Визит в Томск (май 2002 года)

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на презентации «Православной Энциклопедии» в Томском университете

25 мая 2002 года

Уважаемый Леонид Вадимович! Уважаемый Виктор Мельхиорович! Уважаемый Георгий Владимирович, ректор Томского Государственного университета, уважаемые профессоры, преподаватели и студенты Томского государственного университета!

Не случайно университеты и другие учебные заведения еще с древних времен именовали «храмами науки». В приобщении человека к истинному знанию есть, несомненно, сакральный смысл естественного богопознания, т.е. познания мира, как говорят святые, через «следы Бога» в тварном мире, через выявление и уяснение закономерностей всего, что окружает нас. Познавая окружающий нас мир и находя в нем закономерности, физик испытывает священный трепет перед совершенством атомарного мира, а астрофизик перед непостижимостью масштабов космоса. И не случайно многие из выдающихся ученых прошлых веков и современности являются верующими людьми. Наука не противоречит вере, напротив, вне веры не может быть науки. Допущение в математике аксиомы разве не является своеобразным актом веры, раскрывающим религиозный характер научного познания мира? Вера предшествует знанию или знание вере? Эта проблема волновала еще блаженного Августина. Продолжает волновать она умы и современных мыслителей.

Российские традиции высшего светского образования насчитывают уже несколько веков. В Томске уже 124 года существует университет. Известно, что в начале XX века в церковной среде обсуждалась возможность открытия в Томске пятой в России духовной академии, которая должна была стать второй после Казанской – миссионерской духовной академией. Но события Первой мировой войны и революция 1917 года не дели осуществиться благородному намерению томичей. Возможно, новый XXI-й век внесет свои коррективы. И это зависит не только от местной церковной власти.

Систему духовного образования многое роднит со светской системой высшего образования. У нас долгая история взаимоотношений. До революции профессора духовных академий преподавали в университетах, а преподаватели университетов работали в духовных академиях и семинариях. Даже реформирование духовных и светских учебных заведений происходило в одно и то же время. Конечно, у духовного и светского учебного заведения оставались свои традиции, свои правила внутренней жизни и развития, но эти традиции и правила не были враждебными друг другу. Стоит вспомнить, что сама система светского образования и на Западе и в России вышла из системы духовного образования. В этом смысле духовная высшая школа и университет имеют общие корни. Об этом не стоит забывать.

Наконец, мы обязаны помнить, что именно в стенах духовных и светских учебных заведений воспитывается наша молодежь, те, кому в этом столетии предстоит учиться и учить, делать открытия и управлять государством, совершать церковное служение и служение государственное. Из этих стен выйдут будущие ученые, государственные деятели и преподаватели вузов. Но если в основании образования не будет духовного воспитания, если плодами образовательного процесса явятся циники и нигилисты – грош цена такому образованию и незавидна участь государства, готовящего себе такую смену.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками отрадных процессов преодоления средостения между светской и духовной системами образования. Мы видим, как появляются успешные совместные церковно-научные проекты, одним из которых является «Православная энциклопедия».

Хочу вам напомнить, что первая попытка издать православную энциклопедию предпринималась еще в начале прошлого века, но последовавшие вскоре революционные события не позволили вывести это издание за пределы буквы «К». Вторая попытка предпринималась уже в 60-е годы, но так же не увенчалась успехом.

Современный церковно-научный проект «Православная энциклопедия» стала примером успешного диалога и сотрудничества Церкви, государства и общества. В настоящее время издание «Православной энциклопедии» осуществляется под личным патронатом Президента РФ В. В. Путина и попечением Российского государства. И это лучшее свидетельство того, что время конфронтации и взаимного недоверия Церкви и общества миновало. Наступает период общего служения делу возрождения нашего Отечества.

Мне особенно приятно отметить, что в этом году Православная Энциклопедия получила статус учебного пособия для студентов светских учебных заведений, специализирующихся в области истории, искусствоведения и теологии.
Действительно, «Православная энциклопедия» представляет собой уникальное издание, которое по своей полноте становится в один ряд с лучшими зарубежными энциклопедическими изданиями не только церковного, но и светского характера. «Православная энциклопедия» – это не только прекрасно изданное иллюстрированное издание, но и систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, права, политики и культуры. Соединение цельного православного мировоззрения с последними достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний придают данному духовному изданию поистине универсальный характер. В работе над энциклопедией объединяются усилия крупнейших богословов и выдающихся ученых-мирян, как отечественных, так и зарубежных.

Особо подчеркну, что Православная Энциклопедия является единственным и потому уникальным проектом Вселенского Православия, в котором объединяются усилия всех Поместных Православных Церквей. И в этом нам видится особая объединяющая роль Русской Церкви в современном православном мире.

Предполагается, что будет издано 25 томов православной энциклопедии. Уже вышел в свет том, посвященный Русской Православной Церкви, а также три алфавитных тома. Сейчас в Церковно-научном Центре идет интенсивная работа над четвертым алфавитным томом, который должен быть сдан в печать уже в конце июня. Весь же церковно-научный проект планируется завершить в 2012 году.

Хочу отметить, что Центр «Православная энциклопедия» – это не только церковно-научный издательский проект, но и создание на базе «Православной энциклопедии» целого ряда других проектов.

Серьезный церковно-научный и экспертный потенциал, имеющийся у Центра, способствовал появлению телевизионной передачи «Православная энциклопедия» и одноименной радиопрограммы на радио «Маяк». Эти просветительские передачи освещают важнейшие события церковной современности, повествуют о православной истории и культуре, раскрывают глубины православной богословской традиции.

Кроме того, Центром создан интернет-портал «Седмица.ру», который предлагает комментарии экспертов Энциклопедии по ключевым новостям текущей недели. Здесь каждое событие рассматривается в историческом, культурологическом, правовом, духовном и общественно-политическом аспектах.

Церковно-научным центром ведется и обширная научно-методическая работа. Создан агиографический центр, который учрежден для исследования и научного издания житий русских святых. Кроме того, на базе Центра «Православная энциклопедия» создан церковно-научный архив, где уже сегодня хранятся и изучаются сотни ценнейших свидетельств православной истории XIX-XX вв.

Сегодня Церковь идет навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Именно формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь считает сегодня своей важнейшей задачей.

http://www.sedmitza.ru/text/417107.html