Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 60-летием освобождения Освенцима, 26 января 2005 года
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 60-летием освобождения Освенцима
26 января 2005 года
27 января 1945 года советские солдаты освободили оставшихся в живых пленников Освенцима. Милостью Божией был остановлен ужасный маховик смерти, жертвами которого стало бесчисленное множество невинных людей — евреев, поляков, русских, украинцев, цыган, представителей многих других народов.
Ныне мы приближаемся к великой дате — шестидесятилетию окончания Второй мировой войны. 27 миллионов сынов и дочерей народов исторической России отдали в этой войне свои жизни не только ради собственной свободы, но и ради спасения узников Освенцима и других нацистских лагерей, ради освобождения народов Европы от фашизма. В странах Содружества Независимых Государств нет, пожалуй, ни одной семьи, которая не вспоминала бы своих близких, сложивших головы на фронте и в концентрационных лагерях, павших под тяжестью лишений военного времени.
Сегодня мы вспоминаем также о еврейском народе, который нацисты пытались стереть с лица земли. Благодарение Богу за то, что Он остановил руку палачей, замышлявших самый чудовищный в истории геноцид.
Думая о погибших в годы военного лихолетья, возношу свои молитвы о том, чтобы трагедия мировой войны никогда не повторилась. Для этого нужно прочно усвоить уроки прошлого.
Мы должны помнить, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14. 33). Вот уже на протяжении шестидесяти лет человечеству удается избежать глобального конфликта. Победители нацизма, бывшие во время Второй мировой войны братьями по оружию, смогли построить такую систему международного диалога, которая на долгие годы обеспечила народам возможность разрешать противоречия путем переговоров. Принципы, на которых была построена эта испытанная десятилетиями система, не должны быть сегодня забыты.
Убежден: единственно возможной гарантией неповторения трагедии является такая модель мироустройства, которая предполагает приоритет международного права, позволяющего учитывать законные интересы всех стран, и недопустимость двойных стандартов в его реализации, а главное — уважение к историческим и духовным традициям народов, к их праву свободно определять свою судьбу. Дай Бог, чтобы эти принципы стали прочной основой современных международных отношений.