Визит во Францию (октябрь 2007 года)

Визит Святейшего Патриарха Алексия во Францию (комментарий в свете веры)

С 1 по 4 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает официальный визит в Страсбург и Париж для встречи с паствой Русской Православной Церкви, представителями Французского государства, Совета Европы, других христианских Церквей.

Днем 1 октября Святейший Патриарх Алексий II вылетел спецрейсом во Францию из аэропорта «Внуково-2». В поездке Его Святейшество сопровождают председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский.

Около 18.00 по московскому времени самолет совершил посадку в аэропорту города Страсбург, где Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю. Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В. Климовский, председатель Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, архиепископ Корсунский Иннокентий, духовенство Корсунской епархии.

Вечером 1 октября, в первый день визита, состоялась встреча Его Святейшества с католическим архиепископом Страсбургским Жаном-Пьером Гралле, который в своей резиденции дал ужин в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В ходе беседы с архиепископом Гралле Святейший Патриарх Алексий с удовлетворением отметил высокий уровень взаимопонимания, достигнутый между православными и католиками во Франции. Ярким свидетельством этому являются богослужения, которые духовенство Русской Православной Церкви имеет возможность совершать перед великими христианскими святынями, хранимыми Католической Церковью Франции.

«Убежден в важности дальнейшего развития двусторонних отношений между нашими Церквами в духе любви и взаимоуважения, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Это особенно важно сегодня, когда наши Церкви вынуждены отвечать на многочисленные вызовы современности».

Святейший Патриарх также особо отметил плодотворность сотрудничества между Римско-Католической и Русской Православной Церквами на уровне церковных представительств в Страсбурге, которые активно участвуют в работе Совета Европы, представляя христианскую позицию по многим вопросам и оказывая реальное влияние на решения, принимаемые политическими деятелями. Предстоятель Русской Православной Церкви также подчеркнул важность продолжения христианского свидетельства, от которого непосредственно зависит будущее многих стран, всего европейского континента.

В Страсбурге есть и «малое стадо» верующих Московского Патриархата, объединенных в два прихода, напомнил Его Святейшество, выразив надежду на внимание главы католической общины Страсбурга к их жизни и деятельности.

Приветствуя Святейшего Патриарха Алексия, архиепископ Страсбургский Жан-Пьер Гралле назвал состоявшуюся встречу знаменательной, подчеркнув важность совместного свидетельства об общих христианских ценностях перед лицом секуляризующегося мира.

Со стороны Русской Православной Церкви в беседе участвовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и архиепископ Корсунский Иннокентий, представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). Также на встрече присутствовали представители христианских общин Страсбурга.

Затем Святейший Патриарх Алексий посетил страсбургский кафедральный собор, где состоялся концерт русских церковных хоров в рамках программы «Голоса православной России во Франции», организованной Международным фондом единства православных народов (МФЕПН).

В соборе Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал архиепископ Страсбургский Жан-Пьер Гралле. В начале Второй мировой войны Эльзас, на территории которого находится Страсбург, был насильственно присоединен к гитлеровской Германии, что положило начало страданиям на христиан на этой земле, напомнил архиепископ Страсбургский, отметив, что пережитое в те дни побуждает эльзасцев особенно глубоко сопереживать Русской Православной Церкви, претерпевшей страшнейшие гонения в XX веке. Он также вновь подчеркнул необходимость отстаивать христианские ценности перед лицом вызовов современного мира.

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал:

«Прежде всего я хотел бы возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего меня посетить древнюю французскую землю. Мой визит во Францию совершается в том числе по приглашению Католической Церкви Франции и при непосредственном участии католической Конференции епископов Франции.

Пользуясь случаем, я хотел бы сердечно поблагодарить архиепископа Страсбургского Жана-Пьера Гралле за теплый прием и гостеприимство.

Сегодня на верующих людях лежит огромная ответственность и не менее сложная миссия – свидетельствовать о своей вере. Отрадно, что в этом католики и православные могут объединить усилия. Мы можем и должны вместе утверждать христианские ценности, защищать их от поругания и попрания.

Именно это делает нас верными последователями Господа нашего Иисуса Христа. Не будем забывать, что с помощью Божией мы можем достичь много, так как сила Божия совершается в немощи (ср. 2 Кор. 12. 9).

Искренне надеюсь, что мое пребывание в вашей стране, общение с иерархами и верующими Католической Церкви Франции принесет добрые плоды, поспособствует улучшению отношений между православными и католиками в Европе и мире».

Святейший Патриарх Алексий также подчеркнул значение осуществляемой МФЕПН программы «Голоса православной России», которая позволяет тысячам людей во многих странах прикоснуться к сокровищам русской православной культуры.

На концерте присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и другие члены делегации Русской Православной Церкви, архиепископ Корсунский Иннокентий, представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). Также среди присутствовавших в кафедральном соборе Страсбурга были министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю.Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В.Климовский, президент Международного фонда единства православных народов В.А.Алексеев, члены дипломатических представительств, государственные деятели Французской Республики и представители городских властей Страсбурга.

2 октября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с новым мэром Страсбурга г-жой Фабьен Келлер.

Его Святейшество рассказал Ф.Келлер о возрождении Православия в России, о современном состоянии церковной жизни. Мэр Страсбурга поделилась с Предстоятелем Русской Православной Церкви впечатлениями о посещении России, отметив большое число верующих в православных храмах.

В беседе были подняты темы культурного сотрудничества России и Франции, жизни православной общины во Франции и, в частности, в Страсбурге.

Встреча проходила в здании мэрии Страсбурга, где Святейший Патриарх оставил памятную запись в Золотой книге почетных посетителей.

2 октября 2007 года в преддверии выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом.

Сердечно поблагодарив за приглашение выступить на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, Его Святейшество подчеркнул: «Знаю, сколько усилий Вы приложили для того, чтобы диалог между Советом Европы и религиозными организациями состоялся. В чем-то мы можем не соглашаться, по каким-то вопросам у нас могут быть разные мнения, но в многообразии созидается взаимопонимание». Святейший Патриарх Алексий также говорил о важности утверждения в Европе нравственных ценностей, передающихся из века в век, из поколения в поколение.

Его Святейшество с благодарностью отметил, что представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) имеет возможность участвовать в работе ПАСЕ и в целом Совета Европы.

В свою очередь председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден сказал о важности межрелигиозного и межкультурного диалога, подчеркнув необходимость жить в мире и взаимопонимании.

Он поделился воспоминаниями о встрече со Святейшим Патриархом в Москве, своем участии в Саммите религиозных лидеров и III Европейской межхристианской ассамблее.

Р. ван дер Линден рассказал о своей недавней поездке в Эстонию, отметив, что Парламентская ассамблея Совета Европы делает все возможное для примирения народов в их отношении к прошлому.

Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил собеседника за усилия, предпринимаемые ПАСЕ по налаживанию диалога между Россией и странами Балтии.

На память о состоявшейся встрече председатель ПАСЕ подарил Святейшему Патриарху Алексию гравюру с изображением Страсбургского кафедрального собора и книгу о межрелигиозном и межкультурном диалоге, изданную Советом Европы.

Его Святейшество передал Р. ван дер Линдену Владимирскую икону Божией Матери и альбом о монастырях России.

В заключение беседы Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в Европе необходимо слышать голос религиозных деятелей. «Я рад, что сегодня имею возможность выступить перед европейскими парламентариями с изложением взглядов Русской Православной Церкви на прошлое, настоящее и будущее Европейского континента», – отметил Святейший Патриарх Алексий.

Среди участников встречи были также председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов.

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы

Уважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!

Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членов Совета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента – нашего общего дома.

В последнее время Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.

Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.

Европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации. Христианство научило все европейские народы, что человек создан по образу и подобию Божию.

Но одновременно оно всегда подчеркивало, что только, если человек будет следовать путем нравственной жизни, то станет другом Божиим (Ин. 15, 15), и обретет свободу (Ин.8, 32).

Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но говорит и об условиях пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз, направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем.

Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой – потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.

Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.

Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или по крайней мере с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.

Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы – не только на Востоке, но и на Западе - растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической сферах.

Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная система не может в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.

Традиционные моральные принципы – это еще и основа для интеграции многокультурного общества, коим является современная Европа. Это хорошо показал в частности, Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в июле прошлого года. Участники форума — представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49 стран мира — выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.

Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ.

Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой
разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.

Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.

Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.

* * *

2 октября 2007 года по завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся.

Один из вопросов касался отношения Святейшего Патриарха к докладу господина де Пужа «Государство, религия и права человека», обсужденному в ПАСЕ в июне 2007 года. В этой связи Предстоятель Русской Православной Церкви отметил:

«Доклад, а также последовавшая за ним рекомендация ПАСЕ № 1804 от 29 июня этого года являются важным вкладом в дискуссию о месте религии в жизни современного общества в странах Европы. Хотел бы высказать удовлетворение тем, что в рекомендации говорится: «Организованные религии как таковые являются неотделимой частью общества». Полностью согласен и с такими словами документа: «Не следует смешивать власть и религию». В рекомендации также признается важность межрелигиозного диалога и преподавания в школах знаний о религии.

К этим правильным словам хотел бы добавить, что такие знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием. И речь здесь не о том, что школа должна быть полем для миссионерства, а о том, чтобы в ней дети, которые, сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых, как я уже говорил, любое общество окажется в опасности. Школьникам нужно дать и возможность углубленного изучения основ своей религиозной культуры. Ведь в условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира.

Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства - значит совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы...

Наконец, я бы не согласился с тем, что за последние 20 лет «религиозный культ претерпел заметный упадок в Европе», как говорится в рекомендации. Где-то это, может быть, и так, но только не в России, не на Украине, не в Белоруссии, не в Молдове, не во многих других странах Центра и Востока Европы. Здесь вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви».

Отвечая на вопрос о роли Русской Православной Церкви в межрелигиозном и межкультурном диалоге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в частности, подчеркнул:

«Как я уже сказал, в России не было религиозных войн. И я надеюсь, что их никогда не будет. Для этого наша Церковь, как опять-таки уже было сказано, развивает межрелигиозный диалог. Мы убеждены, что основой его должны быть не «смешение вер», не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки «объединения», которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит, когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное – к светскому мышлению, к стандартам «мира сего». Когда словно бы говорят: «Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть».

Наша модель межрелигиозных отношений – другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения. Но мы видим, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти.

Это мы и делаем, находясь в постоянном контакте с лидерами других религий, находясь с ними не только в диалоге, но в полномасштабном сотрудничестве. У нас огромный опыт взаимопомощи в трудные годы тоталитарного атеизма. Помогаем мы друг другу и сейчас. И нам есть что сказать окружающему миру. Понимая это, наша Церковь сделала свои комментарии по темам составляемой в Совете Европы Белой книги по межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что они будут полезны для продолжения работы».

Обратившись к теме смертной казни, Его Святейшество заявил: «Наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь то жизнь ребенка во чреве матери или жизнь осужденного за преступление».

Один из вопросов, заданных Его Святейшеству после выступления на заседании ПАСЕ, касался отношения Русской Православной Церкви к гомосексуализму. Отвечая на него, Предстоятель, в частности, подчеркнул:

«Церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех. При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции Церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть».

«Кто-то, конечно, может считать иначе. И никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в Слове Божием. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что нет».

«Когда в Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха, – сказал также Святейший Патриарх Алексий. – Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада – реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого».

Отвечая на вопрос о значении воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал подписание в мае нынешнего года «Акта о каноническом общении» историческим событием.

«Процесс разделения порожден в нашей стране гражданской войной, революцией, – подчеркнул Его Святейшество, напомнив, что многие миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Родину и эмигрировать за рубеж.

«17 мая 2007 года произошло воссоединение – мы подписали «Акт о каноническом общении». После этого мы вместе совершали богослужения, теперь мы вместе трудимся ради блага нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами, в первую очередь революцией 1917 года и разразившейся вслед за ней Гражданской войной», – сказал Святейший Патриарх, отметив, что значительная часть нашей диаспоры решительно не принимала тоталитарного режима и его наследия. По словам Его Святейшества, теперь эти люди в полной мере участвуют в жизни нашего народа. «Вот почему мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

* * *

По завершении выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви в Парламентской ассамблее Совета Европы председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден дал в честь Святейшего Патриарха Алексия торжественный обед.

На мероприятии присутствовали представители руководства Совета Европы, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, другие высшие должностные лица, члены парламентских делегаций стран-членов СЕ, в частности, заместитель главы делегации Российской Федерации в ПАСЕ М.В.Маргелов, члены делегации Русской Православной Церкви.

Выступая на торжественном приеме, Его Святейшество отметил, что общая трапеза является продолжением искреннего и откровенного общения с членами Парламентской ассамблеи Совета Европы. «Одна из трудностей современного многообразного мира – недостаток прямого общения людей разных взглядов. Я думаю, мы сегодня помогли преодолению этой трудности, что открывает новые горизонты для сотрудничества», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Его Святейшество выразил убеждение, что многое в деятельности Совета Европы базируется на желании созидать лучшую жизнь для европейцев на началах свободы и справедливости. «Эта цель благородна и достойна. Надеюсь, что она будет всегда соединена со стремлением к нравственному совершенству, к красоте, добру и милосердию, – сказал он. – Ради этого нам надо строить наше взаимодействие».

Святейший Патриарх Алексий высказал надежду, что будущее свободной Европы, ее процветание будет базироваться на незыблемой основе истинных духовных и нравственных ценностей.

* * *

2 октября 2007 года, во второй день пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Страсбурге, состоялась его встреча с председателем правительства Республики Сербии Воиславом Коштуницей.

В ходе встречи Святейший Патриарх Алексий заявил: «Мы знаем, что Косово – это священная земля для сербов».

Его Святейшество напомнил, что видел своими глазами многочисленные святыни, которые созданы в Косовском крае сербским народом на протяжении веков. «Желаю, чтобы переговорный процесс продолжался, чтобы люди, которые в нем участвуют, понимали значение Косово для будущего Европы», – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий отметил, что твердая позиция Президента России В.В.Путина по косовскому вопросу является мощной поддержкой для народа Сербии.

Премьер-министр Республики Сербии назвал важной поддержку, оказанную сербскому народу Русской Православной Церковью и Российским государством как в ходе поиска справедливого решения косовской проблемы, так и прежде, во время бомбардировок, которым Сербия подверглась со стороны вооруженных сил НАТО.

По мнению председателя сербского правительства, атака на Косово – это атака на славянскую идентичность, поскольку в этом крае сосредоточено православное и культурное наследие одного из славянских народов.

Святейший Патриарх Алексий пригласил Воислава Коштуницу принять участие в презентации «Православной энциклопедии», которая пройдет в Белграде 25 октября.

* * *

2 октября в ходе пребывания в Страсбурге Предстоятель Русской Православной Церкви посетил русский храм Всех святых и совершил в нем краткий молебен. По завершении молебна Святейший Патриарх Алексий прочел молитву всем святым.

Предстоятеля Русской Церкви приветствовал настоятель Всехсвятского храма, представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков).

«Я благодарю Бога за то, что Он сподобил меня посетить этот храм, освященный в честь всех святых, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Молитва не знает ни времени, ни границ, ни расстояний, и в молитве мы сохраняем наше церковное единство. Мы всегда с любовью помним наших чад, верных Матери-Церкви, которые совершают свое служение за пределами Отечества». Святейший Патриарх обратил к собравшимся слова святого апостола Павла: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13).

В храме присутствовали министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов, заместитель председателя Совета Федерации России А.П. Торшин, члены парламентской делегации Российской Федерации в ПАСЕ, дипломаты. Храм был полон возносившими молитву верующими.

На молитвенную память о посещении Всехсвятского прихода в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) преподнес Святейшему Патриарху икону святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар русскому храму в Страсбурге образ святителя Алексия, митрополита Московского.

В этот же день Представительством Российской Федерации при Европейских организациях был дан торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Перед началом мероприятия в фойе гостиницы «Софитель» Святейший Патриарх Алексий открыл фотовыставку, посвященную Спасо-Преображенскому Соловецкому ставропигиальному монастырю.

* * *

Поздним вечером 2 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершающий визит во Францию, прибыл из Страсбурга в Париж. В аэропорту Предстоятеля встречали Посол Российской Федерации во Французской Республике А.А.Авдеев, российский Посол при ЮНЕСКО В.А.Каламанов.

3 октября Святейший Патриарх посетил Трехсвятительское подворье Московского Патриархата, где совершил молебен святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. За богослужением молились митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Женевский и Западноевропейский Михаил, Штутгартский Агапит, Венский и Австрийский Иларион, Богородский Елисей, а также представители Поместных Православных Церквей: митрополит Галльский Эммануил и архиепископ Команский Гавриил (Константинопольский Патриархат), епископ Французский и Западноевропейский Лука (Сербский Патриархат), митрополит Западно- и Южноевропейский Иосиф, епископ Марк (Румынский Патриархат).

В храме присутствовали министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С.Соколов, заместитель председателя Совета Федерации России А.П.Торшин, Посол А.А.Авдеев, Посол В.А.Каламанов, почетный председатель Папского совета «Справедливость и мир» кардинал Роже Эчегарай, председатель Конференции епископов Франции кардинал Жан-Пьер Рикар, представители местных властей.

Архиепископ Корсунский Иннокентий обратился к Святейшему Патриарху с приветственным словом, в котором отметил особую судьбу Православной Церкви во Франции, которая в XX веке приняла много русских эмигрантов, он также подчеркнул важность сохранения отеческих традиций и укрепления церковного единства.

В Первосвятительском слове Его Святейшество сердечно приветствовал архиепископа Иннокентия, пастырей и верных чад Корсунской епархии и гостей, прибывших ныне помолиться в этом небольшом, но уже богатом историей храме, где подвизались многие достойные сыны и дочери Русской Православной Церкви.

«Здесь, в приютившей их стране, они остались верны Матери-Церкви в тяжелейшие для неё годы, когда любая связь с Россией вызывала непонимание, а порой – подозрение и недоброжелательность даже в среде значительной части русской православной эмиграции. Но сплотившись в святых стенах этого храма, эти мужественные люди укрепились духовно и, не скрывая свечу своей веры под сосудом, ярко зажгли её, чтобы каждый мог видеть свет Православия (ср. Лк. 8. 16), – сказал Святейший Патриарх. – Они творчески развили и передали Западной Европе богатую традицию Русской Церкви в области духовничества, богословия, иконописи… Их трудами к православной вере пришли многие коренные жители этой страны».

Отметив, что в наши дни этот маленький храм является кафедральным собором, центром обширной епархии, которая растет с каждым годом, и уже не вмещает в себя всех молящихся, Его Святейшество подчеркнул, что пора задумываться о строительстве нового храма, который бы достойно представлял Русскую Церковь в условиях вновь обретенного ею единства.

Его Святейшество подчеркнул, что с особым чувством совершает ныне молебен в этом храме, в котором неоднократно бывал ранее и где всегда ощущал особенную, глубоко молитвенную атмосферу.

«Мы благодарны Господу за то, что сегодня, когда исчезли причины разделений в среде русской эмиграции, мы сподобились восстановления единства между Церковью в Отечестве и Русской Зарубежной Церковью – единства, о котором молились поколения верующих и к укреплению которого мы призываем всех чад Церкви Русской», – отметил Святейший Патриарх Алексий, выразив надежду, что в этом единстве в скором времени примут участие и те, кто, чаще всего по неведению или устарелым представлениям о положении Матери-Церкви, еще не восстановили с ней полноту канонической связи. «Ведь восстановление и укрепление единства чад Русской Церкви за рубежом – важный, но лишь первый шаг в благоустроении православного присутствия в западных странах», – подчеркнул он.

Предстоятель Русской Православной Церкви также обратился с приветствием к православным иерархам, представляющим братские Поместные Церкви – Константинопольскую, Сербскую и Румынскую. «Множественность православных юрисдикций ставит перед нами задачу: не пренебрегая особыми традициями той или иной Поместной Церкви, созидать единство Святого Православия, – подчеркнул он. – Решение этой задачи принадлежит как епископам, так и верным чадам каждой Поместной Православной Церкви, представленной на французской земле, ибо единство нельзя насадить искусственно: оно может лишь вырасти из живого общения и взаимодействия».

Обращаясь к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Желаю вам преумножения веры и братолюбия, дабы вы могли каждодневно в словах и поступках свидетельствовать о Православии перед лицом окружающего мира».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за заслуги перед Церковью вручил архиепископу Корсунскому Иннокентию орден святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и памятную панагию.

На молитвенную память о посещении Парижа архиепископ Иннокенитй подарил Предстоятелю Русской Православной Церкви икону небесных покровителей французской столицы: святого Дионисия Ареопагита, святителя Германа Парижского и блаженной Геновефы Парижской.

В дар Трехсвятительскому подворью Его Святейшество передал образ святителей Московских.

Затем состоялась краткая встреча Святейшего Патриарха Алексия с представителем Ватикана во Франции архиепископом Фортунато Болделли. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул важность свидетельства в современной Европе о непреложных христианских нравственных ценностях. Нунций поблагодарил Святейшего Патриарха за его выступление в Страсбурге на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

* * *

3 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находящийся с визитом в Париже, в зале Корсунской епархии встретился с православными епископами, осуществляющими свое архипастырское служение во Франции, а также в других странах Западной и Средней Европы.

Главной темой этой беседы стало обсуждение путей к совместному служению в духе соборности и улучшению пастырского взаимодействия в странах, находящихся вне канонической территории какой-либо из Поместных Православных Церквей.

Его Святейшество отметил, что в ХХ веке Православная Церковь столкнулась с феноменом диаспоры в невиданных до того масштабах, что было связано с тяжелыми потрясениями в жизни православных народов. «Эта ситуация стала новым вызовом для Поместных Церквей, – считает Святейший Патриарх Алексий. – Иерархи и богословы наших Церквей искали и ищут пути наилучшего устроения жизни православной диаспоры. До сего дня решение вопроса о диаспоре является первоочередной задачей в межправославном диалоге, поскольку пока еще не найден общецерковный ответ, принятый Полнотой Православной Церкви. Но в ожидании этого ответа мы не можем сидеть сложа руки. Общее свидетельство и сотрудничество православных архиереев и верующих всех Поместных Церквей уже сейчас необходимо во Франции, также как во всех странах православного рассеяния».

В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высоко оценил значение Ассамблеи православных епископов как координационного и совещательного органа, в который входят представители всех Поместных Православных Церквей, присутствующих во Франции, подчеркнув, что это сотрудничество должно осуществляться с учетом присущего Православию духа соборности. Он высказал пожелание, чтобы Ассамблея православных епископов Франции представляла согласованный голос всех православных этой страны. По словам Святейшего Патриарха, этому способствовало бы, в том числе, принятие решений и утверждение совместных заявлений Ассамблеи путем нахождения общего согласия, консенсуса.

«Мы считаем одинаково важным вклад каждой Поместной Православной Церкви в общее дело православного свидетельства. Каждая из епархий, представляющих ту или иную Церковь во Франции, призвана участвовать в прямом и плодотворном диалоге как с местными властями и светским обществом, так и с представителями других христианских Церквей и общин, – отметил Его Святейшество. – К примеру, было бы полезно, чтобы представители всех юрисдикций поочередно участвовали в заседаниях межхристианских комиссий Франции».

Святейший Патриарх Алексий выразил радость о состоявшейся встрече с архипастырями, которые несут свое служение во Франции, и высказал надежду на укрепление православного единства и сотрудничества.

В ответной речи митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) поблагодарил Его Святейшество за приглашение на молитву в храм Трех святителей и радость встречи с Предстоятелем Русской Православной Церкви. Он также с признательностью отметил выраженную в словах Святейшего Патриарха поддержку членов Ассамблеи православных епископов Франции.

Он также подчеркнул значение состоявшегося накануне выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви в ПАСЕ, назвав Святейшего Патриарха Алексия великим представителем Православной Церкви, который свидетельствует о Православии перед представителями многих стран, входящих в Совет Европы. По словам митрополита Эммануила, выступление Святейшего Патриарха является выдающимся событием для всего православного присутствия во Франции. Он подчеркнул важность того, чтобы в Европе звучал единый голос Православия.

Во встрече участвовали митрополит Галльский Эммануил и архиепископ Команский Гавриил (Константинопольский Патриархат), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Женевский и Западноевропейский Михаил, Штутгартский Агапит, Венский и Австрийский Иларион, Богородский Елисей (Московский Патриархат), епископ Французский и Западноевропейский Лука (Сербский Патриархат), митрополит Западно- и Южноевропейский Иосиф, епископ Марк (Румынский Патриархат).

* * *

3 октября в резиденции Посла России во Франции состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министром внутренних дел Французской Республики Мишель Альо-Мари.

В ходе беседы М.Альо-Мари отметила важность визита Святейшего Патриарха Алексия во Францию. «Религия призвана напоминать миру о вечных ценностях, о том, что есть что-то выше потребления», – сказала она, подчеркнув важность в этом смысле выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ПАСЕ.

Министр выразила мнение, что посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви Франции послужит укреплению связей двух стран на политическом уровне.

Его Святейшество поделился впечатлениями от первых дней своего пребывания во Франции, выразив надежду, что визит будет способствовать развитию межправославного сотрудничества в этой стране, а также сотрудничеству с католиками в совместном свидетельстве Европе.

Во встрече также принимали участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации во Французской Республике А.А.Авдеев.

* * *

3 октября в Париже в здании Конференции католических епископов Франции состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с членами Ассоциации журналистов по религиозной тематике.

«Сегодня по приглашению кардинала Рикара мы имели возможность обсудить с ним и членами Конференции католических епископов Франции перспективы православно-католических отношений, – сказал Святейший Патриарх. – Развитие диалога между Церквами Европы и общее свидетельство христиан является одним из важных направлений для нашей Церкви. Конференция епископов Франции явилась одной из приглашающих сторон в организации моего нынешнего визита в вашу страну, и мы весьма благодарны за это. Вижу в этом еще один шаг на пути к развитию столь нужного Европе сотрудничества между православными и католиками в деле проповеди и утверждения традиционных христианских ценностей».

По мнению Святейшего Патриарха Алексия, основой для подобного соработничества служит совпадение позиций двух Церквей по многим вопросам, которые ставит перед христианами современный мир: «Наши взгляды близки в сферах общественной и личной нравственности, общественной миссии верующих людей, семейных ценностей, биоэтики и многих других. Мы вместе выступаем против абортов, эвтаназии, «однополых союзов» и подобных сему явлений современного мира, в корне противоречащих христианскому мировоззрению».

«Схожесть наших взглядов не случайна, – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. – Она восходит к наличию общих корней, лежащих в древней апостольской традиции христианства. В этом вижу залог эффективности сотрудничества между нами. Примеры успешного взаимодействия Русской Православной и Римско-Католической Церквей уже имеются. Наши представители при Европейских институтах в Страсбурге и Брюсселе, при ООН в Нью-Йорке совместно работают ради того, чтобы голос традиционного христианства убедительно и мощно звучал во всем мире».

Его Святейшего выразил надежду, что добрые отношения, складывающиеся между Московским Патриархатом и Католической Церковью Франции, будут и впредь оказывать свое положительное влияние на общий климат межхристианских отношений не только во Франции, но и во всей Европе и в мире.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказал журналистам о присутствии во Франции Русской Православной Церкви – в лице Корсунской епархии.

«Главная задача Корсунской епархии – забота о духовном окормлении своей паствы. В неё входят в равной мере потомки старой русской эмиграции, представители новой эмиграции, и французы, принявшие православие. – отметил Его Святейшество. – Слава Богу, состав клира Корсунской епархии позволяет решать эту пастырскую задачу: здесь и командированные клирики из России и других стран СНГ, и священники – граждане западноевропейских стран. Около половины наших священников – коренные жители Западной Европы».

«Мы заботимся не только о духовной жизни и духовном возрастании нашей паствы. Считая, что утрата культурной идентичности обедняет человека, мы стремимся помочь нашим прихожанам русского происхождения не забыть культуру своих предков – сохранить духовную связь с родиной отцов и дедов, – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

В тоже время он выразил убеждение, что паства Русской Церкви не может и не должна отделяться от французского многокультурного общества: «Самоочевидна принадлежность этому обществу потомков старой русской эмиграции и православных коренных французов, которые составляют активное ядро значительной части приходов Корсунской епархии. Но и новоприбывшие жители Франции, сохраняя духовную и культурную связь с Отечеством, также должны вливаться в общество той страны, в которую они переехали, созидательно участвуя в её социальной, культурной, экономической, политической жизни. И этому стараются способствовать наши приходы».

В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви с удовлетворением отметил, что религиозный фактор постепенно возвращается в жизнь многих европейских стран и в международные отношения. «Поэтому задача, которая стоит перед вами, журналистами религиозной сферы, имеет большое значение для будущего», – сказал он. – Я обращаюсь к вам как представитель Церкви, которая на своем опыте убедилась в том, к каким последствиям может привести целенаправленное попрание религиозного чувства и антицерковная пропаганда».

Его Святейшество подчеркнул, что призвание журналиста – свидетельствовать о правде, что каждый представитель СМИ должен помнить об ответственности за свое слово.

* * *

3 октября Предстоятель Русской Православной Церкви присутствовал на обеде, который был дан в здании Конференции католических епископов Франции от имени ее председателя кардинала Жан-Пьера Рикара.

Приветствуя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, кардинал Рикар подчеркнул, что взаимосвязи Русской Православной Церкви и Католической Церкви во Франции развиваются в течение длительного времени. «Ныне мы можем сообща и с евангельским динамизмом трудиться ради возрождения веры, возвещая христианские ценности в своих обществах и во всей Европе», – сказал католический иерарх.

«Наши Церкви знают, что делает общество человечным, а что – бесчеловечным», – подчеркнул он. Отметив близость социального учения двух Церквей, кардинал Рикар выразил надежду, что они будут вместе трудиться над развитием этого учения.

«Мы должны напоминать о трансцендентности человеческой личности европейскому обществу, отмеченному секуляризацией и идеологией потребления, которые побуждает забывать, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4. 4)», – подчеркнул кардинал.

Председатель Конференции католических епископов Франции напомнил, что христианские корни Европы – это не только историческое наследие, «и мы должны свидетельствовать, что наши ценности являются плодотворными и жизнеспособными».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сердечно поблагодарил кардинала Жан-Пьера Рикара за приглашение посетить Францию. «Вижу в этом любезном жесте выражение искреннего стремления руководства Католической Церкви во Франции к дальнейшему развитию многолетних добрых отношений с Русской Православной Церковью», – отметил Его Святейшество.

«Для нашей Церкви, уже долгое время окормляющей свою паству, проживающую на территории Франции, построение доброго диалога с католиками этой страны является одним из важнейших приоритетов, прежде всего потому, что Католическая Церковь является хранительницей и носительницей духовных основ французского народа», – сказал Святейший Патриарх Алексий, подчеркнув, что Францию недаром исторически называли «старшей дочерью Католической Церкви».

«Действительно, велик вклад этой страны в развитие европейской и мировой христианской культуры. Франция дала миру большое количество выдающихся подвижников, богословов, епископов. До сего дня Католическая Церковь Франции является хранительницей таких общехристианских святынь, как Терновый венец Господа Иисуса Христа, находящийся во всемирно известном Соборе Парижской Богоматери, – сказал Его Святейшество. – За многие века своей истории Католической Церкви во Франции приходилось переживать весьма непростые времена, когда страной правили люди, отнюдь не благосклонно относящиеся к христианству. Этот опыт страдания за веру объединяет вас с Русской Православной Церковью, совсем недавно прошедшей через жесточайшие гонения со стороны безбожной власти».

Обратившись к современности, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил: «Новые вызовы, которые встают перед христианством, заставляют нас вновь и вновь говорить о необходимости объединения усилий всех традиционно мыслящих христиан для отстаивания евангельских ценностей». Святейший Патриарх подчеркнул, что такая необходимость сохраняется даже тогда, когда почти повсеместно говорят о торжестве религиозной свободы: «В условиях отсутствия, казалось бы, внешних гонений возникает опасность вытеснения религии вообще и христианства в частности на обочину общественной жизни».

Также Его Святейшество поделился с собравшимися воспоминаниями о своем участии в первой Европейской встрече КЕЦ и СЕКЕ в Шантильи в 1978 году и первой Европейской межхристианской ассамблее в Базеле в 1989 году.

«В современном обществе, прежде всего европейском, насаждается мировоззрение, которое по своей разрушительной силе вполне сравнимо с внешними гонениями на Церковь, – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. – Я имею в виду идеологию агрессивного секуляризма, мировоззренческого и нравственного релятивизма, культ потребления, комфорта и развлечений, преклонение перед разумом, который объявляется всесильным, и человеческой волей, которая объявляется свободной от всех рамок и границ. Убежден, что мы, христиане, должны дать адекватный ответ на вышеупомянутые общественные тенденции не только в плане защиты своих ценностей и интересов, но и в стремлении защитить само общество, так как подобная идеология в конечном итоге губительна для него самого».

Необходимость совместного христианского ответа на новые вызовы очевидна, считает Святейший Патриарх Алексий. «И я радуюсь, что именно православные и католики в последнее время находят взаимопонимание в этой сфере. Наши позиции совпадают по очень многим вопросам: для нас одинаково неприемлемы аборты, эвтаназия, «однополые союзы» и прочие противоестественные явления, которые нам настойчиво предлагают в качестве нормы. Причина этого совпадения – в наших общих корнях, в схожем представлении о верности Преданию и традиционным ценностям. В этом я вижу прочную основу для дальнейшего сотрудничества», – подчеркнул он.

«Между нами, конечно, есть различия, – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. – В частности, особенностью православного мира является отсутствие общего вселенского центра. Поместные Православные Церкви связывает не административное, а духовное единство. Поэтому мы убеждены, что развитию диалога между Православной и Католической Церквами будут способствовать непосредственные контакты католических церковных структур с Поместными Православными Церквами».

Святейший Патриарх Алексий высказал надежду, что отношения между Конференцией епископов Франции с Русской Православной Церковью, и в особенности с ее Корсунской епархией, станут образцом подобного соработничества.

* * *

3 октября 2007 года в Елисейском дворце в Париже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, находящегося с визитом во Франции, с Президентом Французской Республики Николя Саркози. Его Святейшество был принят согласно протоколу, соответствующему протоколу приема главы правительства, чем было выражено особое уважение к Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю.

Поздравив Николя Саркози с недавней победой на выборах и пожелав успехов в трудах на посту главы государства, Святейший Патриарх Алексий рассказал Президенту Франции о духовном возрождении в России, о современном положении Русской Православной Церкви, о партнерстве между Церковью и государством в решении вопросов, имеющих принципиальное значение в жизни народа. По словам Его Святейшества, Церковь и государство в России активно взаимодействуют в области сохранения духовной культуры, поддержания межнационального и межрелигиозного мира, преодоления радикализма в обществе, воспитания подрастающего поколения.

Святейший Патриарх поблагодарил Президента и в его лице весь народ Франции за милосердное гостеприимство, которое было оказано русским, покинувшим Родину в результате революции и гражданской войны.

Его Святейшество подчеркнул, что современная паства Корсунской епархии Русской Православной Церкви состоит из потомков этих людей, а также из православных французов и тех, кто недавно прибыл во Францию из России и стран СНГ.

Русская Православная Церковь во Франции – это часть французского общества, и многие члены Церкви активно участвуют в духовной и культурной жизни страны. Отметив, что паства Корсунской епархии увеличивается, Его Святейшество выразил озабоченность в связи с тем, что русский храм Трех святителей на улице Петель невелик по размерам и не может вместить всех прихожан.

«Добрые отношения между Россией и Францией основываются на том общем, что есть в культуре двух народов, и на общих христианских ценностях», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви и подчеркнул важность сохранения этих ценностей в жизни современной Европы, сочетания прав и свобод личности с нравственной ответственностью человека. «Свобода разрушительна без нравственности, а нравственность не может быть несвободной», – сказал он.

В ответном слове Президент Франции согласился со словами Святейшего Патриарха о необходимости сохранения духовной культуры народа, подчеркнув, что он говорил об этом смело, порой даже смелее, чем некоторые церковные деятели, и народ Франции принял это послание. Николя Саркози заявил о том, что во Французской Республике и везде, где Церковь отделена от государства, яркое и сильное ее присутствие в общественной жизни полностью совместимо с принципом светскости государства.

Кроме того, Президент Франции сказал, что осведомлен о той роли, которую Церковь играет сегодня в духовном возрождении России, а также о тех призывах к миру и согласию, которые Патриарх обращает к российскому обществу.

Николя Саркози отметил, что придает большое значение диалогу между Православной и Католической Церквами и выразил надежду, что в результате этого диалога общее свидетельство христиан будет более значимым.

Президент подчеркнул, что постановка Святейшим Патриархом Алексием вопроса о строительстве православного русского храма в Париже совершенно правомерна. Он заявил о готовности французского государства содействовать реализации этого проекта.

Он также высказал убеждение, что Россия и Франция призваны играть важную роль в жизни современного мира и нести ответственность за то, что в нем происходит. Николя Саркози выразил надежду, что его предстоящий визит в Россию послужит дальнейшему развитию отношений между двумя странами.

В заключение беседы Предстоятель Русской Православной Церкви передал Президенту Франции памятный подарок.

На встрече присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Корсунский Иннокентий, Посол России во Франции А.А.Авдеев, почетный председатель Папского совета «Справедливость и мир» кардинал Роже Эчегарай, представители французского государства.

* * *

3 октября в ходе своего пребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился великой святыне христианского мира – Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери.

После православного молебна, который совершил исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже иеромонах Нестор (Сиротенко), Святейший Патриарх Алексий, православные клирики и миряне поклонились Терновому венцу, частице Животворящего Креста Господня и гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя.

В храме присутствовал католический архиепископ Парижа Андре Вэн-Труа и священнослужители возглавляемой им епархии.

Как известно, в связи с развитием паломничества православных верующих в различные страны мира для поклонения святыням древней Церкви развивается и традиция совершения православных богослужений перед святынями, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие.

Инославные христиане при этом отмечают, что православные паломничества такого рода предоставляют им прекрасную возможность для более близкого знакомства с богослужением и духовной традицией Православной Церкви.

Опыт поклонения православных верующих многочисленным святыням древней Церкви в Риме, святым мощам святителя Николая Чудотворца в Бари и святителя Амвросия Медиоланского в Милане, а также паломничества к другим известным святыням, находящимся в ведении Римско-Католической Церкви, неизменно свидетельствует о непреходящем значении святынь древней Церкви для духовной жизни христиан Востока и Запада.

По завершении молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме:
«Хотел бы, прежде всего, выразить чувство нашей благодарности Вам, Ваше Высокопреосвященство архиепископ Андре Вен-Труа, за приглашение посетить Ваш кафедральный собор, а также за возможность поклониться одной из величайших святынь христианского мира – Терновому Венцу Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Вас и за то, что православные христиане регулярно могут совершать здесь молитву и богослужение.

Смерть и воскресение Спасителя открыли нам двери жизни – жизни вечной, в которой, по слову древнего песнопения, нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». И пусть окружающий нас мир полон поклонения пустым и ложным идолам. Пусть он наполнен унынием, отчаянием, растерянностью, скорбями. Мы знаем, что нам открыты врата Неба, и призываем всех войти в него. Войти, откликаясь на Божий призыв: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3. 20). Этот призыв обращен к каждому человеку и к каждому народу. Благодарение Богу, что многие люди услышали его за века истории христианской Европы. Миллионы людей откликаются на него и сегодня.

Пришло время объединить наши усилия перед лицом новых вызовов современности. Мы, христиане, должны найти возможность совместно свидетельствовать о Евангельской истине и о непреходящих нравственных ценностях.

Мы видим, что современное общество, с утратой нравственных ориентиров и господством ложных ценностей, становится все более бесчеловечным и жестоким, порождая множество конфликтов и противостояний, как между отдельными людьми, так и между сообществами и народами.

Поэтому обращаюсь сегодня ко всем вам, дорогие братья и сестры во Христе, с чувством глубокой тревоги и сознанием нашей общей ответственности перед Богом за состояние современного мира.

Этот храм является подлинным сердцем Парижа и всей Франции. В течение веков его древние стены видели множество исторических треволнений, когда казалось, что беззаконие восторжествовало и силы зла одержали победу. Но каждый раз святыня, хранящаяся здесь, являла помогающую и укрепляющую силу Божию. Всем сердцем надеюсь, что этот храм станет символом не только прошлого, но и будущего вашей страны и вашего народа.

Пользуясь гостеприимством досточтимого архиепископа Парижского, хотел бы обратить несколько слов к православным иерархам, священникам и верным, собравшимся сегодня, чтобы помолиться вместе со мною перед великой святыней.

В ХХ веке Промысел Божий привел во Францию людей из многих православных стран – России, Греции, Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии, Молдовы… История этой эмиграции сложилась так, что на французской земле одновременно появились епархии и приходы, зависящие от нескольких Поместных Православных Церквей. Многообразие православного присутствия во Франции – это и богатство, и особая задача.

Богатство, ибо каноническая и духовная связь с материнскими Церквами позволяет их чадам, живущим на Западе, опираясь на собственную культуру и язык, возрастать в лоне православного Предания. А многообразие традиций, их соприкосновение позволяет обогатить нашу жизнь и наше служение.

Задача, ибо вы призваны творчески сочетать разные традиции и укрепить православное единство во Франции, без пренебрежения, впрочем, к особенностям той или иной части многонациональной православной паствы в этой стране.

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Андре Вен-труа! Досточтимые иерархи и пастыри, дорогие братья и сестры! Искренне рад, что Господь сподобил меня посетить Францию и встретиться сегодня с вами. Всем вам, дорогие мои, желаю возрастания в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Которому слава и ныне и в день вечный (2 Пет. 3. 18)».

* * *

3 октября 2007 года в ходе визита во Францию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с обращением к аудитории французских телевизионных каналов.
"Рад возможности обратиться к телеаудитории Франции - страны, с народом которой имеют давние связи российский, украинский, молдавский и другие народы, духовно окормляемые Русской Православной Церковью.

Нас объединяют не только общая история, не только культурные, политические и экономические контакты. Мы вместе принадлежим к великой европейской цивилизации, которую нельзя отделить от христианской культуры, христианского образа мысли, христианских нравственных ценностей. Именно благодаря сделанному нашими предками мировоззренческому выбору мы стали такими, какие мы есть.

Впрочем, сегодня перед нами стоит вопрос: сохранится ли наша цивилизация, или ей суждено уступить место другим, более сильным волей народам? Такой вопрос стоял когда-то перед Римом, и он сохранился, пойдя за Христом. Сохранимся ли мы? Верю, что да, если вновь осознаем: без верности вечным нравственным ценностям нас не спасут ни деньги, ни оружие, ни какие-либо изобретения человеческого ума. Убежден: если мы в полной мере поймем, что без нравственной чистоты, без святости жить нельзя, мы, по слову Евангелия, сможем вновь "родиться свыше" и у нас будет великое грядущее.

Да, среди нас живут люди разных вер и убеждений. И опыт России показывает: настоящие христиане могут жить в мире с настоящими мусульманами, иудеями, буддистами, если все мы храним в сердце данный каждому человеку Богом нравственный закон. Пусть так будет во всей Европе. И Господь всемогущий, указавший нам путь к достойной жизни на земле и к вечному блаженству, да ведет нас Сам по этому пути.

Мира, радости, успехов в добрых делах и возрастания в правде и добре желаю всем вам, дорогие мои."

* * *

3 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился в соборе Парижской Богоматери с архиепископом Парижским Андре Вен-Труа.

Приветствуя Предстоятеля Русской Православной Церкви, католический иерарх сказал: «Католики Парижа и особенно я как архиепископ имеем честь приветствовать Вас в этом древнем соборе. Он уже 800 лет является центром этой части Парижа и архитектурным символом христианской веры во всем городе... Мы польщены Вашим присутствием и радушно принимаем Вас здесь сегодня».

«Долгая история человечества, особенно история Европы в течение XX века, показала, к каким ужасным последствиям приводят политические идеологии, предпочитая любви господство партий или идолопоклонство перед расой или властью, – подчеркнул он. – Этот долгий трагический период показал, что, укрепленные могуществом Воскресения, настоящие последователи Христа, даже обреченные на молчание и подполье, сохраняли силу веры, нередко ценой собственной свободы и жизни».

«У нас с вами разные традиции и разные социально-культурные контексты, но эти различия не только не препятствуют, но и способствуют развивающемуся между нами обмену дарами Божия Провидения. Это, в частности, происходит благодаря русским богословам из иммиграции» , – отметил архиепископ Парижский Андре Вен-Труа.

Он сообщил, что католики Франции с большим интересом следят за возрождением Православной Церкви в России и благодарят Бога за плоды, которые оно приносит, особенно в таких сферах, как возрождение приходской и монастырской жизни и церковного социального служения: «Мы, католики, уверены, что многому научимся и многое получим из опыта Православных Церквей. Осмелюсь предположить, что наш собственный опыт живой веры в совершенно другом контексте также может быть не лишенным интереса для вас».

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий поблагодарил за возможность поклониться великим святыням и за то, что православные христиане имеют возможность совершать перед ними молитвы и богослужения. Его Святейшество также отметил, что богослужение могли увидеть в прямом эфире зрители ряда телеканалов, в частности, канала «Russia Today».

Архиепископ Андре Вен-Труа засвидетельствовал готовность верующих католиков постигать традиции Православия, причем относящиеся не только к прошлым векам, но и к современной жизни.

Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Мы готовы поделиться опытом, накопленным и в годы гонений, и в благоприятное время».

В заключение встречи Его Святейшество подарил собору Владимирский образ Божией Матери.

В качестве памятного дара архиепископ Андре Вен-Труа преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви образ Рождества Христова.

* * *

3 октября в Париже, в зале Консьержери, состоялся торжественный прием, который дала Корсунская епархия в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятеля Русской Православной Церкви, посещающего Францию с визитом, приветствовал архиепископ Корсунский Иннокентий. Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствовавшим на приеме с речью:

Уважаемые представители государственной власти Французской Республики и города Парижа,
уважаемые представители дипломатического корпуса,
досточтимые православные архипастыри,
уважаемые представители Католической, Древних Восточных и Протестантских Церквей,
дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Искренне рад, что Господь сподобил меня сегодня посетить столицу Франции и встретиться с православными иерархами и паствой, с представителями Римско-Католической и Протестантских Церквей, с Президентом Республики господином Николя Саркози и представителями французского государства.

Паства Корсунской епархии – паства Русской Православной Церкви во Франции, состоящая из потомков старой эмиграции, из представителей новой эмиграции, из коренных французов, является частью многокультурного французского гражданского общества. Мы призываем потомков старых эмигрантов и тех, кто приехал во Францию в недавнем времени, бережно хранить богатство отеческого наследия и поддерживать духовную связь с Отечеством, включая таким образом русскую составляющую в богатую палитру многокультурного французского общества, полноценными членами которого они являются.

Сегодня Корсунская епархия, принимая своего Предстоятеля, созвала своих многочисленных друзей из всех слоев французского общества. И в этой нашей встрече я вижу свидетельство того, что поистине чада Русской Церкви во Франции – не чужестранцы и не гости на французской земле, но её активные и достойные жители.

Благодарю всех Владыку архиепископа Корсунского Иннокентия и всех вас за оказанный теплый прием и за то, что пришли сегодня на эту встречу. Каждому из вас желаю помощи от Господа в совершении дела Христова в той стране и на том месте, где вы пребываете по Промыслу Божию.

Спасибо еще раз эту встречу, спасибо за ваше внимание.

* * *

4 октября, в завершающий день визита во Францию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа панихиду об упокоении соотечественников, скончавшихся вдали от Родины и погребенных на французской земле.

«Перед их могилами мы живо вспоминаем трагедию русского народа в ХХ веке, когда брат восстал на брата и сын против отца. Многие русские люди были тогда рассеяны по всему земному шару. Боль утраты Отечества они ощущали до самой своей кончины. Эта боль была преумножена страданием от раны церковных разделений. Лишь в нынешнем году мы, по великому милосердию Божию, сподобились дожить до преодоления важнейшего из них», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Его Святейшество также отметил, что Промысел Божий, обративший мученичество Церкви в Отечестве в семя её нынешнего возрождения, положил изгнание её сынов в основу возрастания православной веры в странах Западной Европы. Упокоившиеся на этом кладбище иерархи и пастыри, знаменитые церковные деятели, воины и простые верующие стали для Франции живыми свидетелями русского Православия и основанной на православной вере русской культуры.

«На этом участке земли мы особенно остро ощущаем ту связь, которая в ХХ веке установилась между Русской Церковью и Францией, – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. – Мы вспоминаем о детях Франции, благородно приютивших изгнанных из Отечества россиян. Мы вспоминаем и о сынах России, утративших свою Родину, но не впавших в отчаяние и даровавших Франции плод своей веры и своих талантов. Да дарует вам Господь силу и мудрость, чтобы и сегодня чада Русской Церкви во Франции – потомки эмигрантов, недавние переселенцы и православные французы, взирая на пример своих отцов в вере, продолжали к превеликой славе Божией нести подвиг свидетельства, заповеданный русскими беженцами».

Его Святейшество отметил, что с особым чувством совершил молитву на этом кладбище о всех тех, кто завершил свой жизненный подвиг на французской земле.

На панихиде присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Женевский и Западноевропейский Михаил, Штутгартский Агапит, Венский и Австрийский Иларион, Богородский Елисей, а также Посол Российской Федерации А.А.Авдеев, мэр Сен-Женевьев-де-Буа Оливье Ренар.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил кладбищенский храм Успения Божией Матери. Сердечно поблагодарив архиепископа Команского Гавриила (Константинопольский Патриархат) за прием, оказанный в этом храме, построенном русскими эмигрантами, Его Святейшество отметил, что в крипте кладбищенской церкви погребены многие видные архипастыри, скончавшиеся вдали от Отечества. «Особенно хотелось бы упомянуть о митрополите Евлогии, который в конце своей жизни восстановил каноническое единство с Матерью-Церковью», – сказал Святейший Патриарх Алексий.

«Вчера и сегодня мы вместе с Вами, Владыка, молились и общались. Личное общение дает надежду на развитие отношений, и мы верим, что в конце концов судьба церковного удела, создававшегося при большом участии митрополита Евлогия, будет именно такой, какой её видел покойный иерарх, – сказал Его Святейшество. – Опыт, в том числе и недавний опыт восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью, дает надежду, что рано или поздно будут и в Западной Европе урегулированы те вопросы, которые до сих пор не решены. Молитвенно поминая погребенных здесь русских иерархов, будем преодолевать все средостения и разделения, возникшие вследствие трагедии, постигшей в ХХ веке Русскую Церковь».

* * *

Предпринятая Святейшим Патриархом поездка является первым официальным визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви во Францию.

В программе Патриаршего визита во Францию запланированы следующие мероприятия и встречи:

1 октября, по прибытии в Страсбург, Предстоятель Русской Православной Церкви встретится с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле. Вечером того же дня Святейший Патриарх посетит Страсбургский кафедральный собор, где состоится концерт российских церковных хоров «Голоса Православной России», организованный Международным фондом единства православных народов.

2 октября Святейший Патриарх Алексий выступит на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы и ответит на вопросы глав фракций ПАСЕ. В тот же день состоятся встречи Предстоятеля Русской Церкви с Председателем ПАСЕ Рене Ван дер Линденом и Генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом, а также с Премьер-министром Республики Сербии Воиславом Коштуницей.

Затем Святейший Патриарх посетит русский православный храм Всех святых в Страсбурге.

Вечером Святейший Патриарх прибудет в Париж.

3 октября Предстоятель Русской Православной Церкви посетит храм Трех святителей, где будет совершен молебен, после которого Его Святейшество встретится с паствой Русской Православной Церкви, проживающей во Франции. Также в этот день состоится встреча Святейшего Патриарха Алексия с иерархами Поместных Православных Церквей, несущими свое служение во Франции.

В тот же день в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II председателем Конференции католических епископов Франции кардиналом Жан-Пьером Рикаром будет дан обед. Затем Святейший Патриарх ответит на вопросы журналистов, освещающих религиозную тематику во французских средствах массовой информации.

Вечером 3 октября состоится встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Французской Республики Николя Саркози. По окончании встречи Святейший Патриарх направится в Собор Парижской Богоматери, где перед Терновым венцом Спасителя священником Московского Патриархата будет совершен православный молебен. Затем Святейший Патриарх встретится с католическим архиепископом Парижским Андре Вен-Труа.

4 октября Святейший Патриарх Алексий посетит русское кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, где будет совершена панихида по погребенным здесь соотечественникам. Затем состоится обед в Русском доме Сен-Женевьев-де-Буа, после чего Предстоятель Русской Православной Церкви вылетит в Москву.

В ходе визита во Францию Предстоятеля Русской Православной Церкви будут сопровождать председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин и другие официальные лица.

http://www.sedmitza.ru/text/411683.html

Связанные материалы