Визит в Санкт-Петербургскую епархию (июль 1999 года)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово перед освящением храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на станции Любань Октябрьской железной дороги

17 сентября 1999 года

Сегодня, когда мы совершаем освящение храма, мы должны высказать слова глубокой благодарности всем, кто принимал участие в возрождении этой святыни. То, что многие министерства Российской Федерации имеют свои храмы, - знамение времени. Теперь и Министерство путей сообщения имеет собственный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пройдут годы, и уже трудно будет поверить, что когда-то этот храм был в руинах. Мы с благодарностью вспоминаем первого министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова, который принял решение о строительстве этого храма. После молитвы в храме, особенно в таком благолепном, каждый человек уйдет успокоенным и умиротворенным, и этот свой внутренний мир он будет передавать неспокойному, часто раздираемому противоречиями обществу. Мы осознаем, что всем нам необходимо сохранять мир и согласие - в этом будущее нашего народа, в этом будущее России.

В наши дни происходит восстановление исторической связи. Мы вспоминаем и осознаем, что продолжаем дело, которое совершали наши предки, служим нашей Церкви, нашему Отечеству, народу земли нашей.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy525.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово в Иоанновском монастыре после всенощной в канун престольного праздника

17 июля 1999 года

Собратья архипастыри, всечестные отцы, матушка игумения, насельницы обители, дорогие братья и сестры!

Я поздравляю всех вас с престольным праздником этого храма, освященного в честь Собора святых апостолов. Я только что посетил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, в котором мы прославляли основателей обители - преподобных Сергия и Германа Валаамских в день их памяти, а также отмечали десятилетие со дня возрождения монашеской жизни в Спасо-Преображенской Валаамской обители. В этом году исполняется десять лет возрождения монашеской жизни и в Иоанновском монастыре. Десять лет тому назад в этих двух обителях возобновилась монашеская жизнь после долгих лет запустения и разорения. И мы благодарны Господу за то, что уже десять лет здесь возносится молитва за нашу Святую Церковь, за Отечество наше, за многострадальный народ земли нашей, что все больше и больше приходит тех, кто ищет монашеской жизни в обители. Все больше и больше богомольцев, православных верующих, приходят в обитель на общую церковную молитву, чтобы разделить ее с братией Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, а здесь - с насельницами Свято-Иоанновского монастыря. Каждый раз, участвуя в общей церковной молитве, особенно за Божественной литургией, мы восполняем духовные силы, необходимые нам для прохождения жизненного пути. Многим нелегко живется, и нужно иметь духовный, нравственный стержень, который будет помогать преодолевать трудности и испытания, давать силы и мужество нести свой жизненный крест. Святые апостолы, которых мы сегодня вспоминаем и которые весь мир ученьми своими просветили, являют нам пример проповеди Евангелия Царствия Божия. И каждый православный христианин - не только священнослужитель, не только монашествующий - в наше непростое время должен быть миссионером, утверждать людей в вере Христовой, помогать христианской любовью своим ближним преодолевать трудности и испытания и показывать пример христианской жизни. Спаситель говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Наши добрые дела, которые мы являем по отношению к людям, есть проповедь христианства, продолжение проповеди святых апостолов, которые научали истинам Евангелия, которые были очевидцами земного подвига Господа и Спасителя нашего, а мы должны молиться им, чтобы они нас научили свидетельствовать о Христе перед людьми, которые еще не нашли дорогу к Богу и к храму, - свидетельствовать о Христе тем, кто еще не просвещен светом Христовой веры, звать людей к спасению, к вечной жизни.

Мы приближаемся к великому юбилею - 2000-тысячелетию Рождества Христова. Дай Бог, чтобы и в нашей стране люди, в течение семидесяти лет насильственно отторгаемые от нравственных духовных ценностей христианства, обретали веру, находили путь к христианским истинам, жили по Евангелию, как научил Господь Спаситель. Еще раз поздравляю всех вас с праздником святых апостолов, с престольным праздником главного храма Свято-Иоанновской обители! Да хранит всех вас Господь по молитвам святых апостолов, по молитвам святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, по молитвам преподобных Сергия и Германа Валаамских, благословение от святых мощей которых, покоящихся в намоленной, освященной многими поколениями православных монахов святой обители Валаамской, я привез всем вам.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy524.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Речь, произнесенная в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова, при посещении Санкт-Петербургской Духовной академии

9 июля 1999 года

С особым чувством я посещаю свою "альма матер", в которой я провел лучшие годы своей жизни, потому что еще не было груза той ответственности, которую пришлось нести потом, в пастырском служении, в епископском служении и тем более в Патриаршем служении. К сожалению, все меньше и меньше остается нас - тех, кто окончил Ленинградскую Духовную семинарию в 1949 году. Я рад, что здесь находится протоиерей Василий Ермаков, с которым мы вместе учились, - сегодня семинаристов нашего выпуска можно пересчитать уже буквально по пальцам одной руки.

Никогда не изгладятся из памяти наши наставники, для многих из которых работа в Духовной школе стала "лебединой песнью". Покойный Владыка митрополит Григорий (Чуков) привлек в стены возрожденных Духовных школ тех кандидатов и магистров дореволюционнной Академии, с которыми он осуществлял педагогическую деятельность в Богословском институте, действовавшем до 1927 года. И мы - старшее поколение выпускников Духовной семинарии, равно как и те, кто получает здесь богословское образование сегодня, всегда должны и будем с благодарностью вспоминать преподавателей, которые передавали нам свой жизненный опыт и знания, учили примером своей жизни. Я думаю, что отец Василий хорошо помнит профессора Сергея Алексеевича Купрессова, всегда стоявшего на клиросе перед Царскосельской иконой Божией Матери "Знамение", - человека, который прошел через многие испытания и которому Господь дал огромный тяжести крест в лице его душевнобольного сына. Но он терпеливо нес этот крест. Другой замечательный преподаватель - профессор Александр Николаевич Сагарда, который в течение двух лет вел у нас Священное Писание Нового Завета и историю Древней Церкви. Он был человеком глубокой веры. Мы видели, как Александр Николаевич нервничал и переживал, когда кто-либо из наших соучеников, будучи в возрасте и имея другие послушания, плохо отвечал по предмету Священное Писание Нового Завета. Однажды он взял в руки Евангелие и сказал: "Вы должны полюбить эту книгу!" - с таким чувством, что и через пятьдесят лет эти слова помнятся, они врезались в сознание и в душу. Многое можно было бы рассказать о наших наставниках, которым Господь судил в возрожденных Духовных школах передавать свои знания, радоваться возрождению духовного образования. Можно считать промыслительным тот факт, что перерыв в богословском образовании в Русской Православной Церкви был продолжительностью лишь шестнадцать лет - с 1927 по 1943 год. Если бы этот перерыв был большим, не было бы преемственности между старой, дореволюционной школой и возрожденными Духовными школами послевоенного времени.

Много воспоминаний сейчас наполняют мою душу. В будущем году будет пятьдесят лет, как я был рукоположен в сан диакона здесь, в академическом храме, а через два дня в Николо-Богоявленском кафедральном соборе - во пресвитера. Конечно, оглядываясь на этот огромный отрезок времени, ощущаешь, как много изменилось с тех пор. Сейчас нет никаких препятствий для получения знаний. Нужно одно - призвание к пастырскому служению, призвание служить Церкви, ибо на каждого, кто переступает порог Духовной школы сегодня, ложится огромная ответственность. Надо в полной мере использовать те благоприятные возможности, которые открылись, чтобы утверждать людей в вере, помогать им в трудностях и испытаниях, совершать великое и святое пастырское служение, научая, просвещая и укрепляя православных верующих, которых все больше приходит в ограду Церкви Христовой.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy523.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Речь в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии при получении диплома почетного доктора академии

9 июля 1999 года

Многоуважаемый Юрий Леонидович, уважаемые члены ученого совета, собратья архипастыри, дорогие братья и сестры!

С глубоким волнением воспринимаю я знак почетного доктора Военно-медицинской академии. Я со смущением воспринял ваши слова о моих заслугах в деле духовного и нравственного возрождения России. Думаю, что все мы должны помнить слова Христа Спасителя, которые Он сказал, посылая учеников на проповедь: когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать (Лк. 17, 10).

Время, в которое мы живем, - во многом трудное и сложное, - накладывает на всех нас огромную ответственность. И я ощущаю эту ответственность за будущее Церкви, которую несу на протяжении девяти лет моего Патриаршего служения. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом - в радостях и в испытаниях. Нам пришлось пережить трудные семьдесят лет, когда было воздвигнуто искусственное средостение между Церковью и армией, между Церковью и обществом, между Церковью и государством. В настоящее время мы все больше и больше ощущаем, что это средостение - искусственное и что оно разрушается. Мы осознаем, что у нас одна история, одно Отечество и одно будущее, которое мы должны вместе созидать. Церковь в Российской Федерации отделена от государства, и я считаю, что это правильно. Когда мне задают вопросы о том, не стремится ли Русская Православная Церковь стать вновь государственной Церковью, как это было до революции, я отвечаю: нет, ни в коей мере не стремится, ибо тогда рано или поздно Церковь превратится в государственную структуру, в государственное ведомство. А Церковь должна давать оценку тому, что происходит в стране, в обществе и в государстве, с нравственных, духовных позиций, что часто не созвучно с официальной позицией государства. Но есть общие задачи, которые мы должны решать вместе с государством. Я думаю, одной из основных, приоритетных задач является достижение нравственного здоровья нашего общества. В последнее время все больше и больше храмов и молитвенных комнат открывается в медицинских учреждениях, где наряду с врачеванием тела пастыри Церкви врачуют души людей.

Для меня является великой честью присуждение высокого звания почетного доктора Военно-медицинской академии. Я рад посетить этот храм науки в год 200-летия его образования. Действительно, врачи - военные и светские - несут жертвенный подвиг служения своему народу, и мы высоко ценим жертвенный труд военных медиков. Я воспринимаю эту награду не как мою личную заслугу, а как оценку деятельности всей Русской Православной Церкви. Уверен, что третье столетие существования Военно-медицинской академии будет более благодатным и благополучным.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy522.htm