Председателю Ленсовета А. А. Собчаку, 16 января 1991 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Председателю Ленсовета А. А. Собчаку
16 января 1991 года
Глубокоуважаемый Анатолий Александрович! Сердечно благодарю Вас за письмо от 11 января 1991 года. Ознакомившись с его содержанием и обдумав Ваше предложение об особом патриаршем попечительстве над Казанским, Исаакиевским соборами и храмом Спаса на крови в городе на Неве, я пришел к следующим выводам:
1. Перечисленные храмы, по моему мнению, являются не только архитектурными памятниками Петербурга - Ленинграда. Они имеют всероссийское и всецерковное значение. В настоящее время Русской Православной Церкви приходится восстанавливать сотни, тысячи возвращенных недавно храмов. Это требует колоссальных финансовых затрат. Поэтому взять все расходы по содержанию перечисленных храмов на себя мы не в состоянии. Таково общее замечание.
2. Казанский собор в принципе может быть ставропигиальным, то есть находиться в прямом патриаршем подчинении, так как в течение почти 200-летнего Синодального периода бытия Русской Православной Церкви Петербург был церковно-административным центром. При этом необходимо иметь в виду, что в будущем Казанский собор будет и действующим храмом, и музеем русской воинской славы 1812 года. Думаю, что Михаил Илларионович Кутузов, как христианин, хотел быть похороненным в живом храме, а не быть одним из экспонатов музея.
Но музей пока еще не выехал. Если проводить разовые богослужения, то, естественно, возникнут трудности с содержанием священнослужителей и обслуживающего персонала. Поэтому прежде всего необходимо продумать все детали.
3. Храм Спаса на крови и до революции имел особый статус - он не был приходским. После окончания реставрационных работ он мог бы стать приписным к Казанскому собору с ограниченной приходской деятельностью, то есть в нем не совершались бы требы: крестины, панихиды, отпевания и т. п.
В свободное от богослужений время он мог бы быть уникальным музеем русской мозаики, так как это единственный в нашей стране храм с таким количеством мозаичных работ.
4. Что касается вопроса о совместном использовании Церковью и государством Исаакиевского собора, полагаю, что он, как храм, имеющий всероссийское значение, мог бы находиться под омофором Московского Патриарха.
Но следует быть реалистами. Сегодня мы еще не в силах организовать в Исаакиевском соборе постоянные богослужения: нужны священнослужители, хор, обслуживающий персонал, технические работники. Поэтому я думаю, что к решению этого вопроса нужно будет вернуться несколько позднее, после того как будет решен вопрос с Казанским собором и храмом Спаса на крови. Пока же следует осуществлять разовые богослужения совместными силами наличного в Ленинграде духовенства и хоровых коллективов.
В личной беседе с Вами, Анатолий Александрович, мы уже говорили о поэтапном возрождении новых приходов Русской Православной Церкви. Нельзя решить все и сразу.
Надеюсь, что начавшийся процесс будет успешно развиваться и принесет конкретные результаты.
С интересом следил за телемарафоном "Возрождение" и принял участие в этой благородной акции. Рад, что есть еще немало людей, которые неравнодушны к нашему историческому, культурному и духовному наследию.
Такое богатство Русская Православная Церковь всегда стремилась сохранить и приумножить. Она готова и в дальнейшем вместе со всеми людьми доброй воли восстанавливать утраченное, преображать изуродованное, одухотворять материальное.
С Божией помощью, совместными усилиями, верю, мы многое сможем сделать.
С искренним уважением
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, народный депутат СССР