Слово на открытии VIII Всемирного Русского Народного Собора, 3 февраля 2004 года
Слово Патриарха Алексия II на открытии VIII Всемирного Русского Народного Собора.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 3 февраля 2004 года
Достоуважаемые главы и представители высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, руководители российских регионов, досточтимые представители Поместных Православных Церквей, Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
Приветствую вас, собравшихся в гостеприимных стенах Московской Духовной академии – “большой келлии” преподобного Сергия Радонежского, – чтобы обсудить темы взаимоотношений России и православного мира, места православной цивилизации в международных процессах.
Убежден: ныне настала пора переосмыслить роль Православия в мировой истории, в начертании судьбы человечества. Вызовы времени естественным образом заставляют объединяться страны и нации, близкие по культуре, мировоззрению, духовной традиции. Набирают силу интеграционные процессы в Европе. Мусульманские государства стремятся консолидировать свои усилия на мировой арене. Могут ли в таких условиях оставаться разобщенными страны с многовековой православной культурой? Допустимо ли положение, при котором разрозненные голоса православных народов теряются в многоголосье мировых дискуссий? Должны ли православные нации координировать свое участие в непростых международных процессах, сохраняя и утверждая свои нравственные и общественные идеалы? Наконец, каким будет приговор истории нам, православным христианам, если будет предан забвению уникальный опыт нашей цивилизации, соединившей в себе ревностное исполнение заповедей Христовых и богатство материальной культуры?
Думается, что для ответа на эти вопросы нужно не только трезво оценить складывающуюся в мире ситуацию, но и вновь осмыслить разнообразие путей, которыми шли православные народы, трудясь над осуществлением христианского призвания в рамках своей национальной истории. Ради сохранения и укрепления единства православного мира мы должны помнить и об общности духовного пути братских Поместных Церквей. По мысли священномученика Илариона, архиепископа Верейского, только “в Церкви и достигается единство человечества, о котором мечтают люди и вне Церкви, но которого без Церкви достигнуть не могут”.
Тысячелетие христианской истории Руси протекало не в изоляции и одиночестве, а в молитвенном общении и тесном соработничестве с Церквами-Сестрами. Неоценима роль наших греческих и славянских братьев в становлении христианства на Руси. Иерархи из православной Византии были первыми пастырями нашего народа. Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский принял на Афоне монашеский постриг. Крест, параман и схима, переданные в дар преподобному Сергию Радонежскому Константинопольским Патриархом Филофеем, свидетельствуют о живых и непрерывных связях между Русской Церковью и православным Востоком. Святыни Афона, Иерусалима, Константинополя были излюбленными местами паломничества русских людей. Мы всегда имели теснейшую связь с народами православно-славянской Европы, особенно с сербами и болгарами, близкими нам по духу, языку, историческим переживаниям. Общность духовной традиции роднит нас с такими Церквами, как Грузинская, Румынская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.
Когда Промыслом Божиим и подвижническим трудом наших предков Москва стала одним из центров православного мира, российские государи осознали свою особую ответственность за судьбы Вселенского Православия. На протяжении столетий русские православные христиане защищали своих собратьев. Наше оружие принесло свободу от османского ига многим православным народам. Единство жизни в Духе Святом, взаимообогащающий культурный обмен, взаимопомощь и деятельная любовь друг ко другу всегда были свойственны православному миру, являлись основой его единства. Несмотря на все исторические недоумения и невзгоды, мы стремились и стремимся исполнить завет святого Григория Богослова: “Ничего не жалей для верного друга, который показал себя не за чашей, но в бурное время, который ничего не делает тебе в угождение, кроме полезного. Знай пределы вражды, а не благорасположения”.
Сегодня страны с населением, исповедующим Православие, имеют разную направленность международной политики. Некоторые из них не столь активны в своих взаимосвязях с Россией, как это было прежде. Следует признать, что нередко их отталкивала от нас политика доминирования и властвования, характерная для советского времени. Однако сегодня эта страница наших отношений перевернута. Мы вновь должны возвратиться к братскому служению православных народов друг другу, ибо, по слову священномученика Климента Римского, в Церкви Христовой “ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все соединены друг с другом и от этого происходит большая польза”.
Русь не стремится властвовать и обладать. Русская Церковь, крупнейшая Православная Церковь в мире, желает служить делу единства и общего развития православных народов как самостоятельной цивилизации, которая несет миру самобытный опыт осуществления христианского идеала. Убежден: это свидетельство может обогатить жизнь многих народов. Зримым подтверждением этого является уникальная миссия русской диаспоры, познакомившей западный мир с богатейшей духовной культурой нашего народа и Святого Православия. В связи с этим отрадно, что наметились положительные тенденции в отношениях с Русской Зарубежной Церковью, и есть надежда, что разделение, порожденное трагическими событиями российской истории минувшего столетия, будет наконец преодолено.
Благодарю всех, кто прибыл сюда из разных регионов России и из других стран Содружества, а также из государств, где живет наша диаспора. Особая благодарность – представителям братских Поместных Православных Церквей, согласившихся принять участие в рассмотрении столь важной темы.
Желаю участникам Собора мудрого и плодотворного обсуждения непростых вопросов, поставленных перед нами современностью. Пусть соборная дискуссия послужит делу укрепления единства православного мира. Пусть “Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2) водительствует нами на непростых путях современной истории, в которой мы живем.