600-летие со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского

Содержание материала

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на акте передачи музеем Троице-Сергиевой Лавры личных вещей Преподобного Сергия

11 января 1993 года

Мы воспринимаем возвращение тех предметов, с которыми соприкасался Преподобный Сергий Радонежский (две келейные иконы, крест-мощевик, которым благословил Преподобного Константинопольский Патриарх Филофей, и две фелони), как акт справедливости. Все то, что связано с жизнью и жизненным подвигом Преподобного Сергия Радонежского не только нам, верующим людям, бесценно дорого, но дорого всем россиянам.

И сегодняшнее событие мы рассматриваем как завершение, как последний знаменательный аккорд всероссийского празднования 600-летия со дня преставления великого подвижника, молитвенника земли Русской.

Знаменательно, что 600-летие со дня преставления Преподобного проходит в наши дни, в дни, когда идет становление обновленной России, но в то же время в дни, когда мы наблюдаем и рознь среди людей, противостояние, нетерпимость и озлобленность. Пример Преподобного Сергия Радонежского напоминает нам о необходимости преодолевать рознь мира сего, потому что в единении - сила, в согласии - будущее нашего Отечества.

Иногда раздаются голоса, что Церковь не сможет сохранить то, что ей передается. Я думаю, что в будущем мы должны в согласии строить наши отношения с Министерством культуры, со всеми музеями нашей страны, потому что у нас общая задача - сохранять духовное и культурное наследие. Надеемся, что постепенно святыни будут возвращаться в Церковь, где мы их будем бережно сохранять. Надеемся, что в ближайшее время будет выполнен указ Президента о поэтапном возращении помещений, которые ныне занимает музей. Особенно для нас сейчас необходим больничный корпус и храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, куда должна быть возвращена и икона преподобных Зосимы и Савватия.

Поздравляю вас также с праздниками Рождества Христова и наступившим Новым годом. Будем молиться за Отечество, за Святую Церковь нашу, за обитель сию, за всех, которые приходят сюда для духовного укрепления, чтобы благодать Господня через эти намоленные Преподобным Сергием святыни укрепляла бы и нас в подвиге жизненном, в доброделании, в умножении добра, мира, правды и любви Божией.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy421.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на освящении закладного камня памятного знака Преподобному Сергию у стен Троице-Сергиевой Лавры

11 октября 1992 года

Сегодня завершаются в Троице-Сергиевой Лавре торжества, посвященные 600-летию со дня преставления Преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского, печальника, молитвенника и заступника земли Русской. После Божественной литургии крестным ходом мы пришли сюда, чтобы освятить место закладки будущего памятника великому сыну Руси, Преподобному Сергию Радонежскому, человеку, который многое сделал для государства Российского, для его объединения, для преодоления распрей удельных княжеств, для духовного и нравственного просвещения нашего народа.

На конкурсной основе будет создан памятник великому подвижнику, патриоту и гражданину земли нашей. Соборным разумом мы будем обсуждать проекты памятника, в который должна быть вложена любовь народная к Преподобному Сергию, его всенародное почитание.

Его имя пытались изгладить из истории. Закрыта, поругана и осквернена была Троице-Сергиева обитель, столько сделавшая для Отечества нашего и защиты его священных рубежей. По милости Божией пройденный народами нашей земли исторический путь возвращается в наше сознание, в нашу память. Возвращаются и дорогие нашему сердцу имена подвижников и патриотов нашей земли. Мы верим, что молитвы Преподобного Сергия будут укреплять руководителей нашей страны, "всех иже во властех суть" на благо России. И молитвенным предстательством Преподобного Сергия Радонежского мы будем строить новую жизнь, основанную на исторической правде, на духовности и нравственности. Памятник Преподобному Сергию Радонежскому, который встанет на этом месте, будет не только напоминать нам о святом великом подвижнике земли нашей, его подвиге служения Богу, своему Отечеству, своему народу, но он должен вдохновлять нас, последователей и преемников Преподобного, продолжать его служение. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy420.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Покровском Хотьковском монастыре

9 октября 1992 года

В связи с 600-летием со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, учитывая местное почитание родителей Преподобного Сергия Радонежского, причислил их к лику святых.

Заповедь Божия говорит: почитай отца твоего и матерь твою... чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было... на земле (Втор. 5, 16). И мы почитаем родителей Преподобного Сергия, приняв это почитание от него, равно как должны почитать и своих родителей, которые дали нам жизнь, которые отдали нам свою любовь, воспитали нас и молятся за нас. Мы верим, что родители Преподобного Сергия Радонежского, давшие миру великого подвижника земли Русской, подарившие ему свою любовь, веру, надежду на Бога, вложившие в его сердце самые светлые христианские идеалы, в обителях небесных молятся за всех, кто прибегает к молитвенному предстательству святого Сергия и его родителей, преподобных Кирилла и Марии. <...>

Сегодня нам необходимо единство, необходимо единомыслие для решения тех сложных задач, которые стоят перед страной и народами нашего Отечества. Пример Преподобного Сергия Радонежского должен вдохновлять нас на служение единству земли нашей и преодоление розни века сего.

Дай Бог, чтобы Покровский монастырь, в котором были погребены родители Преподобного Сергия Радонежского, вновь стал местом паломничества, чтобы паломники, притекающие в обитель Сергиеву, приходили поклониться и его родителям, местночтимым в этой обители и этом граде.

Дай Бог, чтобы обитель, которая возрождена в этот знаменательный юбилейный год празднования 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского, служила бы духовному, нравственному просвещению и возрождению нашего народа, чтобы насельницы обители гармонично сочетали молитву и труд служения ближним. Как в обитель Сергиеву из разных городов и весей приходят благочестивые паломники, чтобы поклониться игумену земли Русской, попросить его молитвенного предстательства, так и в эту обитель, к родителям Преподобного, будут приходить люди Божии, прося у преподобных Кирилла и Марии укрепления любви Христовой, помощи на своем жизненном пути.

От души желаю всем вам, а наипаче настоятельнице и насельницам обители помощи Божией, здоровья, сил, мужества преодолевать трудности, ибо с каждого из нас строго спросит история и Сам Господь Бог, какой вклад мы внесли в единство, процветание и в будущее Отечества нашего, Церкви нашей и нашего народа.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy419.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления в Троице-Сергиевой Лавре

8 октября 1992 года

Поистине вся Полнота Русской Православной Церкви представлена ныне в Троице-Сергиевой Лавре: епископат и клир, посланцы монастырей и духовных школ, паломники из многих епархий. Нашу радость разделяют и представители Поместных Православных Церквей, и иных христианских Церквей и исповеданий, представители государственной власти, культуры, науки, общественности. И все мы едиными устами и единым сердцем прославляем ныне Ангела-хранителя нашей Родины, светильника многоцветного земли Российской.

Мы вновь стали свидетелями излияния горячей любви нашего народа, усердной молитвы к Преподобному, предстательствующему за свое земное Отечество перед Престолом Божиим. От всего сердца возносим похвалу и благодарение Всемилостивому Господу за благодать и духовную радость, ниспосланную нам сегодня.

Настоящее торжество в Лавре Преподобного Сергия не только озаряет наши души благодатной духовной радостью, но и многому научает нас: всем верным чадам Русской Православной Церкви, наипаче монашествующим, Преподобный Сергий дает своей жизнью верный пример стремления к духовному совершенству. "Братия, прежде всего имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную",- этот совет Преподобного своим ученикам является советом и для всех нас, для всех поколений православных людей. Пример всей жизни Преподобного научает нас укрепляться верой, не терять надежды, и, преодолевая соблазны вражды и разделения, стремиться к единению в мире и любви. <...>

Мы благодарны музейным работникам, работникам министерства культуры, которые в тяжелейшие для нашего Отечества и Церкви годы по крупицам сохранили то, что разрушалось и уничтожалось.

Но и они должны понять, что изменились времена, и нужно работать вместе. Мы не просим чужого, но хотим, чтобы святыням нашей земли мы могли поклоняться и молиться перед ними, а не рассматривать их только как музейный экспонат.

Посещая в эти праздничные дни Третьяковскую галерею, я говорил с директором музея о храме Святителя Николая, который находится на территории галереи и который восстанавливается на ее средства. Туда должны быть перенесены святыни, дабы люди Божии могли возжигать перед Владимирской иконой Божией Матери и перед Рублевской "Троицей" свечи и возносить молитвы. На базе этого храма, который окружен зданиями Третьяковской галереи, можно создать хороший пример сотрудничества государственных учреждений и Церкви, сделать святыни земли нашей доступными для молитвы верующих. Вместе с тем, в свободное от богослужений время, эти шедевры могли бы созерцать и те, кто имеет желание посмотреть на наше историческое наследие.

Я сердечно благодарю Синодальную комиссию по подготовке празднования 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского, которую возглавлял на последнем и трудном этапе Владыка Ювеналий, установивший доброе сотрудничество с Российской Академией наук и с Министерством культуры. Я сердечно благодарю всех вас за участие в торжествах. Желаю всем вам, возлюбленные и дорогие наши гости, участники юбилейных торжеств, мужества, здоровья, крепости сил, помощи Божией в вашем служении.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy418.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Доклад на торжественном акте, посвященном 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского

6 октября 1992 года

600 лет назад, на исходе XIV столетия, в подмосковной Троицкой обители на Маковце мирно почил о Господе ее основатель и игумен - Преподобный Сергий Радонежский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в отечественную историю как созидатель национального и государственного единства Русской земли.

Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.

Святой Сергий велик для всех. Подвиг его всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории. В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно историческим подвигом ни поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры. Имя Преподобного Сергия способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших народов в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.

Человек, умолкший шесть веков назад, ушел в иной, небесный мир как величайшая слава России. В лице Преподобного Сергия наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной державы.

Движимые глубокой верой в небесное предстательство и заступничество Преподобного Сергия, преклоняясь перед высотой его духовного подвига и патриотического служения, мы, его соотечественники и наследники, считаем своим долгом, своей священной обязанностью почтить 600-летний юбилей его честного преставления, уяснить исполинское величие и значение его дела, засвидетельствовать о нем, как о национальном символе нашего возрождения, нашего нравственного и духовного обновления и нашей державной, Богом ниспосланной исторической судьбы.

Шесть веков прошло с тех пор, как угасла земная жизнь этого великого и тихого старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляются от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его судьбоносная для наших народов святость.

От таинственных созерцаний и откровений до государственной и политической жизни - огромный шаг. Но святой Сергий сделал его. Посланный России духовный гений, Преподобный Сергий обладал необычайней притягательностью своей натуры, глубокой внутренней преображенностью всего облика и тем широким горизонтом творческого универсализма, который позволял ему успешно служить духовному возрождению нации на всех ступенях своего христианского и монашеского делания. Единственный по глубине прозрения, по высоте созерцания, по святости подвига и царственной свободе духа, Преподобный Сергий был дан России для того, чтобы стать благодатным светочем не только всей народной жизни XIV века, но и в чреде последующих столетий.

Высоким умом и чистым сердцем Преподобный Сергий созерцал Бога. И в Боге он видел каждого приходившего к нему человека.

Он созерцал свой народ пред лицом Божиим, созерцал его душу, его талант, его историю. Созерцание было его предстоянием перед Богом, его молитвой, его пламенным желанием служить народу. И он служил ему, его утешению, ободрению, возвышению. Он молился о своем народе, чтобы в замысле Божием народ остался на высоте своего призвания, верным в принятии даров Божественной благодати.

В ясном и чистом воззрении на мир таятся те скрытые духовные силы, которые в их исторически единственном сочетании могут быть присущи лишь исключительным, гениальным личностям. Печать неотмирности, святости сияет в облике Преподобного Сергия через неоспоримый в своей подлинности бытовой и исторический реализм.

Преподобному Сергию присуще классическое чувство меры во всем. Мы не видим в нем ни выражения суровой аскезы, ни добровольного юродства, ни подвига христианского исповедничества - в нем ярко выражена безответная кротость. Он - созерцатель и деятель, и вместе с тем пророк и учитель своего народа. Ему дана сила ясного, глубокого и проникновенного ума и справедливого суждения. На современников он производил впечатление удивительно тонким по своему благородству и изяществу выражением простоты, глубокой искренности и того светлого, одухотворенного благодушия, которое без слов говорило о его внутренней духовной преображенности.

Сияние святости Преподобного Сергия неотделимо от его добродетели, его нравственной доблести, так высоко ценившейся его современниками. Как духовно преображенная личность, Преподобный Сергий имел молитву и нравственную доблесть глубинным содержанием своего скрытого от мира духовного творчества, и этим даром служил спасению Русской земли. Своим подвигом он явил миру истинную жизнь в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее проявлений. Невозмутимая соразмерность всех сторон внутренней жизни Преподобного Сергия отразилась в его внешнем облике как естественное и чистое ее оформление, как высшее претворение плоти духом. Идеальный внутренний мир Преподобного Сергия раскрылся в его лике как неподражаемое в своей уникальности благообразие, как канонический принцип безмолвной выразительности и завершенности образа, как оттиск на нетленной плащанице народной памяти.

Вместе с тем Преподобный Сергий обладал наиболее привлекательными чертами национального русского характера. Он говорил на языке Московской Руси XIV века, и собеседниками его были образованнейшие люди того времени - святители Алексий и Киприан. Священный язык молитвы и язык живого общения с народом, запечатленный в житии Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, передает ту атмосферу филологической культуры Московской Руси, к которой Преподобный Сергий как духовный вождь своей эпохи и своего народа был глубоко и всесторонне причастен.

В стихии языка народа сокрыта вся возможная глубина его умозрения, отличительного для характера нации, и вся полнота особенностей проявляющейся в народе святости.

Благоговейно почитаемый всем народом, Преподобный Сергий был обращен к нему своей всеприемлющей душой. Его призвание состояло в том, чтобы принять душу ближнего во всей ее глубине, во всех ее веками сформировавшихся особенностях и помочь каждому человеку преодолеть падение и соблазн. Своей святой и высокой жизнью он совершал в умах и сердцах своих современников глубокую нравственную и мировоззренческую перемену, которую в народе называли чудом. Это и было чудо. Совершалось духовное возрождение народа, творилось нравственное преображение Руси, подготовившее собой в последующие века культурное и государственное возвышение его земного Отечества.

Преподобный Сергий любил свою Родину и верил в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни Преподобный Сергий освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, Преподобный вдохнул в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В его лице народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил.

Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в "отечестве" Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир.

Служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был им внесен в отношения Церкви и государства.

В лице Преподобного Сергия Церковь благословляет и молится, в лице святого князя Димитрия государство ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Историческим апофеозом попечения Преподобного Сергия о своей Отчизне, его высоким нравственным символом явилось благословение благоверного князя Димитрия на Куликовскую битву. Наше воображение вызывает из памяти центральный момент этой торжественной и величественной картины, запечатленной художником А. Н. Новоскольцевым: князь Димитрий впереди своей дружины, в воинских доспехах, сняв золоченый шлем, стоит на коленях перед святым Сергием, который в молитвенной устремленности к небесам окропляет его главу освященной водой и осеняет святым крестом. Благословив объединенное войско, Преподобный Сергий выразил свое отношение к армии, призванной защищать жизнь, свободу и честь народа.

В последующие века отечественной истории армия была школой патриотической верности, долга, дисциплины и стойкости. Все народы России - народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила.

Современники дорожили благословением и молитвами Преподобного Сергия. Боясь потерять великого светильника и благочестивого заступника, благоговейно относились ко всем событиям его жизни. Известия о его предсмертной болезни и праведной кончине были отмечены во всех летописях. Но праведники живут вовеки (Прем. 5, 15).

Небесная помощь Преподобного Сергия спасала и ободряла нашу страну в самые суровые годы исторических испытаний и потрясений. В страшные годы смуты XVII века он явил поддержку и утешение героическим защитникам основанной им обители - Троицкой Лавры. В Нижнем Новгороде он сам трижды явился гражданину Косме Минину и повелел собирать казну для снаряжения войска, чтобы идти на освобождение Москвы от врагов. Он явился архиепископу Елассонскому Арсению, захваченному в плен поляками, со словами радостного утешения: "Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Преподобный Сергий и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами. Известно, что икона явления Божией Матери Преподобному Сергию, написанная на доске от его гроба, сопутствовала российским царям и императорам в их военных походах. Печать благодатного влияния Преподобного Сергия, его небесного предстательства и заступничества легла на все важнейшие события в судьбах нашего Отечества.

Россия издревле была соединяющим началом между Востоком и Западом, что соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других, населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.

Святой Сергий Радонежский был выразителем и вдохновителем нашей исторической жизнеспособности, воплотившейся в собирании духовных, нравственных и многонациональных сил. Величие нравственного духа народа, просвещенного светом Евангелия, носит промыслительный характер, полнее всего осуществившийся в деяниях святых избранников Божиих. В святых мы чтим и небесных покровителей нашего Отечества. В них мы ищем откровение нашего собственного пути.

Путь творческого обновления, указанный Преподобным Сергием, создал на плодоносной российской почве великие идеалы и немеркнущие духовные ценности. Была взращена величественная в своем достоинстве, тонкая по своему изяществу и одухотворенная по своему содержанию культура России, ее великая иконопись, великая живопись, великая литература и великая религиозная мысль.

Преподобный Сергий основал Свято-Троицкий монастырь и воспитал множество учеников, продолживших его дело во всех концах Руси, в многочисленных обителях, служивших нравственной опорой народа и заложивших фундамент просветительного служения Церкви среди нехристианских народов в нашем Отечестве и за его пределами.

Влияние Преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Художественная культура Московской Руси явилась во многих отношениях вершиной современной восточно-христианской культуры. В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом святой православной веры.

Крушение России в революции последовало и потому, что многие соотечественники, наследники богатых заветов святого Сергия, утратили Бога в сердцах и делах, погасили в себе огонь, растеряли искры святости и добра и разрушили нравственные основы своей жизни.

В сознании общества было искажено должное отношение к национальному вопросу, и в итоге народы, веками объединенные в Российском государстве, были доведены до глубокого взаимного недоверия и стихийной вражды.

Путь к возрождению России лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности. Эти народы самим ходом исторического развития призваны вместе трудиться ради общего блага. Они строили Россию в прошлом. Они призваны строить ее и в настоящем, и в будущем. От прежних исторических корней должна явиться новая Россия с новым политическим и культурным строительством, с новым, одухотворенным пониманием человека.

Традиционный для России принцип приоритета духовных ценностей должен быть сохранен и освящен как важная основа в этом ее грядущем развитии. Россия должна спасаться творчеством и обновляться религиозной верой. Народ еще не погиб, если он соотносит свою судьбу с объединяющим его нравственным идеалом, воплощением которого в нашей отечественной истории являются Преподобный Сергий и весь великий сонм российский святых - с древнейших прославленных имен до имен нашего века, до самых скромных, неизвестных и неприметных, но высоких и ценных перед Богом исполнителей Его вечных Божественных заповедей.

Созидать способна только любовь - та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству Преподобный Сергий Радонежский. Вдохновляясь исторически явленным нам высоким идеалом, все мы в условиях переживаемого нами момента должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу, и тем самым служить Божиему делу, исполнению Божественного замысла в мире и в истории. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божиим.

В наше время, время раздоров, ожесточения и разорения, мы должны помнить о благодатных заветах Преподобного Сергия и вступить на утерянную нами стезю духовного и нравственного совершенствования. В новом созидании, в духовном подвиге и нравственном очищении должно совершиться возрождение наших народов. Оно должно произойти в умах и сердцах наших соотечественников, в их мировоззрении, в их творчестве. Народу - наследнику великого служителя Святой Троицы не суждено быть отверженным от своего высокого предназначения.

Русская Православная Церковь свято чтит память Преподобного Сергия и обращается к нему как к теплому молитвеннику, благостному заступнику и помощнику. И все, что молчаливо продумано и перечувствовано перед его святым гробом за истекшие 600 лет миллионами умов и сердец, составляет неписаную летопись нашей народной жизни, полную глубокого содержания и великого нравственного значения.

Личность Преподобного Сергия является символом великого перелома в культурной и политической жизни Руси, ее исторического пути. Его заслуги перед Отечеством останутся в памяти народной вне пределов забвения на безграничном горизонте истории. Примером своей высокой и святой жизни он помог нашему народу преодолеть национальное унижение, дал нам обетование, залог и удостоверение нашей исторической жизнеспособности и величия. Дал возможность, право и основание верить в призвание и творческую силу нашей Родины и благословлять ее на всех ступенях ее исторического бытия.

Взирая на образ и на служение Преподобного Сергия, обращая к нему наши молитвы и воздыхания, мы, в сознании нашей общей причастности к делу Божиему, призваны преодолеть нашу немощь и недостоинство. Тогда снова, как в эпоху Преподобного Сергия, наш народ соберет все свои силы и явит миру свой лик, красоту и мощь своего духовного, культурного и творческого призвания. Ибо другого, более высокого и достойного служения в истории земному человечеству не дано.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy416.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на государственном приеме

6 октября 1992 года

Позвольте сердечно поблагодарить Вас, глубокоуважаемый Борис Николаевич, за теплый прием, за слова приветствия, за достойную оценку личности Преподобного и богоносного отца нашего Сергия и значения его для нашего времени. Мне радостно сегодня быть вместе с вами, ибо мы, люди и верующие, и нерелигиозные, представители и Церкви и государства, мира политики, науки, культуры, искусства вместе собрались, чтобы почтить память игумена земли Русской - Преподобного Сергия Радонежского.

Особую радость доставляет мне то, что эти слова я произношу в Московском Кремле - историческом центре многонациональной Русской Православной Церкви, месте, где находятся многие святыни, месте, видевшем бесчисленных подвижников благочестия, среди которых был и Преподобный Сергий. И отсюда, из этого великого и святого места, мне хочется обратить свой голос к россиянам, ко всем людям, сознающим духовное родство с христианской традицией Руси.

Каждому из нас с детства знакомо имя Преподобного Сергия. Но в эти дни, торжественно отмечая 600-летие его преставления, мы думаем о нем с особым чувством. Сегодня память о Радонежском подвижнике воскресает во всей полноте. Воскресает не только как историческое воспоминание, но как пламенный призыв, обращенный к нашей совести.

Преподобный Сергий жил в трудные годы. Разобщенность народа, упадок его нравственных сил, междоусобные распри мешали возрождению нации. Личность Преподобного, его служение духовному единству Православной Руси, его стремление обновить русскую душу глубоко проникли не только в жизнь его современников, но и в жизнь следующих поколений, и во многом определили становление нравственного характера нашего народа.

Мы, церковные люди, убеждены, что именно Преподобный Сергий при жизни своей молитвами и трудами дал народу необходимую силу для выхода из национального кризиса. Мы веруем, что и сегодня, пребывая в обителях Небесного Отца, он усердно предстательствует за свой народ, за свое земное Отечество.

"Преподобный Сергий,- читаем мы у митрополита Московского Филарета (Дроздова) - прилежно поработал Господу Богу во время свое и принял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка оного неистощимо уделяет всякому, истинно нуждающемуся и непритворно просящему".

Мы должны быть достойны памяти Преподобного. В нынешние непростые времена нам необходимо следовать его примеру жертвенного служения ближним, чтобы Отечество не потонуло в волнах вражды и беззакония.

Путь наш не будет легким - разрушать просто, строить же куда тяжелее. Каждому нужно стать подобным библейскому Елеазару, предавшему себя, чтобы спасти народ свой (1 Мак. 6, 44). "Творя память Преподобного Сергия,- писал В. О. Ключевский,- мы проверяем себя самих, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, наполняя произведенные в нем траты".

Духовное собирание российского общества, которое совершил в XIV веке Преподобный Сергий, сегодня надо совершать нам. Суть его не в создании государственных структур или политических партий, но в том, чтобы всем нам протянуть друг другу руки и действенно отвергнуть греховную разобщенность.

Любовь нелицемерная, заповеданная Преподобным Сергием, очень нужна нам сегодня. Любовь друг ко другу, ко всем людям независимо от их национальности, взглядов, положения в обществе.

Мои слова могут показаться наивными: сейчас, когда освобождение и обновление общества сдерживаются множеством конфликтов, люди нечасто думают о любви к ближнему. Но никакие преобразования не будут успешны, если не будет преображения души, если мы не обновимся духовно, как обновились наши предки, ведомые Преподобным Сергием.

Наша Родина шаг за шагом идет к нормальному для цивилизованной страны укладу жизни. Она очищается от лжи, от довлеющих над личностью узкополитических и узконациональных амбиций. Однако многие люди не желают излечиваться от недуга: они не привыкли быть здоровыми. Можно много раз публично отказаться от прошлых ошибок, можно бесконечно говорить хорошие слова, но если в глубине сердец мы потеряем надежду, которую святой Иоанн Златоуст называл цепью, связывающей нас с Небом, если не станем хоть немного лучше - недоброе наследие прошлого снова даст о себе знать.

Ныне время каждому задуматься: правильно ли я живу, правильно ли я поступаю? И время сделать выбор в пользу добра, мира, правды, любви, созидания. Если мы сделаем такой выбор, если последуем примеру Преподобного Сергия - оживут глубинные духовные силы наших народов и встанут они в полный рост, преображая свою родную землю.

Русская Православная Церковь, неразрывно связанная с прошлым, настоящим и будущим многих наших народов будет и в дальнейшем продолжать свое усердное служение их благу и возрождению.

Да неотступно пребывает Господь с нашими народами, да дарует им благоденствие и процветание! Да благословит Он власти, воинство, всех, кто трудится на народное благо! Да обновит Он сердца наши, научая нас преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11)!

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy417.htm


 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из вступительного слова на открытии международной научной конференции "Сергий Радонежский и традиции русской духовности"

2 октября 1992 года

Здесь, несомненно, прозвучит много интересных докладов, посвященных различным аспектам влияния Преподобного Сергия на духовную жизнь, историю, искусство. Я же хотел поделиться с вами лишь некоторыми мыслями о том, какие существенные черты православной духовности нашли свое воплощение в жизни Преподобного Сергия, благодаря чему он стал, по слову священника Павла Флоренского, Ангелом-хранителем России. Православие, по определению преподобного Максима Исповедника, есть истинное знание мира видимого и невидимого. Значит, это не просто система вероучительных истин, не просто культ, не просто традиции, а прежде всего живое молитвенное общение с невидимым, сверхчувственным миром и духовное постижение мира видимого, материального. Об этом говорит святой апостол Павел в послании к Римлянам: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20). Православие - правильное прославление Бога - есть прежде всего молитвенное прославление. Молящийся, в меру своего духовного возраста, становится причастен горнему миру. Это совершается через стяжание Духа Святого, которое преподобный Серафим Саровский назвал целью духовной жизни.

Эту изобильную духовность, это духовное благоухание, эту причастность миру горнему мы видим в облике Преподобного Сергия. Он был поистине "земным Ангелом и Небесным человеком". Об этом говорят явление Божией Матери в сопровождении апостолов и иные небесные явления, и прозорливость его, и сослужение Ангелов Преподобному Сергию во время совершения Божественной литургии.

Уход от мира в православной аскетике не означает гнушения миром. Святые с любовью относятся к миру и людям как творению Божию, ради спасения которого Бог послал на Крестную смерть Сына Своего.

Именно такая преизобильная любовь Преподобного Сергия к людям постоянно подчеркивается авторами его жития: "Он имел нрав тихий, и кроткий, и смиренный, и добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, сладкогласный, благодатливый, милостивый и добросердый, смиренномудрый и целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый". И еще: "Равно бо любляше всех, и всем добро творяше и ко всем любовь имеяше". Любовь святых к творению - это следствие их молитвенного подвига, это дар Духа Святого. Православие учит нас духоносной любви, устами преподобного Исаака Сирина повествует о "милующем сердце святых", милосердие которых - это "возгорение сердца о всем творении"; устами преподобного Симеона Нового Богослова вразумляет, что "добродетели без любви - увядшие цветы". Духовному облику православных святых свойственно также и особое смирение, столь ярко проявившееся у Преподобного Сергия еще в двенадцатилетнем возрасте в ощущении собственной греховности. Можно было бы вспомнить много ярких примеров его смирения, однако они вам хорошо известны. Как сказано в житии, Преподобный "на учение Спасово взираше, смиряше себя, и меньше всех творяшеся и собою образ всем творя". Как справедливо сказал однажды протоиерей Сергий Булгаков, "характер православных определяется их основными чертами, смирением и любовью. Православие не убеждает и не завлекает, оно пленяет и притягивает, что есть образ действия в мире". Еще одна примечательная черта духовного облика Преподобного Сергия - это поразительная внутренняя гармоничность, спокойствие, "тихость жития". Здесь нет и намека на экзальтацию, порождаемую сосредоточением на чувственных образах и представлениях, напротив, здесь внутренний мир, тихо струящаяся молитва Иисусова, озаряющая сердце, словно ровный свет лампады. Созерцательный характер, неотмирность православной духовности отнюдь не означают непрактичности. Вспомним отношение Преподобного Сергия к труду, вспомним его умиротворяющее участие в государственной жизни, его роль в "собирании" русских земель, благословение святого благоверного великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Но и здесь главное - вера. Вспомним слова благословения Преподобного великому князю: "Богу помогающу, ти - победиши". Вспомним предстояние Преподобного на молитве во время самой битвы.

Миротворческая роль его в конфликтах между князьями - это исполнение евангельской заповеди блаженства: блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). И его труды ради единения Руси также имеют глубокое религиозное обоснование: это взирание на образ единения Пресвятой Троицы, которое "побеждает страх перед ненавистной рознью мира". Как справедливо отметил священник Павел Флоренский, храм во имя Живоначальной Троицы был прототипом собирания Руси в духовном единстве и в братской любви. Не случайно именно со времени Преподобного Сергия наша Церковь стала столь торжественно праздновать день Пресвятой Троицы и на Руси стали строиться Троицкие храмы, которые, как правило, имели Сергиевские пределы.

Ныне, как в былые времена, помять о Преподобном Сергии является для каждого православного христианина призывом к духовному совершенству, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14). Она научает умножать веру, надежду и любовь: веру, которая, по слову евангельскому, может горы переставлять, надежду, которая не постыжает, любовь, которая есть полнота совершенства. Мы верим, что и ныне Преподобный Сергий предстательствует перед Господом о многострадальном земном Отечестве нашем. Вспоминаются слова сказания Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиевой Лавры: "Велика же бысть польза царствующему граду от обители Преподобного Сергия ради святых его молитв".

Как и в трудные, смутные времена XVII века, так и ныне Преподобный Сергий не оставит нас своим молитвенным ходатайством и заступлением! Мы обращаемся к преблаженному авве Сергию, пастырю земли Российской, со словами молитвы и верим, что она будет услышана: "Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи, вопия за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, не престай, моляся о нас ко Христу Богу, тебе бо дана бысть благодать за ны молитися!"

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy415.htm

Связанные материалы