Патриарх Алексий II прокомментировал ответ Архиерейского Синода Зарубежной Церкви на братское послание Московского Патриархата

5 ноября 2001 года, после встречи с новым послом США в России Александром Вершбоу, Предстоятель Русской Православной Церкви Его Святейшество Алексий II ответил на вопросы журналистов, в том числе касающиеся реакции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ) на Братское послание Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви. Ниже приводятся ответы Его Святейшества по затронутой проблематике.

- Ваше Святейшество, как Вы оцениваете ответ Архиерейского Синода РПЦЗ?

- Я думал, что на наше Братское послание будет более мягкий ответ. Видимо, сказывается тот раскол, который сегодня имеет место в Русской Зарубежной Церкви: есть ярые противники любых контактов с Матерью-Церковью и есть большая группа иерархов – сторонников начала диалога и возможного объединения.

Мы надеемся, что мнение большинства здравомыслящих иерархов Зарубежной Церкви, которые считают, что нужно возвращаться в лоно Матери-Церкви, возобладает. Сегодня нет никаких оснований для продолжения их пребывания вне Матери-Церкви. По мере того, как будет идти время, Русская Зарубежная Церковь все больше будет терять свою русскость, потому что новое поколение ее епископата и духовенства уже в основном не русское по национальности, а принадлежат к народам тех стран, где Русская Зарубежная Церковь осуществляет свое служение. Пройдет еще десятилетие – и Русская Зарубежная Церковь будет русской только по названию. Время не ждет – надо воссоединяться с Матерью-Церковью.

- Ваше Святейшество, в послании Архиерейского Синода РПЦЗ вновь повторяются обвинения Русской Православной Церкви в «сергианстве» и экуменизме. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- По поводу обвинений нас в так называемом сергианстве хочу сказать, что надо было жить здесь, на Родине, чтобы понимать, что это искусственное обвинение и искусственный предлог, который пытаются раздуть, с тем чтобы только не состоялось воссоединение. В основном говорится о послании митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, так называемой Декларации митрополита Сергия. Этим посланием он хотел показать властям, которые, напомню, сажали в тюрьмы, расстреливали священнослужителей и верующих, что Церковь не является контрреволюционной организацией. Поэтому в послании и сказано: «…мы хотим быть православными и хотим осознавать Советский Союз своей родиной, радости которой – наши радости и печали которой – наши печали». Чаще всего именно эти его слова вызывают надуманную критику: «Какие могут быть общие радости с атеистическим государством?» Но об атеистическом государстве не было речи, речь шла о Родине, хотя в 1927 году это понятие было почти забыто.

Это был смелый шаг, которым митрополит Сергий пытался спасти Церковь и духовенство. Заявляя, что члены Церкви хотят осознавать себя частью Родины, хотят разделять ее радости и печали, он пытался показать тем, кто преследовал Церковь, кто разрушал ее, что мы, чада церковные, хотим быть лояльными гражданами, чтобы принадлежность человека к Церкви не ставила его вне закона. Так что это надуманное обвинение.

А что касается обвинения в экуменизме, скажу, что сегодня ни одна Церковь, в том числе и Русская Зарубежная Церковь, не может уйти в изоляцию. Мы живем в мире сем и должны, и будем общаться с людьми других конфессий и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда в мире распространяется глобальный терроризм, всем нужно объединять усилия против зла.

Хочу подчеркнуть, что, участвуя в работе международных христианских организаций, Русская Православная Церковь всегда свидетельствовала о Святом Православии. Ее присутствие помогало представителям западных исповеданий понять православную позицию. Никогда никто из тех, кто участвовали в работе международных христианских организаций, ни на йоту не поступились своей верой. Мы всегда свидетельствовали о Православии, о своей принадлежности к Святой Православной Церкви.

http://www.mospat.ru/archive/nr111092/

Связанные материалы