600-летие со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского - Доклад на торжественном акте, посвященном 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского
Содержание материала
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Доклад на торжественном акте, посвященном 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского
6 октября 1992 года
600 лет назад, на исходе XIV столетия, в подмосковной Троицкой обители на Маковце мирно почил о Господе ее основатель и игумен - Преподобный Сергий Радонежский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в отечественную историю как созидатель национального и государственного единства Русской земли.
Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.
Святой Сергий велик для всех. Подвиг его всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории. В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно историческим подвигом ни поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры. Имя Преподобного Сергия способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших народов в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.
Человек, умолкший шесть веков назад, ушел в иной, небесный мир как величайшая слава России. В лице Преподобного Сергия наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной державы.
Движимые глубокой верой в небесное предстательство и заступничество Преподобного Сергия, преклоняясь перед высотой его духовного подвига и патриотического служения, мы, его соотечественники и наследники, считаем своим долгом, своей священной обязанностью почтить 600-летний юбилей его честного преставления, уяснить исполинское величие и значение его дела, засвидетельствовать о нем, как о национальном символе нашего возрождения, нашего нравственного и духовного обновления и нашей державной, Богом ниспосланной исторической судьбы.
Шесть веков прошло с тех пор, как угасла земная жизнь этого великого и тихого старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляются от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его судьбоносная для наших народов святость.
От таинственных созерцаний и откровений до государственной и политической жизни - огромный шаг. Но святой Сергий сделал его. Посланный России духовный гений, Преподобный Сергий обладал необычайней притягательностью своей натуры, глубокой внутренней преображенностью всего облика и тем широким горизонтом творческого универсализма, который позволял ему успешно служить духовному возрождению нации на всех ступенях своего христианского и монашеского делания. Единственный по глубине прозрения, по высоте созерцания, по святости подвига и царственной свободе духа, Преподобный Сергий был дан России для того, чтобы стать благодатным светочем не только всей народной жизни XIV века, но и в чреде последующих столетий.
Высоким умом и чистым сердцем Преподобный Сергий созерцал Бога. И в Боге он видел каждого приходившего к нему человека.
Он созерцал свой народ пред лицом Божиим, созерцал его душу, его талант, его историю. Созерцание было его предстоянием перед Богом, его молитвой, его пламенным желанием служить народу. И он служил ему, его утешению, ободрению, возвышению. Он молился о своем народе, чтобы в замысле Божием народ остался на высоте своего призвания, верным в принятии даров Божественной благодати.
В ясном и чистом воззрении на мир таятся те скрытые духовные силы, которые в их исторически единственном сочетании могут быть присущи лишь исключительным, гениальным личностям. Печать неотмирности, святости сияет в облике Преподобного Сергия через неоспоримый в своей подлинности бытовой и исторический реализм.
Преподобному Сергию присуще классическое чувство меры во всем. Мы не видим в нем ни выражения суровой аскезы, ни добровольного юродства, ни подвига христианского исповедничества - в нем ярко выражена безответная кротость. Он - созерцатель и деятель, и вместе с тем пророк и учитель своего народа. Ему дана сила ясного, глубокого и проникновенного ума и справедливого суждения. На современников он производил впечатление удивительно тонким по своему благородству и изяществу выражением простоты, глубокой искренности и того светлого, одухотворенного благодушия, которое без слов говорило о его внутренней духовной преображенности.
Сияние святости Преподобного Сергия неотделимо от его добродетели, его нравственной доблести, так высоко ценившейся его современниками. Как духовно преображенная личность, Преподобный Сергий имел молитву и нравственную доблесть глубинным содержанием своего скрытого от мира духовного творчества, и этим даром служил спасению Русской земли. Своим подвигом он явил миру истинную жизнь в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее проявлений. Невозмутимая соразмерность всех сторон внутренней жизни Преподобного Сергия отразилась в его внешнем облике как естественное и чистое ее оформление, как высшее претворение плоти духом. Идеальный внутренний мир Преподобного Сергия раскрылся в его лике как неподражаемое в своей уникальности благообразие, как канонический принцип безмолвной выразительности и завершенности образа, как оттиск на нетленной плащанице народной памяти.
Вместе с тем Преподобный Сергий обладал наиболее привлекательными чертами национального русского характера. Он говорил на языке Московской Руси XIV века, и собеседниками его были образованнейшие люди того времени - святители Алексий и Киприан. Священный язык молитвы и язык живого общения с народом, запечатленный в житии Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, передает ту атмосферу филологической культуры Московской Руси, к которой Преподобный Сергий как духовный вождь своей эпохи и своего народа был глубоко и всесторонне причастен.
В стихии языка народа сокрыта вся возможная глубина его умозрения, отличительного для характера нации, и вся полнота особенностей проявляющейся в народе святости.
Благоговейно почитаемый всем народом, Преподобный Сергий был обращен к нему своей всеприемлющей душой. Его призвание состояло в том, чтобы принять душу ближнего во всей ее глубине, во всех ее веками сформировавшихся особенностях и помочь каждому человеку преодолеть падение и соблазн. Своей святой и высокой жизнью он совершал в умах и сердцах своих современников глубокую нравственную и мировоззренческую перемену, которую в народе называли чудом. Это и было чудо. Совершалось духовное возрождение народа, творилось нравственное преображение Руси, подготовившее собой в последующие века культурное и государственное возвышение его земного Отечества.
Преподобный Сергий любил свою Родину и верил в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни Преподобный Сергий освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, Преподобный вдохнул в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В его лице народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил.
Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в "отечестве" Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир.
Служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был им внесен в отношения Церкви и государства.
В лице Преподобного Сергия Церковь благословляет и молится, в лице святого князя Димитрия государство ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Историческим апофеозом попечения Преподобного Сергия о своей Отчизне, его высоким нравственным символом явилось благословение благоверного князя Димитрия на Куликовскую битву. Наше воображение вызывает из памяти центральный момент этой торжественной и величественной картины, запечатленной художником А. Н. Новоскольцевым: князь Димитрий впереди своей дружины, в воинских доспехах, сняв золоченый шлем, стоит на коленях перед святым Сергием, который в молитвенной устремленности к небесам окропляет его главу освященной водой и осеняет святым крестом. Благословив объединенное войско, Преподобный Сергий выразил свое отношение к армии, призванной защищать жизнь, свободу и честь народа.
В последующие века отечественной истории армия была школой патриотической верности, долга, дисциплины и стойкости. Все народы России - народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила.
Современники дорожили благословением и молитвами Преподобного Сергия. Боясь потерять великого светильника и благочестивого заступника, благоговейно относились ко всем событиям его жизни. Известия о его предсмертной болезни и праведной кончине были отмечены во всех летописях. Но праведники живут вовеки (Прем. 5, 15).
Небесная помощь Преподобного Сергия спасала и ободряла нашу страну в самые суровые годы исторических испытаний и потрясений. В страшные годы смуты XVII века он явил поддержку и утешение героическим защитникам основанной им обители - Троицкой Лавры. В Нижнем Новгороде он сам трижды явился гражданину Косме Минину и повелел собирать казну для снаряжения войска, чтобы идти на освобождение Москвы от врагов. Он явился архиепископу Елассонскому Арсению, захваченному в плен поляками, со словами радостного утешения: "Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".
Преподобный Сергий и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами. Известно, что икона явления Божией Матери Преподобному Сергию, написанная на доске от его гроба, сопутствовала российским царям и императорам в их военных походах. Печать благодатного влияния Преподобного Сергия, его небесного предстательства и заступничества легла на все важнейшие события в судьбах нашего Отечества.
Россия издревле была соединяющим началом между Востоком и Западом, что соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других, населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.
Святой Сергий Радонежский был выразителем и вдохновителем нашей исторической жизнеспособности, воплотившейся в собирании духовных, нравственных и многонациональных сил. Величие нравственного духа народа, просвещенного светом Евангелия, носит промыслительный характер, полнее всего осуществившийся в деяниях святых избранников Божиих. В святых мы чтим и небесных покровителей нашего Отечества. В них мы ищем откровение нашего собственного пути.
Путь творческого обновления, указанный Преподобным Сергием, создал на плодоносной российской почве великие идеалы и немеркнущие духовные ценности. Была взращена величественная в своем достоинстве, тонкая по своему изяществу и одухотворенная по своему содержанию культура России, ее великая иконопись, великая живопись, великая литература и великая религиозная мысль.
Преподобный Сергий основал Свято-Троицкий монастырь и воспитал множество учеников, продолживших его дело во всех концах Руси, в многочисленных обителях, служивших нравственной опорой народа и заложивших фундамент просветительного служения Церкви среди нехристианских народов в нашем Отечестве и за его пределами.
Влияние Преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Художественная культура Московской Руси явилась во многих отношениях вершиной современной восточно-христианской культуры. В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом святой православной веры.
Крушение России в революции последовало и потому, что многие соотечественники, наследники богатых заветов святого Сергия, утратили Бога в сердцах и делах, погасили в себе огонь, растеряли искры святости и добра и разрушили нравственные основы своей жизни.
В сознании общества было искажено должное отношение к национальному вопросу, и в итоге народы, веками объединенные в Российском государстве, были доведены до глубокого взаимного недоверия и стихийной вражды.
Путь к возрождению России лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности. Эти народы самим ходом исторического развития призваны вместе трудиться ради общего блага. Они строили Россию в прошлом. Они призваны строить ее и в настоящем, и в будущем. От прежних исторических корней должна явиться новая Россия с новым политическим и культурным строительством, с новым, одухотворенным пониманием человека.
Традиционный для России принцип приоритета духовных ценностей должен быть сохранен и освящен как важная основа в этом ее грядущем развитии. Россия должна спасаться творчеством и обновляться религиозной верой. Народ еще не погиб, если он соотносит свою судьбу с объединяющим его нравственным идеалом, воплощением которого в нашей отечественной истории являются Преподобный Сергий и весь великий сонм российский святых - с древнейших прославленных имен до имен нашего века, до самых скромных, неизвестных и неприметных, но высоких и ценных перед Богом исполнителей Его вечных Божественных заповедей.
Созидать способна только любовь - та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству Преподобный Сергий Радонежский. Вдохновляясь исторически явленным нам высоким идеалом, все мы в условиях переживаемого нами момента должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу, и тем самым служить Божиему делу, исполнению Божественного замысла в мире и в истории. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божиим.
В наше время, время раздоров, ожесточения и разорения, мы должны помнить о благодатных заветах Преподобного Сергия и вступить на утерянную нами стезю духовного и нравственного совершенствования. В новом созидании, в духовном подвиге и нравственном очищении должно совершиться возрождение наших народов. Оно должно произойти в умах и сердцах наших соотечественников, в их мировоззрении, в их творчестве. Народу - наследнику великого служителя Святой Троицы не суждено быть отверженным от своего высокого предназначения.
Русская Православная Церковь свято чтит память Преподобного Сергия и обращается к нему как к теплому молитвеннику, благостному заступнику и помощнику. И все, что молчаливо продумано и перечувствовано перед его святым гробом за истекшие 600 лет миллионами умов и сердец, составляет неписаную летопись нашей народной жизни, полную глубокого содержания и великого нравственного значения.
Личность Преподобного Сергия является символом великого перелома в культурной и политической жизни Руси, ее исторического пути. Его заслуги перед Отечеством останутся в памяти народной вне пределов забвения на безграничном горизонте истории. Примером своей высокой и святой жизни он помог нашему народу преодолеть национальное унижение, дал нам обетование, залог и удостоверение нашей исторической жизнеспособности и величия. Дал возможность, право и основание верить в призвание и творческую силу нашей Родины и благословлять ее на всех ступенях ее исторического бытия.
Взирая на образ и на служение Преподобного Сергия, обращая к нему наши молитвы и воздыхания, мы, в сознании нашей общей причастности к делу Божиему, призваны преодолеть нашу немощь и недостоинство. Тогда снова, как в эпоху Преподобного Сергия, наш народ соберет все свои силы и явит миру свой лик, красоту и мощь своего духовного, культурного и творческого призвания. Ибо другого, более высокого и достойного служения в истории земному человечеству не дано.