Интервью сайту Русской Зарубежной Церкви (2006 г.)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы официального интернет-сайта Русской Зарубежной Церкви.
— Ваше Святейшество! Как бы Вы оценили путь, пройденный Русской Зарубежной Церковью в ХХ веке? Какое значение придавали духовенство и верующие Московского Патриархата миссии и служению Русской Зарубежной Церкви в годы советской власти? Что значила Русская Зарубежная Церковь лично для Вас?
— Русская Зарубежная Церковь сохранила в своем изгнании духовные ценности отечественной православной традиции. Сохранила их неповрежденными, хотя, мы знаем, это было нелегко. Лишение Родины, потеря близких, невозможность общаться с теми, кто остался по другую сторону границы, неустроенность и нищета эмигрантского существования, порой неблагоприятное и иноверное окружение, в котором трудно жить по православным обычаям предков.
Духовные ценности Православия не только сохранялись, но и преумножались русской эмиграцией, лучшая часть которой воспринимала свое пребывание на Западе как посланную от Бога миссию. Благодаря этому членами Русской Зарубежной Церкви мы видим ныне многих священнослужителей и мирян, по плоти не имеющих русских корней, но любящих Россию, молящихся за нее.
Подробнее: Интервью сайту Русской Зарубежной Церкви (2006 г.)
Нам нужно объединиться у чаши Христовой и вместе совершать свое служение (2006 г.)
В интервью 1-му каналу Предстоятель Русской Церкви высказал свое мнение о перспективах объединения с Русской Православной Зарубежной Церковью, а также по некоторым другим вопросам.
— Ваше Святейшество, форум вот этот прошел накануне встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. И в Итоговом Послании саммита религиозных деятелей мира есть очень много тем. Вот как вы считаете, какие из этих тем, на какие из этих тем обратят внимание президенты «восьмерки»?
— Ну, я думаю, в первую очередь обратят внимание на темы, связанные с терроризмом, с нетерпимостью. Но и должны обратить внимание на нравственные основы жизни, укрепление семьи, религиозное образование. Нельзя отодвигать религию на обочину жизни. С религиозным мнением людей нужно считаться, потому что религиозные традиции, они имеют тысячелетнюю давность. Это те нормы жизни, которые даны Богом, которые претворены в жизни разных религий. Но здесь мы были единодушны в том, что нравственные основы нужно соблюдать. И оскорбления нравственных чувств вызывает только разделение среди людей, а не объединяет их.
Подробнее: Нам нужно объединиться у чаши Христовой и вместе совершать свое служение (2006 г.)
Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины (2007 г.)
Газета Министерства внутренних дел РФ "Щит и меч" (№45 (1061), 1 декабря 2006 года).
— Ваше Святейшество, несколько лет назад было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел РФ. Аналогичные соглашения подписаны и в регионах России. В рубрике «Спаси и сохрани» нашей газеты мы не раз освещали эти события. Расскажите, по каким направлениям идет работа по реализации соглашения?
— В рамках подписанного соглашения Русская Православная Церковь проводит работу, направленную на духовно-нравственное просвещение сотрудников органов внутренних дел, курсантов училищ, солдат срочной службы, а также морально-психологическую реабилитацию сотрудников, для которых выполнение служебного долга связано с работой в экстремальных условиях.
Церковь всегда благословляла нелегкое служение людей, призванных оберегать жизнь и спокойствие в нашей стране, молилась о даровании мира и согласия в обществе. Сегодня именно сотрудники милиции обеспечивают безопасность граждан России, пресекают злые умыслы преступников.
О вопросах демографии (2006 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Алексия после вручения многодетным матерям награды "Патриарший Знак материнства".
— Ваше Святейшество, не секрет, что в России сложная демографическая ситуация. Возможно, учреждение новой церковной награды в такой момент будет способствовать решению этой проблемы. Как Вы думаете, в каком ключе, прежде всего, должны решаться вопросы демографии, в государственном или в общественном?
— Думаю, эти вопросы нужно решать одновременно — и в государственной и в церковно-общественной сфере. Государство поощряет многодетность. Церковь, со своей стороны, тоже поддерживает тех матерей, которые воспитали много детей. Трогательно было видеть сегодня таких многодетных мам, которые родили, растят и воспитывают по 14 и 12 детей. Это подвиг!
Мы действительно преклоняемся перед подвигом материнства, который они совершают. Думаю, что «Патриарший Знак Материнства» с изображением Божией Матери будет помогать им и поддерживать их духовно в том подвиге, который они ежедневно совершают.
— Сколько детей нужно иметь в семье?
— Трудно сказать — кто сколько может! Но многочадие всегда было свойственно русскому народу. Русские семьи всегда были многодетными. Потом различные обстоятельства жизни сократили нашу семью. Теперь нужно вновь возвращаться к многодетности, иметь несколько детей. Думаю, этому сегодня многое способствует. Когда-то не разрешалось иметь большой дом: можно было построить дом площадью не более 60 кв. метров. Сейчас этой препоны нет. Думаю, что укрепление семьи во многом поможет решению демографической проблемы в России.
Седмица.ru/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/165948.html
Интервью журналу "Пари матч" (2006 г.)
Журнал "Пари Матч" №2999 (9 ноября 2006 года).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента французского журнала «Пари Матч» Каролины Пигоззи. Интервью опубликовано в №2999 (9 ноября 2006 года).
— Ваше Святейшество, сколько православных верующих молится за Вас в России и во всем мире?
— К сожалению, официальной статистики нет, ибо при последней переписи населения вопрос о религиозной принадлежности не ставился. Поэтому мы должны опираться на оценки социологов, по данным которых православными себя считают 60-70 % из 143 миллионов россиян. По нашим оценкам, крещено в Православной Церкви около 80 процентов населения страны. Десятками миллионов исчисляется количество православных на Украине, в Белоруссии, в других странах бывшего СССР, а также среди славянского населения Центральной Азии. Молдова — почти полностью православная страна.
О Минине и Пожарском (2006 г.)
Интервью программе "Вести недели" (Телеканал "Россия"). Интервью вышло в эфир 29 октября 2006 года.
— Ваше Святейшество, в Суздале есть могила князя Дмитрия Пожарского. Надгробие, которое было из дорогого и хорошего мрамора, куда-то делось. Как это часто у нас бывает, неизвестно куда. Как по-вашему, надо ли восстановить это надгробие в первозданном виде, или лучше не трогать могилу Пожарского?
— Я в прошлом году в Нижнем Новгороде посещал могилу Козьмы Минина в Архангельском соборе и скажу, что там было очень много цветов. Люди приходят, отдают дань уважения этому человеку. Почему же, если было украдено надгробие Пожарского, не восстановить его в том или другом виде? Я думаю, что если восстановлено надгробие Козьмы Минина в Нижнем Новгороде, то и в Суздале надо восстановить то место, где похоронен князь Пожарский, чтобы люди с уважением относились к нему.
О захоронении останков императрицы Марии Федоровны (2006 г.)
Интервью французскому журналу "Point de vue", №3037, 4-10 октября 2006 года.
— Ваше Святейшество, Вы будете возглавлять церемонию перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны. Как Вы считаете, каково значение возвращения матери последнего императора на русскую землю?
— Возвращение останков императрицы Марии Федоровны является большим историческим и духовным событием для сегодняшней России. Выйдя замуж за цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, она навсегда связала свою судьбу с Россией, которая стала для нее второй родиной. Хотя она родилась и воспитывалась в Дании, но становление ее как личности происходило уже здесь, на русской земле, после принятия православной веры. Революционные события 1917 года, отречение от престола сына императрицы Марии Федоровны — императора Николая II, последующая гражданская война вынудили ее покинуть пределы нашей страны. Насильственный разрыв с Россией стал для вдовствующей императрицы жизненной трагедией. Будучи в изгнании, она продолжала болеть душой и молиться за Россию, не переставая надеяться на лучшее будущее для нашего Отечества. Сегодня, по молитвам сотен и тысяч новомучеников и исповедников российских, настали благословенные времена, и мы встречаем возвращение императрицы Марии Федоровны — встречаем с радостью, одновременно прося прощения за те страдания, которые принесли ей годы лихолетья.
Подробнее: О захоронении останков императрицы Марии Федоровны (2006 г.)
Началось вымирание нашего народа (2006 г.)
Газета "Московские новости" (№37 от 29 сентября 2006 года).
Тема, на которую Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился побеседовать с корреспондентами «МН», настолько же интимна, насколько и актуальна: демографический кризис. Речь идет о позиции Церкви по отношению к внебрачным связям, абортам и разводам, правам родителей и детей. По убеждению Патриарха, каждый нерожденный ребенок имеет право на жизнь, а рожденный — на полноценную семью, любящих родителей и достойное образование.
Обычно Патриарх не дает печатным СМИ интервью, как говорится, напрямую. Это происходит через его референтов. Исключение — радио и ТВ, где личное участие необходимо.
Это все понимают и принимают. График Предстоятеля Русской Православной Церкви расписан на полгода вперед по минутам: ежедневные богослужения, многочисленные поездки по стране, встречи с послами, министрами, президентами.
Но нам удалось побеседовать с Его Святейшеством лично. Встреча состоялась в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Патриарх Алексий II вышел к нам без всяких церемоний, тепло поприветствовал и с мягкой улыбкой пригласил присесть за стол, в зале, в которым он обычно и принимает послов, министров и президентов.
Редакция «МН»
Судьба России. Вера. Отечество. Море. Ушаков. (2006 г.)
"Роман-журнал XXI век".
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы Председателя Союза писателей России, главного редактора издания «Роман-журнал XXI век» В.Н. Ганичева. Интервью опубликовано в последнем номере издания и на сайте «Русское воскресение».
— Ваше Святейшество, в августе этого года исполняется пять лет со дня прославления в Санаксарском монастыре Мордовии святого праведного Феодора Ушакова, воина непобедимого. Это было великое событие и великая радость для православных людей, для воинов не только в Мордовии, но и всей России. Как это сказалось на укреплении духа нашего народа, нашем современном флоте? Куда, в какие храмы России пришла икона Феодора Ушакова?
— Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерьми которой мы являемся.
Поэтому пятилетие со дня прославления святого праведного Феодора Ушакова, воина непобедимого, — это действительно событие и великая радость для православных людей, для защитников нашего Отечества, которое благотворно сказалось на укреплении духа нашего народа и нашего современного Российского флота.
Подробнее: Судьба России. Вера. Отечество. Море. Ушаков. (2006 г.)
У бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда (2006 г.)
Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы информационного агентства «Анса».
— С начала своего понтификата Бенедикт XVI предупреждает Европу об опасности жизни без Бога и в отрыве от христианских корней. Разделяете ли Вы, Ваше Святейшество, эти опасения?
— Судьба Европы неразрывно связана с христианством, ведь европейская культура органично впитала в себя христианские ценности. Сегодня же, имея в списке достижений нашей цивилизации шедевры искусства, научные открытия и технические новации, не будем забывать, что их появление стало возможным благодаря вкладу многих поколений европейцев, исповедовавших христианскую веру.
Однако современная европейская цивилизация все чаще обращается к иным, нехристианским авторитетам, и это не может не тревожить. Происходит подмена понятий, из которых выхолащивается первоначальное содержание, а пустая форма заполняется иным смыслом. Например, признание ценности человеческой личности, которая в христианской традиции восходит к представлению об образе Божием и почитанию Личности Богочеловека, вырождается в защиту своеволия, нравственной распущенности и нигилизма. Не случайно современная европейская цивилизация иногда именуется постхристианской. Безбожники своими руками разрушают фундамент, на котором зиждется общеевропейский дом.
Воскресение Христа — личное дело каждого из нас… (2006 г.)
"Труд", 22 апреля 2006 г.
— Ваше Святейшество, какие самые первые воспоминания о пасхальных празднествах сохранились у вас из детства?
— Святая Пасха — это вообще первый праздник, который запечатлелся в памяти. И это же для меня — одно из самых ярких детских впечатлений. Главное чувство, которое связано с тем воспоминанием, — ни с чем не сравнимая радость. Особая радость. Пасхальная.
Было мне тогда четыре года. Мои родители, а с ними и я, являлись прихожанами Александро-Невского кафедрального собора в Таллине. Там все это и происходило.
Ясно оживает в памяти, как будто это было вчера, мой первый Пасхальный Крестный ход. Все окружающее — очень торжественно и празднично. Ночь освещена сиянием многих свечей и радостных лиц. И, несмотря на поздний час, мне совершенно не хочется спать...
Пасхальный Крестный ход, как известно, символизирует шествие жен-мироносиц ко Гробу Господню. Это мне еще тогда объясняли родители, как и многое другое из происходящего во время празднества. Они старались, чтобы я стал настоящим участником этого удивительного события и, насколько возможно для ребенка, ощутил его радость и глубину. Впервые в ту ночь мой тогда еще слабый детский голос присоединился к мощному соборному гласу Церкви, который славил Воскресшего Господа:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Подробнее: Воскресение Христа — личное дело каждого из нас… (2006 г.)
Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца (2006 г.)
В дни Страстной Седмицы Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II на самые серьезные вопросы, которые стоят перед Россией и каждым ее думающим гражданином, дал ответы обозревателю газеты "Известия" Борису Клину.
О возрождении России и православия
известия: Ваше Святейшество, как возродить в России любовь к ближнему, снять то ожесточение, которое сковало многих людей во время десятилетий безбожного режима? В чем вы видите силу возрождающейся России?
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Любовь к ближнему во все времена может возродить только нелицемерное, братское и терпимое отношение к своим близким и друзьям, коллегам по работе и просто незнакомым людям, с которыми нам приходится общаться каждый день. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, один из первых пострадавших за Христа в XX веке иерархов Русской церкви, говорил: "Самое важное в жизни дело - то, которое Господь посылает сейчас, а самый важный человек - тот, кто встретился теперь". Важно помнить, что все мы - сыны и дочери единого народа. Отечество у нас одно, поэтому надо беречь его и любить друг друга. Апостол Иоанн пишет: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4. 16).
Носите бремена друг друга, и тем исполните закон Христов (Гал. 6. 2) - призывает христиан святой апостол Павел. В духе братской взаимопомощи и есть наша сила; именно на нем должно основываться духовное возрождение страны, ее путь к мирной и благоденственной жизни.
Подробнее: Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца (2006 г.)
Интервью для канала REN TV (2006 г.)
– Здравствуйте Ваше святейшество. Скажите, пожалуйста, какую роль должен сыграть предстоящий в июле саммит мировых религиозных лидеров для Русской Православной Церкви и всего мирового сообщества?
– В последнее время на Западе наблюдается тенденция отодвинуть религию на обочину жизни. Религиозный саммит, который состоится в Москве, на котором будут представлены основные религии мира, заявит о необходимости диалога цивилизаций, о необходимости противостоять нетерпимости. Ну и, что очень важно, напомнит о том, что нельзя терять духовные и нравственные ценности. Часто люди думают, что свобода дает возможность вседозволенности. Но есть нравственные ценности у всех религий, которые накладывают определенные обязательства на людей, и сохранение этих духовных нравственных ценностей, я думаю, в наше время очень важно.
– Ваше святейшество, ни для кого не секрет, что XX век был для Русской Православной Церкви временем очень тяжелых испытаний. Что делает Русская Православная Церковь для того, чтобы вернуть себе то место, которое она занимала в течение веков? В том числе, что она делает для возрождения духовных ценностей, которые утеряны за последние десятилетия?
– Действительно для Русской Православной Церкви XX век был тяжелым. Эпоха гонений, преследований, огромное количество мучеников и исповедников, которые за веру Христову пострадали и отдали свои жизни… Когда же пришла религиозная свобода, то оказалось, что в генах русского народа все-таки сохранилась вера в Бога и необходимость веры в Бога. Люди пришли к осознанию того, что без веры в Бога нельзя жить. Нужно руководствоваться в жизни теми нравственными духовными ценностями, которыми на протяжении веков жила Русь. Поэтому она и называлась Святой Русью.
Учиться делать добро (2006 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Пресс-службе Московской Патриархии, опубликованное в ежегоднике «Предстоятель».
— Ваше Святейшество, 2005 год был насыщен многими событиями и празднествами, которые отмечались с участием Церкви. Какие из них, на Ваш взгляд, были особенно примечательными? Какое значение Вы придаете участию Церкви в таких мероприятиях?
— Этот год действительно оказался удивительно насыщенным памятными датами, связанными с самыми славными страницами нашей истории. Церковь неизменно принимала активное участие в приуроченных к ним торжествах и общественных мероприятиях. Думаю, что в таком участии есть глубокий духовный смысл. Господь промыслительным образом дает возможность Церкви через обращение к событиям прошлого вспомнить о разных сторонах своего призвания и извлечь из этого уроки на будущее.
Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга (2006 г.)
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы газеты «Дневник» (Скопье, Республика Македония) («Дневник» № 2961 от 14 января 2006 года).
— Ваше Святейшество, Рождество Христово является одним из самых больших христианских праздников, праздником рождения Иисуса Христа, праздником доброй воли и мира между людьми. В каком состоянии, по Вашему мнению, православные христиане встретили этот праздник в нынешнем году?
— Безусловно, Рождество Христово — один из величайших праздников Православной Церкви, и не случайно этот праздник предваряется периодом поста. Пост является временем особого покаянного подвига. Пост помогает христианам сосредоточиться на внутренней молитвенной жизни, очистить совесть от грехов и примириться с ближними. Когда совесть чиста, Господь дарует человеку благодатное утешение и радость о Духе Святом. Если христианин достойно провел время поста, то он встречает Рождество Христово в добром расположении духа и в мире с ближними.
— Какие задачи Православной Церкви во всем мире Вы считаете самыми важными?
— Главной задачей Православной Церкви, несомненно, является проповедь Евангелия Господа Иисуса Христа. Эта задача, вытекающая из самой природы Церкви, останется самой приоритетной на все времена. Другой весьма важной задачей является укрепление братских связей между Поместными Православными Церквами. Проповедь Евангелия невозможна без любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35), — эти слова Спасителя являются непреложной основой межправославных отношений, как и отношений каждого христианина к окружающим его людям.
Нельзя забывать и о развитии сотрудничества с инославными Церквами, направленного на совместное утверждение христианских нравственных ценностей в современном мире, все дальше отходящем от духовных истоков европейской христианской традиции.
Подробнее: Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга (2006 г.)
Земное благоденствие немыслимо без следования определенным нравственным нормам, которые проповедует Церковь (2006 г.)
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы греческой газеты «Вима» (№ 14658 от 08.01.2006).
— Ваше Святейшество! Последний раз Вы встречались со Вселенским Патриархом Варфоломеем в январе 2000 года в Вифлееме на торжествах по случаю начала нового тысячелетия. Какие проблемы разделяют Вас и разъединяют Ваши отношения? Когда православные христиане смогут лицезреть Вас снова вместе? Разве Вы не хотели бы такой встречи?
— Каждая встреча Предстоятеля со своим собратом из другой Поместной Церкви является источником радости и вдохновения как для самих Первоиерархов, так и для их пасомых. Такие встречи надолго остаются в памяти. Я с удовольствием вспоминаю встречи со Святейшим Патриархом Варфоломеем в Одессе и Вифлееме. Надеюсь, что они не были последними, и нам еще представится возможность непосредственного общения. Что касается имеющихся разногласий между двумя Церквами, то они не столь велики, чтобы разрушить связывающее их молитвенное общение, и не отражаются на наших личных взаимоотношениях.
— Многие православные Предстоятели и митрополиты заявляют, что Московский Патриархат имеет экспансионистские намерения. Учреждение новых митрополий, действия на Ближнем Востоке и в Азии, где Вы стараетесь возводить храмы, — лишь некоторые вопросы, которые вызывают у них скепсис. На что нацелены эти действия Русской Православной Церкви?
— Годы после распада Советского Союза — это время массовой эмиграции из некогда составлявших его стран. Сегодня наши соотечественники живут и работают в самых разных уголках мира. Находясь вдали от родины, эти люди испытывают острую потребность в пастырском окормлении, в богослужении на понятном им языке. Мы не можем отказать им в этом, и потому открываем для них новые приходы.