Слово на открытии Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», 15 июня 2004 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на открытии Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России»

15 июня 2004 года

Глубокоуважаемый Юрий Сергеевич, многоуважаемые деятели науки и образования, представители государственной власти, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры!

Приветствую вас, собравшихся в гостеприимных стенах Российской Академии наук для того, чтобы рассмотреть важные вопросы духовного, культурного и национально-государственного бытия России в ясном и согревающем свете, исходящем от образа преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

В минувшем году Русская Православная Церковь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. Венцом этого праздника стало освящение храма Серафима Саровского, который был последним из построенных в Саровской пустыни и первым в мире, освященным во имя преподобного Серафима в дни его прославления в 1903 году. В наши дни эта святыня была восстановлена общими усилиями представителей государственной и местной власти, работающих ныне в Сарове ученых-ядерщиков, российских предпринимателей, широкой православной общественности. Дорогим для нас воспоминанием стало совместное богослужение в Сарове и Дивееве с представителями всех Поместных Православных Церквей и посещение Сарова Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

В нынешнем году, когда еще свежа память о прошлогодних торжествах, мы отмечаем 250-летнюю годовщину со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Особое значение двух юбилеев, чередой следующих друг за другом, состоит, как мне представляется, в том, что эти события, имеющие, казалось бы, исключительно внутрицерковное содержание, вышли за церковную ограду. Далеко не случайно эта встреча Церкви, общества и государства оказалась связана с образом преподобного Серафима. Ведь, по слову Господа, не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 14—15).

Собравшиеся здесь ученые и богословы знают, что именно молитвами и трудами православных святых - святителей, преподобных, благоверных князей — сформировался из многих племен и народов в единое целое и осознал свою миссию русский народ, сложилась и окрепла российская государственность. Когда-то это знал и понимал каждый гражданин России, каждый ее школьник. Однако сегодня, после десятилетий атеистического беспамятства, наше общество заново учится воспринимать русских святых как деятелей истории и культуры общенационального масштаба, которые важны и значимы не только для верующих православных христиан, но и для всех, кто искренне любит Россию и связывает с ней будущее своих детей.

Возвращение такого понимания на новом историческом этапе, в новых условиях требует свободного и открытого диалога между представителями всех слоев общества. Нынешняя конференция — важный этап на этом многотрудном пути обретения современного национально-государственного самосознания, прочно укорененного в своем прошлом и сомасштабного историческим задачам, стоящим ныне перед Россией. Очень важно, что конференция проходит при активном участии академического сообщества. Высокая академическая трибуна традиционно является в России одной из самых авторитетных и то, что с нее прозвучат выступления, посвященные осмыслению русской святости, станет поистине знаменательным событием.

В сонме святых Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский занимает особое место. Именно он напомнил своим современникам и напоминает сегодня нам об основной цели христианства, которая часто забывается за понятным человеческим стремлением найти поддержку своей духовной немощи в соблюдении установленных правил и предписаний. Цель жизни христианской, согласно преподобному Серафиму, - это стяжание Духа Святаго, то есть полное и совершенное раскрытие в человеке образа и подобия Божия, происходящее в общении человека с Господом. Вес же остальное, пусть даже такое важное и значительное, как молитва, пост или добрые дела, суть средства, которые без достижения этой главной цели не имеют пред Богом самостоятельной ценности.

Нам, живущим сегодня, нельзя забывать и о том, что свой подвиг преподобный Серафим совершал в сложные и противоречивые времена. В истории России XVIII и XIX столетий это время, когда Святая Церковь надолго оказалась стеснена государством, либеральные течения проникали в русское общество, а от Бога и Церкви стало отпадать все больше русских людей, в том числе тружеников в таких важных сферах, как образование, культура и искусство, наука, государственное управление. Но преподобный Серафим жизнью своей показал, что свидетельствовать о Святой Руси, казалось бы, давно ушедшей в прошлое, можно и в этих трудных обстоятельствах, в окружении секулярного общества.

Этот урок преподобного Серафима не пропал даром и был воспринят нашей Церковью позже, в XX веке, когда созрели кровавые плоды атеистического посева. Подвиг Преподобного оказался неразрывно связан в сознании русских людей с подвигом новомучеников и исповедников Российских, ведомых и неведомых. Кроткий образ преподобного Серафима наделял непобедимой силой тех, кто в лихую годину с готовностью отдавал жизнь за Христа и Церковь Его. Прославленный накануне великой смуты, преподобный Серафим был одним из почитаемых святых и для русского рассеяния, помогая нашим соотечественникам сохранять веру, язык и культуру на всех континентах. И его молитва очень важна для нас сегодня, когда Русская Церковь готова изжить трагическое разделение, ставшее следствием революции и гражданской войны.

Название конференции начинается со слова «наследие». Это очень обязывает, возникает законный вопрос: насколько мы готовы к тому, чтобы воспринять наследство преподобного Серафима в его полноте, стать в подлинном смысле наследниками Преподобного? Насколько мы готовы к этому как общество, как народ? Восприятие наследия преподобного Серафима Саровского в названии вашей конференции неразрывно связано с размышлениями о судьбах России. Значительная часть конференции посвящена богословским, историческим, культурологическим вопросам изучения наследия преподобного Серафима, анализу того, как влияло оно на события прошлого. Эта работа очень важна и для понимания происходящего с нами сегодня, и в этом контексте очень важен разговор о будущем России.

Следует сказать, что тема будущего требует духовной трезвости. Все мы помним, как в минувшие десятилетия неумеренное прожектерство власти по поводу грядущего «рая на Земле» закономерно порождало у людей скепсис и апатию. Но то, что за последние полтора десятилетия тема будущего почти полностью исчезла из повестки дня общественной жизни, никак нельзя признать нормальным.

Святая Церковь учит, что нашим очам, затемненным грехом, не дано провидеть будущее, известное только одному Богу. Лишь перед великими угодниками Божиими, такими, как преподобный Серафим Саровский, завеса времени иногда раскрывается, и Бог наделяет их духовным даром пророчества. Все мы надеемся на мирное и благополучное будущее в этой земной жизни. Но надо отчетливо понимать, что материальное благосостояние общества невозможно при существующем духовном неблагополучии. Вспомним, что говорил святитель Тихон в своем послании «Всем верным чадам Православной Российской Церкви» (26 июля / 8 августа 1918 года) о причине болезни нашего Отечества:

«...Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, — скажет она вам, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов 12, 25)».
Начавшийся XXI век обещает быть бурным и противоречивым не менее, чем прошедший XX век, так что Россию еще ждут впереди серьезные испытания и к ним надо быть готовыми. Не меньшие испытания ожидают нас и в связи с нашими внутренними проблемами. Мы должны понимать, что нас ждет впереди хорошее и светлое будущее лишь в меру того, насколько мы сами сумеем стать хорошими и светлыми, насколько мы сможем уподобиться в любви и жертвенном служении нашим предкам, и прежде всего нашим святым, насколько сумеем тяжким трудом покаяния освободиться от лишающего нас сил наследия греха и исполнить заповедь преподобного Серафима о стяжании мирного духа.

Мы должны быть готовы к такому будущему, которое Господь сочтет полезным для нашего спасения. Возможно, оно окажется нелегким. Но тем важнее встретить его достойно.

Убежден, что смысл будущего состоит для России в необходимости исполнить свое предназначение. А предназначение это заключается в том, чтобы в этом земном мире, временном и грешном, свидетельствовать о мире Небесном и вечном, о Христе Спасителе, Которому мы служим всеми нашими слабыми силами, и о бессмертии стремящейся ко спасению человеческой души. В этом свидетельстве и состоит объединяющая нас общая судьба. Именно по этой причине нашу страну стали называть Святой Русью.

Поэтому достойное будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и которые определяют общность нашей судьбы, наше лицо пред Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений, а все рассуждения о так называемой «национальной идее» с очевидностью не отвечают реальности. И одной из святынь, показывающих нам путь в будущее, является образ преподобного отца нашего Серафима Саровского.

Таким образом, обсуждение главной темы данного ученого собрания неизбежно выходит на чрезвычайно серьезные вопросы, от которых, без преувеличения, зависит само существование нашего народа и Отечества. Но, мне думается, было бы неправильно, если бы эта серьезность поселила в наших сердцах страх перед будущим и тем самым сковала наши творческие способности. Это вступило бы в противоречие с самим духовным обликом преподобного Серафима, основа которого — свободная и радостная любовь ко Христу. Призываю всех вас не только к трезвению, мужеству и ответственности, но и к духовной радости творчества, к смелому и свободному поиску новых путей, которыми Россия войдет в будущее.

Только при этом не следует забывать, что подлинное творчество, отвечающее этому высокому наименованию, может быть исключительно богоугодным или, говоря современным языком, духовно и нравственно оправданным.

В стенах Российской Академии наук я еще раз сердечно приветствую всех вас, желаю плодотворно провести дни работы, предстоящей вам на святой земле Сарова, и призываю Божие благословение на ваши труды. Пусть в сердце каждого из нас непрестанно звучит живой голос преподобного Серафима Саровского, его пасхальное приветствие, исполненное веры, любви и надежды: «Радость моя! Христос воскресе!»

Из книги "Церковь и духовное возрождение России. Т.3. Ч.2".

Связанные материалы