Визит в Волгоградскую епархию (июнь 1993 года)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова при закладке Георгиевского храма на Лысой горе в Волгограде

20 июня 1993 года

Поздравляю вас с закладкой храма донского казачества в честь великомученика и Победоносца Георгия. Это место, как мне сказали, избрано для храма не случайно. Лысая гора вошла в историю обороны нашего Отечества как место, которое обильно полито кровью сынов России, защищавших ее священные рубежи. Вокруг храма предполагается сооружение казачьей станицы, то есть возрождение старого казачьего быта. Молитвы и предстательство святого Георгия да укрепят всех вас.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy142.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Казанском соборе Волгограда

20 июня 1993 года

Рад был совершить всенощное бдение в этом храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. Обращаясь к Царице Небесной, в тропаре Ее праздника мы говорим: "Заступница Усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего". Мы верим и исповедуем, что Пречистая Богородица молится за всех нас перед Престолом Ее возлюбленного Сына и Господа нашего Иисуса Христа, но каждый из нас должен быть достоин Ее молитвенного предстательства.

Десять лет я не был в вашем городе. В 1983 году я впервые приехал в Волгоград и совершал богослужение в этом же храме. За прошедшие годы многое изменилось в церковной жизни. Тогда меня поразило полное отсутствие в этом храме молодежи. Сегодня я вижу множество детей и молодых людей, которые хотят впитать в себя духовные и нравственные начала, стать христианами не только по имени, но и по жизни.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy141.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на пресс-конференции в Волгограде

18 июня 1993 года

Помимо центробежных, разрушительных процессов, происходящих внутри бывшего СССР, единству Русской Православной Церкви угрожает распространение на ее канонической территории приходов Русской Зарубежной Церкви. Она была образована в 1921 году в Сремских Карловцах теми иерархами, которые покинули Родину из-за революционных событий. Первый Глава этой Церкви, бывший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), создавая Синод Зарубежной Церкви, говорил, что он носит временный характер и будет существовать до тех пор, пока Церковь в России не получит свободу, после чего они принесут на суд Московского Патриарха отчет о своей деятельности. Тем не менее деятели Русской Зарубежной Церкви и сегодня продолжают жить старыми категориями, а с 1990 года пытаются создать на нашей канонической территории параллельные приходы и иерархию. Думаю, что это служит только углублению разделения между православными россиянами. Со стороны Зарубежной Церкви в адрес Московского Патриархата слышатся постоянные упреки в сергианстве - имеется в виду Декларация Митрополита Сергия 1927 года, в которой тогдашний Глава Русской Православной Церкви пытался приостановить гонения на Церковь, когда священнослужителей обвиняли в контрреволюции. Целью этого заявления было сохранение Русской Православной Церкви от полного разгрома, в случае которого российская паства могла остаться без духовного окормления. Даже после тяжелых гонений, в годину испытаний, когда пришла на нашу землю война, в первый же ее день Митрополит Сергий обратился с воззванием ко всей пастве, ко всем гражданам Советского Союза встать как один на защиту Родины. Речь здесь шла не о безбожном государстве, а о Родине, с которой Русская Православная Церковь прошла свой тысячелетний путь.

Представители Зарубежной Церкви также обвиняют нас в экуменизме, то есть в сотрудничестве с другими христианскими Церквами, хотя до 1961 года, то есть до вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), в нем участвовали представители Зарубежной Церкви - как представители православной России. Но когда Русская Православная Церковь на третьей генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вступила в эту организацию, Зарубежная Церковь обрушилась на нас с обвинениями, трактуя экуменизм как ересь XX века и призывая ничего общего не иметь с христианами других конфессий. Я 25 лет был одним из президентов Конференции Европейских Церквей и знаю, что по многим вопросам - вопросам мира, социального служения - мы находили с христианами других конфессий европейского континента общий язык и понимание. В XX веке надо призывать не к крестовым походам, а к сотрудничеству. Когда Церкви живут в секуляризованном мире, то для них благо, когда они могут вместе обсуждать свои проблемы.

Мы готовы вести диалог с представителями Зарубежной Русской Православной Церкви. 19 августа 1991 года в Москве открылся Конгресс соотечественников. Его участники обратились ко мне и к Главе Зарубежной Церкви Митрополиту Виталию с предложением начать диалог. Я ответил открытым письмом, в котором сказал, что наша Церковь готова к такому диалогу без всяких предварительных условий. Лидер Зарубежной Церкви Митрополит Виталий даже не ответил на это письмо, среди авторов которого были и его клирики и миряне... Думаю, что старому поколению Синода Зарубежной Церкви, которое не понимает изменившейся сегодня ситуации в России, должно прийти на смену поколение более молодых епископов, с которыми будет легче вести диалог.

Говоря о разделениях внутри русского Православия, произошедших после революции, надо сказать и о Катакомбной Церкви, о которой пишут некоторые светские журналисты. Она существовала в 20-30-е годы. Сейчас ее нет - не от кого скрываться в катакомбах. И если некоторые люди рядятся в одежды катакомбников, то чаще всего это самозванцы.

Конечно, сегодня необходимо вести более активную и разнообразную проповедь среди нашего народа, в большинстве своем воспитанного в духе атеизма. Но у нас не хватает средств для издания большого количества духовной литературы, для оплаты эфирного времени.

Нынешний уровень знаний многих священников Русской Православной Церкви не всегда отвечает уровню запросов паствы. Но ведь еще недавно, в 60-70-е годы, мы не могли принимать в духовные учебные заведения людей, имеющих высшее образование. Процесс возвращения храмов идет настолько быстро, что нам приходится ускоренными методами, через подготовку в духовных училищах, количество которых сейчас значительно выросло, а не в семинариях, восполнять пробел в кадрах священнослужителей. В Москве, например, за последние три года количество действующих приходов увеличилось в шесть раз, а число священнослужителей - только в два раза. Сегодня, например, когда возрождается казачество, постоянно ставится вопрос о его духовном окормлении, но мы не можем выделить для этого священнослужителей. Поэтому в Московской Духовной семинарии мы открыли пять стипендий для верующих казаков, которые имеют призвание к пастырскому служению. Со временем мы сможем уделять больше внимания духовному окормлению всех военнослужащих, и важно найти имеющих пастырское призвание в самой военной среде.

Думаю, мы решим все эти проблемы полностью, когда подрастут те, кто сегодня учится в церковноприходских школах. Тогда будет идти естественный процесс их перехода в духовные училища, затем в семинарии и академии. Верю, что они смогут свободно отвечать на сложные вопросы, возникающие у паствы.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy140.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на встрече с общественностью Волгограда

18 июня 1993 года

Десять лет тому назад, будучи Управляющим делами Московской Патриархии, я впервые посетил этот город. Сегодня это тридцатая епархия Русской Православной Церкви, которую я посещаю за три года своего патриаршего служения. Знаменательно, что визит проходит в год 50-летия Сталинградской битвы - этого величайшего сражения, решившего судьбу Отечества. Сегодня мы поздравляем наших ветеранов, выстоявших в жестокой борьбе. Среди сопутствующих мне в поездке тоже есть участник Сталинградской битвы. Это архимандрит Кирилл, духовник Троице-Сергиевой Лавры.

После революции Церковь подверглась тяжелейшим испытаниям: сотни архипастырей, тысячи священнослужителей, монашествующих, мирян были расстреляны за веру Христову. Разрушались храмы и монастыри, разграблялась церковная утварь, иконы... Но когда на нашу землю пришла беда, Глава Церкви, Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Сергий обратился ко всем чадам Русской Православной Церкви, ко всем гражданам нашего Отечества с патриотическим призывом: встать всем, как один, на защиту священных рубежей Отечества.

Волгоград в годы Великой Отечественной войны был разрушен полностью. И если в других городах России Церкви возвращаются храмы и обители, которые хотя бы имеют стены, то здесь приходится воссоздавать все с нуля.

За советское время выросло в безверии три поколения россиян, и они конечно не виноваты в том, что многим из них трудно переступить порог православного храма. О Церкви люди слышали только плохое. Вместе с тем у Русской Православной Церкви нет сегодня средств, чтобы вести миссионерскую работу на должном уровне. Но если мы думаем о будущем России, то должны вернуться к своим корням, к Святому Православию, с которым наш народ прошел свою тысячелетнюю историю. Посещая различные епархии, вижу и могу свидетельствовать, что повсеместно происходит процесс духовного возрождения. Люди осознают, что без духовных основ нельзя жить, нельзя строить будущее Отечества. Так же и решение многих государственных проблем, стоящих сейчас перед нами, тесно связано с возрождением нравственных начал жизни. По-разному происходит это возрождение, различны и многообразны его свидетельства. Было время, когда, например, хоровой коллектив не мог записать на пластинку или исполнить на концерте песнопения Церкви, а мессы западных композиторов звучали во всех концертных залах. Мы слушали западную религиозную музыку, а свою, родную, не могли слышать. Сегодня многие хоровые коллективы возрождают церковное певческое творчество. В несколько лучшем положении находилась иконопись, потому что в послевоенные годы стала выходить литература по истории древнерусской живописи, посвященная творчеству величайших русских иконописцев: преподобного Андрея Рублева, Дионисия и других, чьи иконописные шедевры до сих пор радуют сердце человека и возвышают его к миру горнему.

Сегодня возрождение церковной жизни происходит во всех епархиях, во всех городах и весях России, происходит оно и на Волгоградской земле. Когда я был прежде в вашем городе, меня поразило полное отсутствие в храме молодежи и детей. В Казанском соборе, где я совершал богослужение десять лет назад, было много народу, но все это были люди пожилые, тогда как множество молодых людей, пришедших крестить своих детей, находились во дворе, но в храм они не входили. Сейчас происходит воцерковление молодежи, и не только молодежи, но и пожилых людей.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy139.htm

Связанные материалы