Визит в Псковскую епархию (май 1992 года)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Александро-Невском храме Пскова

30 мая 1992 года

Мы радуемся что идет процесс духовного и нравственного обновления, что люди осознают необходимость возвращения к духовно-нравственным ценностям, которые были забыты, но без которых нельзя строить человеческие отношения, нельзя решить задачи, которые стоят перед нашим народом. Хочется верить, что дни, посвященные подвигу святого благоверного князя Александра Невского, который отстоит от нас на 750 лет, объединят жителей Псковской земли.

Главное - возродить духовное начало в нашей жизни, на основе духовных и нравственных начал будет легче решить и другие вопросы. Желаю всем вам, возлюбленные жители этого града, потомки тех, кто стоял здесь за землю Русскую, дорожить землей своей, взращивать трудами своими плоды земли, умножать благополучие России и земли псковской. Мы должны передать грядущим поколениям пример добросовестного и честного отношения к труду, любовь друг к другу, терпимость и доброе сотрудничество. В каждом мы должны видеть брата и сестру.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy097.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Святогорском монастыре

29 мая 1992 года

Для нас, прибывших на торжества в связи с 750-летием подвига святого благоверного князя Александра Невского на Чудском озере, радостно посетить Святогорский монастырь.

Общими трудами мы должны возродить обитель, которая в своих стенах сохраняет могилу великого поэта земли Русской А. С. Пушкина. Он завещал похоронить его в святом месте, где возносится молитва. Он верил, что здесь будут молиться и о нем. Он хотел найти место упокоения в монастыре, а не в музее. Так же и Кутузов хотел быть похороненным не в музее атеизма, а в Казанском соборе.

После долгого перерыва молитва вновь возносится в возвращенном Церкви храме Успения Божией Матери и у могилы поэта. Мы стоим здесь, чтобы совершить молитвенное поминовение его души, просить, чтобы Господь упокоил его душу там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий.

В Богоявленском кафедральном соборе Москвы совершилось крещение будущего поэта. В недавно возвращенном храме Большого Вознесения в Москве поэт венчался. А здесь, согласно завещанию, он нашел место своего последнего упокоения.

Рано ушел из жизни великий поэт, сын земли Русской. Но он оставил наследие, которое является бесценным сокровищем нашей русской поэзии. Были у него минуты сомнения, и эти сомнения отразились в его стихах. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) отвечал ему на его сомнения:

Не напрасно, не случайно,
Жизнь от Бога нам дана...

Поэт действительно не напрасно прожил свою жизнь.

Тяжелые революционные годы пришлось пережить нашему народу, когда нас призывали разрушить старый мир, сбросить Пушкина "с корабля современности". Но постепенно наше общество осознавало, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы осознали, что нелегкий исторический путь, который прошла Россия, служит для нас уроком. Вернулся в жизнь нашего общества Пушкин, возрождаются духовные и нравственные основы, без которых мы не решим задачи и проблемы, которые стоят перед нами. Церковь сохранила духовные и нравственные основы, и Она готова служить и помогать людям.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy096.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Никольском храме Старого Изборска

28 мая 1992 года

Мы не могли проехать мимо этого храма, этого святого места. Эта земля обильно полита кровью воинов, которые защищали ее и всю землю Русскую от нашествий иноверных.

Сюда, в эту крепость, приходили русские люди, проживавшие до войны в Эстонии: отсюда были видны купола псковского Троицкого собора, и приходившие смотрели на родину, от которой были оторваны, укреплялись в своей любви к ней. Я тоже был здесь в детстве вместе со своими родителями...

Желаю вам, жителям этого древнего града, чтобы Господь хранил всех вас, чтобы в вашу жизнь не врывались нестроения, нетерпимость, озлобленность. Надо являть в жизни как можно больше примеров умножения добра. Мы привезли вам благодатный огонь от Гроба Господня, зажгли от него на престоле вашего храма лампаду. Возьмите в свои дома этот благодатный огонь, приобщитесь к пасхальной радости.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy095.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово перед братией Псково-Печерского монастыря

28 мая 1992 года

Сегодня мы часто говорим о трудностях нашей жизни. Их действительно много: и экономические трудности, и межнациональные конфликты, а в некоторых местах, к сожалению, уже и межрелигиозные. Происходящие в нашей стране политические процессы отражаются и на церковной жизни. Особенно это касается тенденций сепаратизма. Думаю, главное, что нам всем нужно сохранить,- это церковное единство. В этом наша сила. Не может государство, которое разделилось на 15 независимых суверенных государств, разделиться на 15 Поместных Православных Церквей.

Самая сложная ситуация сейчас на Украине. Осенью прошлого года епископат Украинской Православной Церкви под влиянием политических сил обратился ко мне как к Предстоятелю Церкви с просьбой о даровании автокефалии Православной Церкви Украины. Этому вопросу и был посвящен Архиерейский Собор, который проходил с 31 марта по 4 апреля этого года в Даниловом монастыре.

К началу Собора мы уже ясно ощущали, что народ Божий не хочет отделяться. В западных областях Украины, в Галиции, довольно значителен процент тех, кто выступает за полную независимость от Москвы. Но в результате экспансии Римско-Католической Церкви и униатов всего несколько десятков приходов осталось у нас во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, а большая их часть ушла или в унию, или в неканоническую автокефалию. Епископат Украины свидетельствует, что 90% священнослужителей и верующих выступают за единую Православную Церковь, понимая, что если в этот трудный момент Церковь разделится, то с опасностями, которые сегодня идут от западного католицизма, протестантизма, бороться будет гораздо труднее. Единодушным мнением Собора было сохранить единство. Митрополит Филарет, который не мог олицетворять это единство, на Соборе перед Крестом и Евангелием дал обещание сложить с себя функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви и собрать ее Архиерейский Собор, который выберет нового Предстоятеля. Со стороны епископата митрополит Филарет подвергся очень сильной критике. На него возлагалась ответственность за то бедственное положение, в котором оказалась Церковь на Украине. Он на Синоде всегда заверял нас, что никакого развития ни уния, ни так называемая автокефалия не получат. Кроме того, и личная жизнь Владыки Филарета не соответствовала положению, которое он занимал. Единственное, что он просил на Соборе,- сохранить за ним какую-нибудь кафедру, дать возможность служить у престола. Тогда я, обратившись к нему, сказал, что некоторые епископы сомневаются в том, что, оказавшись на Украине под политическим давлением определенных сил и своего окружения, он сдержит свое слово. Митрополит Филарет выступил второй раз и сказал (я почти буквально повторяю его слова): "Мы же люди духовные, и слово наше должно быть "да - да", "нет - нет", поэтому я уверяю вас, что выполню это обещание". Но стоило ему приехать в Киев, как он от него отказался.

После этого Священный Синод обязал митрополита Киевского до 15 мая провести Архиерейский Собор, сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви и избрать нового. Когда и это не было выполнено, 21 мая Синод поручил старейшему по хиротонии украинскому епископу митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму созвать Собор и не менее чем из трех кандидатов тайным голосованием избрать нового Предстоятеля. Вчера 18 архиереев Украинской Православной Церкви собрались в Харькове для избрания нового Предстоятеля. Они подтвердили полномочия, данные митрополиту Никодиму Синодом, и в результате двух туров голосования избрали митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Митрополит Филарет пытается сегодня вместе с викарным епископом Почаевским Иаковом рукоположить новых епископов, что является антиканоническим действием. Поэтому было принято решение, с которым согласились все члены Синода, о запрещении митрополита Филарета в служении и предании его суду Архиерейского Собора.

Думаю, что с избранием митрополита Владимира жизнь Украинской Православной Церкви стабилизируется, та независимость, которая ей была предоставлена, сохранится. Мы не исключаем возможности, что какая-то часть нашей Церкви при достижении определенного состояния получит полную независимость. Но на это должна быть не только воля епископата, но и священнослужителей, клира, мирян. Этот вопрос перенесен на Поместный Собор Русской Православной Церкви, который будет проведен в 1995 году.

Приведенный пример должен напомнить всем нам о необходимости церковного единства. Религиозные свободы, предоставленные сегодня Церкви, используются разными силами. Осуществляется экспансия Римско-Католической Церкви на Украине, в Сибири, на Дальнем Востоке. Протестантские проповедники приезжают в Россию, словно в пустыню, как будто не было и нет здесь Церкви, не проповедовалось слово Божие. Различные восточные школы, кришнаиты, колдуны создают свои союзы, готовятся создать свои структуры сатанисты, которые проповедуют, что силы зла сильнее сил добра. Все они, к сожалению, используют оказание гуманитарной помощи, а иногда просто денежной, для своей проповеди.

В течение 70 лет люди в нашей стране воспитывались в атеистическом духе. Из их душ пытались вытравить веру. В первые послереволюционные годы Русская Православная Церковь подвергалась прямым гонениям, потом началось планомерное воспитание в духе атеизма. И сегодня атеизм еще не исчез из нашей жизни, он меняет формы. Попытки дискредитировать иерархов, священнослужителей, причем именно православных, являются одной из форм атеистической пропаганды. Кого-то, значит, беспокоит сегодня, что многие люди обращаются к Церкви и в ней видят носительницу духовно-нравственных ценностей. Эти силы пытаются остановить людей, которые ищут дорогу к храму или уже идут по пути к нему.

Сегодня ваш подвиг заключается в сугубой молитве, чтобы сохранялись любовь, единство и мир. От души желаю, чтобы каждый паломник научился в монастыре основам христианской жизни и нес их в мир - в свою семью, своим близким и родным. Большая ответственность лежит на монашествующих - служить светочами мира и добра.

Пользуясь сегодняшней встречей, хотел бы призвать всех насельников монастыря к сугубой молитве о том, чтобы Господь благословил Церковь, Отечество наше и народ наш миром. Этот монастырь - прекрасный пример доброго совместного делания людей разных национальностей - русских, украинцев, белорусов, чувашей и многих других. Нужно молиться, чтобы и в обществе, и в мире не было противостояний.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy094.htm