Отслужил

"Известия". 8 декабря 2008 г. Борис Клин.

Покойный Патриарх постоянно напоминал: вера без добрых дел мертва (фото: Виктор Корнюшин)

Патриаршество Алексия II, скончавшегося в минувшую пятницу в своей резиденции в Переделкине, было абсолютно уникальным в истории России. Церковь впервые оказалась предоставлена сама себе. Не было православного царя, отношения с которым можно было выстраивать, опираясь на опыт предшественников или на византийское наследие. Не было государственного диктата и ведомства, управлявшего Церковью, - Синода или ЦК КПСC.

Патриаршество Алексия II, скончавшегося в минувшую пятницу в своей резиденции в Переделкине, было абсолютно уникальным в истории России. Церковь впервые оказалась предоставлена самой себе. Не было православного царя, отношения с которым нужно было налаживать, опираясь на опыт предшественников или на византийское наследие. Не было государственного диктата и ведомства, управлявшего Церковью, - Синода или ЦК КПСС. Не было свирепых гонений. Алексию II пришлось с чистого листа выстраивать отношения с властями, обществом, средствами массовой информации. Да и сама Церковь в 1990 году была другой. Во всяком случае, воспринималась иначе: собранием пусть уже не изгоев, но, по крайней мере, странноватых чудаков. Теперь это невозможно представить.

- Ни один Патриарх не освятил столько храмов, не поставил столько священников! - говорит глава Синодального отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. - Число храмов выросло в два раза, а монастырей - на два порядка.

В одной только Москве количество церквей увеличилось в 18 раз (было 40, а сейчас 725). В столице был один монастырь, сейчас - 8 и 16 монастырских подворий. Если в 1987 году во всей России зарегистрировано 6800 приходов, то сегодня их 27 300. Тогда по стране насчитывалось 19 монастырей, сейчас их - 716.

Эти цифры говорят о том, что люди не только получили элементарную возможность исповедовать свою веру. Читатели "Известий" наверняка помнят игумена Амвросия из подмосковного Павловского Посада, потому что благодаря их поддержке удалось избежать разгрома созданного им приюта "Никита". Когда я спрашивал батюшку о создании приюта, с чего все началось, сельский священник ответил: "С храма. Все начинается с храма. Когда мы стали восстанавливать его, возникла и община, появились люди, с помощью которых потом и был построен приют, которые теперь помогают его содержать, которые занимаются с детками конным спортом и кузнечным делом". Это ответ на часто задаваемый вопрос: почему Церковь вкладывает средства в кирпичи и бетон? Потому что все начинается с храмов. Покойный Патриарх постоянно напоминал: вера без добрых дел мертва. И сейчас вокруг храмов есть сотни детских домов, благотворительных столовых, сестричеств, члены которых помогают больным. Есть сестричество по уходу за ВИЧ-инфицированными. И прежде чем сказать "мелочь, ерунда" и отмахнуться, задумаемся: а у каждого ли хватит духа хотя бы поздороваться за руку с больным СПИДом и уж тем более вынести горшок? Такой дух многим дала вера. Не напрасны были усилия Алексия II по реставрации старых церквей и строительству новых.

Отдельно стоит поговорить о его общественно-политической деятельности и отношениях с властями. Почти два десятка лет радикалы с разных сторон пытаются превратить Церковь в свою ударную силу. Одни - ультралиберальную, другие - погромную. Святейший Патриарх сохранил Церковь для всех: левых, правых, консерваторов и либералов. Запрет на политическую деятельность для священнослужителей, введенный при Алексии II, объяснялся просто - Церковь не должна разделять людей. Этот принцип стал основой для многолетних и трудных переговоров с Русской православной зарубежной Церковью. В итоге произошло воссоединение Церкви. Она больше не делится на красных и белых.

Хотя и не все приходы РПЦЗ признали подписанный Акт о каноническом общении, некоторые ушли в новый раскол, но большинство все-таки причащается из одной Чаши.

Патриарх стремился к миру. Хоть и не всегда его удавалось достичь. В 1993 году он выступил посредником на переговорах между Верховным Советом и Кремлем. К сожалению, разрешить конфликт мирно не удалось. Но все равно - спасибо за попытку. И она была не единственной. Алексий II писал Католикосу-Патриарху Грузии Илие II: "Если даже мы священническим словом и не сможем остановить кровопролития, но, возвысив свой голос против него, мы по крайней мере избежим другого греха - не дадим повода врагам Православия утверждать, что наши национальные Церкви не могут-де стать выше национализма". Это было во время первой грузино-осетинской войны. Слово Пастыря в Грузии не услышали. Ни тогда, ни в 2008 году. Но все равно - еще раз спасибо. Спасибо и за то, что теперь, когда эмоции захлестывают и в России, между Грузией и нашей страной остается последняя ниточка - православие. Церкви сохранили отношения, и остается надежда.

Не всегда политики прислушивались к почившему Предстоятелю. Так и остались неуслышанными его настойчивые призывы к введению в школах "Основ православной культуры". Не все святыни возвращены Церкви. Еще остаются в музеях иконы, богослужебные предметы. А сами музеи зачастую по-прежнему занимают церковные здания.

Споры по этим вопросам всегда носит у нас крайне острый характер. И зачастую приобретают характер перепалки. Но Алексию II всегда хватало выдержки, мудрости и такта для ведения полемики и со светской частью общества, и с представителями иных конфессий.

Но в церковной сфере Алексий II смог то, что не удалось политикам. На пространстве бывшего Советского Союза продолжает существовать единая Русская православная церковь. Государство развалилось, а Церковь осталась единой! Есть одно исключение - Украина. Раскол остается кровоточащей раной. Летом Патриарх полетел в Киев на торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. Он не очень хорошо себя чувствовал. Украинские власти приготовили ему оскорбительно холодный прием. Все это было известно еще до вылета. Но визит Его Святейшества должен был укрепить позиции Церкви. Да и его просто ждали люди. И вот он служил. Мы, сопровождавшие его журналисты, люди совсем не старые, в легких летних костюмах, уже "спеклись" под палящим киевским солнцем. А он стоял в тяжелых облачениях. Ни разу не присев в приготовленное кресло. Откуда силы брались? Видимо, Бог давал. Он служил ему как мог, как умел.

Вот и все. Отслужил.

До 8 часов утра вторника в храме Христа Спасителя будет продолжаться круглосуточное прощание с почившим Предстоятелем Церкви. Похороны Патриарха состоятся во вторник 9 декабря. После утренней литургии в храме Христа Спасителя в 11 часов начнется отпевание, а в 13 часов - погребение в Богоявленском соборе Москвы.

Как избирают Предстоятеля

В соответствии с Уставом Русской православной церкви Патриарха избирает Поместный собор, в состав которого входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Количество и порядок избрания делегатов должен будет определить Архиерейский собор. Поместный собор 1990 года (избравший Патриархом Алексия II) формировался по квоте: 3 делегата от епархии - архиерей, представитель духовенства и мирянин. Мирян и священников выбирали епархиальные собрания. Среди соборян могут быть и женщины (традиционно это монахини).

Процедуру избрания Патриарха устанавливает сам Поместный собор, в Уставе она не прописана (за исключением положения об избрании на закрытом заседании). Святейшего Патриарха Тихона собор 1917-1918 годов избрал жребием. Патриархи Сергий, Алексий I и Пимен избирались на безальтернативной основе.

В 1990 году было 3 три кандидата, набравших более всего голосов: местоблюститель патриаршего престола, тогда митрополит Киевский Филарет, ныне отлученный от Церкви, непризнанный в православном мире глава "Киевского Патриархата"; нынешний митрополит Киевский, а тогда Ростовский, Владимир (Сабодан) и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Во втором туре митрополит Алексий набрал наибольшее количество голосов и был избран Патриархом.

Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской православной церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) "иметь доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Эксперты "Известий" пояснили, что не все архиереи заканчивали духовные академии (таким образом, среди них есть те, кто не может принять участие в выборах). Пункт "г" означает, что кандидат должен пользоваться доброй репутацией не только в Церкви. Претендовать на избрание могут и епископы Русской православной церкви за рубежом (никаких ограничений для них в Уставе нет).

http://www.izvestia.ru/news/343431

Связанные материалы