Как возлюбил нас Бог, так и нам надо любить друг друга (2003 г.)

Газета "Труд-7" № 001, 4 января 2003 года.

– Ваше Святейшество! Прежде всего разрешите сердечно поздравить Вас с наступающим праздником Рождества Христова. Читатели “Труда”, как и все россияне, желают Вам доброго здоровья, новых успехов в вашем Первосвятительском служении. Если это не является сугубым секретом, о чем Вы скажете в своем традиционном Рождественском послании к всероссийской пастве?

– Сердечно благодарю за поздравления и заботу о моем здоровье. Бог посещает нас болезнями и скорбями, и Он же по Своей милости подает исцеление.

В Рождественском послании намереваюсь сказать о тех нравственных обязательствах, которые налагает на нас Пришествие в мир Спасителя. Подобно тому, как некогда вифлеемские пастыри не скрыли весть о родившемся Богомладенце, но принесли эту весть людям, мы должны делиться духовной радостью богообщения с людьми, которые до поры не знают Господа, с теми, кто устали и отчаялись в этом мире, заплутали на его опасных перепутьях. Мы должны особо помнить о беспризорных детях, о людях обездоленных, находящихся в плену, страдающих от духовных и телесных недугов. Будем творить дела милосердия, помогать ближнему в меру наших возможностей, ведь, по слову Священного Писания, “если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга” (1Ин.4.11).

– Ушедший 2002 год был, к сожалению, весьма тяжелым для россиян: достаточно вспомнить наводнения на юге страны и другие природные катаклизмы, террористический акт в Москве, приведший к гибели большого числа сограждан. Тяжелым остается груз массовой бедности, детской беспризорности… Приходится слышать, в том числе и от православного духовенства, что эти и другие тяготы и скорби Господь попускает за тяжкие грехи наших дедов и отцов и за наши собственные. Неужели мы навсегда “приговорены” к бедности, потерям, страданиям?

Действительно, минувший год останется в памяти россиян годом испытаний. Многие люди потеряли из-за наводнения кров, невосполнимую утрату понесли те, чьи родные и близкие погибли в результате чудовищного террористического акта в Москве. Мы скорбели и молились вместе со всей страной, сопереживая и сочувствуя пострадавшим и их родственникам. Хотя экономическая ситуация в стране постепенно выправляется, большинство народа по-прежнему испытывает огромные материальные трудности. Безработица, бедность, преступность, рост наркомании и иные общественные недуги, к прискорбию, глубоко затронули нашу жизнь.

Но важно осознать, что все проблемы и невзгоды, переживаемые нами, прежде всего зависят от духовного, нравственного состояния народа и личности. До тех пор, пока не совершится реальное духовное обновление, пока высокие нравственные принципы не станут определять общественное бытие и жизнь каждого человека, пока мы не научимся поступать в согласии с голосом совести и справедливости, – до тех пор ситуация не изменится к лучшему.

Хотел бы предостеречь от чрезмерной сосредоточенности на идее “тяжких грехов наших отцов и дедов”. Священное Писание совершенно определенно говорит о том, что человек несет ответственность прежде всего за личный грех, за собственные неправедные поступки и помыслы. Так, отвечая на вопрос, почему сын не несет вины своего отца, Господь свидетельствует через пророка Иезекииля: “Потому, что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. …Сын не понесет вины отца, …правда праведного при нем и остается… И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет” (Иез.18.19-21).

Внешние жизненные обстоятельства прежде всего зависят от нравственного строя самой личности. Поэтому нельзя сказать, что народ “приговорен” к бедности, потерям, страданиям. Процветание государства и граждан вполне осуществимо, если каждый человек осознает главенство нравственного начала в своей жизни и будет строить ее в согласии с заповедями Божиими.

– Минувший год и лично для Вашего Святейшества сложился нелегко из-за постигшей Вас болезни. Вы сказали в те дни: “Меня посетил Господь”. Как следует понимать эти слова?

Мне часто приходит на ум высказывание преподобного Амвросия Оптинского, утверждавшего, что “монаху полезно болеть”. Болезнь – действительно и несомненно посещение Божие. Она дает человеку возможность сосредоточенно уединиться в келлии своего сердца и поразмыслить о самых серьезных вещах. В болезни Господь нередко указует человеку пути, которыми надлежит следовать. Во время недугов и выздоровления сила Божия являет себя в человеческой немощи. Именно через познание нашей собственной слабости Господь открывает нам истинную цену вещей, их значимость в свете вечности, встретиться с которой предстоит всем нам.

– В предисловии к недавно изданной книге “Русь Святая” Вы подчеркнули, что “Православие со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром является “духовной кровью”, “духом жизни”, питавшим и укреплявшим самый организм русской нации”. Почему же сегодня, когда с государственным воинствующим атеизмом вроде бы покончено, некоторые круги российского общества то и дело возбуждают антиправославные, антицерковные настроения – то в связи с проблемой наделения монастырей и храмов землей для хозяйственных целей, то в связи с преподаванием в государственных школах основ православной культуры?

Несмотря на возрождение порушенных святынь, на возобновление богослужений в воссозданных храмах и монастырях, на открытие приходских школ и гимназий, мы не должны забывать старой русской поговорки: “Бог не в бревнах, а в ребрах”. Я имею в виду, что на протяжении семи десятилетий наше общество было насильственно разлучено с Церковью, и тяжелое наследие этого горького времени невозможно преодолеть за несколько лет.

Ныне наша задача – исцелить израненную и изверившуюся душу народа, вернуть его к живительным духовным истокам. Сейчас по большей части человек крещен, но не воцерковлен. И до тех пор, пока не совершится это воцерковление, будут раздаваться голоса людей, которые до сих пор пребывают во власти стереотипов атеистического периода, когда Церковь находилась в изгнании в своей стране. К сожалению, есть и люди, сознательно отвергающие Бога, чтобы не менять своей греховной жизни, не пробуждать совести, не подвергать переоценке своей гордыни. Таких могу только пожалеть.

Впрочем, убежден: обратной дороги в атеистическое прошлое нет, и наша Церковь займет в обществе место, соответствующее ее исторической роли и подобающее ее духовному потенциалу.

– Очередной вопрос сопряжен с предыдущим: как Вы оцениваете нынешнее состояние межрелигиозных отношений в России? Следует ли ожидать от Русской Православной Церкви новых инициатив, призванных укрепить эти отношения?

Благодарение Богу, межрелигиозная рознь не стала и, надеюсь, никогда не станет реальным фактором нашей жизни. Думаю, что основную роль в этом сыграли многовековые традиции совместного проживания в России православных христиан, мусульман, иудеев, буддистов. Жизнь научила нас сообща бороться с трудностями, защищать Отечество от врагов. В годы гонений на веру приверженцы разных религий нередко помогали друг другу.

Сегодня нас объединяет многое. Мы одинаково страдаем от экономических и социальных трудностей, от угроз, которые несет терроризм. У традиционных религий России единый взгляд на проблемы нравственности, образования, воспитания, на многое другое. По нашему общему убеждению, необходимо защищать право человека жить в соответствии с его духовным выбором и убеждениями. Мы согласны и в том, что современная цивилизация, желающая сформулировать адекватные ответы на грозные вызовы наступившего столетия, не вправе игнорировать ценности религиозного опыта. Во многом с целью утверждения в обществе этих истин по инициативе Русской Православной Церкви был создан и успешно работает Межрелигиозный совет России, объединивший лидеров традиционных для нашей страны религиозных организаций. Лучшим средством укрепления сотрудничества видится совместный созидательный труд людей разных религиозных воззрений на благо общего Отечества.

К сожалению, уходящий год был отмечен резким ухудшением отношений с Римско-католической церковью. Это было связано с решением Ватикана повысить статус своих административных структур на территории России до уровня епархий. Нашу Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы нуждаются в предварительном серьезном обсуждении. В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 года сказано: “Мы рассматриваем упомянутый шаг как недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами”. Решение Ватикана вновь обнаружило стратегию настойчивого миссионерства среди православных народов, с которой мы коренным образом не согласны.

Нестабильной продолжает оставаться и ситуация на Украине, где недопустимым образом ущемляются права наших верующих, сохраняющих духовную связь с Матерью-Церковью. Мы неоднократно обращались к высшему руководству Римско-католической церкви с просьбой предпринять реальные шаги по преодолению сложившегося кризиса, но, к сожалению, ничего, что могло бы рассматриваться как реальный акт доброй воли, пока сделано не было.

Впрочем, мы продолжаем надеяться на изменение позиции Ватикана и именно с этим связываем будущее православно-католического диалога, к которому мы открыты, но эта открытость соединена со вниманием к нуждам и скорбям наших собственных верующих.

– В преддверии Рождественских торжеств хотелось бы узнать, состоится ли праздничное православное богослужение в многострадальном храме Рождества Христова в Вифлееме? Сохраняется ли сегодня возможность массового паломничества во Святую землю?

Насколько мне известно, богослужение в храме Рождества Христова должно состояться, и паломники из нашей страны смогут там помолиться. Что же касается полномасштабного паломничества во Святую землю, то многое зависит от политической ситуации и доброй воли сторон, вовлеченных в конфликт. Мы молимся о примирении враждующих, просим мира Иерусалиму (Пс.121.6), дабы земля, освященная стопами Спасителя мира, не обагрялась более человеческой кровью.

– Вернемся к церковной жизни в России. Важнейшим событием наступившего года, как представляется, станет празднование 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. Как идет подготовка к этому событию?

Принято решение сделать это празднование общенародным, поскольку 100-летний юбилей прославления преподобного Серафима имеет значение не только для Церкви, но и для государства, и для всего общества. Поэтому в подготовку торжеств включилась государственная власть на уровне федерального центра, Приволжского округа, руководства Нижегородской области. Недавно передан Церкви храм, воздвигнутый над келлией преподобного Серафима, и есть надежда, что богослужения в нем возобновятся ко времени торжеств, которые привлекут множество паломников и станут духовной доминантой года.

– Читатели “Труда” будут рады получить Ваше Первосвятительское благословение на предстоящий год и Ваши Рождественские пожелания.

Всем читателям и сотрудникам газеты, одной из старейших и самых уважаемых в стране, желаю в новом году здоровья, благополучия, мира и спокойствия. Да благословит Господь, родившийся в Вифлееме, каждого из вас, дорогие мои, на всех путях жизни вашей. Дай нам Бог в этом году совершить достойные труды на благо Отчизны. С Рождеством Христовым!

http://www.mospat.ru/archive/nr301011.htm

Связанные материалы