Визит в Православную Церковь в Америке (сентябрь 1993 года)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из слова после Божественной литургии в Троицком соборе в Чикаго
26 сентября 1993 года
Путешествуя по Соединенным Штатам Америки, мы поклоняемся многочисленным святыням, собранным за два столетия бытия Православной Церкви в вашем государстве, с благоговением взираем на памятные места, связанные с подвигами многих прославленных иерархов и пастырей, миссионеров и подвижников - наших соотечественников, имена которых золотыми буквами вписаны в историю американского и Вселенского Православия. Их самоотверженными трудами распространялась, возрастала и укреплялась вера Христова, заповеди Евангелия становились принципом жизни множества познавших Свет Истины. Поистине, взирая на апостольское рвение сих Своих верных делателей, Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47).
Уместно вспомнить о выдающемся деятеле на ниве Христовой - вашем, дорогие братья и сестры, соотечественнике, протоиерее Иоанне Кочурове, первом настоятеле и строителе этого храма, ревностном миссионере, председателе Русского православного общества взаимопомощи. Его мученическая кончина в июле 1917 года в Царском Селе под Санкт-Петербургом в период углублявшегося тогда политического кризиса в России ознаменовала начало трагической для Русской Православной Церкви и российского народа эпохи, в которую наша Церковь понесла неисчислимые потери. Не пропали даром плоды его трудов на американской земле, где сегодня мы имеем возможность молиться в этом величественном и благоукрашенном храме Божием. Вечная и благодарная память труженикам Святого Православия на американской земле. Да упокоит Господь душу верного раба Своего в селениях праведных! Вечная память приснопамятному протоиерею Иоанну.
Трудно перечислить ныне имена всех, кто положил душу свою ради насаждения Виноградника Христова на континенте Северной Америки. Мы благодарим Бога и с радостью свидетельствуем, что их труды и подвиги принесли щедрые плоды. Почва сия оказалась плодоносной и обильно взрастила посеянные на ней семена веры.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy275.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления в церковно-приходской школе в Чикаго
25 сентября 1993 года
Посещая любой приход, любую епархию, я стараюсь встретиться с детьми, занимающимися в церковноприходских воскресных школах. Посмотрев на лица детей, их глаза, проникаешься уверенностью, что они, вырастая, не будут жить в ненависти и нетерпимости к ближним, и мы не потеряем это поколение для Церкви.
Храните веру, которая заложена в ваших сердцах, растите добрыми и отзывчивыми, проявляйте любовь друг ко другу, и тем самым вы исполните закон Христов. Так будет легче жить вам и вашим ближним. Слава Богу, начинаются обмены между детьми наших церковноприходских воскресных школ и православными детьми Соединенных Штатов Америки. Дети всегда лучше друг друга поймут и преодолеют языковые барьеры.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy274.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из слова после Божественной литургии в Маккормик Плэйс в Чикаго
25 сентября 1993 года
Сегодняшнее наше совместное служение Божественной литургии носило особый характер: на этой Литургии объединилось Православие разных народов и разных языков. Мы славили Господа на английском, греческом, русском, сербском, румынском, болгарском и албанском языках. Сегодня действительно мы переживаем торжество Православия. За эту радость молитвенного общения с нашими братьями, несущими здесь свое служение, я сердечно благодарю Ваше Блаженство и Преосвященнейшего Владыку Иова, устроителей этого всеправославного богослужения. Спасибо всем вам, собратья архипастыри и пастыри, братья и сестры, за общую церковную молитву.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy273.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления на епархиальном собрании Среднего Запада Православной Церкви в Америке в Чикаго
24 сентября 1993 года
200 лет для истории Церкви - период, на первый взгляд, не слишком значительный, однако милостью Божией, Его всесильной помощью, самоотверженными трудами иноков Преображенского Валаамского и Рождественского Коневского монастырей во главе с подлинным подвижником, преданным своему апостольскому долгу архимандритом Иоасафом (Болотовым), посаженное в благодатную почву древо американского Православия расцвело, окрепло и принесло щедрые плоды.
<...> История Православной Церкви на вашей благословенной земле насчитывает множество имен подлинных светочей веры Христовой, всецело отдавших себя святому делу проповеди Евангелия, спасительному пастырскому служению, неустанному творению добрых дел во славу Божию и на благо народа Божия. На пути этих подвижников возникали порой, казалось бы, непреодолимые препятствия, но их бескорыстные ревностные труды Господь венчал благословенным успехом. Об этом красноречиво свидетельствуют факты и цифры, ставшие ныне достоянием церковной истории. Только за три года, с 1793 по 1796, число новообращенных на Аляске достигло двенадцати тысяч. Во все последующее время, благодаря самоотверженному пастырскому служению членов миссии, их высокому духовному авторитету у местных жителей, число желающих смыть грехи в купели Святого Крещения не умалялось. Успеху проповеди Православия на Американской земле немало способствовало и то, что миссионеры сопровождали свои евангелизаторские труды деятельной помощью местному населению в развитии земледелия, садоводства, огородничества, в приобщении его к просвещению, в устроении медицинской помощи и во многом другом. Немалый вклад в этот благодатный процесс вносили многие русские путешественники, предприниматели, ученые.
Среди блистательной плеяды великих подвижников - устроителей Святой Православной веры на Американской земле - особое место занимает епископ Алеутских островов и Аляски Тихон (Белавин), впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси, ныне причисленный к лику святых. За неполное десятилетие его архипастырского окормления американской паствы (1898-1907) им было совершено много великих деяний, укрепивших Православную Церковь в Соединенных Штатах и во многом предопределивших ее дальнейшее развитие. При его участии и руководстве учреждаются викариатства, миссии, строятся храмы, повсеместно возникают новые приходы. Им был воздвигнут прекрасный храм во имя святителя Николая в Нью-Йорке, ныне представляющий достопримечательность города, а также Тихоновский монастырь в живописном уголке Пенсильвании, чем-то напоминающем природу средней полосы России. Движимый желанием укрепить позиции Православия в американском обществе, святитель Тихон, с благословения Священного Синода, переносит центр епархии в самый многолюдный, во многих отношениях определяющий пути развития США, город - Нью-Йорк, а в 1907 году на Первом Всеамериканском Церковном Соборе по его инициативе принимается новое официальное наименование Православной Церкви в Америке - "Русская Православная греко-кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией Священноначалия от Церкви Российской". Прозорливо предвидя великое будущее американского Православия, он еще в 1906 году в своем докладе Предсоборной комиссии в Петербурге рекомендовал предоставление Американской епархии широкой автономии.
Прошло более шестидесяти лет, прежде чем его чаяния осуществились. 18 мая 1970 года Русская Православная Церковь даровала своей возлюбленной Дщери - Церкви Американской - автокефалию.
Это был естественный акт констатации зрелости Православной Церкви в Америке, и Господу было угодно, чтобы именно Вы, Ваше Блаженство, будучи тогда епископом Аляскинским, получили в Москве Патриарший Томос об автокефалии от моего почившего предшественника Святейшего Патриарха Пимена.
Ныне, оглядываясь на двухсотлетнюю историю Православия в Америке, с благодарностью ко Господу вспоминая сонм иерархов, клириков, монашествующих и мирян, всецело отдавших себя служению на ниве американского Православия,- мы с глубоким удовлетворением отмечаем благодатную общность церковной жизни в Соединенных Штатах Америки и в России: те же святые покровители Америки с благоговением почитаются во всей Русской Православной Церкви, многие из наших церковных деятелей, внесших значительный вклад в укрепление Православной Церкви в Америке, оставили не менее глубокий след и у себя на родине. Мы убеждены, что Сам Господь судил нам эту духовную общность, нелицемерную любовь друг к другу, несокрушимое сотрудничество в служении на благо Святого Православия.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy272.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления в аэропорту Чикаго
24 сентября 1993 года
Сердечно благодарю Владыку Иова за заверения в том, что он и его паства молятся за Русскую Православную Церковь и за наших соотечественников, переживающих сегодня трудное время. К сожалению, кризис, происходящий сегодня в России, побуждает нас прервать наше пребывание в Соединенных Штатах и возвратиться на родину. Мы сожалеем об этом, однако Глава Церкви должен быть в трудные минуты со своей паствой, мы обязаны призывать к миру и не допустить кровопролития на нашей земле. Надеюсь, Его Блаженство, архипастыри, пастыри и все православные Соединенных Штатов Америки поймут наше решение.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy271.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из слова в Никольском храме Московского Патриархата
23 сентября 1993 года
Русская Православная община в Сан-Франциско существует с 1932 года. С благодарностью вспоминаю создателей этого святого храма, а также тех, кто молился в нем, отстаивал его в трудные минуты. Вечная память усопшим, труженикам этого святого храма. Хочу выразить благодарность Вам, дорогой владыка Павел, и отцу Александру, которые отстаивали этот приход, не дав захватить его чуждым Церкви силам. Хочу поблагодарить и генерального консула за помощь в трудные минуты жизни этого прихода.
Часто жизнь человеческую сравнивают с бурным житейским морем. Как в жизни каждого человека бывают бури и треволнения, так бывают они и в жизни церковного прихода. Но мы должны помнить слова Христа, сказавшего отцу одержимого бесом юноши: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23). Сегодня увеличивается русская диаспора в Сан-Франциско, растут и православные приходы в Америке. Наши соотечественники благодаря им всегда будут ощущать живую связь со своей родиной и Матерью-Церковью.
Хочу передать этому приходу Казанский образ Божией Матери на память о нашей встрече. Это святыня, перед которой мы всегда молимся в России. В Москве мы надеемся освятить храм в честь этой иконы в день ее празднования 4 ноября. Закладку этого храма на Красной площади мы совершили два года тому назад. В трудные моменты истории Российского государства наши предки всегда прибегали к помощи и предстательству Заступницы Усердной рода христианского. Мы верим, что заступление Пречистой Богоматери пребывает и с вами, живущими здесь и сохраняющими верность Московскому Патриаршему Престолу.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy270.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из слова после Божественной литургии в Троицком соборе Сан-Франциско
23 сентября 1993 года
Мы благодарим Великого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа за то, что Он сподобил нас участвовать в историческом торжестве - праздновании 200-летия Православия в Америке, и за то, что Он удостоил нас повторить путь, некогда пройденный монахами Валаамского и Коневского монастырей. Напутствуемые благословением Святейшего Правительствующего Синода и движимые святым стремлением проповедовать Слово Божие, во главе с великим тружеником, архимандритом Иоасафом (Болотовым), через всю Сибирь и Дальний Восток русские монахи дошли до Алеутских островов и Аляски и здесь, на берегах Тихого океана, как некогда святой апостол Андрей Первозванный на Киевских горах, водрузили Святой Крест, положив начало Православию на Американском континенте.
Посещая святые места Северной Америки, мы поклонились честным мощам преподобного Германа Аляскинского, прославили мученика за веру Христову иеромонаха Ювеналия, молились на месте подвига апостола Америки святителя Иннокентия (Вениаминова), позднее митрополита Московского, прославленного в лике святых.
Ныне же мы рады своему пребыванию в епархии Сан-Франциско, которая отмечает в этом году 125 лет православного свидетельства и служения в этом прекрасном городе.
На протяжении многих лет, начиная с 1870 года, когда в связи с увеличением православного населения в западных штатах Священноначалие нашей Церкви приняло решение о переносе епископской кафедры из Новоархангельска в сей град, и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на Североамериканском континенте. Это был небольшой, но насыщенный значительными событиями период истории американского Православия.
Мы знаем, с каким благоговением и благодарностью храните вы в памяти имена великих иерархов Русской Православной Церкви, достойно и плодотворно потрудившихся на этой кафедре: приснопамятных епископов Иоанна (Митропольского; 1870-1877), Нестора (Засс; 1878-1882), Владимира (Соколовского; 1887-1891), Николая (Зиорова; 1891-1898) и ныне прославленного в лике святых архиепископа, позднее - Патриарха Всероссийского Тихона (Белавина; 1898-1907), при котором в 1905 году кафедра правящего архиерея была перенесена в Нью-Йорк.
Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собирали не только русских, но с одинаковой любовью принимали всех ищущих духовного утешения: албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, Святая Православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки. В результате их неутомимой деятельности были учреждены викариатства - Аляскинское в 1903 году и год спустя - Бруклинское. В 1877 году из этой епархии были направлены первые пастыри в Канаду, что привело впоследствии к созданию там Канадской миссии. К этому периоду относится воссоединение с Русской Православной Церковью Минеаполисского униатского прихода с его настоятелем протоиереем Алексием Тавтом - ярким, одареннейшим пастырем, положившим начало стихийному возвращению в лоно Матери-Церкви галичан и карпатороссов.
Можно много говорить, вспоминая страницы славной истории православного свидетельства и служения в вашем регионе Северной Америки. Ныне же я, как Предстоятель Церкви-Матери, от имени Священного Синода, епископата, клира и всей Полноты Русской Православной Церкви сердечно поздравляю Ваше возлюбленное Блаженство, Вас, дорогой владыка Тихон, всех здесь присутствующих и разделяющих с нами молитву и радость торжества, со славным 200-летием Православия на Североамериканском континенте и с предстоящим 125-летием учреждения Сан-Францисской епархии.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy269.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Слово в Михаило-Архангельском храме Ситки (Аляска)
21 сентября 1993 года
Мы с волнением вступаем в храм, созданный одним из моих великих предшественников,- митрополитом Московским Иннокентием, которого справедливо называют апостолом и просветителем Америки. После случившегося недавно пожара храм был возобновлен в первоначальном виде трудами и заботами Блаженнейшего Митрополита Феодосия. Слава Богу, уцелели иконы, перед которыми молился святитель Иннокентий, являющиеся даром Русской Православной Церкви Русской Америке.
Еще одну икону я хочу передать в благословение этому храму - икону преподобного Серафима Саровского, который был связан через старца игумена Назария с преподобным Германом Аляскинским. Их духовные подвиги перекликаются. Еще мы хотим передать частицу мощей преподобного Серафима Саровского. Мы просим укрепить ее на этой святой иконе, и верующие, молясь перед ней, смогут получать благодать по молитвам преподобного Серафима Саровского.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy268.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления в православной Духовной семинарии на острове Кадьяк
20 сентября 1993 года
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Господь сподобил нас по молитвам преподобного Германа посетить Еловый остров, место его подвигов в конце земного пути. Поднимаясь к храму, я ощущал себя идущим к Иоанно-Предтеченскому скиту Валаамского монастыря. Наверное, и преподобному Герману, который прибыл с Валаама, природа Елового острова напоминала родную обитель - быть может, поэтому он и избрал его. Трудно передать впечатления, которыми полно сердце, ощутившее святость этого места. В благоговейной тишине окружающей нас природы чувствовалось молитвенное присутствие преподобного. Нас поразил лес этого острова, темные голубые ели, покрытые мхами. Мы чувствовали себя, как в сказке. В храме, построенном над местом погребения преподобного Германа Аляскинского, мы совершили молитву, испили воды из святого источника.
И еще об одном мне хотелось бы сказать - это о теплоте, с которой нас принимали люди. Там, где приземлился наш вертолет, никто не живет,- к месту нашей встречи люди шли несколько километров, и многие пришли с маленькими детьми. Эта встреча останется в нашем сердце, мы благодарны за духовную радость и утешение.
Сегодня мы находимся в семинарии имени преподобного Германа Аляскинского. Мы уже видели тех священнослужителей, которые вышли из ее стен на дело Божие. В Анкоридже на богослужении и на приеме мы видели молодых батюшек и матушек, которые несут в разных приходах Алеутских островов и Аляски свое пастырское служение. Люди разных национальностей получают здесь богословское образование, чтобы продолжать святое дело, основание которому положил преподобный Герман. Хотелось бы пожелать, чтобы молитвами преподобного Германа из этого вертограда духовного просвещения выходили преданные своему делу, ревностные пастыри Церкви Христовой. Дело пастыря, по словам Иоанна Златоуста, "это - искусство из искусств и наука из наук". И к этому великому делу нужно готовиться ответственно. Расположение этой семинарии на месте подвигов преподобного Германа является залогом его молитв, его благодатной помощи. Да поможет вам Господь в приобретении знаний, в подготовке к великому делу пастырского служения.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy267.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления на встрече в Анкоридже, организованной Советом Аляски по международным делам
18 сентября 1993 года
Особое волнение испытываем мы, вступая на землю Алеутских островов и Аляски, которая в течение длительного времени именовалась "Русской Америкой". В прошлом году весь мир отмечал 500-летие со времени открытия Колумбом Американского континента, хотя некоторые ученые утверждают, что связи местного населения Чукотки и Сибири с Аляской относятся к более раннему периоду. Во всяком случае процесс освоения Америки выходцами из Европы был длительным, растянувшимся не на одно столетие.
Заметную роль сыграли здесь и русские землепроходцы, открывшие и начавшие освоение в XVIII столетии северной оконечности Тихоокеанского побережья Америки и Алеутской гряды. В истории освоения Русской Америки особое место занимает имя Григория Ивановича Шелихова (1747-1795), купца из города Рыльска Курской губернии, основавшего первые постоянные русские поселения на Американской земле и наладившего мирную торговлю с местными жителями. Шелихов и его единомышленник иркутский купец Иван Ларионович Голиков обратились в Санкт-Петербург в Святейший Правительствующий Синод с просьбой направить в Русскую Америку несколько миссионеров для просвещения коренного населения Алеутских островов и Аляски. И вот 200 лет тому назад, в 1793 году, по Указу Святейшего Синода была образована первая православная миссия, призванная просвещать местное население и духовно окормлять русских землепроходцев на Американском континенте. Ее возглавил архимандрит Иоасаф (Болотов), помощниками которого стали члены братии Валаамского и Коневского монастырей: иеромонахи Ювеналий, Макарий, Афанасий, иеродиаконы Стефан, Нектарий и иноки Иоасаф и Герман. Их апостольский подвиг навсегда вписан золотыми буквами в историю Святой Православной Церкви.
Русские миссионеры не только обучали местное население истинам Православной веры, они принесли на острова знание основ земледелия и научили местных жителей ведению огородничества и садоводства.
В 1796 году число обращенных в православную веру достигло 12 тысяч человек. Такой успех побудил Ивана Ларионовича Голикова обратиться в Святейший Правительствующий Синод с ходатайством о назначении епископа в Американскую миссию. При этом выбор Священноначалия, естественно, пал на архимандрита Иоасафа - ревностного насадителя Православия в Америке. В апреле 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии. Однако первому православному епископу в Америке не пришлось встретиться со своей паствой. Корабль "Феникс", на котором он возвращался на остров Кадьяк, попал в шторм и разбился недалеко от американских берегов. Все его пассажиры погибли.
Миссия обрела своего нового епископа в 1824 году - им стал иркутский священник Иоанн Вениаминов, впоследствии - митрополит Московский Иннокентий, ныне прославленный в лике святых.
Свои апостольские труды отец Иоанн (в монашестве Иннокентий) начал на острове Уналашка, где тогда не было даже храма. Обучив местных жителей строительному ремеслу, отец Иоанн приступил вместе с ними к сооружению церкви.
Он освоил алеутский язык и перевел на него Катехизис, Букварь с молитвами и Евангелие от Матфея. В 1834 году деятельность отца Иоанна была связана с островом Ситка. Там успеху его миссии среди колошей способствовала проведенная им кампания по вакцинации местного населения во время эпидемии оспы.
К 1838 году в русских владениях в Америке было четыре храма, где трудились четыре священника. Забота о расширении и укреплении миссии, необходимость издания духовной литературы на местных языках побудили отца Иоанна Вениаминова отправиться в Петербург, чтобы представить Святейшему Правительствующему Синоду "Обозрение Православной Церкви в Российской Америке".
15 декабря 1840 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Так было положено начало иерархии Православной Церкви в Америке.
В марте 1859 года на острове Ситка состоялась хиротония архимандрита Петра (Екатерининского) во епископа Новоархангельского, который стал главным помощником святителя Иннокентия в деле окормления православной паствы в Русской Америке.
В 1867 году, как известно, Аляска и прилегающие к ней острова перешли к Соединенным Штатам. При этом святитель Иннокентий, в то время уже архиепископ Благовещенский, смог добиться от Российского правительства, чтобы в договоре о продаже этой территории были специально оговорены права Русской Православной Церкви - как собственника храмовых построек и соответствующих земельных участков. Также данным договором за Православной Церковью сохранялась свобода проповеди.
В 1870 году в США была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви, и хотя ее центром стал город Сан-Франциско, она по-прежнему называлась "Алеутская и Аляскинская" (с 1900 года - Алеутская и Североамериканская).
Особое внимание уделял Православной Церкви в бывших русских владениях в Америке святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, бывший в 1898-1907 годах епископом, а затем архиепископом Алеутским и Североамериканским. В 1905 году он перенес епархиальный центр в Нью-Йорк, одновременно учредив на Аляске отдельное викариатство.
С тех пор епископское служение на земле Аляски и Алеутских островов почти не прерывалось.
Нас воодушевляет, что в настоящее время Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке насчитывает 86 храмов. Имеется Духовная семинария и монашеская община. Мы верим, что по молитвам святых Америки, подвизавшихся на этой земле, Православие на Аляске и Алеутах будет и далее укрепляться.
К сожалению, судьба духовного наследия святителя Иннокентия и других достославных русских миссионеров на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири не сложилась столь же благоприятно. Семь десятилетий тоталитарного режима, в основе идеологии которого лежало безбожие, самым трагическим образом сказались на церковной жизни в этом обширнейшем регионе, где в течение многих лет на тысячи километров не сохранилось ни одного православного храма. Однако благодатные семена, посеянные там в прошлом столетии, окончательно не заглохли. После второй мировой войны удалось возродить небольшой очаг Православия в Якутии. Были вновь открыты некоторые храмы в Приамурье, Хабаровском и Приморском краях. А десять лет назад, благодаря энтузиазму и стойкости верующих, была восстановлена православная община в Петропавловске-Камчатском, бывшем кафедральном городе святителя Иннокентия.
Сейчас наша Церковь прилагает все усилия для возрождения полнокровной церковной жизни в этом огромном регионе нашей страны. Восстановлены епископские кафедры в Хабаровске, Владивостоке, Якутске и на Камчатке. Открыты архиерейские кафедры в Магадане и на Сахалине. Конечно, на этом пути имеется немало трудностей: не хватает священнослужителей, недостаточно средств на храмостроительство и организацию духовного просвещения. Но мы верим, что с Божией помощью великое дело святителя Иннокентия принесет свои обильные и добрые плоды как на американской, так и на российской земле.
Американская культура, весь дух американской нации складывались из того культурного и духовного многообразия, которое на протяжении ряда столетий образовывалось здесь переселенцами из Европы и Африки, Восточной Азии и Ближнего Востока. Есть в этой мозаике и немалый русский вклад.
С тех пор прошло много времени, и Аляска уже совсем не та, что 130 лет назад. Но по-прежнему горит здесь православная лампада и совершается православная молитва.
Да благословит Всемилостивый Господь труды всех здесь подвизающихся на ниве Божией, да возрастает от силы в силу Святая Православная вера на сих северных просторах Соединенных Штатов Америки!
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy266.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Выступление на обеде в Анкоридже, устроенном национальными общинами Аляски
18 сентября 1993 года
Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно рад встрече с вами, потомками народов Алеутских островов и Аляски. 200 лет назад русские миссионеры пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку - не в другое какое-либо государство, а в удаленную часть своего собственного Отечества. Но они не ставили перед собой цель русифицировать местное население - об этом говорит деятельность ныне почитаемых святыми преподобных Германа Аляскинского, святителя Иннокентия (Вениаминова) и их сподвижников.
Одним из первых их дел был перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. Святитель Иннокентий, в то время еще священник Иоанн Вениаминов, приступил к исполнению этой задачи сразу по прибытии летом 1824 года на остров Уналашку. В течение года он освоил алеутский язык и начал переводить на него самую необходимую духовную литературу. В это же время он открывает на Уналашке и училище, где обучает местное население грамоте. Уже за первые пять лет, проведенные здесь, им был сформирован целый корпус алеутской христианской литературы, бесценные духовные сокровища: Катехизис, Букварь с важнейшими молитвами, Евангелие от Матфея.
В 40-х годах к этому добавились и собственные сочинения святителя: "Указание пути в Царство Небесное" (это сочинение и теперь служит наставлением для православных как в Америке, так и в России) и "Священная история", излагающая события Библии. Кроме того, были сделаны переводы книги Деяний Апостольских и некоторых частей Евангелия от Луки.
Затем святитель Иннокентий продолжил свои просветительские труды на острове Кадьяк. Здесь под его руководством уже трудился местный уроженец Илья Тыжков. В 1846 году из-под пера Ильи Тыжкова вышли готовыми к печати перевод Краткого Катехизиса и Евангелия от Матфея, а кроме того им была составлена небольшая Грамматика со словарем.
Святитель Иннокентий отправил Тыжкова в Санкт-Петербург за разрешением Святейшего Правительствующего Синода напечатать свои труды. Разрешение было получено, и в 1849 году жители Кадьяка уже имели на своем языке Евангелие от Матфея, Краткий Катехизис и необходимые молитвы. Услышав в первый раз молитву на своем языке, они плакали от умиления. Это было необычайно трогательно и удивительно, ибо здешние, суровые по природе своей туземцы плакали очень редко.
Затем просветительская деятельность апостола Америки святителя Иннокентия была перенесена в Новоархангельск, ныне - Ситку. Там святителем была открыта Духовная семинария. Его заветным желанием было также открытие там для колошей особого храма, где можно было бы вести богослужение на их собственном языке.
Во вновь построенной церкви - она был освящена 24 апреля 1849 года - стали ежедневно совершаться богослужения на колошском языке. Святитель Иннокентий успел перевести воскресные Евангелия, некоторые чтения из Апостола, Молитву Господню, Символ Веры и некоторые молитвословия.
И результаты не замедлили сказаться. Множество колошей приняли Святое Крещение, и храм во время богослужения всегда был полон.
Впоследствии Преосвященный Иннокентий продолжил перевод Священных книг на колошское наречие, а помогать ему стал один из питомцев Новоархангельской семинарии Иван Надеждин.
Различными оказались исторические судьбы некогда единой паствы святителя Иннокентия, распространившейся по разные стороны Тихого океана. В России в послереволюционные годы церковная жизнь была особенно сильно порушена именно в восточных регионах. Все это выглядит таким контрастом по сравнению с тем, что мы увидели на Аляске! И теперь уже православные Аляски должны в свою очередь помочь возродиться православным приходам по ту сторону Тихого океана.
Однако семена веры, посеянные там первыми православными миссионерами, все же не погибли. Ныне на просторах Якутии, Чукотки, Камчатки и Приамурья, на Сахалине и Курилах церковная жизнь возрождается: восстанавливаются епархии и монастыри, возникают новые общины, развивается религиозное образование.
Также и благотворительность вновь обретает свое место в жизни Церкви. Пусть этот процесс идет не так быстро, как нам хотелось бы. Но он уже начался, и мы верим, что недалеко то время, когда он станет приносить добрые плоды во множестве и служить столь необходимому духовному и национальному возрождению народов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Господь да благословит вас, возлюбленные братья и сестры, ваши семьи, и всю вашу жизнь.
http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy265.htm
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления на пресс-конференции в Анкоридже
17 сентября 1993 года
Пользуюсь возможностью, чтобы сказать слова благодарности за память жителей штата Аляска и города Анкориджа о вкладе русских миссионеров в просвещение коренных народов Северной Америки. В памяти русского народа Анкоридж останется также и тем, что отсюда в тяжелые годы Великой Отечественной войны поступала помощь по лендлизу.
С православными Америки нас объединяет общая святая православная вера. Мы благодарны Блаженнейшему Митрополиту Феодосию, главе Православной Церкви в Америке за приглашение на празднование двухсотлетия Православия на Американском континенте. Спасибо за помощь, оказываемую нам Православной Церковью в Америке и всеми христианами в трудное для России время.