Слово к участникам Конференции "300 лет Православия на Камчатке: Миссия Церкви в прошлом и настоящем", 12 апреля 2005 года

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам Конференции «300 лет Православия на Камчатке: Миссия Церкви в прошлом и настоящем»

Уважаемые участники и гости конференции!

Знаменательный юбилей, собравший всех нас в этом зале, побуждает мысленно обратиться к событиям XVIII века, когда началось активное исследование и экономическое освоение окраинных территорий государства Российского, как правило, сопровождавшееся и миссионерской деятельностью среди местного населения.

В 1705 году митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский) - выдающийся миссионер и организатор миссии среди народов Сибири и Дальнего Востока, направил на Камчатку архимандрита Мартиниана для проповеди Евангелия жителям огромного Камчатского полуострова: ительменам, корякам и чукчам. Эта дата и принята как отправная в истории просвещения Камчатки светом Христовой истины.

Следуя чувству христианской любви, архимандрит Мартиниан пожертвовал жизнью ради правды Божией и своей новой паствы, но кровь, пролитая свидетелем Христовой Истины, явилась основанием для дальнейшей проповеди Православной веры.

Другим выдающимся деятелем эпохи освоения Камчатского полуострова был выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии Степан Петрович Крашенинников, участник второй Камчатской экспедиции 1724-1732 гг., оставивший бесценные труды, посвященные географии края, описанию быта и языка местных народов.

В 1745 г. на Камчатку прибыла Духовная миссия из 19 человек во главе с иеромонахом Иоасафом (Хотунцевским). Сам иеромонах Иоасаф был деятельный миссионер. За годы своего служения в Камчатской миссии им было крещено более четырех с половиной тысяч человек из одиннадцати тысяч местных жителей. Но кроме своей непосредственной миссионерской деятельности этот выдающийся представитель нашего духовенства XVIII века вошел в историю края как рачитель образования молодого поколения. Он организовал 20 школ, где учили основам веры и русскому языку, арифметике, русской и мировой культуре. Кроме того, он первый предпринял попытку по проведению переписи населения полуострова.

Вспоминая сегодня подвиги просветителей Камчатки, трудившихся на этом поприще в XVIII – XIX вв., мы вновь и вновь убеждаемся в высоте помыслов, жертвенном характере служения и полной самоотверженности проповедников Христовой истины, воплотивших в своем служении лучшие черты миссионерской традиции Русской Православной Церкви.

И хотя, русский миссионер того времени, действовал часто в условиях враждебного окружения, в атмосфере недоверия и отчужденности, он пользовался лишь одним оружием - глубокой верой во Христа и любовью к людям, которым проповедовал эту веру. Его слово сочеталось с примером жизни, он сознательно избегая путей прямого или косвенного принуждения. Он часто выступал против злоупотреблений, чинимых представителями торговых и промышленных компаний и недобросовестными чиновниками в отношении туземного населения.

Минувший XX век вписал как славные, так и трагические страницы в летопись Православия на Камчатке. В связи с этим сегодня нельзя не вспомнить выдающегося миссионера, иерарха и исповедника, епископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова), проповедовавшего Слово Божие среди ительменов, эвенов, коряков и других жителей Камчатки.

Этот святитель не только обращал ко Христу представителей местных народов, основывал новые приходы для их духовного окормления, но также заботился об улучшении их жизни и быта. Его трудами и заботами была основана первая на Камчатке лечебница для больных проказой.

К 1917 году на Камчатке действовало более пятидесяти православных приходов, существовало Православное Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, почетным председателем которого был царевич Алексей Николаевич, впоследствии страстотерпец.

В годы последовавших за революцией атеистических гонений казалось, что духовная жизнь на Камчатке совершенно прекратилась. Уже к 1923 году здесь было уничтожено более 50 храмов, в дальнейшем богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена.

Началом церковного возрождения на полуострове следует считать 1984 год, когда благодаря усилиям православных жителей Петропавловска Камчатского в городе особым Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР была зарегистрирована Православная община.

Сегодня, на Камчатке возрождается духовная жизнь. С 1994 года существует Петропавловская и Камчатская епархия, в которой ныне действует 42 прихода, 2 монастыря (мужской и женский) и 1 скит.

В школах, интернатах и детских садах повсеместно преподаются Основы православной культуры, почти во всех больницах действуют часовни, крепнут связи Церкви с Вооруженными Силами.

Все это совершается, невзирая на крайне тяжелые условия, в которых живут сегодня жители полуострова. Можно с уверенностью утверждать, что ныне на Камчатке Православной Церкви, трудами ее самоотверженных служителей, удалось объединить наиболее нравственно здоровые силы общества. Все большее число людей начинает осознавать, что вера в Бога, следование Христовым заповедям наполняет жизнь человека новым духовно-нравственным содержанием, делает человека соработником Творцу и помогает преодолевать трудности повседневной жизни.

Сегодня, по прошествии трехсот лет со времени начала просвещения Камчатки, Русская Православная Церковь продолжает свою Миссию, следуя словам Спасителя: «Шедшее научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).

Церковь же именуется в Символе веры "апостольской", что означает не только механическую передачу веры принятой от апостолов, но и постоянную обращенность к нуждам мира, жаждущего услышать живое слово веры. Апостольская проповедь – есть неотъемлемая часть жизни Церкви, наряду с иными служениями, пребывающая в Ней от начала ее исторического бытия. Обращаясь к ученикам и последователям, Господь перед Своим славным Вознесением заповедал им быть свидетелями о нем "даже до края земли" (Деян. 1,8).

Во все времена жизни Церкви никому из христиан не следует забывать об этом божественном призыве или считать себя чуждым апостольского делания. Могут меняться времена, страны и народы, но задача Церкви о проповеди Евангелия всему миру остается неизменной и потому всякий член Тела Христова всегда должен осознавать свою ответственность перед Богом и Церковью за проповедь Истины. Каждый православный христианин должен быть приобщен к этому апостольскому служению заповеданному Христом Своим ученикам. Поэтому полем миссионерского служения могут быть не только отдаленные края земли, но и собственная квартира, завод или институт, воинское подразделение или больничная палата. И совершая свое служение, исполняя тем самым свой христианский долг, современные миссионеры должны помнить, что самым убедительным аргументом является соответствие жизни слову, которое он проповедует.

При этом твердым подспорьем будет укорененность миссионера в традиции отечественной культуры, глубоко православной в своей основе, а также - знание родной истории.

В заключение желаю вам, уважаемые участники конференции, помощи Божией в ваших трудах и поздравляем со славным юбилеем. Пусть Всещедрый Господь одарит всех Вас радостью духовной, душевным миром и стойкостью во всех жизненных испытаниях.

http://www.sedmitza.ru/text/420908.html

Связанные материалы