все испытания и тяготы, выпавшие на долю Церкви Христовой и ее верных чад в истекшем столетии, всё в итоге совершилось по слову Господа, говорившего: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19. 14). Поэтому столь дорого нам благодатное соединение людей в день Рождества Христова – праздника, в котором зримо являет себя милость Божия ко всякому творению, подается мир и благословение всякому дыханию, славящему Господа.
- 2001 год – первый год нового тысячелетия. Что Вы, Ваше Святейшество, пожелали бы сегодня россиянам, переступившим порог этой поистине исторической даты?
– На нынешнее торжество Господом званы все люди – без национальных, имущественных, возрастных, социальных и иных различий. Это праздник, утверждающий всецелое доверие человека к милости Божией, открывающий наши души навстречу ближнему, умягчающий черствые сердца, подвигающий на совершение добрых дел. В сей день над миром вновь звучит с небес дивная песнь, некогда возвестившая роду человеческому о Рождестве по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лк. 2. 14).
Желаю согражданам и единоверцам на всех жизненных путях бережно сохранять в душе искру духовного радования, дарованного нам Христом Родившимся. Ибо только прославляя Господа, Сущего на небесах, утверждая мир на земле и братолюбие в отношениях с другими людьми, мы можем надеяться на помощь Божию в наших свершениях. Ведь всякого рода кризисы и иные нестроения в государстве порождаются духовным оскудением и нарушением заповедей Божиих, а не наоборот.
Верю в великую будущность России, молюсь о преуспеянии ее граждан, призываю благословение Господне на созидательные усилия ее властей, на стойкость и верность долгу нашего воинства, на всех, кому дорого Отечество.
- Церковь всегда в меру своих возможностей мирила враждующих, не оставляет она эту деятельность и ныне. Каковы особенности ее миротворчества сегодня? Что Ваше Святейшество пожелали бы россиянам, не вставшим пока на путь примирения и согласия?
– “Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими”, – говорит Спаситель в Нагорной проповеди (Мф. 4. 9). Умирение взаимной вражды, вразумление ненавидящих и обидящих друг друга искони являлось важнейшей частью церковного служения. Так было во времена междоусобиц, смут, мятежей и нестроений. Та же задача стоит перед Церковью и ныне, когда у России появился шанс выйти из затяжного кризисного периода. Выступая за целостность и неделимость исторической России, Церковь одновременно возвышает голос против братоубийства, против страданий мирных граждан, стараясь облегчить их участь посредством миротворческих усилий и гуманитарных программ.
Признавая право граждан иметь те или иные политические убеждения, Церковь решительно выступает против попыток противопоставить друг другу отдельные части общества, спровоцировать столкновение приверженцев различных идей. Признавая как объективную данность неравенство людей в дарованиях и жизненном успехе, Церковь выступает за социальный мир, за утверждение принципов партнерства и справедливости в отношениях между работодателями и наемными работниками.
Уважая право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, Церковь решительно протестует в интересах людей против пагубного влияния на общество тоталитарных сект, разделяющих семьи, внушающих ненависть детей к родителям, дискредитирующих в глазах молодежи понятия гражданской ответственности и патриотизма. Господь предостерегает нас: “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12. 25). Об этом следует помнить всем нам, если мы хотим, чтобы Отечество не только сохранило себя в грядущие времена, но и преуспело в сообществе мировых держав наступившего века.
- Рождество всегда связано с подарками, проявлением заботы о родных, близких. К сожалению, у многих россиян этот праздник омрачен безденежьем, неуверенностью в завтрашнем дне. Как облегчить их положение, помочь незащищенным? Что делает в этом направлении Русская Православная Церковь?
– Природа человека греховна, и потому зачастую он больше всего стремится иметь то, чего не может себе позволить. Однако когда он лишен даже минимально необходимого, это наполняет сердце христианина печалью и состраданием. Что может быть горше для матери или отца семейства, чем невозможность порадовать своего ребенка праздничным гостинцем? Такое, к прискорбию, далеко не редкость в сегодняшней России, и чаще всего не по вине самих людей, честно исполнивших свой долг, но не получивших заслуженного вознаграждения. И потому Церковь не устает напоминать власть имущим обличительные слова Священного Писания: “Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его.., чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его” (Втор. 24. 14-15; Иер. 22. 13).
Благословляя людей, ныне переживающих трудные времена, призываю их в постигших испытаниях сохранять упование на милость Господню, на спасительный Промысл Божий. Господь Всемогущий да ниспошлет во благовремении своим страждущим чадам утешение и нечаянную радость.
В меру своих, безусловно, недостаточных сил Церковь стремится облегчить участь наиболее обездоленных сограждан, организуя приюты, распределяя гуманитарную помощь, раздавая одежду, поддерживая детские дома, опекая одиноких стариков, окормляя заключенных. Подобная деятельность осуществляется Церковью либо напрямую – через Патриархию, епархиальные управления, приходские советы, – либо через посредство благотворительных фондов.
Полагаю, что интересам как самих обездоленных братьев, так и общества в целом отвечало бы всемерное развитие социального служения Церкви. В решении этой задачи мы открыты для сотрудничества с государством и с любыми общественными силами, со всеми, кто, по учению Церкви, видит в страждущем собрате Самого Христа, Который на Страшном суде скажет: “Алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25. 35-36).
Вопросы задавал Александр БАТЫГИН