Обстоятельства, в которых мне пришлось совершать патриаршее служение, особые... (2004 г.)
Со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием беседовала М.В.Жилкина, ответственный секретарь "Журнала Московской Патриархии".
- Ваше Святейшество, Ваше служение пришлось на очень сложный период в истории России - период распада Советского Союза, становления в нашем отечестве новой государственности и возрождения Русской Православной Церкви. Что видится Вам самым главным в первосвятительском служении в эту переломную эпоху?
- Ответственность за будущее Церкви ложится на каждого ее Предстоятеля, но в переломные времена, времена тяжелых общественных потрясений, ответственность эта многократно возрастает. Таким временем для нашей родины стал конец XX века, когда распалась советская держава и начался совершенно новый период отечественной истории.
После своей интронизации в 1990 году я сказал, что мое избрание на Патриарший престол - это огромная ответственность и тяжелейший крест, потому что, будучи близок к Святейшим Патриархам Алексию I и Пимену, я хорошо представлял себе тяжесть патриаршего служения.
Но обстоятельства, в которых мне пришлось совершать патриаршее служение, особые, потому что впервые за много лет появилась возможность возродить Церковь, вернуть то, что было утрачено и разрушено.
Тысячи храмов, которые открыты за последние годы, и сотни монастырей, которые восстановлены, - реальный результат этого возрождения.
Когда едешь по просторам России, видишь это воочию. Однако главная наша задача - не восстановление храмов и монастырей, а помощь людям в восстановлении их исковерканных атеистическим воспитанием душ, задача пастырская, душепопечительская. Необходимо, чтобы люди находили в Церкви успокоение и поддержку. Возвращение к духовным основам жизни, участие в Церковных Таинствах, в молитве церковной подают духовные силы, которые необходимы каждому человеку для несения своего жизненного креста.
Я вижу, что все больше и больше людей понимают это и возвращаются к Церкви. На Западе, когда мы там бывали в советские годы, нам говорили с упреком, что в Церкви у нас одни только бабушки. Сейчас бабушек этих давно уже нет, они отошли ко Господу, но храмы наши все больше и больше наполняются народом Божиим. И мы благодарны тем женщинам: в тяжелые годы лихолетья они сохранили православную веру и передали ее своим детям и внукам.
То, что Церковь выстояла в годы богоборчества, - это заслуга нашего православного верующего народа, в том числе тех самых бабушек, которые, несмотря на гонения, продолжали исповедовать Христа.
Многие православные люди приняли в те годы мученическую кончину, но оставшиеся в живых пронесли свечу православной веры через всю свою жизнь, сохранив преемство поколений.
- Ваше Святейшество, на последних Рождественских чтениях Вы говорили о том, что для воспитания детей нужны примеры святой жизни, в которой главное - служение Богу и ближним. В прошлом году мы начали в нашем Журнале серию публикаций о новомучениках и исповедниках Российских XX века. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, следует ли нам продолжать эту тему?
- Наш народ всегда очень любил читать жития святых. Во многих верующих семьях настольными книгами были именно жития. Но одно дело читать о мученических актах первых веков христианства, а другое - о мученических актах наших современников, которые жили в XX веке и показали то же стояние за веру, которое показывали мученики первых веков христианства. Поэтому публикации о жизненном пути наших соотечественников, исповедавших Христа даже до смерти или вершивших подвиг исповедничества, очень важны, можно сказать, насущно необходимы. Несомненно, эту серию нужно продолжать.
- Детские впечатления очень важны для жизни человека, часто именно они определяют его будущее. Пожалуйста, расскажите о Вашем самом сильном детском впечатлении, о том, что Вы считаете для себя определяющим в выборе своего жизненного пути?
- В нашей семье была традиция в летнее время совершать паломничества в святые обители. Посещали Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, Псково-Печерский монастырь, а в 1938-1939 годах - Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Самое глубокое впечатление на меня произвели паломничества на Валаам. Удивительная северная природа, архитектура монастыря, органично вписывающаяся в эту природу, встречи с духоносными старцами - все это навсегда сохранилось в моей памяти. У меня хранятся письма одного из валаамских старцев, который писал мне, девятилетнему мальчику, в ответ на мои письма. У нас установилась переписка, поддерживалась живая связь. Эта связь имела очень большое значение для выбора моего жизненного пути.
А еще для меня был очень важен пример моих духовных отцов: отца Иоанна Богоявленского, впоследствии епископа Таллинского и Эстонского Исидора, который меня крестил, и архиепископа Таллинского и Эстонского Павла - людей, которые прошли через горнило испытаний, пережили революцию, эмиграцию, но сохранили в душе любовь и были истинными пастырями и душепопечителями. Их светлые образы сохранились в моей душе, пример их пастырского служения был для меня определяющим.
- Ваше Святейшество, Вы отдаете много сил, объезжая необъятную российскую территорию, бывая в самых отдаленных епархиях Русской Православной Церкви. Что приносят Вам эти поездки?
- Это дает мне возможность узнать, как развивается церковная жизнь на местах, в частности в русской глубинке, почувствовать пульс церковной жизни, увидеть, как осуществляется духовное возрождение в нашем отечестве. В некоторых епархиях, где отношения между государственными и духовными структурами были сложными, где между ними существовало непонимание, после моих визитов наладилось доброе сотрудничество. Так что есть конкретные, весомые результаты таких посещений.
В каждой епархии хотят показать мне весь объем своей работы: что восстановлено, что открыто, хотят показать и приходскую, и монашескую жизнь, и духовную учебную деятельность, и работу воскресных школ, и служение в детских домах, и духовное окормление воинских соединений и мест заключения. Программы визитов обычно составляются так, что не остается ни минуты свободного времени. Конечно, это большая нагрузка, но общение с людьми, которые впервые видят Патриарха, их искренняя радость дают мне и силы. В русской глубинке сохранилось больше доброты, душевности, сердечности, люди менее политизированы, и заряд бодрости от этих поездок я получаю большой. Я посетил уже 81 епархию, а некоторые из них - по несколько раз, так что общее число поездок составляет 150.
- Ваше Святейшество, какова Ваша оценка сложившихся в настоящее время взаимоотношений Церкви с государственной властью и каковы их перспективы?
- За годы моего патриаршества между Церковью и государством установились совершенно новые взаимоотношения, которых в России раньше никогда не было. До революции Церковь была государственной; по сути дела, она превратилась в государственную структуру, в государственное ведомство. После революции Церковь была отделена от государства, но государство самовластно вмешивалось не только в административную, но даже в сакраментальную жизнь Церкви: когда можно крестить, когда нельзя крестить. Особенно это проявлялось на местах, в глубинке.
Нужно было закладывать новые основы взаимоотношений. Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества, от народа, который и составляет Церковь. Нами были заложены основы уважительного отношения государства к Церкви и Церкви к государству, к тем, кто избран, чтобы управлять им. И сегодня строго соблюдается принцип невмешательства Церкви в политическую жизнь и государства во внутреннюю жизнь Церкви.
- Ваши пожелания читателям "Журнала Московской Патриархии".
- Я всегда подчеркиваю, что "Журнал Московской Патриархии" - это единственное официальное издание нашей Церкви. В нем публикуются все официальные церковные документы, он посвящает свои страницы и богословским проблемам, и истории, и подвигу новомучеников и исповедников XX века, и епархиальной жизни. Журнал информирует клир и паству о решениях, принимаемых Священноначалием, и отражает церковную жизнь во всем ее объеме и многообразии. Желаю, чтобы Журнал находил все больше и больше читателей, чтобы люди понимали, что это голос Церкви.
Мы помним те времена, когда "Журнал Московской Патриархии" был единственным источником информации и единственным церковным печатным органом, доступным для верующих. Они брали его в приходах, и часто для них это была единственная возможность услышать слово Божие. Нужно возвращаться к такому отношению к Журналу. Чем больше у него будет читателей, тем больше люди будут информированы о жизни Церкви и меньше будут пользоваться непроверенными слухами, которые сегодня пытаются распространять среди верующих, пугая их эсхатологическими прогнозами, концом света, представляя и перепись, и смену паспортов, и присвоение социального номера чем-то страшным, порождая страхи, о которых в Священном Писании сказано: Тамо убояшася страха, идеже не бе страх (Пс. 13, 5). Надо думать и об увеличении подписки на Журнал, и о создании системы распространения.
- Нравится ли Вам новое оформление нашего Журнала?
- Все журналы, которые сейчас издаются, выходят в современном исполнении. Нельзя сохранять вид журнала 1943 года, надо менять и его форму, и его экспозицию, использовать современные методы полиграфии. Мне нравится, как сегодня выглядит официальный журнал нашей Церкви. Старейшее церковное издание должно сохранять свой образ, но в то же время должно идти в ногу со временем, используя все современные достижения.
http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/06-04/08.htm