Визит в Виленскую епархию (июль 1997 года)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Слово в Виленском Свято-Духовском монастыре
26 июля 1997 года
Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня под сводами этого святого храма, чтобы "едиными усты и единым сердцем" молитвенно прославить Господа и тех богомудрых мужей, которых Господь явил миру пламенными защитниками и хранителями святого Православия в Литовской земле - святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
Весьма символично, что в этот юбилейный год, когда исполняется 650 лет со дня мученической кончины святых Антония, Иоанна и Евстафия, день их памяти совпал по церковному календарю с величайшим для каждого христианина праздником Светлого Христова Воскресения, и источающие благодатную силу тела мучеников, пребывающие нетленными и неповрежденными "от разрушительных стихий и времени всепоядающего" (из акафиста), с еще большей силой зримо свидетельствуют, что воистину воскрес Христос, что Своим славным Воскресением Он "смертное в нетление облачил благолепие" (Пасхальный канон) и даровал нам упование будущих благ во Царствии Своем.
Но по сложившейся традиции именно сегодняшнее празднование возвращения честных и многоцелебных мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия из Москвы в Вильнюс совершается с наибольшей торжественностью в Виленско-Литовской епархии. Именно 26 июля в 1946 году мощи Литовских святых были торжественно возвращены в Вильнюс после 30-летнего пребывания в Москве, куда из-за боязни осквернения они были перенесены во время Первой мировой войны.
Почитание народом Божиим святых Антония, Иоанна и Евстафия началось со времени их мученической кончины в 1347 году, которая, по преданию, произошла на месте языческого капища, недалеко от Остробрамских ворот древнего Вильнюса.
Бытие Православной Церкви в Литовской земле изобилует примерами человеческой решимости и исповеднической стойкости в правой вере. Владения Великого Литовского княжества некогда объединяли большие области современной России, Белоруссии и Украины с традиционно православным населением. В тяжелых условиях Православная Церковь находила такие формы своего бытия и свидетельства, которые сплачивали духовенство и мирян вокруг верных Православию представителей церковной и светской власти. Таким духовным прибежищем для православных явилась эта святая обитель, 400-летие основания которой мы ныне торжественно отмечаем.
Твердыми оплотами Святого Православия стали также и православные братства, возникавшие в то время повсеместно, самыми известными из которых были братства Виленское и Львовское. С деятельностью этих братств навсегда связаны имена князей Острожских, знаменитых своим попечением о красоте церковной, духовном просвещении и книжной мудрости. Видимое тому свидетельство - этот благолепный кафедральный собор, воссозданный ими в начале XVI века, а также издание полного текста Священного Писания, ныне носящего название Острожской Библии, а также значительные усилия, которые были предприняты ими против Брестской унии в 1596 году.
Несмотря на скромное положение, в котором находится Православная Церковь в Литве, верующие находят должное место и время для того, чтобы словом и делом свидетельствовать миру о благодатной жизни во Христе. В связи с этим невозможно обойти молчанием светлую память приснопамятного митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко), который известен своими благовестническими и исповедническими трудами на этой кафедре.
В бытность свою Литовским епархиальным архиереем здесь, в Вильнюсе, служил и святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и Всероссийский, исповедник.
Добрую память в истории Литвы оставил известный философ и богослов Лев Платонович Карсавин. Для этого православного русского человека, волей Божией оказавшегося в эмиграции после революции, Литва стала второй родиной. В совершенстве овладев литовским языком, Карсавин именно на нем написал свои основные философские, богословские и исторические труды.
Православная Церковь в Литве всегда оставалась с литовским народом, нося его бремена и тяготы. Так, во время трагических событий 1991 года в Вильнюсе Русская Православная Церковь выступила против насилия и кровопролития.
Церковь всегда становится на защиту тех, чья жизнь находится в опасности. Не вмешиваясь в политические страсти, не принимая ту или иную сторону в политическом противостоянии, она возвышает свой голос против всякой несправедливости, против всякой лжи и всякого насилия. В январе 1991 года кому-то очень хотелось представить происходившее как следствие противостояния между русскими и литовцами. Но Русская Православная Церковь тогда твердо заявила, что никакого противостояния, никакого конфликта не было: русские на протяжении столетий жили и продолжают жить в мире и согласии со своими литовскими братьями.
С радостью и благодарением Господу мы можем сейчас свидетельствовать о том, что Православная Церковь в Литве занимает достойное положение, пользуясь уважением и содействием со стороны литовского правительства и повсеместно распространенной в Литве Римско-Католической Церкви, что является положительным примером для соседних Балтийских государств.
Хотелось бы особо отметить архипастырскую деятельность правящего архиерея Виленской и Литовской епархии Владыки Хризостома и пастырские труды многих клириков епархии. Непросто было вести церковный корабль в условиях стремительных политических изменений, но время показало, что возникшее недопонимание, вызванное объективными или субъективными обстоятельствами, оказалось мимотекущим и промыслительно привело к официальному признанию должного положения Православной Церкви в этой прекрасной Балтийской стране.
Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры и иночествующие этой святой обители! Примите мое сердечное приветствие и поздравление с благословенными юбилеями 650-летия преставления святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летия основания Виленского Свято-Духовского монастыря.