Интервью Святейшего Патриарха Алексия для ежегодника "Предстоятель" (2007 г.)

Церковь и государство: социальное партнерство

— Ваше Святейшество, каким, по Вашему мнению, стал для Русской Православной Церкви минувший год?

— Если мы будем говорить о Церкви в ее земной ипостаси, то прошедший год был отмечен для нас дальнейшим развитием и укреплением сотрудничества с государственной властью, общественными организациями и другими традиционными религиями. Во многом нас объединяет необходимость совместного противостояния болезням современного общества — нравственному падению, забвению основных правил человеческого общежития, возрастанию жестокости и насилия.

Российское общество подвергается многочисленным воздействиям со стороны агрессивно секуляризующегося мира. Все более выпукло проявляются глобальные политические процессы и тенденции, направленные на разрушение традиционных культурных и духовно-религиозных основ национального сообщества. И, к сожалению, государственные и политические институты не всегда действуют в согласии с Церковью в деле духовно-нравственного оздоровления общества. Церковь не может не реагировать на серьезные вызовы, которые проявляются в кризисе духовности, экономической и социальной дисгармонии в обществе. Но противостоять этим вызовам в одиночку Церковь не может. Во многих областях социального служения без поддержки государства нам не обойтись.

Поэтому можно оценить как позитивный тот факт, что за последние пятнадцать лет между Церковью и государством сложились взаимно уважительные и доверительные отношения, наше социальное партнерство дало много добрых плодов. Государство оказывает поддержку церковным проектам в области социального служения и отмечает заслуги Русской Православной Церкви перед обществом. Свидетельством этого является присуждение мне в прошедшем году Государственной премии за «плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации общества». Эту высокую награду я отношу ко всей Русской Православной Церкви, к своим соработникам — архипастырям, пастырям, монашествующим и православным верующим.

Государство наряду с Церковью призвано сохранять духовное и культурное наследие. Свидетельством того, что светская власть понимает важность сохранения этого наследия, является продолжающийся процесс возвращения церковного имущества. Многие возвращенные храмы ныне стали украшением городов России. Мы надеемся, что во взаимодействии с государственными органами в конце концов нам удастся восстановить былое благолепие всех храмов Божиих и святых обителей, воздвигнутых нашими благочестивыми предками.

Сотрудничество со светскими властями — процесс взаимно обогащающий. Со своей стороны, Православная Церковь старается вернуть в жизнь современной России идеалы и ценности, которые веками служили для наших предков духовными ориентирами. Церковь призывает свою паству к исполнению долга не только по отношению к родным и близким, она учит подлинному патриотизму, который основывается на жертвенном служении во имя общественного блага и который далек от крайних, экстремистских проявлений.

Церковь обращает слово своей проповеди и к власть имущим, напоминая о высокой ответственности всякого руководителя не только перед законом, но и перед своей собственной совестью, по словам Спасителя: «Кому много дано, с того много спросится» (Лк. 12:48). Светский характер нашего государства не может и не должен означать, что религиозное осознание его руководителями своего долга перед гражданами не является важным для всего общества.

В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, говорится, что нельзя понимать принцип светскости государства как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Светскость государства предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государством в самых разных областях общественной жизни.

Думается, что сложившаяся в настоящее время модель взаимоотношений государства и Церкви позволяет наилучшим образом решать возникающие между Церковью и властью проблемы. Церковь обеспокоена очень многими проблемами, которые остро стоят в нашем отечестве: демографическим кризисом, распространением алкоголизма и наркомании, детской беспризорностью, социальной незащищенностью беднейших слоев населения, пропагандой культа наживы, нравственной вседозволенности и распущенности.

Сегодня много говорят о национальных проектах. Церковь в меру своих сил старается способствовать развитию идей, заложенных в этих проектах, хотя и заявляет о необходимости с еще большей ответственностью подходить к этим вопросам. Многое делается в сфере здравоохранения и медицины, но все же положение в этой сфере не настолько хорошее, как хотелось бы. Социальное обеспечение пенсионеров, льготы для малоимущих и многодетных — все это требуют не только глубокой профессиональной проработки, но и осмысления с точки зрения соблюдения внутреннего нравственного закона, закона совести.

Не меньшего внимания не только со стороны государства, но и социальных и общественных организаций, Церкви и прежде всего со стороны семьи и школы требует ситуация в нашей армии. Термин «духовная безопасность» встречает все большее понимание среди государственных чиновников и военного руководства нашей страны. Отрадно, что за последние годы немало сделано для восстановления некогда прерванного сотрудничества между Церковью и правоохранительными органами, цель которого — духовно-нравственное и патриотическое воспитание, укрепление государственности и повышение безопасности.

Отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным со-держанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу.

Проблемы семьи и демографический кризис

— Ваше Святейшество, когда Вы говорили о проблемах современного российского общества, вы в первую очередь упомянули проблему демографии. Насколько серьезна, по-Вашему, ситуация, сложившаяся в этой области?

— Да, мы серьезно обеспокоены проблемой демографии. Мы оцениваем ситуацию в области семейных отношений как критическую. В этом с нами солидарны и светские ученые-социологи. Брак в обществе обесценивается, оскудевает чадолюбие, молодое поколение не стремится создавать семьи. Поэтому сегодня, как никогда, нужно возвысить голос Церкви в лице ее архипастырей и пастырей для борьбы с этой нездоровой тенденцией. Нужно разъяснять людям истинный смысл брака, особенно молодым людям.

Сегодня в СМИ и рекламе нарастает пропаганда безнравственности и насилия, молодежи прививаются представления, противоречащие нравственным нормам. Все это отражается прежде всего на институте семьи. Церковь неустанно напоминает, что сегодняшняя демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами, и выход нужно искать в возрождении и сохранении святости семейной жизни.

Создание материальных условий для поддержки существующих семей — важный шаг в деле решения демографической проблемы. Но не стоит обманываться: никакие денежные вспомоществования со стороны государства не возродят в сознании наших сограждан понимания святости брака; для этого необходимы религиозное воспитание молодежи и большая просветительская работа.

Семья, где царит дух согласия, построенная на евангельских заповедях, сейчас большая редкость, поэтому так велик процент разводов. Кроме того, добрачные и внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней и «планирования семьи», которое заключается в отказе от рождения детей, — все это ведет не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации, подрывает семейное счастье многих поколений. Столь легкое, можно сказать, бездумное отношение к жизни ставит под угрозу будущее нашего отечества.

А будущее это формируется за школьной партой. Через десять-пятнадцать лет нынешние школьники получат высшее образование и станут руководителями разного уровня. От того, какими мы вырастим наших школьников, зависит наш завтрашний день.

Главный вклад в дело воспитания детей по-прежнему вносит семья. Все, что ребенок видит в семье, глубоко проникает в его сознание, формируя мировоззрение. Для поднятия престижа материнства Церковь учредила «Патриарший знак материнства», который вручается «в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение». «Патриаршим знаком материнства» награждаются лица, воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; явившие достойный пример чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе. В ноябре минувшего года эти знаки были вручены первым многодетным матерям.

Церковь глубоко обеспокоена не только демографической проблемой, но и распространением среди молодого поколения таких пороков, как алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность. По инициативе Церкви и при поддержке общественных организаций в 2006 году были организованы и проведены различные форумы и конференции, посвященные демографии и проблеме семьи. 1 февраля 2006 года в российской столице проходила конференция, посвященная духовно-нравственным и социально-правовым проблемам детско-подростковой беспризорности и безнадзорности и социального сиротства в современной России. 13 марта 2006 года в Свято-Даниловом монастыре состоялась наша встреча с членами Международной общественной ассоциации благотворительных фондов «Мама». В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с демографической ситуацией в стране и необходимостью защиты материнства и детства.

Отрадно, что государственная власть, понимая важность решения данной проблемы, стремится сотрудничать с Церковью в этой сфере. Отмечу, что послание Президента России Владимира Владимировича Путина к Федеральному собранию дало определенный толчок к поиску выхода из сложившейся ситуации. Но, несмотря на то, что государство и общество обязаны поддерживать семью материально, принципиально важным остается достижение перемен в общественном сознании, которое, к сожалению, уже успело привыкнуть к новому стереотипу: семья — это нечто необязательное и устаревшее.

Межнациональные и межрелигиозные отношения

— Ваше Святейшество, как Вы считаете, насколько реально достижение межрелигиозного и межнационального мира в России?

— Прежде всего хочу отметить, что, слава Богу, в России нет межрелигиозной напряженности. В этом смысле опыт нашей страны уникален: на протяжении всей отечественной истории мы не знали конфликтов на религиозной почве. Однако нельзя уйти от печальной реальности: сегодня много приходится слышать о братоубийственных конфликтах, происходящих в различных регионах мира, о террористической угрозе, о проявлениях нетерпимости и ксенофобии — в том числе и у нас в стране. Все чаще мы сталкиваемся с попытками оскорбления чувств верующих: вспомните «карикатурный скандал», выставку «Осторожно, религия». Конечно же мы приветствуем усилия властей разных стран, направленные на преодоление всех этих недугов современности. Но можно ли разрешить столь сложные проблемы лишь с помощью законов, военных и полицейских акций? Можно ли полагаться только на политические и экономические механизмы?

История и современность показывают, что без духовной и нравственной основы в жизни народов, без глубокого знания и соблюдения людьми своей религиозной традиции нельзя эффективно противостоять насилию, порокам, экстремизму и террору.

Мы всеми силами стремимся содействовать государству в решении межнациональных и межрелигиозных проблем. Русская Православная Церковь стала инициатором Всемирного саммита религиозных лидеров, который проходил с 3 по 5 июля 2006 года в Москве, в преддверии саммита «большой восьмерки». На форум собрались более ста религиозных деятелей: Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы и представители других христианских конфессий, а также руководители мусульманских, еврейских, буддистских и иных религиозных общин из разных стран мира. На саммите обсуждался широкий круг вопросов. Мы говорили о роли веры и религии в современном обществе; о защите и утверждении духовных и нравственных ценностей в современном обществе, об ответственности религий за это; о путях преодоления терроризма и экстремизма; об образовании, о необходимости нравственного воспитания молодежи; о законности, свободе, правах человека и нравственной ответственности; о поддержке ценности семьи, человеческой жизни и равенства полов; об уважении религиозных чувств и того, что почитается священным в религиозных традициях; о нравственности в экономике; о путях преодоления бедности; о роли средств массовой информации; о ресурсах планеты и экологической ответственности; об эпидемиях инфекционных болезней и наркомании; о проблеме распространения оружия массового уничтожения; о диалоге и партнерстве цивилизаций; о проблемах глобализации и миропорядка; о диалоге религиозных общин с политиками, всеми структурами гражданского общества, международными организациями.

Участники саммита пришли к единодушному мнению: общность позиций разных религий лежит не в области вероучения, но в сфере нравственности, а часто и в том, что касается оценки общественных процессов. Убежден: мы смогли сформулировать единый взгляд на многие темы, которые обсуждались в ходе саммита. Верю, это поможет избежать многих нестроений, не допустить превращения межнациональных конфликтов в межрелигиозные, положить предел экспансии разрушительных псевдорелигиозных течений.

В сентябре минувшего года в Астане состоялся II Съезд мировых и традиционных религий. Это представительный межрелигиозный форум, который организуется при участии высшего руководства Республики Казахстан. Основными темами съезда стали проблемы соблюдения свободы вероисповедания в различных точках земного шара и влияние религии на международную безопасность.

В феврале–марте 2006 года в Тегеране была организована пятая встреча совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам — Православие». В состоявшихся дискуссиях на тему «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь» обсуждались совпадения и разногласия христианского и исламского вероучений в этой области.

Только общими усилиями мы можем противостоять тем нездоровым тенденциям, которые все чаще ведут к братоубийственной войне на почве межрелигиозных конфликтов. Церковь призывает помнить об историческом опыте нашей родины. Православные, мусульмане, буддисты и евреи всегда мирно жили на территории нашего государства. Мы должны личным примером показать, что и сегодня это возможно.

— Ваше Святейшество, а как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом? Насколько оживились межцерковные контакты с избранием нового Понтифика — Папы Бенедикта XVI?

— Говоря об контактах Русской Православной Церкви с Ватиканом, с сожалением хочу признать, что в отношениях между нашими Церквами не происходит существенных положительных сдвигов. Конечно, на личном уровне мы находим взаимопонимание, но все же очень многие вопросы остаются неразрешенными. Речь идет о католической миссии в России и других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также о крайне недружественной политике руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви. Я уже говорил об этом на Епархиальном собрании московского духовенства в декабре месяце минувшего года. Мы сохраняем надежду на то, что Римско-Католическая Церковь предпримет конкретные шаги для изменения ситуации в лучшую сторону.

В октябре прошлого года в Москве находилась делегация Ватикана во главе с секретарем Святого Престола по отношениям с государствами архиепископом Джованни Лайоло. Этот визит осуществлялся по приглашению министра иностранных дел России С.В. Лаврова и осуществлялся в рамках межгосударственных отношений между Россией и Ватиканом. Во время пребывания в Москве делегация встретилась с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Обсуждались вопросы сотрудничества Русской Православной и Римско-Католической Церквей в контексте наших отношений с Европейским Союзом и Советом Европы. Ни о каком двухстороннем соглашении между Ватиканом и Московским Патриархатом речь не шла. Стоит также отметить мою встречу с архиепископом Милана кардиналом Диониджи Теттаманци. Но хочу вновь подчеркнуть, что эти встречи, на первый взгляд носящие положительный характер, всего лишь прикрывают истинное положение дел. Безусловно, такая ситуация не исключает сотрудничества в сферах социального служения, противостояния насилию. Мы всегда будем поддерживать начинания и разного рода проекты, связанные с этими благими стремлениями.

Относительно возможности посещения России Папой Бенедиктом XVI должен отметить, что наша позиция в этом вопросе остается неизменной. Мы не отвергаем возможности приезда Папы Римского в Москву или встречи с ним на нейтральной территории, но считаем, что этому событию должно предшествовать разрешение трудностей, возникших между нашими Церквами. Мы с удовлетворением восприняли заверения Папы Бенедикта XVI в том, что он стремится сгладить разногласия, тормозящие развитие православно-католического диалога.

Нынешний Предстоятель Римско-Католической Церкви известен как серьезный богослов, знающий православную традицию и осведомленный обо всем комплексе проблем, существующих между Православной и Католической Церквами. Его позиция во многом совпадает с нашей, особенно в сфере христианской нравственности. Он так же, как и мы, говорит о необходимости утверждения христианских ценностей в современном мире. Убежден, что Папа Бенедикт XVI обладает необходимым авторитетом, чтобы внести весомый вклад в улучшение православно-католических отношений.

Воспитание молодежи

— Вы упомянули о необходимости религиозного воспитания молодежи для духовно-нравственного оздоровления общества. Насколько эта позиция Русской Православной Церкви находит понимание в обществе? В каких областях возможно ее сотрудничество с государственными органами?

— Воспитание молодежи — одна из первостепенных задач, стоящих перед всеми нами. Мы осознаем важность успешного решения этой задачи не только внутри самой Церкви, но и в общеобразовательных и в высших школах. В современном сложном и нестабильном мире происходит переоценка духовно-нравственных ценностей и традиционных устоев, и молодежи приходится особенно трудно в поисках духовной опоры и смысла жизни.

Мы последовательно выступаем за то, чтобы образование было основано на традиционных духовных ценностях. В основе воспитания должна лежать нравственная этика, учение о добре, представление о том, что существует абсолютное добро. Деятельность преподавателей и сотрудников высших учебных заведений должна быть направлена на повышение интереса студентов и школьников к родной культуре. Приходится признать, что мало кто из нынешних педагогов знает, чем живет современный студент, какие проблемы и трудности встают на его пути, а самое главное, что творится в душе каждого обучающегося в стенах вуза. Государство и Церковь должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения. Только вместе мы сможем достичь достойного результата.

Весьма отрадно, что многие ответственные государственные деятели поддерживают инициативу введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Хотя в обществе мы видим и обратное: противники преподавания этого предмета неверно понимают позицию Церкви или намеренно ее искажают. Церковь обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что основы православной культуры — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. Но на самом деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Возможность изучения такого предмета очень важна для каждого будущего гражданина, который имеет право знать об историческом, духовном и культурном наследии родной страны. Это особенно важно сегодня, когда молодежь забывает о таких вещах, как любовь к Отечеству, патриотизм, национальное достояние и наследие. Вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность и красоту нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке.

Нередко высказываются опасения, что преподавание основ православной культуры неизбежно повлечет за собой обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Но действительность свидетельствует об обратном. Во многих регионах страны уже давно преподается этот предмет, и до сих пор нигде не было отмечено роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди начинают лучше понимать друг друга, учатся взаимному уважению.

На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохранившаяся в российском образовании, очень серьезно навредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагаю, что сохранение такой ситуации губительно для будущих поколений нашего отечества. Пастырская роль в деле воспитания должна быть не формальной, а действенной. Нужно искать новые формы работы с молодежью. В современную эпоху, когда рухнули все барьеры и завесы, когда через современные средства коммуникации молодому человеку открыт доступ практически к любой информации, живая проповедь Православия на доступном и ясном языке, подкрепленная личным примером благочестивой жизни и самоотверженного труда, — вот действенный способ донести Христову Истину до молодого сердца. И Церковь ждет этого свидетельства от своих пастырей и мирян.

Отрадно, что в последнее время активно развивается миссионерское и духовно-просветительное служение молодежи в интернет-пространстве. Тем не менее задачи, которые стоят перед всеми, кто испытывает тревогу за будущее наших детей, все еще велики. В прошедшем году во многих епархиях проходили форумы, посвященные проблемам воспитания молодежи. В Москве в очередной раз прошел Московский фестиваль право-славной студенческой молодежи, пятый по счету. Фестиваль ежегодно собирает молодых людей: столичное студенчество, представителей православных молодежных и детских организаций, тружеников на ниве православного молодежного движения со всей России и ближнего зарубежья. За пять лет проведения фестиваля было вручено 50 премий «Обретенное поколение».

В 2006 году впервые был организован международный съезд православной казачьей молодежи на Донской земле. Инициатива родилась в среде донских казаков, которые попытались собрать на форум молодежь со всех казачьих регионов России, из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья для того, чтобы воскресить в памяти славные страницы истории казачества, духовные заветы своих предков, верой и правдой служивших Российскому государству. Молодежный казачий съезд проходил на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались евангельские заповеди, как в семье, так и в обществе. Здесь превыше всего ценились долг и честь, мужество и отвага, любовь к отечеству и готовность отдать жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Отрадно, что эти благие и угодные Богу, Церкви и отечеству традиции сегодня возрождаются. Стоит также отметить Международный московский рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», который проводился в целях духовного, нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей и подростков, выявления и поддержки юных дарований, возрождения любви и интереса к традициям Православия, истории и художественно-культурному наследию Москвы.

В начале 2007 года в Москве вновь прошли Международные Рождественские образовательные чтения. Этот форум состоялся уже в пятнадцатый раз, и тема его звучала следующим образом: «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». В рамках предстоящего форума состоялись первые молодежные Рождественские образовательные чтения. Их цель — пробуждение живого интереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, истории нашей родины и ее святыням, духовным истокам отечественной культуры; помощь молодежи в обретении православного мировоззрения, основываясь на котором, молодые люди смогут успешно решать серьезные проблемы современной жизни и взять на себя ответственность за будущее своей страны. Это достойное начинание, которое мы намерены поддерживать и развивать в будущем.

Средства массовой информации

— Ваше Святейшество, в своих выступлениях Вы постоянно говорите о роли средств массовой информации в формировании общественного сознания. Каково, на Ваш взгляд, положение дел в этой области на сегодняшний день?

— Средства массовой информации играют большую роль в деле воспитания молодого поколения в современном обществе. И Церковь обеспокоена тем фактом, что, несмотря на изменения в лучшую сторону, а именно: появление православных телеканалов, печатных изданий, православных порталов, — в большинстве своем СМИ не несут обществу ничего положительного, а скорее даже наоборот.

Церковь осуждает телевизионные программы и печатные издания, разрушающие нравственные устои. Но таких программ и изданий, к сожалению, не становится меньше. Подобные тенденции в информационной сфере свидетельствует о нравственной болезни, поразившей современные российские СМИ. Мы вынуждены признать, что исцеление от этого недуга идет слишком медленно. Ценности, которые проповедуют многие светские средства массовой информации, находятся в разительном противоречии с чаяниями и надеждами большинства россиян. По-прежнему на телеэкранах царят жестокость и насилие. В сознание человека внедряется культ потребления.

В редакциях печатных и электронных СМИ господствует стремление добиться коммерческого успеха любой ценой, поэтому там часто забывают о том, что высокий профессионализм журналиста неразрывно связан с его моральной и гражданской ответственностью и, можно с уверенностью добавить, обусловлен наличием этой ответственности. И наоборот, нравственный нигилизм журналиста не только ранит душу каждого из тех, кто составляет его многочисленную аудиторию, но и отзывается моральным опустошением, социальными и духовными язвами в масштабах всей России.

В 2006 году проходил первый православный Сретенский кинофестиваль в Обнинске. На нем демонстрировались художественные и документальные фильмы, раскрывающие различные аспекты современной социальной проблематики через призму православной традиции и культуры. Ежегодный Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» проводится с 2004 года в Костроме и Галиче, при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и Министерства культуры и массовых коммуникаций России. Уже во второй раз был проведен фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Стоит отметить художественно-публицистический фильм «Паломничество в Вечный город», созданный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», который получил приз в рамках XV Международного кинофестиваля «Золотой витязь».

Выработаны новые формы адекватного отражения событий церковной жизни и позиций Русской Православной Церкви по вопросам общегосударственной значимости. Этому способствовала активная деятельность Пресс-службы Московской Патриархии, Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей, Издательского Совета Русской Православной Церкви. Ряд епархий серьезно пересмотрели свою информационную политику: созданы новые епархиальные пресс-службы, телестудии и печатные издания. На качественно иной уровень вышло взаимодействие между епархиальными и региональными светскими средствами массовой информации. Особенно хочется отметить стремительное развитие православного телевещания. Еще три-четыре года назад к самой возможности появления православного телеканала многие относились скептически. Сегодня у нас развиваются несколько подобных каналов, и их аудитория постоянно расширяется. Планируемый в ближайшем будущем переход телеканалов на цифровое вещание по всей территории России несомненно будет способствовать развитию подобных проектов.

Внутрицерковная жизнь

— Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, какие события внутрицерковной жизни в прошедшем году Вы могли бы отметить как наиболее значимые?

— Одними из наиболее значимых событий были и остаются регулярные заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. В прошедшем году их было четыре. Многие вопросы, которые рассматривались на заседаниях Синода, имели важное внутрицерковное значение. Например, почти на каждом из заседаний утверждались предложения по причислению к Собору новомучеников и исповедников Российских новых святых. В 2006 году к Собору было причислено около пятидесяти подвижников.

В минувшем году Священный Синод благословил открытие Екатеринодарской духовной семинарии в Краснодаре. Принимались решения административного характера, состоялись перемещения ряда настоятелей на заграничных приходах Русской Православной Церкви. Также решались вопросы о рукоположении новых епископов. В прошедшем году состоялось шесть епископских хиротоний, в которых я принимал непосредственное участие.

Обсуждались вопросы сотрудничества недавно созданной при ОВЦС Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством со старообрядцами. Создание этой комиссии получило положительную оценку со стороны Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия. Мы ратуем за продолжение усилий по совместному свидетельству о духовных ценностях перед лицом светского общества и приветствуем развитие взаимоприемлемых форм сотрудничества в различных сферах церковно-общественной жизни.

На заседаниях Синода в прошедшем году также обсуждалась инициатива по восстановлению института штатного военного духовенства Российской армии. В связи с этим было предложено в координации с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями активизировать работу по духовно-нравственному окормлению военнослужащих во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Рассматривались и вопросы, связанные с возобновлением канонического общения с Русской Православной Церковью Заграницей. В течение всего года проходила работа специальной комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Работа комиссий была направлена на устранение препятствий к восстановлению полноты общения. 17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принципиально одобрил документы, выработанные на седьмой совместной встрече комиссий, включая дополнительную редакцию «Акта о каноническом общении», и признал возможной его публикацию. А 5–6 сентября 2006 года Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей также утвердил и одобрил дополненную редакцию «Акта о каноническом общении», как и другие выработанные комиссиями материалы.

На заседании Священного Синода 26 декабря 2006 года были одобрены предложения комиссий. В соответствии с ныне одобренным планом подписание Акта о каноническом общении намечено на 17 мая 2007 года. Ожидается, что в этот день, когда Православная Церковь будет отмечать праздник Вознесения Господня, в храм Христа Спасителя в Москве прибудут члены Священного Синода Московского Патриархата и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. После краткого молебна будут оглашены постановления Священного Синода Московского Патриархата и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об утверждении Акта о каноническом общении,а затем и сам Акт.

Сразу же после подписания Акта о канонической общении мы совершим Божественную литургию, во время которой царские врата будут отверстыми — по пасхальному чину, чтобы народ Божий воочию увидел, как иерархи и клирики воссоединившейся Русской Церкви причащаются Тела и Крови Христовых из одной Святой Чаши.

Несколько раз на заседаниях Священного Синода обсуждалось положение дел в Сурожской епархии. Это было связано с неканоническими действиями епископа Василия (Осборна), который 24 апреля 2006 года направил в мой адрес письмо с сообщением о своем переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Более того, в послании от 1 мая 2006 года епископ Василий призвал клир и мирян Сурожской епархии последовать за ним. В связи с возникшей ситуацией был издан указ об увольнении епископа Василия на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания кризиса, возникшего в епархии.

9 мая 2006 года была создана комиссия для исследования ситуации в Сурожской епархии. Выражаю глубокую озабоченность данной проблемой, ибо епископ Василий не ответил на призыв Священноначалия и не присутствовал на заседаниях Священного Синода, куда его неоднократно приглашали. Хочу отметить как печальный факт рассылку епископом Василием после его увольнения на покой незаконных «отпускных грамот», а также призывы к переходу в иную юрисдикцию без соблюдения установленной канонической процедуры, обращенные к клирикам и приходам Сурожской епархии. С болью в сердце признаю, что подобные действия находятся в принципиальном противоречии с его прежними заявлениями о верности Русской Православной Церкви. Епископ Василий несет ответственность перед Богом и Церковью за выполнение обещаний, содержащихся в архиерейской присяге. Священный Синод постановил призвать Священный Синод Константинопольского Патриархата к надлежащему каноническому урегулированию вопроса о епископе Василии и предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения православного единства без промедлений рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двухсторонних собеседований. Будем молить Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа, дабы скорее уврачевались болезненные явления, возникшие в жизни Сурожской епархии.

Принесение в Русскую Церковь великих православных святынь

— Ваше Святейшество, какое значение Вы придаете принесению в канонические пределы нашей Церкви святынь, хранящихся в других Православных Церквах?

— В минувшем году по милости Божией в пределах нашей страны явились великие святыни — честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частица Честного и Животворящего Креста Господня и честные мощи святой Марии Магдалины.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн — один из особо почитаемых в России святых, свидетельством чего являются многие посвященные ему храмы и монастыри, находящиеся во всех уголках нашего отечества. В течение месяца, когда десница святого Иоанна Крестителя пребывала в пределах нашей Церкви, многие православные христиане с сердечным трепетом поклонились этой святыне.

Мощи Иоанна Крестителя были принесены в Москву, Петербург, Нижегородскую, Екатеринбургскую, Челябинскую, Саратовскую, Ростовскую и Ставропольскую епархии, столицу братской Белоруссии Минск и место нашей общей купели — богоспасаемый Киев.

Православная Россия всегда с любовью и трепетом встречала бесценные реликвии, оказывающие благотворное влияние на жизнь нашего народа. За последние годы это вновь стало благочестивой традицией, которая содействует духовному утверждению веры и укреплению братских уз между православными славянскими народами. Божиим Промыслом, с благословения Священноначалия Святой Горы Афон и монастыря Симонопетр, нам дарована была возможность приобщиться благодати, источаемой от Животворящего Креста и мощей дивной угодницы Божией святой равноапостольной Марии Магдалины. Отрадно, что верующие нашего отечества сподобились поклониться святыням, которые преображают человека и помогают прийти человеку к неиссякаемому Источнику всех благ и жизни Подателю — Христу Спасителю.

— Скажите, пожалуйста, как Вы могли бы охарактеризовать нынешнее состояние дел в одной из древнейших афонских обителей — русском Свято-Пантелеимоновом монастыре?

— Хотелось бы отметить, что Россию и Афон объединяют давние и тесные духовные связи, история которых насчитывает уже тысячу лет. На протяжении всего исторического пути Русской Церкви она духовно питалась от древней традиции святогорского подвижничества. Основателем русского монашества стал выходец с Афона преподобный Антоний Печерский. Многие наши подвижники благочестия, как монашествующие, так и миряне, находили на Святой Горе благодатный духовный источник. Поэтому судьба Афона, и в частности Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Святой Горе, всегда живо интересовала верующих людей в России.

В настоящее время Пантелеимонов монастырь, как и другие древние святогорские обители, испытывает определенные трудности в связи с необходимостью проведения больших реставрационных работ. В минувшем году был создан Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой Горе Афон. Сопредседателями Попечительского совета также стали Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и мэр Москвы Ю.М. Лужков. Цель создания фонда — объединение различных слоев российского общества для содействия восстановлению русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и возрождения духовных связей между верующими в России и русским монастырем на Святой Горе.

Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой Горе Афон планирует реализацию целого ряда проектов церковно-научных исследований по истории Афона и святогорского монашества, а также издание книг, посвященных этим темам.

В октябре 2006 года в Москве проходила Международная научно-богословская конференция «Россия–Афон: тысячелетие духовного единства», которая была приурочена к отмечавшимся в прошедшем году 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей. В работе конференции приняли участие иерархи и клирики из Константинопольской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской Православных Церквей, а также представители Святой Горы Афон, игумены и насельники монастырей Русской Православной Церкви, известные богословы, историки и искусствоведы. Конференция внесла весомый вклад в развитие духовных связей Русской Православной Церкви со Святой Горой.

Патриаршие визиты

— Ваше Святейшество, Ваш рабочий график предусматривает ежегодное посещение целого ряда епархий Русской Православной Церкви. Какие поездки минувшего года особенно Вам запомнились?

— В прошедшем году было совершено несколько поездок по епархиям. В некоторых из них я побывал впервые. Скажу, что каждый из визитов имел свой особый внутренний смысл. Например, мой приезд в Латвию стал первым за всю 900-летнюю историю Православия на Латвийской земле визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви. Подобные поездки в страны, на которые распространяется каноническая территория Русской Православной Церкви, имеют большое значение для поддержания духовного единства всех ее чад — в России и сопредельных государствах.

По милости Божией мне удалось вновь посетить дорогой моему сердцу Валаам. Слава Богу, лампада монашеского подвига в восстанавливающейся Спасо-Преображенской обители разгорается все ярче. Как и прежде, приходят сюда паломники, чтобы получить молитвенную поддержку преподобных Сергия и Германа, чтобы здесь, в этой святой обители, почерпнуть духовные силы для своего жизненного пути. На Валаам и в сотни других возрожденных монастырей стекаются сегодня многие тысячи паломников. Чудо возрождения церковноприходской и монашеской жизни, немыслимое пятнадцать-двадцать лет назад, свершилось на наших глазах. Валаам, прежде порушенный и оскверненный, стал одним из главных символов этого возрождения, которое происходит сегодня трудами всех верующих.

Минувший год был ознаменован возобновлением монашеской жизни в Свято-Успенской Саровской пустыни — мужском монастыре Нижегородской епархии, а также празднованием 300-летия основания обители, в котором я принимал участие. В годы гонений на веру и Церковь Христову Саровская пустынь разделила печальную участь  многих святынь нашего отечества. Однако молитвами святого своего подвижника и предстателя преподобного Серафима Саровского монастырю суждено было пережить годы лихолетья, и сегодня он имеет возможность вернуться к полноценной литургической и монашеской жизни. Значение православных обителей для нашего Отечества на всем протяжении его тысячелетней истории трудно переоценить: со времени Крещения Руси они являлись оплотом государственности, центрами религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности.

В 2006 году исполнилось 910 лет Спасо-Преображенскому монастырю в древнем русском городе Муроме. К этому юбилею был приурочен мой визит в эту старейшую епархию Русской Православной Церкви.

Во время посещения Саранской и Мордовской епархии был освящен кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова, возведенный в центре Саранска. Надеюсь, что это радостное событие в жизни жителей Республики Мордовии запомнится им надолго. Многие люди будут приходить в этот благолепный храм Божий, и в сердцах их будет укрепляться вера в Господа нашего Иисуса Христа.

В сентябре 2006 года состоялся мой архипастырский визит в Смоленскую и Калининградскую епархию, приуроченный к 60-летию образования Калининградской области. Считаю важным событием в жизни Калининградской области возведение и освящение кафедрального собора Христа Спасителя, который стал новым символом Калининграда, символом его духовного единства с Россией, с Матерью-Церковью, и от всего сердца радуюсь продолжающемуся благоустроению церковной жизни на Калининградской земле.

Прошедший год был отмечен рядом знаменательных событий в жизни Санкт-Петербургской епархии, в которых Господь сподобил меня принять участие. Одно из них имело общероссийское значение. Перезахоронение останков императрицы Марии Федоровны явилось символом восстановления преемства российской истории. Это событие свидетельствует о том, что к нашему народу возвращается память о людях, традициях и свершениях дореволюционной России, которую еще не так давно пытались очернить, оболгать и обречь на забвение. Ныне останки императрицы лежат рядом с гробом ее венценосного супруга государя Александра III. Это добрый знак, знак воссоединения и примирения России, преодоления вражды и разделений, которые принесли с собой революция и гражданская война. Не случайно у этого гроба собрались представители разных сословий и поколений, священнослужители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, государственные руководители современной России и потомки тех, кто не по своей воле покинул страну в годы лихолетья.

2006 год для Санкт-Петербургской епархии был ознаменован еще одним событием — 60-летием со дня возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ. Вместе с этим юбилеем Духовные школы города на Неве отмечали и 285-летие своего основания. Хочу отметить, что проведение торжеств, посвященных этим памятным датам, имело огромное значение в жизни Духовных школ Санкт-Петербурга, сохранении преемственности традиций богословского образования Русской Православной Церкви. Значение Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии для Русской Православной Церкви очень велико. За минувшие 60 лет отсюда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые в течение последних десятилетий совершали свое служение в Церкви Христовой, принося благие плоды на ниве духовного образования.

В целом хотел бы отметить, что мои визиты в епархии Русской Православной Церкви имеют своей основной целью общую соборную молитву, единение иерархов, священнослужителей и народа Божия вокруг Чаши Христовой. Поэтому совершение богослужений по-прежнему остается главной составляющей частью любого моего визита.

***

— Ваше Святейшество, расскажите,  пожалуйста, о Ваших планах в новом, 2007 году?

— Наступающий год по милости Божией будет ознаменован рядом памятных дат из истории Русской Церкви и Вселенского Православия. Так, в мае мы отметим 1100 лет со дня преставления святого равноапостольного царя Бориса (в святом Крещении Михаила) Болгарского. Это празднование должно вновь напомнить нам о теснейших духовных связях, которые объединяют нас с единоверным болгарским народом, — о тех связях, которые не смогли поколебать никакие политические катаклизмы ушедшего XX века и которые нам следует сохранять и укреплять в будущем.

Большие торжества предстоят в августе, когда во всем христианском мире будет отмечаться 1600-летие со дня блаженной кончины великого учителя Церкви — святителя Иоанна Златоуста. Наследие святителя Иоанна поистине уникально по своим масштабам, его духовные наставления удивительно актуальны и в наше время, несмотря на то, что были преподаны святителем своей пастве более полутора тысяч лет тому назад.

И в жизни Русской Церкви грядущий год будет отмечен несколькими значимыми юбилеями. В июне мы отметим 400-летие со дня блаженной кончины первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, в июле — 600-летие преставления святой благоверной княгини Евдокии (Евфросинии) Московской, а в августе — 450-летие преставления святого блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. В своей земной жизни эти угодники Божии были очень разными людьми, и каждому из них Господь уготовал свой особый жизненный путь. Молитвенно отмечая их память, будем обращаться мысленно к тем примерам благочестия, которые преподали наши великие предки нам, христианам XXI века, и помнить о том, что каждый из нас призван совершать свое служение в «том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20), в готовности встретить любые жизненные испытания с крепким упованием на милость Божию и Его премудрый Промысл.

Наконец, в ноябре 2007 года Русская Церковь будет отмечать 90-летие восстановления Патриаршества в России. Поместный Собор, принявший решение о восстановлении института Патриаршества в Русской Православной Церкви, состоялся 4–17 ноября 1917 года. Историческое значение этого решения трудно переоценить, и история XX столетия подтвердила: Патриаршество на Руси, начавшееся с Патриарха Иова и возродившееся после почти двухсотлетнего перерыва при Патриархе Тихоне, является одним из главных условий сохранения духовных традиций Русской Православной Церкви на протяжении столетий.

Хотелось бы пожелать всем нашим соотечественникам — и верующим, и тем, кто только ищет свой путь к Богу, — чтобы Всемилостивый Господь помогал каждому из нас в несении своего жизненного креста, чтобы мы всегда ощущали Его близость и попечение о нас и не уподоблялись бы евангельским прокаженным, которые, получив исцеление от своих болезней, тут же забыли об Источнике всякого исцеления — своем Творце.

Господь судил нам жить в удивительное время, когда восстают из небытия святыни нашего народа, когда освобождаются из тьмы греховной и возрождаются к новой жизни наши души. Будем стараться не остаться в стороне от этого чуда преображения, которое происходит на наших глазах. Будем стараться жить так, чтобы через христианский подвиг каждого из нас наше отечество преображалось и освящалось светом Христовой Истины.

http://www.patriarchia.ru/db/text/201152.html

Связанные материалы