Из выступления в Академии наук БССР, 17 июня 1991 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из выступления в Академии наук БССР
17 июня 1991 года
Вы знаете, что в христианстве страдание, святость, Крест, богообщение чрезвычайно тесно связаны между собой. И потому я могу сказать, что меня обогатило прикосновение к многострадальной Белорусской земле. Ведь именно потому, что эта земля видела много горя, она открыта к освящению, ожидает его и готова принять в себя целительную благодать Божию.
Три катастрофы, три беды произошли на наших глазах с белорусским народом.
Первая - Великая Отечественная война, огнем и мукой коснувшаяся каждого белоруса. Ныне, когда уже полвека пролегли от начала войны, мы молитвенно вспоминаем тех, кто погиб в те тяжелейшие дни. Обычно говорят, что они отдали свои жизни для спасения Отечества. Но мы, христиане, знаем, что они не отдали жизнь, не потеряли ее, а, отдав самое дорогое, самое большое, что есть у человека,- свою земную жизнь, приняли самое большое, что может дать Господь,- жизнь Вечную. Эти скорбные дни 50-летия начала войны для каждого из нас являются днями усиленных молитв об упокоении наших братьев и отцов, послуживших защите Отечества и веры.
Вторая беда - Чернобыль - опалила белорусский народ совсем недавно, несколько лет тому назад. Произошло страшное: земля, вода, воздух стали враждебными человеку; то, что должно поддерживать жизнь, стало нести болезни и смерть. Люди вынуждены сторониться, опасаться своей родной земли - какой страшный символ!
И третья беда, происшедшая с белорусским народом,- это десятилетия самой неистовой антирелигиозной войны, что велась на этой земле. Мы все помним, как еще недавно нам обещали сделать белорусский народ тотально неверующим, а Белорусскую землю - землей без храмов. Сегодня мы понимаем, что торжество материализма - это поистине этническая катастрофа. Самым страшным последствием денационализации Белоруссии стало разрушение духовных, религиозных традиций белорусского народа. "Духовный чернобыль" преодолеть нам будет не легче, чем апрельскую катастрофу 1986 года. Это сравнение значимо, как мне представляется, еще и в том смысле, что сегодня мы все понимаем, насколько бессмысленными, ненужными были наказания, определенные виновникам чернобыльской катастрофы: как бы ни проклинали и ни наказывали их люди, ее последствия от этого не станут исчезать скорее, а боль не станет легче. Так и в духовной области: называть виновных, взывать к их наказанию духовно бессмысленно. Вспомним слова апостола Павла: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21).
Бездуховность нам нужно победить прежде всего в нас самих, внутри себя вести борьбу за свое духовное возрождение и тем самым за духовное возрождение нашего народа. Важное для нас отличие духовного возрождения от политических перестроек состоит в том, что для духовного успеха нам не нужно ничего разрушать вне себя. Не нужно ставить задачу разрушения чего бы то ни было, а нужно все силы вложить лишь в созидание.
Чем может помочь Белорусская Православная Церковь в святом деле возрождения белорусской культуры и народа? Во все времена знаком культурной зрелости народа было распространение в нем Священного Писания на родном языке. Я рад, что после многих десятилетий разрыва духовной и культурной традиции белорусы вновь могут читать слово Евангелия на белорусском языке. В связи с этим встает уже следующая, не менее сложная задача: нужно разрабатывать белорусский богословский и философский язык. Люди, знающие историю богословия и Церкви, сознают, насколько это сложно и важно. Они знают также, что, когда допускалась торопливость в богословских переводах, дело церковное страдало очень серьезно. Достаточно вспомнить раскол с Армянской Церковью из-за неточного перевода Деяний IV Вселенского Собора (451 г.). Нужна не просто вдумчивость, а молитвенная вдумчивость, нужна глубокая церковность.
С радостью могу отметить, что при Белорусской Православной Церкви создана библейская комиссия, в которую входят специалисты-лингвисты и которая успешно осуществляет перевод на белорусский язык книг Священного Писания.
Наконец хотел бы сказать, что духовное возрождение - это дело слишком серьезное и ответственное, чтобы в нем можно было руководствоваться соображениями культурной или политической моды. Не нужно лишь "прислоняться" к вере и только лишь говорить о ней, не переживая всем своим существом внутреннего поворота ко Христу. В то же время, обсуждая пути духовного возрождения народа, не следует руководствоваться соображениями кажущейся политической выгоды. Многим сегодня кажется, что в общеевропейский дом следует входить через конфессиональные двери, через принятие западного христианства и избавление от византийского "провинциализма".
Не буду говорить о том, что это явилось бы предательством по отношению к духовным истокам белорусского народа. Не буду говорить о том, сколь печально это может обернуться для судеб многих людей и всей нации. Но только напомню, что, если человек остается верен себе и своим убеждениям, только тогда другие начинают прислушиваться к его голосу. Если мы хотим, чтобы голос Белоруссии и России был слышен в духовном хоре народов Европы, нам надо сохранять именно свой голос, свой выбор, свою веру.
Я рад духовному возрождению в Белоруссии. Надеюсь, что ее национальное возрождение сможет проложить путь творчества и созидания вопреки всем катастрофам. Надеюсь, что политический плюрализм, который наконец начал заявлять о себе и в Белоруссии, будет развиваться на основе духовного национального единства белорусского народа. Обновление уже начато: появились новые идеи, новые люди, новые движения. В добрый путь. Дай Бог, чтобы радиации чернобылей - и физического, и духовного - не разрушали бы сердца белорусов. Верю, что в Православной Церкви вы найдете верных и надежных соработников на этом пути.