Слово перед чином прощения в преддверии Великого поста, 13 марта 2005 года
Вечером 13 марта 2005 года, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню и чин прощения. Приступая к чтению молитв на начало Великого поста Святейший Патриарх Алексий сказал:
«Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста помолимся, чтобы Господь помог нам пройти это спасительное для души поприще в воздержании от грехов, принести Богу искреннее покаяние в вольных и невольных согрешениях, которые мы соделали, чтобы сподобил нас Господь в радости и с чистым сердцем встретить светлый праздник Пасхи Христовой».
Перед совершением чина прощения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес слово назидания:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие мои, вновь мы стоим на пороге Великого поста. Пост есть время покаяния, время, когда человек должен оглянуться на пройденный им жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых, принести Господу раскаяние в вольных и невольных согрешениях, причаститься Святых Христовых Таин во очищение души и тела. Великий пост готовит нас к достойной встрече радостного и спасительного праздника Воскресения Христова. Заповедь Господня говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы очистить свое сердце покаянием, и с чистым сердцем встретить Господа Воскресшего в светлый и радостный день Пасхи Христовой.
Святая Церковь за несколько недель до начала Великого поста призывала нас к покаянию молитвой, которая пелась во время Всенощного бдения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В подготовительные недели к Великому посту Церковь давала нам примеры покаяния и смирения пред Богом. К смирению Церковь призывала нас примером мытаря, который в евангельской притче, стоя в храме и не смея очей своих поднять к небу, видел свои грехи и обращался к Богу с краткой молитвой: «Боже, милостив будь ко мне грешному». Покаянию научала нас Церковь, когда за богослужением читалась евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына, и младший сын просил у отца разделить наследство, ушел в страну далече, остался нищим, живя распутно. Но, как говорится в притче, он пришел в себя и осознал, что должен вернуться к своему отцу и сказать: «Отче, я согрешил перед Небом и перед тобою, я недостоин называться сыном твоим». С этим чувством покаяния он пришел домой, и отец принял его с любовью, как сына, которого он считал погибшим, но обрел вновь.
И вот в последнюю приготовительную неделю, в канун Великого поста, Церковь напоминает нам о Страшном суде, когда каждый человек должен будет ответить за пройденный им жизненный путь. Господь спросит нас за наши добрые дела – дела, совершенные в отношении наших ближних, тех, с кем вместе мы совершаем свой жизненный путь. Многим Господь скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда ответят Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» И на это услышат от Господа: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25. 42-45).
Сегодняшний день – Прощеное воскресенье – особый день в году, когда Церковь призывает нас ко взаимному примирению и прощению. В сегодняшнем утреннем Евангельском чтении Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14).
Но всегда ли прощаем ли мы друг другу обиды и огорчения? Зло, которое мы держим на других у себя на душе, затемняет нашу душу, лишает нас той милости и радости, которая дается людям, когда они примирятся и от души простят друг другу обиды, огорчения, осуждения. Не только формально надо просить прощения у тех, кого мы, может быть, обидели и огорчили, нужно вспомнить всех, кого мы осуждали, кому не помогли в трудную минуту жизни, примириться с теми, кто имеет что-то против нас, примириться взаимно, чтобы почувствовать облегчение, успокоение своей совести, успокоение души.
В это Прощеное воскресенье Церковь призывает всех нас к взаимному прощению. Каждый из нас ежедневно читает молитву Господню «Отче наш». В этой молитве мы, с дерзновением обращаясь ко Господу, просим Его простить наши грехи: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но если мы не «оставляем», не прощаем тем «должником», кто нас обидел и огорчил, можем ли мы сами просить у Господа прощения наших собственных грехов?
Этот обычай – обычай взаимного прощения – ведет свое начало от первых веков Христианства. В обителях египетских подвижники в этот день – в Прощеное воскресенье – собирались вместе, молились, прощали друг друга, просили друг и друга прощения и уходили в пустыню на время поста. Некоторые из них уже не возвращались в свою обитель: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне… Но в Прощеное воскресенье, чтобы уйти из своей родной обители с надеждой Воскресения Христова, исполняли одновременно песнопения покаянные и песнопения Пасхальные, чтобы дать подвижникам силы и мужество пройти спасительное поприще Великого поста.
Сегодня мы не призываем уходить в пустыню, мы продолжаем совершать свой жизненный путь. Но Великий пост есть время воздержания, воздержания не только в пище, но и в словах, в мыслях, в поступках. Это время, когда необходимо особо проявлять христианскую любовь друг ко другу. Тогда действительно пост будет для нас спасительным, радостным, духовно обновляющим нас в подготовке к великому и спасительному празднику Пасхи Христовой.
Я еще раз призываю всех вас ко взаимному прощению и прошу вас, если я кого-либо вольно или невольно обидел или огорчил или с невниманием отнесся к вашим скорбям, нуждам, болезням, жизненным потерям, тревогам, простите меня, чтобы и мне примиренным и с своей совестью, и со всеми вами вступить на поприще Великого поста. Простите меня, если вольно или невольно причинил вам обиду.
Сейчас все мы подойдем к образам Спасителя и Божией Матери, осеним себя крестным знамением и испросим благословение Божие на наступающий пост. Дай Бог, чтобы для каждого из нас спасительное время Великого поста не прошло бы всуе, напрасно, чтобы к празднику Светлого Христова Воскресения мы почувствовали себя очищенными и с чистым сердцем встретили Господа Воскресшего. Да поможет нам Господь пройти это спасительное поприще, которое святые отцы называли «весной духовной». Как в природе все обновляется весной, так и душа человеческая пусть обновиться благодатью Господней во время Великого поста. Аминь».