На благо личности, общества, мира (ноябрь 1995 года)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

На благо личности, общества, мира

ноябрь 1995 года

Среди современных форм общественного служения Русской Православной Церкви тема физической культуры и спорта является новой: будучи в течение семидесяти лет насильственно отделена от общества, наша Церковь практически не имела возможности обсуждать эту тему. Однако сегодня, когда многие члены общества ждут от Церкви ответа буквально на все интересующие их вопросы, она не может не обратиться более внимательно и к этой стороне человеческой жизни, имеющей для многих людей и для целых народов важное значение. В одной из древних молитв, произносимых православным священником при введении в Церковь ее нового члена, пастырь обращается к Вседержителю: "Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души..." Полагая безусловным приоритет жизни человеческого духа над жизнью тела, помня, что смертное тело имеет второстепенное значение по сравнению с бессмертной душой,- Святая Церковь в то же время неизменно призывает христианина к гармоничному развитию всего его естества. Физическое тело, в котором сотворил человека Бог, нуждается в заботе, дабы оно действенно служило нам в добрых делах, в христианском труде, к которому мы Господом призваны и который преображает наше внутреннее состояние. Святой апостол Павел пишет христианам Коринфа: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19). В другом Послании - к Римлянам - апостол говорит: итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего... (Рим. 12, 1). Недолжное состояние тела затрудняет как обеспечение нами собственной жизни, так и служение Богу и ближним. Не случайно святитель Филарет, митрополит Московский, учил, что сокращение собственной жизни невоздержанием и другими пороками есть грех против заповеди "не убий", поскольку уподобляется медленному самоубийству. Во все времена, у всех народов физическая культура и спорт были важнейшими средствами развития личности, сохранения здоровья и трудового потенциала человека. Оскудение и сужение этой практики в современном обществе, малоподвижный образ жизни населения индустриализованных стран и, как следствие, распространение нетипичных прежде недугов,- стали одним из тревожных признаков кризиса цивилизации.

К сожалению, сейчас в России государство и общество в недостаточной степени пекутся о развитии физической культуры. Особо это касается наших юных сограждан: если раньше практически каждый ребенок или подросток школьного возраста имел возможность заниматься своим физическим совершенствованием под руководством профессионального наставника, причем делать это бесплатно или за символическую плату,- то теперь лишь малая часть юношества, родители которой достаточно обеспечены, может это себе позволить, в то время как остальные оказываются предоставлены влиянию уличной стихии, все более подверженной безнравственным и криминальным настроениям. В итоге - не только сокращается число достижений российских спортсменов на международных состязаниях, но и калечатся души детей и молодежи, что может иметь необратимые последствия для будущего общества. Вот почему думается, что и государство, и все его граждане, особенно те, кому Бог позволил иметь значительные материальные возможности,- должны позаботиться о сохранении традиций физической культуры, дабы и сами они, и их дети жили в обществе здоровых, жизнерадостных, всесторонне развитых людей.

Спорт является одним из наиболее ярких и популярных видов проявления человеком своих творческих возможностей, своего умения отдать всего себя для проявления искусства владения телом. История знает множество примеров искренней преданности спортсменов однажды избранному делу, благородства, уважения к сопернику, выносливости, терпения, мужества, честности. Поэтому неудивительно, что имена выдающихся мастеров спорта, обладавших именно этими качествами, известны и любимы в каждом народе, в том числе в народе российском. Именно с таких спортсменов стремятся брать пример юные поколения. И остается только пожалеть, что многие из этих людей, подчас страдающих от тяжелых болезней, оказались незаслуженно забыты обществом и посему пережили глубокие личные трагедии.

Одновременно нельзя не сказать и о том, что в современном спорте, особенно профессиональном, здоровая, дружественная, честная состязательность подчас оказывается подменена жестокостью, враждебностью, разного рода подлогами и махинациями. Для христианского нравственного восприятия чудовищными являются случаи, когда на спортивной арене один человек гибнет от руки другого. Невозможно понять и принять сцены грубого, ничем не оправданного насилия, разыгрывающиеся подчас на полях спортивных игр, в частности хоккея. Имея это в виду, лидерам мирового спорта, думается, имело бы смысл пересмотреть правила некоторых видов спорта, дабы крайние проявления насилия человека над человеком, тем более чреватые увечьями и смертью,- были совершенно исключены. Надобно предотвращать попытки околоспортивных шоуменов нарочито провоцировать насилие на аренах ради увеличения кассовых сборов. В гуманизации нуждаются технические виды спорта, подчас становящиеся опасными для жизни участников соревнований.

Насилие и вражда на спортивных аренах нередко передаются тысячам зрителей, что порождает еще один из нравственных недугов нынешнего спорта. Баталии между болельщиками различных национальных команд и спортивных клубов, иногда заканчивающиеся массовыми беспорядками и даже приводящие к человеческим жертвам, стали недобрыми спутниками многих спортивных мероприятий. Помня об этом, организаторы соревнований, да и сами спортсмены должны делать все, чтобы обстановка на аренах и вокруг них была подлинно дружеской, и активно противодействовать возникновению вокруг сборных и клубных команд агрессивных групп "фанатиков", движимых разрушительной силой моральной разнузданности и безумной вражды.

Весьма негативным явлением стала крайняя коммерциализация спорта, неизбежно ведущая к безнравственности и преступности. Когда стремление к победе в честном соревновании уступает место желанию любой ценой получить как можно большую сумму денег, в мир спорта врывается стихия обмана и саморазрушения. Именно материальный интерес обычно заставляет спортсменов насиловать собственный организм, целиком жертвуя здоровьем, а иногда и жизнью ради достижения нужного результата. Особо бесчеловечным является применение - иногда по прямому указанию тренера или руководителя команды - различных запрещенных законом "стимулирующих" средств, обычно ведущих к отторжению человека от любимого дела, но иногда приносящих деньги и славу, за которой, впрочем, следует физический и духовный распад личности спортсмена. Надобно упомянуть и о сложившейся в мире спортивного и околоспортивного бизнеса практики "договорных" результатов состязаний, что не имеет ничего общего с изначальной философией спорта и приводит к постоянному разочарованию спортсменов и их зрителей.

Данные проблемы, впрочем, порождаются также другой отрицательной тенденцией - политизацией спорта. Во времена "холодной войны" противоборствующие стороны воспринимали победы и поражения своих национальных команд как победы или поражения в мировой пропагандистской борьбе. В ход соревнований, в подготовку к ним и их оценку арбитрами вмешивались власти государств и их спецслужбы. Когда были исчерпаны средства спортивной борьбы, различные силы "включали" психологические, коммерческие и чисто политические средства воздействия на мастеров спорта. В ряде государств поражение на спортивной арене расценивалось чуть ли не как предательство и неоправданно жестоко наказывалось. Уход в прошлое противостояния двух политических систем совсем не исключил, к сожалению, подобных явлений из мировой и национальной практики. Это тем более печально, если иметь в виду огромный миротворческий, объединяющий потенциал спорта.

Необходимо понять, что спортивные состязания могут и должны не разделять народы, не становиться одной из арен их конфронтации, но быть средством примирения, объединения, взаимопонимания и сотрудничества.

В то же время, именно спортивные контакты были одним из немногих мостов, соединявших жителей Востока и Запада даже в самые трудные годы. Спорт сыграл немаловажную роль и в восстановлении связей между народами, оказавшимися по разные стороны фронтов Второй мировой войны. Сегодня совместное участие в спортивных соревнованиях, прежде всего в Олимпийских играх, сближает страны и континенты, разделенные экономическими, социальными, политическими, культурными и языковыми барьерами. Будучи патриотами своих стран, выступая под их флагами, представляя их народы, привнося в мир международного спорта свою национально-культурную самобытность,- спортсмены одновременно проникаются уважением к другим странам и народам, с посланцами которых состязаются и общаются. Но, в первую очередь, спорт открывает людям пути друг ко другу внутри одной страны.

Укреплять служение спорта миру, наполнить его подлинной заботой о гармоничном развитии нравственности и физического здоровья человека, о том, чтобы физическая культура не была достоянием лишь избранных, а помогала каждому,- все это в силах тех, от кого зависит настоящее и будущее спортивной жизни, которая, равно как и все наше бытие, должна быть проникнута высокими нравственными идеалами.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy334.htm

Связанные материалы