Визит в Армению (сентябрь 2001 года)
Визит Первосвятителя Русской Православной Церкви в Армению
В сентябре 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий побывал с официальным визитом в Ереване, где принял участие в торжествах, посвященных 1700-летию принятия христианства как государственной религии Армении и десятилетию провозглашения ее государственной независимости. В поездке Святейшего Патриарха сопровождал Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
22 сентября в аэропорту Еревана Святейшего Патриарха Алексия встретил Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Затем Предстоятели Церквей отправились в резиденцию Президента Республики Армении Роберта Кочаряна, где состоялась их встреча с главой государства. Русский и армянский народы связывают многолетние дружеские узы, и эта встреча стала новым видимым знаком их крепости. В ходе встречи состоялся широкий обмен мнениями по вопросам российско-армянских государственных отношений, а также взаимоотношений между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами. Было отмечено, что построить сильное государство можно только опираясь на твердый фундамент в душах людей, фундамент духовности и нравственности. Христианство, принятое Арменией 1700 лет назад, стало таким прочным фундаментом, объединяющим армянский народ и дающим ему силы противостоять всем невзгодам и испытаниям - в этом собеседники были единодушны.
Множество гостей со всего мира съехались в гостеприимный Ереван, в том числе Предстоятели Поместных Православных Церквей: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Петр VII, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист; главы других христианских конфессий: Святейший Католикос Востока, митрополит Маланкарский Василий мар Фома Матфей II, Примас всей Англии, архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри, глава Церкви Дании епископ Копенгагенский Эрик Норман Свендсен; представители Поместных Православных и Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей, Римско-Католической Церкви, других христианских исповеданий, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей пастор д-р Конрад Райзер, представители армянской диаспоры.
В тот день на открытой площади перед кафедральным собором Святого Эчмиадзина состоялся чин освящения мира, в котором приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, Святейший Католикос Киликийский Арам I, Блаженнейший Армянский Патриарх Стамбульский и всей Турции Месроб II, архиереи и священнослужители Армянской Апостольской Церкви.
Средневековые армянские библиографические источники и рукописные данные свидетельствуют, что в Армянской Церкви начиная с просветительских времен право освящения святого мира принадлежало исключительно католикосу, а приготовление мира совершалось из того же состава, что и ныне, и освящалось по тем же канонам, что и сегодня. В армянской летописной литературе древнейшее сведение о святом мире относится как раз к армянскому обращению - к крещению святым Григорием-просветителем в водах Арацани царя Тиридата, армянского двора, знати и народа.
В "Истории Армении" автора V века Агафангела об этом говорится следующее: "...а когда истек срок поста, блаженный Григорий, взяв земное войско и его царя, его супругу Ашхен, великую княгиню Хосрова-духт, многих вельмож и всех людей войска, и на утренней заре повел их к берегу реки Евфрат и крестил там каждого из них - во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда все люди и царь спускались туда для крещения в водах Евфрата, произошло чудо: воды реки остановились и пошли вспять. Появился ослепительный свет наподобие светлого столпа и остановился на воде в виде Господнего креста, и свет сиял до тех пор, пока не затмил и не угасил солнечных лучей. Освященное масло, которое Григорий изливал на людей, совершая круги в реке, вращалось вокруг людей. Изумленные, все воздавали хвалу Господу. В тот же вечер чудо прекратилось, и они вернулись в город. Тех, кто крестился в тот день, было бесчисленное количество из царского войска".
Армянский народ, будучи рассеянной по миру христианской нацией и не имея единого политического центра, считает святое миро, которое всегда освящается в Первопрестоле и раздается Католикосом всех армян, символом и основой духовного единства нации.
Соединяя старое миро с новым, Католикос затем последовательно осеняет его крестным знамением и размешивает тремя традиционными святынями Армянской Церкви: Животворным древом, коснувшимся Бога Святым Копьем (Гегардом) и дланью Григория-просветителя; при этом поется "Благослови и освяти это миро знаком сим...", после чего каждый раз упоминается одна из трех названных святынь, которой осеняется крестным знамением и перемешивается миро. Церковное предание об упомянутых трех святынях говорит, что Животворное древо в себе содержит частицу Животворящего Креста Господня, Святое Копье (Гегард, то есть "коснувшееся Бога") - то копье, которым солдат ранил ребро Христа (Ин. 19, 34).
В посвященном мученичеству Апостола Фаддея и девы Сандухт свидетельстве "История Апостола Фаддея и девы Сандухт" говорится, что Апостол Петр "Коснувшееся Бога Копье как оружие дал Фаддею, чтобы оно было помощником Апостолу в его проповеди". А длань Григория-просветителя считается самой главной национально-церковной святыней и согласно утвердившемуся со средневековья восприятию, Армянский Первопрестол может находиться там, где находится длань просветителя, без которой не может проводиться освящение святого мира.
Чин освящения святого мира, обычно совершающийся раз в семь лет, был приурочен к нынешним торжествам и стал одним из центральных событий великого праздника армянского народа. Последний раз миро в Святом Эчмиадзине освящалось пять лет назад.
В своем слове, посвященном этому событию, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, в частности, сказал: "Таинство освящения святого мира, посвященное 1700-летию принятия христианства как государственной религии Армении и всенародного крещения армян, мы совершаем на священной земле свободной родины, под сенью Святого Эчмиадзина. Воистину сегодня молитвы наши сливаются воедино, как было 1700 лет тому назад, когда предки наши всем народом предстали перед Богом, живительным святым крестом осенили нашу страну и, крестившись в водах Арацани, заключили завет между чадами Церкви и Богом. В те дни воздвижения веры обратившийся армянский народ, священный Божий народ, только что обретший свободу и объединенный вокруг трона Великого Тиридата, со всех концов Армении собрался в сердце страны - в устремивший свой взор на Арарат Первопрестольный Эчмиадзин, чтобы вместе с Патриархом - просветителем армян святым Григорием совершить первое в Армянской Апостольской Церкви мироосвящение. В новое миро был влит блаженный елей, принесенный в Армению святым Апостолом Фаддеем и, по преданию, благословленный Господом нашим Иисусом Христом. Этот Господний елей, каждый раз святой десницею просветителя перемешиваясь с нововаренным миром, дошел до нас как святая святых".
На следующий день, 23 сентября, в Ереване состоялось торжественное освящение новопостроенного кафедрального собора в честь священномученика Григория-просветителя. Этот величественный храм был построен в кратчайшие сроки, несмотря на трудности, переживаемые армянским народом, и стал символом возрождения Армении как христианского государства.
Освящение совершил Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сослужении Блаженнейшего Армянского Патриарха Стамбульского и всей Турции Месроба II, Блаженнейшего Армянского Патриарха Иерусалима Торкома II, иерархов и клириков Армянской Апостольской Церкви. За богослужением присутствовали Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Петр VII, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист, Святейший Католикос Востока, митрополит Маланкарский Василий мар Фома Матфей II, архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри, епископ Копенгагенский Эрик Норман Свендсен, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей пастор д-р Конрад Райзер, другие высокие гости.
В своей речи при освящении собора Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, в частности, сказал: "Господь возжелал, чтобы армянский народ воздвигнул храм святости, когда в 301 году перед взглядом отца нашей веры святого Григория-просветителя, узревшего Бога, с небес в столицу Вагаршапат сошел Единородный, ударом золотого молота указав место молитвенного дома. Из камней, собранных со склонов Арарата, Патриарх-просветитель и царь Тиридат на святом месте сошествия Единородного воздвигли армянский алтарь обета - кафедральный собор Святого Эчмиадзина, откуда с новой силой стал излучаться неиссякаемый свет Евангелия, донесенный до Армении проповедью святых Апостолов Фаддея и Варфоломея. Купола церквей, украшенные крестами, стали маяками под небом Армении и всеохватно осветили страну Армению. Под сенью богодарованного купола наша родина стала Церковью. Мы в вере нашей обрели себя, обрели силу и окрепли во Христе, непоколебимо сохранив на нашей земле Господний Крест...
Божественною волей сегодня, 1700 лет спустя, в столице Армении Ереване вознесся новый храм, который освящен святым именем Патриарха-просветителя... В Армении вновь царит дух воскресения. Восстают согбенные церкви, строятся новые, и Господь нисходит в армянские души, исполненные воли к свободной и мирной жизни".
С приветственной речью, обращенной к Святейшему Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II, выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
"Ваше Святейшество!
Сегодня в жизни Армянской Апостольской Церкви воистину великий день, ибо сегодня совершилось освящение нового кафедрального собора во имя великого святого Армянской Церкви, священномученика Григория, просветителя Армении. Это радостное и светлое событие достойно увенчивает торжества, посвященные 1700-летию провозглашения христианства как государственной религии Армении.
Освященный ныне храм не только произведение искусства, его красота служит цели более важной: быть символом духовного возрождения Армянской Церкви, армянского народа и армянского государства. После многих лет ограничений, запретов и гонений на Церковь десятилетие восстановления государственной независимости Армении отмечается знаменательным событием - возведением и освящением храма, посвященного святому Григорию-просветителю, положившему своими праведными трудами начало долгому пути семнадцативекового бытия Армении как христианской нации.
Это событие являет собой яркое свидетельство укрепления и восстановления традиционных связей между Церковью и армянским государством, единство которых было установлено 1700 лет назад.
Долгие столетия христианской истории не были простыми для многострадального народа Армении. Кровопролитные войны по защите отечества от внешних агрессоров, стремившихся уничтожить Армянское государство, требовали напряжения всех сил, мужества, жертвенности и духовной стойкости. Более миллиона армян погибли в результате геноцида 1915 года. Армянский народ и Армянская Церковь выжили, укрепляемые молитвой и упованием на Господа. И этот замечательный храм возвышается сегодня как символ торжества христианской надежды на неоскудевающую помощь Божию, являемую Им Своим верным последователям среди тяжелейших испытаний. Этот храм является также напоминанием о всех тех страданиях, которые были перенесены благочестивым армянским народом за века его христианской истории.
Сегодня, присутствуя на торжественном освящении кафедрального собора, мы воспоминали слова Псалмопевца: Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего. Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды (Пс. 47, 10-11). Создание и освящение этого святого храма побуждает к вознесению благодарственных молитв Творцу за Его неизреченные благодеяния, в особенности явленные в последние годы. Мы уверены, что благодарственная молитва не будет прекращаться под сводами вновь освященного кафедрального собора.
Храм является объединяющим началом в жизни христианской общины: ...вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16). Именно христианство с его идеалом соборности предлагает обществу, разъедаемому разделениями, образ гармоничного единства, выражаемый символом храма-собора. Мы верим, что празднование 1700-летия провозглашения христианства как государственной религии Армении, торжества, связанные с освящением нового кафедрального собора, послужат сплочению армянского народа в деле созидания обновленной государственности.
Идеал соборного единства вдохновляет наши Церкви в их взаимном стремлении друг ко другу. Традиционная близость наших Церквей является прочной основой для укрепления единства братских народов Армении и России. И в этом смысле наше присутствие на освящении нового кафедрального собора Армянской Апостольской Церкви является зримым свидетельством и залогом дальнейшего сближения наших Церквей и народов.
Год назад Вы, Ваше Святейшество, вместе с представительной делегацией Армянской Апостольской Церкви разделили наше духовное торжество освящения воссозданного Храма Христа Спасителя. Ныне же делегация Русской Православной Церкви, в свою очередь, присутствует на великом торжестве Армянской Церкви. Два наших кафедральных столичных храма, хотя и отличаются внешне, но имеют глубокое сходство. Они являются символами духовного возрождения, переживаемого ныне нашими народами, символами укрепления государственности, стремящейся основываться на твердых нравственных принципах и национальных традициях, знамением жизнеутверждающей силы христианства.
Замечательным знаком нашего единства стал хачкар, святой крест, переданный Вашим Святейшеством в дар Храму Христа Спасителя и установленный перед ним в день освящения храма.
Еще раз от имени Русской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Ваше Святейшество со знаменательным событием - освящением кафедрального собора во имя святого Григория-просветителя и молитвенно желаю Вашему Святейшеству, верным чадам Армянской Апостольской Церкви и всему армянскому народу преизобильных благословений Божиих".
В дар новоосвященному храму святого Григория-просветителя в Ереване Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал лампаду, специально для этого изготовленную Художественно-производственным предприятием "Софрино".
По окончании освящения состоялся торжественный прием, устроенный Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.
Перед отлетом в Москву состоялась краткая заключительная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II со Святейшим Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II в его резиденции в Святом Эчмиадзине.
Святой Эчмиадзин - исторический центр Армянской Апостольской Церкви, ее духовная сокровищница, где бьется христианское сердце этой прекрасной страны.
Первопрестольный собор Святого Эчмиадзина был основан в 301 году рукой святого Григория-просветителя, когда он и царь Тиридат Великий начали стройку Первопрестольного храма. Собор Святого Эчмиадзина был построен согласно с видением святого Григория, в котором Христос, нисшедший с Небес, ударил о землю золотым молотом, указывая месторасположение святыни.
Святой Эчмиадзин - исторический центр Армянской Апостольской Церкви, в нем находится резиденция Патриарха-Католикоса всех армян.
Святой Эчмиадзин стал центром армянского христианства в начале IV века. Построенный в 303 году кафедральный собор, его большой и малый купола (1627), колокольня (1658), пристроенный музей (1869) составляют интересную архитектурную композицию.
В течение столетий на территории Эчмиадзинского монастыря возводились новые постройки, которые в годы тяжелых бедствий армянского народа подвергались осквернению, разрушались, но в редкие промежутки мирных дней вновь восстанавливались. Капитальный ремонт кафедрального собора был начат в 1954 году и продолжается по сей день.
Святой Эчмиадзин с древнейших времен был также центром культурной жизни страны. С Эчмиадзином связаны имена святых Месропа Маштоца и святого Саака Партева, которые являются создателями армянской письменности и первыми переводчиками. В Святом Эчмиадзине развивались армянская литература, искусство художественной миниатюры, философия, богословие. В его Духовной семинарии учились многие крупные деятели армянской литературы и культуры.
Очень часто Эчмиадзин становился вдохновителем и участником национально-освободительной борьбы, которую вел армянский народ. Эчмиадзинский монастырь всегда покровительствовал армянским художникам.
Среди художественных ценностей Святого Эчмиадзина особо достойны упоминания великолепные армянские рукописи, свидетельствующие о развитии искусства художественной миниатюры в XIII-XVIII веках.
Предстоятель Армянской Апостольской Церкви преподнес Святейшему Патриарху Алексию драгоценный дар - факсимильную копию Святого Евангелия десятого века с прекрасными иллюстрациями еще более раннего периода.
Первосвятитель Русской Церкви с благодарностью отметил: "Эта книга будет напоминать нам о Вашей любви и сердечных братских чувствах, столь щедро явленных во время нашего краткого пребывания на прекрасной Армянской земле. Как говорят у вас в Армении, "зеленое миро - свидетель", что теплые братские чувства, связывающие нас, никогда не утратят своей силы и глубины и будут помогать нам в решении всех проблем, возникающих перед нашими Церквами и народами. Мы верим, что братские узы, традиционно объединяющие наши Церкви и наши народы, в двадцать первом веке будут укрепляться и приносить новые благие плоды. И мы, неся свой первосвятительский крест, будем осуществлять наше служение своим народам и своим Церквам, объединяясь в любви Христовой".
М. ЖИЛКИНА,
ответственный секретарь Издательского Совета
Московского Патриархата