Визит в Кострому (август 2002 года)

Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на презентации «Православной Энциклопедии» в костромском Ипатьевском монастыре

30 августа 2002 года

Господин губернатор Костромской области Шершунов Виктор Андреевич, глава Костромской областной думы Ижицкий Валерий Петрович, господин градоначальник Коробов Борис Константинович, многоуважаемая заместитель Министра культуры РФ Чуковская Екатерина Эдуардовна, уважаемый директор Ипатьевского музея Чугунов Евгений Анатольевич, Ваше Высокопреосвященство, собратья архипастыри, уважаемые дамы и господа, дорогие отцы, братья и сестры!

Наша сегодняшняя встреча проходит в древних стенах Ипатьевского монастыря, обители, занимающей совершенно особое положение в истории нашего государства и Церкви. Именно Ипатьевскому монастырю суждено было стать «колыбелью» династии, стоявшей во главе нашего государства на протяжении трех веков и пресеченной богоборческой властью в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге 17 июля 1918 года.

 

Посещение исторических мест всегда заставляет нас вспомнить происходившие в них ранее события и лиц принимавших в них участие. Нам надо знать историю своей страны. Знание истории – это наша христианская обязанность. Ведь только осознанное понимание пути, пройденного нашим народом и нашей страной, позволяет не повторять ошибок, совершенных нашими предками. А ведь за некоторые такие ошибки приходилось и приходится расплачиваться, и даже кровью расплачиваться, многим поколениям наших сограждан.

Давайте мысленно вернемся на четыре столетия назад. В стране царила Великая Смута. Пресеклась правившая Россией на протяжении семи веков династия Рюриковичей. Царский трон со всех сторон стали осаждать многочисленные соискатели. Среди них были в большей или меньшей степени законные претенденты (избранные или приглашенные), но еще больше было самозванцев. Кстати, последним суждено было еще не раз появляться в истории России. Как тут не вспомнить объявившуюся недавно в Грузии "чудом, спасшуюся от расстрела дочь императора Николая II". Лично на моей памяти подобные "Великие княжны" появлялись уже более 30 раз. Но цель у всех самозванцев испокон века одна - внести смущение в сознание людей, разделить общество на непримиримых противников.

В 1613 году нашим предкам, собравшимся на Земский собор, удалось достичь согласия. Новым русским царем был избран юный Михаил Романов. Не сразу согласился Михаил возложить на себя шапку Мономаха. Царская власть в разоренной пятнадцатилетней смутой стране сулила не богатство и почести, а тяжкие каждодневные государственные труды и многие невзгоды. Трагическая судьба всех тех, кто пытался занять царский трон после смерти последнего Рюриковича, была более чем хорошо известна юному Михаилу. Но умоление чудотворным Феодоровским образом Божией Матери, великой святыней Костромской земли, и благословение благочестивой матери - инокини Марфы подвигли Михаила Романова на тернистый путь спасения измученной Родины.

«Благоверный и зело кроткий», по отзывам современников, семнадцатилетний юноша за сравнительно короткий срок сумел отразить многочисленные вылазки неприятелей, со многими их них заключить мирные договоры, укрепил государственную власть, наладил мирную жизнь своего народа. Все это было сделано молодым человеком, шесть лет в одиночку управлявшего разоренной страной. Ведь только в 1619 году бремя власти разделил с ним вернувшийся из польского плена отец - опытный государственный деятель и мудрый святитель Патриарх Филарет.

Историки часто задаются вопросом, каким образом удалось царю Михаилу достичь такого успеха? Ключ к ответу на этот вопрос можно найти в воспоминаниях современников: «Бе бо всеми добрыми делы украшая себя: постом, молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиренномудрием, правосудием и благовеинством… Льсти же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть… И не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем всегда тих и кроток». Личным примером старался благочестивый Государь примирить русское общество, направить все созидательные силы на путь возрождения Отечества. Однако и народ был достоин такого царя. Не следует забывать, что завершению Смутного Времени предшествовал многодневный пост и молитвенный подвиг всего русского народа.

Особым благочестием отличалась и царская семья. Нелишне напомнить, что именно указом царя Михаила были учреждены два так любимых русским народом праздника: 8 июля в честь «Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани» и 22 октября «како очистися Московское государство» от польских интервентов в 1612 году. Во время правления Михаила Романова среди множества других величественных церквей был построен и собор во имя Казанского образа Пресвятой Богородицы на Красной площади. Глубоко символично, что именно с восстановления этого храма началось Духовное Возрождение России и в наше время.

К сожалению еще не все святыни возвращены Русской Православной Церкви. Опыт гармоничного сосуществования монастырей с музеями у нас уже есть; за примерами далеко ходить не надо, достаточно лишь вспомнить Троице-Сергиеву Лавру.

Сейчас настал новый этап в жизни Русской Православной Церкви. Сегодня священнослужители должны сами идти навстречу современному и, прежде всего, молодому человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности. Мы должны помочь нашим соотечественникам избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь должна считать своей важнейшей задачей.

Именно с этой целью, нами предпринято издание фундаментального труда «Православная энциклопедия». Подобного издания не знает история Вселенского Православия. Отрадно, что в работе над ним соединился созидательный труд как церковных, так и светских ученых и богословов всех Поместных Православных Церквей.

25 томов «Православной Энциклопедии» будут содержать примерно 70 тысяч агиографических, биографических, историко-статистических, церковно-географических, понятийных и терминологических статей. Каждый том включает в себя порядка 750 цветных и черно-белых иллюстраций. Это как исторические, так и современные карты Церквей и епархий, иконы, портреты выдающихся церковных деятелей и исторических личностей, фотографии святынь, памятников Церковного искусства и археологии. 80% содержания Энциклопедии будут посвящены Православию. По 20 тысяч статей будут посвящены истории и современному положению Русской Православной Церкви и Восточных Православных Церквей (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской и Элладской). Значительное место в энциклопедии отведено и другим Поместным Православным а также дохалкидонским Церквам. Более десяти процентов от всего количества статей будут посвящены истории и современному состояния Католической Церкви и протестантизму. Я думаю, всеобщий интерес привлекут почти шесть тысяч статей посвященных церковному искусству и церковной музыке, этнографии и страноведению. Примерно такое же количество статей дадут читателям исчерпывающую информацию по всем вопросам священной истории, библеистики, богословия и религиозной философии.

Не на пустом месте мы создавали Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Ядро этого творческого коллектива сформировалось, когда мы осуществляли переиздание на новой научной основе 12-томной истории Русской Православной Церкви митрополита Макария Булгакова. Сейчас Церковно-научный центр стал одним из крупнейших синодальных учреждений Русской Православной Церкви, имеющий свою мощную региональную структуру.

Мы благодарны руководителю Центра "Православная энциклопедия" Сергею Леонидовичу Кравцу за его подвижнический труд. Его энергией и его талантом создавался этот Центр и ныне осуществляется сбор и обобщение материалов для "Православной энциклопедии".

Свое представительство «Православная энциклопедия» имеет и в Костроме.

А сейчас позвольте мне перейти к приятному моменту нашей сегодняшней встречи - вручению высоких церковных наград костромским ученым, участвующим в издании "Православной энциклопедии".

Во внимание к трудам по изданию "Православной энциклопедии" координатор Костромского представительства Церковно-научного Центра "Православная энциклопедия" Николай Александрович Зонтиков награждается орденом Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, III степени.

Во внимание к трудам по изданию "Православной энциклопедии" профессор Костромского государственного педагогического университета Юрий Владимирович Лебедев награждается орденом Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, III степени.

Фотограф Костромского Епархиального Управления Георгий Павлович Беляков награждается медалью Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского.

Я также хотел бы вручить губернатору Костромской области Виктору Андреевичу Шершунову изданные на сегодняшний день тома "Православной энциклопедии". Комплекты из четырех томов "Православной энциклопедии" вручаются также председателю Костромской областной думы Ижицкому Валерию Петровичу и мэру Костромы Коробову Борису Константиновичу.

http://www.sedmitza.ru/text/444201.html

Связанные материалы