Косовский регион превратился в рассадник преступности и международного терроризма (2005 г.)
Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сербскому информационному агентству "ТАНЮГ".
- Ваше Святейшество, Русская Православная Церковь всегда помогала и ныне помогает сербскому народу и его Церкви, что показала, например, масштабная благотворительная акция “С Сербией вместе”, организованная и проходившая под Вашим личным попечением. Тем не менее, потребность в поддержке все еще велика, особенно в том, что касается сербского населения в Косове и Метохии. Как, по-Вашему, Русская Церковь может помочь в возобновлении разрушенных домов и святынь и возврату беженцев в южный край Сербии?
- Наши братские православные народы и их Святые Церкви всегда – как во времена благоденствия, так и в горькую годину, – были вместе, оказывая друг другу помощь и поддерживая друг друга. И ныне, в период великих испытаний, постигших сербское православное население Косова и Метохии, Русская Православная Церковь стремится облегчить страдания своих братьев. Мы не переставали и не перестаем привлекать внимание как российской, так и мировой общественности к трагедии неалбанских меньшинств в данном регионе.
Что же касается восстановления разрушенных храмов и домов, то, нам думается, сегодня надо создать такие условия, которые позволяли бы надеяться, что эти здания не будут вновь разрушены. За этим должно последовать реальное воссоздание всех уничтоженных, поруганных и оскверненных храмов, всех жилищ, принадлежавших представителям национальных меньшинств.
- Может ли Русская Православная Церковь, используя свои дипломатические каналы, повлиять на то, чтобы прекратилось насилие и издевательство над сербскими святынями в Косове, которые к тому же являются частью мирового культурного наследия?
- Русская Православная Церковь неизменно осуждает варварские действия вооруженных террористов, действующих в Косове и Метохии, разрушающих и оскверняющих святыни сербского народа в этом регионе.
Нашу особую озабоченность вызывает бездействие международных структур, взявших на себя ответственность за охрану сербского населения и его духовных святынь в Косове, которые являются (а теперь уже, к прискорбию, о многих из них приходится говорить “являлись”), уникальными памятниками христианского зодчества, охраняемыми ЮНЕСКО.
Об этом мы постоянно говорим Российскому государственному руководству, нашим дипломатам, представителям разных стран и международных организаций.
- Считаете ли Вы, что сербский народ и Сербская Церковь являются жертвой двойных стандартов, если иметь в виду, что Запад и даже его Церкви, включая Ватикан, чаще всего предпочитают хранить молчание перед лицом фактов очевидного нарушения прав сербского населения в Косове?
- Уже в самом начале развития драматичной ситуации в Косове Русская Православная Церковь предупреждала правительства некоторых государств об опасности и недопустимости применения политики двойных стандартов, когда действия сербов, направленные на защиту своей жизни и религиозных святынь, расценивались как проявление агрессивного национализма, в то время как варварские злодеяния экстремистов, уничтожавших древние сокровища культуры сербского населения Косова и изгонявших самих сербов с земли их предков, не только не преследовались, но и всячески замалчивались.
Результатом такой политики стало то, что косовский регион превратился в рассадник преступности и международного терроризма, где в отношении коренного сербского населения не действуют никакие общечеловеческие нормы права и морали.
Однако справедливым было бы отметить, что многие христианские Церкви и религиозные организации на Западе все же выступали в защиту преследуемого сербского меньшинства и не поддерживали политику своих правительств в регионе Косова и Метохии.
- Как Русская Православная Церковь может помочь в решении вопроса непризнанной Македонской Православной Церкви и каково Ваше отношение к проблеме расколов вообще?
- Ныне проблема церковных разделений весьма обострилась. В большинстве случаев эти разделения вносятся в церковную среду и затем поддерживаются не народом, а политиками. Причем теми из них, которые действуют во имя собственных интересов, далеких от евангельских заповедей. Долг каждого христианина, наипаче же духовенства и архипастырей Церкви, состоит в том, чтобы с любовью и многим терпением прилагать все усилия для уврачевания этих болезненных явлений. Раскол – это боль всей Православной Церкви, ибо, по слову апостола, “страждет ли один член, страдают с ним все члены” (1 Кор. 12. 26).
Что же касается положения Православия в Республике Македонии, канонический статус которого уже много лет остается неурегулированным, Русская Церковь готова предложить свою помощь для нахождения взаимоприемлемого выхода из сложившегося трудного положения. Но это возможно при согласии всех сторон.
Нам представляется очень важным, чтобы единоверный нам славянский македонский народ не оставался отрезанным в церковном отношении от общения со своими братьями и сестрами, со Вселенской Православной Полнотой. Решение этого вопроса возможно только при соблюдении священных канонов Церкви и только на основе христианской любви, которая стоит выше земных политических целей.
- В период, последовавший за Вашей встречей с Сербским Патриархом Павлом вы оба часто обращались к теме православного единства. Каким образом можно это единство реализовать на деле?
- В основе полного церковного единства лежит глубокая духовная общность искупленного Христом человечества, проявляющаяся в единстве веры и молитвы, в общении посредством Таинств Церкви. В этом смысле общение любви, связующее все Поместные Православные Церкви, нерушимо. Но, кроме этого, важно, чтобы Церкви единым голосом отвечали на те вопросы и вызовы, которые ставит перед Православием современный мир. Для этого, считаем, необходимы более частые встречи Предстоятелей и представителей Поместных Церквей. Необходимо также возобновить и продолжить работу по подготовке Великого и Святого Собора Восточной Православной Церкви – работу, которая фактически приостановилась, хотя и не по вине Русской или Сербской Церквей.
Что же касается возникающих иногда разногласий, то мы убеждены, что никакие спорные вопросы вообще не могут и не должны решаться на путях конфронтации и взаимных упреков. Разногласия же, возникающие порой в лоне Церкви, необходимо решать исключительно посредством братских переговоров и собеседований, основанных на христианской любви. Это также будет реальным вкладом в дело единства Православия.
- Во время своего последнего по времени пребывания в Москве Патриарх Сербской Православной Церкви говорил о нежелательности визита главы Ватикана в Сербию. Каковы отношения Русской Церкви с Ватиканом и возможен ли в близком будущем более интенсивный диалог между ними?
- Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в настоящий момент нельзя назвать простыми. Несмотря на заверения Ватикана в уважении и братских чувствах к нашей Церкви, в отказе от прозелитизма среди православных христиан, реальная ситуация в России и других странах Содружества Независимых Государств показывает, что определенная часть католического духовенства относится к Православию совсем иначе.
Наглядным примером подобного небратского отношения мы считаем прозелитическую деятельность, которую осуществляют католические священнослужители и представители монашеских орденов, пытаясь обратить в католицизм как можно больше людей, принадлежащих к Православию по Крещению, культуре или историческим корням. Например, предпринимаются попытки воспитания в католическом духе крещенных в Православной Церкви детей, которые по тем или иным причинам остались без родителей.
Другая серьезная проблема, омрачающая наши взаимоотношения, – конфликт между православными и греко-католиками на Украине. Православные верующие подвергаются притеснениям со стороны греко-католиков и националистически настроенных местных властей, препятствующих строительству храмов, помещений Православной Церкви.
Очевидно, что для разрешения вышеупомянутых проблем необходимо выработать приемлемые формы взаимодействия между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Недавно была создана Совместная рабочая группа по рассмотрению сложностей, существующих в наших взаимоотношениях. На состоявшихся заседаниях этой группы католическая сторона была ознакомлена с конкретными случаями, вызывающими нашу обеспокоенность, и теперь мы ожидаем от Римско-Католической Церкви конкретных шагов по исправлению ситуации.
Как я уже неоднократно заявлял, Русская Православная Церковь принципиально открыта к диалогу с Римско-Католической Церковью. Особенно важно наше сотрудничество сегодня, когда многие общественные и мировые процессы требуют адекватной оценки и совместной реакции со стороны христианских Церквей. Однако для того, чтобы взаимодействие между нами было наиболее эффективным, необходимо разрешить проблемы, вызывающие реальную боль православных верующих.
- Считаете ли Вы, что существует опасность исламского экстремизма в некоторых областях России, и каковы отношения Русской Православной Церкви с исламским сообществом в России?
- Исторически Русская Православная Церковь поддерживает дружественные отношения с исламским сообществом России, и к настоящему времени уровень межрелигиозного диалога в нашей стране приблизился к оптимальному. Мы можем с уверенностью сказать, что видим в мусульманах верных союзников, а не просто представителей “терпимой” религии.
К сожалению, во многих российских регионах сейчас наблюдается рост экстремизма и терроризма, мотивируемых исламом. Истоки этого явления находятся вне России. И именно внешнее влияние сделало, к сожалению, возможным появление в стране, где существует тысячелетний религиозный мир, радикалов, пытающихся “раскачать лодку”.
Ни российское, ни любое другое общество пока не научилось эффективно противодействовать экстремизму, поэтому быстрой победы над ним ожидать не стоит. Особенно тревожно, что под контроль экстремистов попала значительная часть русскоязычных СМИ исламской тематики, что не только радикализирует молодое поколение мусульман, но и является одной из главных причин роста исламофобии в российском обществе.
Хотелось бы заметить, что традиционные религиозные организации могут заниматься только профилактикой экстремизма и терроризма, в то время как непосредственную борьбу с этими вызовами должно вести государство.