Интервью ежедневному изданию «Газета» (2002 г.)
Интервью ежедневному изданию «Газета»
№ 69 от 17 апреля 2002 года
Надежда Кеворкова: Первоиерарх Русской Православной Церкви дал эксклюзивное и, главное, программное интервью «Газете» в дни Великого поста. Существует много домыслов о том, какую роль и почему играют Русская Православная Церковь и ее Предстоятель в современной России. Церковь — самый древний институт современного мира и смотрит на сегодняшние проблемы иначе, нежели светские люди. Мы постарались задать вопросы, которые многие обсуждают вне стен Церкви.
— Ваше Святейшество, Вы имеете реальный опыт общения с Владимиром Путиным. Можете ли Вы сказать, что президент — православный христианин? Есть ли у него действительно духовник?
- На протяжении всего времени президентства Владимира Владимировича Путина отношения между Церковью и государством развиваются в благоприятном направлении. У нас общее видение многих вопросов, стоящих перед страной и миром. Во время встреч с президентом не раз убеждался в его серьезном, глубоко ответственном отношении к Православию, к Церкви и ее трудам. Вопрос о духовнике является сугубо личным, а потому считаю, что более уместно задать его самому Владимиру Владимировичу.
Интервью журналу "Русский Дом" (2002 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Алексия журналу "Русский Дом".
- Ваше Святейшество! Чем был знаменателен для Русской Православной Церкви первый год наступившего столетия?
- Правде всего - продолжилось духовное возрождение, под знаком которого для нас прошли последние годы XX века. По-прежнему открываются храмы и монастыри, церковные школы и благотворительные учреждения, православные средства массовой информации. Упорядочить церковную жизнь, особенно в таких ее областях, как отношения со светским миром, духовничество, помогли определения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, которые в следующем году воплощались в дела.
Преображаются души людей. С особой ясностью это ощущаю во время поездок по епархиям. Сколько появилось активных, ревностных участников приходской деятельности - не только в Москве, но и в далекой глубинке! А как серьезно наши соотечественники, даже только начинающие свое воцерковление, стали относиться к соблюдению поста! А посмотрите на многократное увеличение числа выпускников православных учебных заведений - не только тех, кто становится священниками, но и будущих учителей, иконописцев, социальных и медицинских работников, практических церковных тружеников! А как много детей приходят в храмы, воскресные школы, православные гимназии и детские сады!
Никто не ждал, что возрождение будет легким - ведь наша Церковь пережила страшные гонения, раны, которые до сих пор не исцелены. Но все-таки многое уже изменилось к лучшему и верю, что с помощью Божией будет меняться дальше.
Веру силой не навязать (2002 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику "Аргументы и факты" .
"ВЕРУ СИЛОЙ НЕ НАВЯЗАТЬ"
("Аргументы и факты" № 01-02 (1106-1107), 8 января 2002 года)
Отгремел Новый год, и для русских православных христиан наступил светлый праздник Рождества Христова, за которым катится Святочная неделя. В канун праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал эксклюзивное интервью еженедельнику "Аргументы и факты".
- Ваше Святейшество, сейчас много пишут о якобы грядущей войне между христианской и исламской цивилизациями. Считаете ли вы, что подобная война действительно возможна?
- Разговоры о неизбежном глобальном столкновении мусульман и христиан считаю очень опасными. Подавляющее большинство последователей обеих религий не хотят этого столкновения. Да, есть радикалы в исламской среде, пытающиеся навязать веру силой. Среди христиан, в основном западных, есть те, кто считает, что мусульман нужно заставить подчиниться чуждому для них общественному и политическому укладу. Наверное, чтобы избежать конфликта, и тем, и другим нужно вспомнить о добродетели смирения.
Пусть каждый народ - и христианский, и исламский - живет так, как он хочет, в согласии со своими традициями. Не надо пытаться изменить друг друга - силой, хитростью, подкупом. Если мир от этого откажется, исчезнет всякая почва для столкновений, которые нужны не миллионам простых христиан и мусульман, а лишь узкому слою радикалов и тем внешним силам, которые надеются выиграть от конфликта.
Очевидно, стоит обратить внимание на неравномерность распределения власти и богатства между Западом и Востоком, Севером и Югом. Каждый народ должен иметь реальный доступ к принятию решений на мировом уровне. Это поможет устранить глубинные причины конфликтности.
Переговорный процесс - путь к разумному урегулированию статуса Православной Церкви в Республике Македонии (2002 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II македонской газете "Утрински Весник", 24 августа 2002 г.
- Ваше письмо Cербскому Патриарху Павлу возбудило македонскую общественность. Особенно удивила быстрота реакции, а у македонского народа осталось сомнение, что великая Русская Православная Церковь встала в защиту одного владыки (Иоанна), которого подавляющее большинство македонцев считает раскольником. Все это может оставить след в отношении македонцев к Русской Православной Церкви. Хотели бы подчеркнуть, что македонцы с симпатией и уважением относятся к русскому народу и Русской Православной Церкви.
- Прежде всего хотел бы вас заверить, что Русская Православная Церковь и русский народ отвечают нашим братьям в Республике Македонии полной взаимностью. Чувства симпатии и солидарности еще более усилились, когда жители вашей страны подверглись нападениям экстремистских вооруженных формирований, от рук террористов погибли мирные граждане, подверглись разрушениям православные храмы и святыни. Ведь наш народ не понаслышке знает, что такое терроризм. Об этом более года назад, в разгар террористической кампании, я писал Президенту Македонии господину Трайковскому, желая выразить нашу поддержку македонцам.
Вместе с тем, мы всегда с печалью воспринимали то положение, в котором после дностороннего провозглашения автокефалии Македонской Православной Церковью оказались православные жители вашей страны. Уже 35 лет они остаются оторванными в церковном отношении от мировой семьи православных народов. И вот Святейший Патриарх Сербский Павел известил нас, что один из иерархов Православной Церкви в Македонии откликнулся на призыв восстановить литургическое и каноническое общение с Сербской Православной Церковью, а тем самым и со всей Полнотой Вселенского Православия. На это письмо мы ответили, что вместе с Сербской Церковью радуемся произошедшему и ожидаем того времени, когда в каноническое общение войдут и прочие архиереи Македонии, а вопрос о статусе Православной Церкви в вашей стране получит достойное разрешение.
Тогда наша общая радость достигнет полноты. Мы все снова будем молиться вместе. И нам непонятно, почему некоторые, как вы говорите, считают митрополита Иоанна раскольником. Раскол - это отсутствие общения, а не наоборот.
Ответы на вопросы Московского информационного центра проведения Всероссийской переписи населения (2002 г.)
Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы Московского информационного центра проведения Всероссийской переписи населения.
Вопрос: - Известно, что Православная Церковь в течение длительного времени исполняла регистрирующую функцию, то есть вела запись актов гражданского состояния.
Понятно, что в нашем многонациональном государстве, в котором существует множество различных религиозных конфессий, это невозможно. В связи с этим, как Русская Православная Церковь относится к идее Всероссийской переписи населения?
Патриарх Алексий: - Действительно, Церковь регистрировала рождение, вступление в брак и кончину граждан вплоть до 1917 года. Религиозные организации доныне ведут запись актов гражданского состояния во многих странах Европы и мира, в том числе многоконфессиональных. Однако напомню, что в дореволюционной России перепись населения осуществлялась силами государства.
Русская Православная Церковь считает предстоящую перепись населения важным общенациональным делом. Прошло тринадцать лет со времени последней переписи, и за эти годы многое стало другим. На месте Советского Союза возникли новые государства. Значительно изменились экономические реалии, социальное положение людей.
Мир можно изменить (2002 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу "Экономические стратегии".
"Мир можно изменить"
- Ваше Святейшество! Особый интерес в обществе сегодня вызывают Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В связи с этим просили бы Вас прокомментировать некоторые ее положения.
Так, в документе говорится: "Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии". В связи с этим, как Русская Православная Церковь оценивает происходящие в России и мире политические, экономические и социальные процессы?
- Наше время изобилует тенденциями, которые не могут не беспокоить Церковь. В первую очередь тревожит то, что предаются забвению два тысячелетия христианской истории, в течение которых многие люди самоотверженно пытались строить мир на основе слов Христа Спасителя, прозвучавших на заре новой эры: "Любите друг друга" (Ин. 13. 34). Испытанный временем миропорядок, ставивший во главу угла принцип суверенитета государств, сменяется новым, декларирующим общую ответственность народов за судьбы человечества. Однако эту естественную перемену многие пытаются использовать в своих узко-эгоистических целях. Немногочисленные высокоразвитые в экономическом и военном отношении государства пытаются диктовать свою волю большинству населения мира и переустраивать этот мир, исходя лишь из собственных интересов. Едва ли это способствует становлению мирной и гармоничной жизни государств и народов - напротив, мы видим все возрастающее число локальных конфликтов, многие из которых продолжаются долгие годы. Существуют целые поколения людей, никогда не видевших мирного неба над головой! Страшно и другое - сегодня войны обычно ведутся не с целью защиты народа, а с целью обеспечения экономических интересов. Силой оружия завоевываются рынки, и война из "продолжения политики" стала "продолжением экономики".
Беседа с российскими журналистами (2002 г.)
Беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с российскими журналистами («Российская газета»).
Пожалуй, так подробно, с множеством деталей, в том числе и о себе самом, можно говорить только с людьми, которым доверяешь. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил этой чести наших коллег-журналистов Валерия Коновалова ("Известия") и Михаила Сердюкова ("Собеседник"). С благословения Его Святейшества и любезного разрешения авторов мы знакомим сегодня читателей "Российской газеты" с фрагментами этих "Бесед на переломе тысячелетий", которые составили одноименную книгу.
- Что, по-вашему, движет человеком в жизни?
- Цель. Ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно. К этой цели человек стремится и, возможно, будет добиваться ее достижения всю свою жизнь. Но он должен ее достигать, потому что иначе жизнь превратится в бессмыслицу. Цель - это движение, в ее достижении - смысл человеческого существования.
Бог миловал. Все в Его руках (2002 г.)
Газета "Известия", 10 декабря 2002 года.
МОЕГО ДЕДА РАССТРЕЛЯЛИ БОЛЬШЕВИКИ - В силу своего положения вы все время на виду, но тем не менее многое в вашей жизни и биографии все же остается малоизвестным. В том числе и происхождение, и непривычная для русского уха фамилия - Ридигер...
- Никаких тайн тут нет. А фамилия наша была в России очень хорошо известна. Правда, в той России - еще досоветской. Род российских Ридигеров ведет начало с екатерининских времен. Тогда курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешел в православие и под именем Федор Иванович стал основателем известного уже в России дворянского рода. Среди представителей его, например, граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года...
Русская Православная Церковь в 2002 г. (2002 г.)
Ответы на вопросы после записи Рождественского послания. 30 декабря 2002 года.
30 декабря 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с журналистами ряда российских радиокомпаний. Было записано Патриаршее Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, которое будет транслироваться радиостанциями страны 6 января, в Навечерие Рождества Христова. Затем Святейший Патриарх ответил на вопросы журналистов.
- Каково положение Русской Православной Церкви в уходящем 2002 году?
- В этом году Русская Православная Церковь понесла немало потерь: целый ряд архипастырей упокоились от трудов своих и почили в Селениях праведных. В то же время на Русской земле продолжилось созидание и развитие церковной жизни: строились и восстанавливались храмы, возрождалась жизнь в монашеских обителях.
Все мы живем в мире, и события, которые происходят в государстве, отражаются и на жизни Церкви. Много трагедий произошло в России в уходящем году: стихийные бедствия, захват заложников в Москве, кровопролитный террористический акт в Грозном… Каждый из нас остро чувствует свою уязвимость перед лицом международного терроризма, который охватил не только различные регионы нашей страны, но и многие страны мира.
Вступая в новый год, мы надеемся, что он будет благословенным, успешным, созидательным и мирным. Хочется верить, что Господь внемлет нашим молитвам и ниспошлет нам мир, согласие и благополучие, избавит нас от тревог, которые сопутствовали нашему Отечеству в истекшем году.
Возвышенное и земное (2002 г.)
Интервью газете "Известия", март 2002 года.
Еще в прошлом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II собирался посетить редакцию “Известий”, о чем тогда и было сообщено читателям.
Однако, как известно, человек, даже такой, всего лишь предполагает, а Бог располагает. И по разным причинам встреча откладывалась. Но именно теперь она оказалась как нельзя кстати, что опять же свидетельство независимой от человека предопределенности, которая в обиходе звучит так: что Бог ни делает, все к лучшему.
Дело в том, что газета сейчас вплотную приблизилась к своему 85-летию. А когда, как не в самый канун юбилея, уместно повстречаться с таким давним (Патриарх Алексий выписывает “Известия” уже более сорока лет), авторитетным и мудрым читателем.
Кроме того, так уж получилось, что день встречи Патриарха с известинцами – 22 февраля – оказался предпраздничным. И не только по отношению к государственному Дню защитника Отечества. 23 февраля – день рождения Святейшего Патриарха, а 25 февраля – день его тезоименитства. Да ко всему прочему выяснилось, что совпадают дни рождения у гостя газеты и ее главного редактора. Все это придало встрече особую непринужденность. Были и поздравления, и шутки, и обмен памятными подарками, и откровенная беседа за праздничным столом, и даже “Многая лета” именинникам в исполнении “сводного хора Патриархии и редакции”, как выразился сопровождавший Святейшего Первосвятителя архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
Но главное – это продолжавшееся более двух часов в кабинете главного редактора обсуждение самых разнообразных проблем. Вот лишь некоторые фрагменты этого разговора и прозвучавшие в его ходе высказывания, оценки и ответы предстоятеля Русской Православной Церкви.
Болезнь - это посещение Божие (2002 г.)
"Коммерсантъ", 27 ноября 2002 года.
– Ваше Святейшество! Как Вы себя чувствуете?
– Само по себе болезненное состояние ушло, и я понемногу возвращаюсь к ежедневной работе. Однако врачи рекомендуют сохранять покой еще какое-то время. Надеюсь, что оно будет недолгим, ведь я соскучился по храмовому богослужению, по общению с людьми. Впрочем, болезнь – это посещение Божие. Оно дает возможность в уединении поразмыслить над собственной жизнью. Я благодарю Господа за это посещение, как и каждый из нас должен благодарить Бога за скорбь и за радость. Хотел бы вновь и вновь выразить признательность всем, кто в эти дни проявил заботу о моем здоровье, молился обо мне, высказал слова поддержки в письмах и телеграммах, навестил меня в больнице. В числе первых посетителей был Президент России Владимир Владимирович Путин.
– Когда Вы собираетесь покинуть больницу?
– Это, наверное, мне придется решать вместе с врачами. Не могу не прислушиваться к их голосу, поскольку они заботятся о том, чтобы я мог полностью восстановить свои силы. Но составление графика богослужений, визитов, мероприятий на конец этого и начало следующего года идет уже весьма интенсивно.
- Как обычно проходит Ваш день в больнице?
– Мой день неизменно начинается и завершается молитвой. В воскресные и праздничные дни в палате совершается Божественная литургия, за которой я причащаюсь Тела и Крови Христовых. Это очень укрепляет мои душевные силы. В течение дня – медицинские процедуры, беседы по телефону, встречи с посетителями. Стараюсь не пропускать девятичасовой выпуск программы “Время” – всегда необходимо быть в курсе событий, происходящих в стране и за рубежом. Много читаю, рассматриваю поступающие на мое имя письма и обращения – ведь некоторые дела требуют немедленного решения.
Главная цель предпринимателя - служение ближним (2002 г.)
Ответы на вопросы журнала "Русский предприниматель".
– Легко ли быть сегодня в России предпринимателем тому, кто намерен твердо стоять в отеческой вере, хочет жить по совести, по- православному?
– Православная вера накладывает нравственные ограничения на деятельность любого человека. Жить по совести подчас нелегко, но тот, кто избрал честный путь, осознавая себя одновременно и православным человеком, и предпринимателем, в конечном счете получит больше пользы, чем стремящиеся к наживе любыми средствами. Будущее именно за честными и ответственными людьми, которым занятия бизнесом не позволяют забыть о моральной ответственности и за свои поступки, и за благо ближнего.
Сегодня моральная атмосфера в деловом сообществе улучшилась, этические нормы стали всерьез приниматься во внимание многими бизнесменами. Это радует и вселяет надежду. Хотел бы еще раз подчеркнуть: в долгосрочной перспективе наиболее успешен будет человек, который трудится на ниве предпринимательства не в ущерб своей душе и душам окружающих людей.
Подробнее: Главная цель предпринимателя - служение ближним (2002 г.)
Экономические достижения немыслимы в безнравственном, духовно бедном обществе (2002 г.)
Ответы Патриарха Алексия на вопросы журнала “Век качества”.
– Перемены, происшедшие в жизни страны и общества за последние 12 лет, – эпохальные. С одной стороны – это время, когда духовный вакуум заполнили цинизм, бездуховность, разбой, обнищание народа и страны, крайнее умножение сил зла. С другой, – появились ростки нового, которые, возможно, смогут изменить жизнь людей к лучшему. Как Вы считаете, сможет ли наш народ жить лучше, и от чего это зависит?
– Верю и надеюсь, что наш народ сможет жить лучше. Он этого в высшей степени достоин, ибо не по своей вине много претерпел в драматическом, трагическом ХХ веке.
Сегодня критерием хорошей жизни нередко считают материальное благосостояние. Многим вселяют оптимизм научно-технические достижения, которые якобы смогут бесконечно поддерживать комфорт и достаток. Но, говоря об улучшении жизни, я имею ввиду не только ее материальную сторону, но отношения между людьми, их творческую активность, характер и мотивы поступков, а главное – веру, любовь, нравственную чуткость, словом, все то, что выражает состояние человеческой души. На мой взгляд, качество жизни по-настоящему определяется ощущением ее полноты и осознанием ее смысла.
Подробнее: Экономические достижения немыслимы в безнравственном, духовно бедном обществе (2002 г.)
Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям (2002 г.)
Газета "Известия" №78 (26157)-М, 13 мая 2002 года.
О взаимоотношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом, мировых событиях, тревожащих Церковь, и отрадных тенденциях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказывает в интервью газете “Известия”.
— Ваше Святейшество, о проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви с Ватиканом вы высказывались, в том числе и в редакции “Известий”. Но ситуация продолжает оставаться острой. Недавно кардинал Каспер в своей статье заявил, что “Православная Церковь признает свою пастырскую и евангелизаторскую слабость и поэтому опасается католичества”, “РПЦ живет по двойному стандарту”, “стремится закрепить свою гегемонию в ущерб свободе личности”.
— Подобные заявления представляют собой пропагандистскую дымовую завесу, под прикрытием которой совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления учитывать интересы друг друга. Напомню, католические епархии были учреждены в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный образ действий рассматривался бы как бесцеремонность. О том, что именно так были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД России. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по благословению Папы Римского в России были учреждены католические структуры, параллельные соответствующим структурам Православной церкви, а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус “церковной провинции” Ватикана.
Подробнее: Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям (2002 г.)
И пусть возликуют сердца! (2002 г.)
В канун светлой Пасхи Христовой Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы еженедельника “Собеседник”.
“ГЛАВНОЕ ЧУВСТВО — НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМАЯ РАДОСТЬ”.
- Ваше Святейшество, Вы могли бы припомнить свою самую первую в жизни Святую Пасху? Те чувства, которые овладели Вами тогда?
- Главное чувство – это ни с чем не сравнимая радость. Года четыре мне было, а может быть, пять… Мои родители, а с ними и я были прихожанами Александро-Невского кафедрального собора в Таллине. Помню свой первый пасхальный крестный ход, который, как известно, знаменует шествие жен-мироносиц ко Гробу Господню: все очень торжественно, ночь яркая от свечей и радостных лиц, и абсолютно не хочется спать. Был малолеткой, однако вместе со взрослыми уже воспевал: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.