Обращение к участникам Международной конференции «Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства», 10 декабря 2001 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Обращение к участникам Международной конференции «Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства»
10 декабря 2001 года
Уважаемые коллеги!
Тема настоящей конференции органично соединяет обширный исторический материал с самой насущной и актуальной проблематикой. Сегодня, когда мы стали современниками, свидетелями и участниками духовного возрождения нашего народа и восстановления церковной жизни в России, нам надлежит глубоко осмыслить исторический опыт, то сложное, подчас трагическое, но всегда значимое наследие, которое нам даровано нашим прошлым.
Древняя Русь восприняла святую весть о Христе Воскресшем и приняла православное вероучение почти одновременно с установлением государственности. Ведь всего лишь два поколения отделяют святого равноапостольного князя Владимира, просветившего Русь светом Евангелия, от периода племенной разобщенности. Важно отметить, что принятие христианства не стало переломным событием в русской государственной истории, напротив, оно - один из важнейших истоков будущей жизни и судьбы нашей страны, движущая сила истории России определившая самые глубинные, коренные черты и русского самосознания, и русской культуры, и самого жизнеустройства Руси.
Именно на основе христианских представлений и традиции формировалось понимание задач и целей государственной власти, основываясь, прежде всего, на святоотеческой и агиографической традициях, народное сознание создавало образ благоверного властителя выступавшего всегда защитником веры и православного народа, и, как оппозицию ему, - образ злого, нехристианского (или зачастую исповедующего еретическое учение) деспота. Христианские установления стали истоком и русского права.
Со времени становления Московского княжества роль Православной Церкви на несколько веков становится определяющей: «малая весь» Москва по благословению святителя Петра становится центром Русской митрополии, и это явилось наиболее важным фактором и ее политического возвышения. В годы татаро-монгольского ига, как и через три столетия - во время Смутного времени, именно Русская Церковь сохранила не только духовное, но и государственное единство Руси. Достаточно вспомнить труды и подвиги Московских святителей Алексия и Гермогена.
Но нельзя забывать, что «симфония» Церкви и государства может существовать до тех пор, пока каждая из сторон не нарушает естественную границу разделяющую власть светскую и власть духовную. И в этом смысле наша история хранит также и свидетельства значительных конфликтов и нестроений. Еще во второй половине XVI века, в годы предстоятельства Митрополита Афанасия, главу Русской Церкви перестали приглашать к решению государственных вопросов. А меньше чем через столетие возник тяжелейший конфликт Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, который, конечно же, не может быть сведен ни к личному конфликту двух выдающихся людей, ни к спору вызванному только случайными, сиюминутными причинами. В этом жестоком и ярком противостоянии двух безусловно православных, глубоко верующих и преданных Церкви и Отчизне людей проявился важнейший для русской государственности и церковной жизни вопрос - вопрос о границах каждой власти, об областях, где светская и духовная власти должны быть едины в своем сотрудничестве, а где они должны сохранять полную независимость и самостоятельность.
Сложное положение Церкви в Синодальный период, когда ее старались превратить в часть государственного механизма, и тяжелейший опыт десятилетий гонений, тотального контроля и подавления в годы советской власти, явственно показали, что никакие усилия и давление не смогут полностью подчинить Церковь государству, что невиданные со времен римских императоров Нерона и Диоклетиана репрессии лишь скрепляют невидимое, небесное основание Церкви кровью новых мучеников. Но этот же опыт свидетельствовал и о присутствии живой веры в народе, и делал еще более очевидным тот факт, что истинно патриотическая государственная власть, власть, думающая о своем народе не только как о населении, живущем на каком-то географическом пространстве, но как о единой духовной и культурной общности - о народе в полном смысле этого слова, будет стремиться к сотрудничеству с Церковью, как с наиболее верным хранителем и выразителем подлинного народного самосознания, самого его духовного самоопределения.
От всей души приветствую вас, уважаемые участники конференции, и надеюсь, что ваш совместный труд будет плодотворным и станет еще одним шагом в изучении истоков сложнейших церковно-государственных отношений.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 213.