Обращение в связи с празднованием в 2007 году 125-летия со дня рождения и 70-летия со дня мученической кончины священника Павла Флоренского, февраль 2007 года
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с празднованием в 2007 году 125-летия со дня рождения и 70-летия со дня мученической кончины священника Павла Флоренского
В 2007 году отмечаются две юбилейные даты, связанные с именем священника Павла Флоренского: 125 лет со дня его рождения (22 января 1882 года) и 70 лет со дня его мученической кончины (8 декабря 1937 года).
Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста XX века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он затем обратился к познанию путей Божественного Промысла в материальном мире и в истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования церковных и светских ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество отца Павла имеют общекультурное и общецерковное значение.
Творчество священника Павла Флоренского опровергает известное представление о мнимой несовместимости духа научного исследования, с одной стороны, и христианского миропонимания – с другой. Ложное противопоставление разума и веры, получившее наибольшее развитие в эпоху Просвещения, нанесло немалый ущерб как научному сообществу, так и Церкви, а в итоге – всему человечеству. Убежден, что в XXI столетии диалог веры и науки не только будет успешно развиваться, но и ляжет в основу обновленного, целостного мировоззрения. И вклад нашего выдающегося соотечественника, верного сына Церкви священника Павла Флоренского в формирование такого мировоззрения не может быть забыт.
Сам жизненный путь мыслителя и ученого привел его к необходимости осуществить в себе примирение разума и веры. Окончив физико-математический факультет Московского университета, он уже в юности на своем опыте испытал ограниченность человеческого рассудка, не опирающегося на истины веры, ограниченность личности, живущей вне Церкви, ограниченность культуры, не укорененной в религиозном культе. (О том, что сама этимология слова «культура» свидетельствует о ее происхождении от «культа», богослужения, отец Павел позднее замечательно написал в своей знаменитой работе «Философия культа».)
Именно поэтому богословские и философские сочинения отца Павла, которые в большинстве своем имеют апологетический характер, оказались близки обезверившемуся сознанию русской интеллигенции. Пройдя через муки сомнений и спасенный благодатным призывом Божиим, отец Павел своим долгом считал помочь искушаемым. К этому были направлены вся его жизнь и творчество. «Философия, – писал отец Павел, – высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе».
Окончив после университета еще и Московскую Духовную академию и приняв в 1911 году священный сан, отец Павел вплоть до революции преподавал здесь историю философии, был редактором «Богословского вестника», защитил магистерскую диссертацию, на основе которой была написана книга «Столп и утверждение истины».
Когда после революции начались гонения на веру и Церковь Божию, отец Павел мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России. В 1918 году он вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и тем способствовал ее сохранению от уничтожения. В 1920 году, когда над мощами святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре нависла угроза уничтожения, отец Павел вместе с графом Ю. А. Олсуфьевым по благословению Святейшего Патриарха Тихона скрыли честную главу Преподобного. При открытии Лавры в 1946 году глава Преподобного была возвращена в обитель.
В 1920-е годы отец Павел, продолжая священнослужение и преподавание в различных духовных учреждениях, которые полулегально существовали в Москве, начал работать в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Само появление его там в подряснике, ибо отец Павел никогда не скрывал своей принадлежности к Церкви, было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте» и безграмотности духовенства. Многочисленные изобретения, открытия и провидения отца Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.
Как и тысячи священнослужителей, отец Павел был осужден по ложному обвинению на десять лет и отбывал наказание сначала на Дальнем Востоке, а затем в Соловецком лагере особого назначения. Годы испытаний «в горьких работах и всякой скорби и нужде и обстоянии» явили отца Павла как мужественного исповедника Христова. Дважды по обращению чешского президента Масарика к советскому правительству ему предлагали выехать в Чехию, где он мог воссоединиться со своей семьей. Но отец Павел ответил на это словами Апостола Павла: Будь доволен тем, что есть (Флп. 4, 11). Будучи пастырем добрым и верным, он хотел до конца и во всем разделить судьбу Церкви и народа Божия.
В конце 1937 года отец Павел был конвоирован из Соловецкого лагеря в Ленинград и расстрелян 8 декабря того же года. Место его предполагаемого захоронения – Левашовская пустошь.
Всей своей жизнью и творчеством отец Павел стремился проповедовать Истину Христову. Одаренный от Бога многими талантами, он посвятил себя служению Церкви и свидетельству истинности православной веры. Как богослов и философ он оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей.
Да послужит жизненный подвиг священника Павла Флоренского поучительным примером верного служения Церкви и отечеству, залогом возможности и необходимости добрых отношений между наукой церковной и светской, залогом согласия веры и разума!