Речь на заседании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии, 16 мая 2002 года

Речь на заседании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии

Глубокоуважаемый Владимир Михайлович, Ваши Высокопреосвященства, дорогие члены и гости Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви!

Прошли 10 лет сотрудничества Русской Православной Церкви и Министерства образования, и мы вправе оценить его итоги и взглянуть на перспективы в будущем. Десять лет назад представители только что созданного Православного Свято-Тихоновского Богословского Института пришли в Министерство, желая найти свое место в национально-государственной системе образования. Это было сделать непросто, т. к. инерция мышления, стереотипы и терминология, выработанные ушедшим государственным строем, основанным на атеистическом мировоззрении, мешали найти общий язык, препятствовали взаимопониманию. Даже вновь заимствованные на Западе правовые конституционные нормы истолковывались в духе воинствующего атеизма. С другой стороны, и в Церкви не все сразу поняли, что научно-богословская и образовательная деятельность Русской Православной Церкви не сможет быть восстановлена на должном уровне, если Церковь не будет допущена в национально-государственное, а через него в мировое научно-образовательное пространство.

 

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, созданный для координации усилий в появившихся православных воскресных и общеобразовательных школах, инициировал ежегодные Рождественские образовательные чтения, вскоре ставшие местом регулярных встреч православных педагогов, ученых, сотрудников Министерства образования и административных учреждений.

Встал вопрос о способах интеграции православного религиозного образования в единую образовательную систему. Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Российский православный университет, Волгоградский православный университет и ряд других учреждений стали первыми православными светскими вузами России. Вскоре православные школы и вузы, несмотря на тяжелейшие материальные условия, продемонстрировали преимущества по ряду направлений. Это, во-первых, традиционное для Церкви умение воспитывать молодежь в духовно-нравственной чистоте и красоте, свойственных высокому христианскому идеалу. Во-вторых, это – органичное глубокое знание христианской истории и вероучения, без которых мировая культура и история не могут быть полноценно осмыслены. Совместный труд преподавателей и учащихся православных вузов был оценен государством: Министерство образования признало ряд православных вузов достойными государственной аккредитации и разрешило им выдавать своим выпускникам государственные дипломы. Государственные атте-статы зрелости стали выдавать и православные общеобразовательные школы.

Важным этапом в развитии партнерских отношений является заключение в 1999 г. Договора о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. Этот договор стал основанием для создания Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Впоследствии подобные договоры стали заключаться на регионально-епархиальном уровне, что помогло организации реального соработничества на ниве образовательной деятельности государства и Церкви в регионах.

Взаимодействие Церкви и государства вообще и в образовательной сфере в частности в настоящее время осуществляется на правовой основе конституционного принципа светскости государства и отделения от государства религиозных объединений (статья 14 Конституции Российской Федерации) и на положении Закона об образовании, утверждающего, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образование должно иметь светский характер (статья 2). Хотя имеется современное компетентное и авторитетное толкование указанных статей Закона, мы нередко встречаемся с произвольным и иногда абсурдным толкованием и применением этих основных правовых положений со стороны чиновников разного уровня. Понятие светскости государства и светского характера государственного образования многими толкуется ошибочно, в духе утверждения: «светское – значит атеистическое». Мы же, основываясь на мнении высокопрофессиональных юристов, да и на опыте многих цивилизованных стран, утверждаем: статья 13 Конституции Российской Федерации гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в нашей стране в качестве государственной или обязательной. Никакая – значит, и атеистическая в том числе. Мы предлагаем в вопросах юрисдикции, учредительства, вероисповедной принадлежности и финансирования образовательных учреждений руководствоваться особым договором между Церковью и государством, что не противоречит действующему законодательству. Такие прецеденты имеются (например, государственное, но в то же время православное Свято-Дмитровское училище сестер милосердия). В вопросах мировоззренческой основы образовательной деятельности было бы естественно и справедливо руководствоваться пожеланием большинства учащихся и их родителей. Учитывая, что значительное большинство наро-да во многих регионах нашей страны причисляет себя или выражает предпочтительное отношение к Правосла-вию, естественно и в государственных школах и вузах, по крайней мере во многих из них, допустить возможность преподавания предметов гуманитарного цикла на основе православного, а не атеистического мировоззрения. Также в соответствии с пожеланиями учащихся и их родителей естественно было бы в государственных школах допустить на альтернативной основе преподавание в рамках именно базовых образовательных программ таких предметов, как: «Основы православной культуры», «Православная этика» и других подобных им. Это ни в какой мере не противоречит светскому характеру образования и отделению религиозных объединений от государства.

Знакомство граждан России с культурой и этикой культурообразующей в России православной религии не требует и не предусматривает принятия Православия как обязательной в государстве религии или идеологии. Необходимость включить эти предметы в основные программы обусловлена тем, что дополнительные к основной программе занятия для большинства современных детей оказываются не под силу, а воспитательное значение названных дисциплин очевидно.

Благодаря многолетним настойчивым усилиям деятелей православного образования в сотрудничестве с Министерством образования в 1999 г. в государственный классификатор были введены образовательное направление и специальность Теология, Министерством образования Российской Федерации были утверждены поликонфессиональные образовательные стандарты бакалавра, магистра и специалиста Теологии. Это позволило уже в 2001–2002 учебном году действовать девяти факультетам и отделениям православной Теологии в государственных университетах и вузах Российской Федерации. Были открыты теологические кафедры и факультеты и других традиционных для России религий.

Таким образом, Теология как светская наука получила наконец права гражданства в России, и теперь, как и в других европейских странах, желающие изучать православное богословие, историю Церкви, библеистику и другие богословские науки, могут это делать в государственных вузах. Необходимые стандарты были разработаны при заботливом участии Министерства образования, за что Мы приносим Министру образования Владимиру Михайловичу Филиппову и его сотрудникам самую сердечную благодарность. Точно так же необходимо допустить Теологию и в аспирантуру и Высшую Аттестационную Комиссию Российской Федерации. Ведь очевидно, что в отличие от катехизации (в Законе она называется «обучением религии») наука и научное образование вообще по самой сущности своей может быть только светской – никаких особых тайных наук Церковь не признает.

Сегодня стала очевидной необходимость разработки современной концепции деятельности Русской Православной Церкви в области светского конфессионально ориентированного образования, которое будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством образования Российской Федерации. Нам необходимо сосредоточить свои усилия на выработке комплекса мер и документов, включающего пакет нормативно-правовой документации, методических разработок, решений по подготовке и переподготовке кадров, выпуска учебной и учебно-вспомогательной литературы и многих иных необходимых компонентов.

Забота о религиозном образовании должна сочетаться с вниманием к задаче воспитании подрастающего поколения России, которая актуальна во все времена, но в современной России приобрела особую, трагическую ост-роту. Сотни тысяч детей лишены самых элементарных условий выживания, многие дети стали сиротами при живых родителях, в стране процветает детская и юношеская наркомания и алкоголизм, многие дети истощены и умственно недоразвиты. Но это наши с вами дети, это — почти уже упущенное поколение, — будущее нашей страны, и потому необходимо сделать все возможное и даже невозможное для их спасения. Церковь имеет подчас уникальный опыт воспитания так называемых «проблемных» детей, детей, которые уже в самом раннем возрасте испытали на себе и тяготы жизни, и людские злобу и пороки. Думаю, что этот опыт, основанный на христианских заповедях любви и милосердия, будет востребован нашей образовательной системой. Отец Аркадий (Шатов) более подробно остановится на этом вопросе. Завершая свое выступление, хочу высказать надежду, что наша сегодняшняя встреча будет носить конструктивный характер и заложит основы для совместной созидательной работы. Опыт такой созидательной работы есть и у Русской Церкви и у Министерства образования.

http://www.sedmitza.ru/text/417004.html

Связанные материалы