Рождественское послание 1994/1995 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Рождественское послание

1994/1995 года

Слава в Вышних Богу, со Ангелы возопиим в веселии: Спас раждается, Владыка приходит, Егоже звезда показует, волсви тщатся Его в яслех видети: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

(Тропарь 8-й песни канона на утрене в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец)

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне - братья и сестры во Христе! Святая наша Церковь словами церковного песнопения призывает всех нас в духовном веселии вознести молитвенную хвалу Господу и Спасителю, ибо мы ныне светло празднуем Его преславное Рождество. С глубоким чувством любви о Господе я разделяю с каждым из вас эту духовную радость!

У святого апостола и евангелиста Луки мы читаем повествование о том, как пастыри держали ночную стражу у стада своего, как Ангел Господень предстал перед ними и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11).

Предрождественские богослужения возвещают нам, что Рождество Христово - это Великое Таинство, естество превосходящее. Это - божественный дар человеку, это - "душам нашим велия милость". Рождество Христово - это наше возрождение и "божественное Духом обновление", это наше "избавление, просвещение и жизнь, и спасение".

Праздник Рождества Христова озаряет благодатной радостью каждую верующую семью. Да благословит Богомладенец Христос ваши семьи, дорогие мои братья и сестры,- любовью, миром, благоденствием.

Божией милостию в минувшем году я посетил десять российских епархий. Как всегда, было радостным и сердечным общение с иерархами, клириками, монашествующими и мирянами. Вместе с ними мы обращали усердные молитвы к святым угодникам Божиим, прославленным в этих землях: святому праведному Иоанну Кронштадтскому и блаженной Ксении Петербургской, святому благоверному князю Александру Невскому, святителю Тобольскому Иоанну, преподобному Пафнутию Боровскому, преподобным Сергию и Герману Валаамским, подвижникам Костромским и Владимирским, преподобному Серафиму Саровскому, святителю Игнатию Брянчанинову и многим другим святым, в земле Российской просиявшим.

С радостью и духовным удовлетворением мною была принесена в Ставрополь - в тот город, где находилась епископская кафедра святителя Игнатия, частица его святых мощей. Отмечу также весьма знаменательное событие, происшедшее в жизни Ярославской епархии. После долгого перерыва в Толгском женском монастыре вознесены усердные молитвы перед древней российской святыней - Толгской иконой Божией Матери. Сей чтимый образ был принесен в обитель на время, по случаю престольного праздника.

Должен отметить, что посещение епархий - это многополезная возможность непосредственного обсуждения с местными властями насущных епархиальных проблем и путь к быстрому их решению.

Минувший год ознаменован в нашей Церкви трудами очередного Архиерейского Собора, проходившего 29 ноября - 2 декабря в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Преосвященные участники Собора рассмотрели все стороны служения и свидетельства Русской Православной Церкви и приняли решения, призванные содействовать процессу возрождения ее жизни во всей традиционной полноте - на приходах, в монастырях, в духовных школах, в епархиях, в Церкви в целом. Церковные и светские средства информации дали обширный материал об этом Соборе. Отмечу ныне лишь два его решения.

Милостью Божией Архиерейский Собор причислил к лику святых великого святителя Московского Филарета (Дроздова; †1867), неустанного молитвенника и самоотверженного строителя церковной жизни. Были канонизованы священномученики: протоиерей Иоанн Кочуров (†1917) и протопресвитер Александр Хотовицкий (†1937). Теперь в Соборе святых земли Российской мы имеем три новых имени. Святителю отче Филарете, священномученицы Иоанне и Александре, молите о нас Христа Бога нашего!

Господь перед Своим преславным Вознесением повелел апостолам по всему миру проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16, 15), дабы основанная Господом Церковь приняла род человеческий в свое спасительное лоно. Таким образом, миссионерство изначала было основным делом Церкви Божией. На протяжении более чем 900 лет со времени Крещения Руси Русская Православная Церковь неустанно совершала плодотворное миссионерское служение, она привела ко Христу десятки народов, населявших Российскую империю, и вышла с проповедью о Христе Воскресшем далеко за пределы нашего Отечества.

Запрещение миссионерской деятельности советской властью, равно как и жесткие ограничения в религиозном образовании и катехизации, за 70 с лишним лет образовали страшный духовный вакуум в среде православно-верующих народов, населявших Советский Союз.

Ныне наша Церковь, как и другие Церкви и религиозные объединения на территории бывшего СССР, свободна в исполнении своей спасительной миссии, и повседневной задачей всей Полноты нашей Церкви является активное участие в преодолении последствий этого духовного вакуума, ибо Спаситель наш Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).

Вместе с тем мы являемся свидетелями использования установившейся в нашей части света свободы совести в прозелитических целях многочисленными религиозными и околорелигиозными организациями, инославными миссионерскими центрами, обрушившимися извне на искусственно отторгнутый от Святой Православной Церкви народ и стремящимися увести его в свои ограды, чуждые для нашего народа, его духовных истоков, тысячелетней истории, культуры, традиций, национального самосознания.

В результате тщательного обсуждения Архиерейский Собор восстановил в нашей Церкви миссионерскую структуру, принял решение о необходимости без промедления приступить к всестороннему развитию духовного просвещения народа Божия, важной частью которого является восстановление приходской жизни во всей ее полноте, включающей просвещение и воспитание православного населения в духе православной веры и Церкви Христовой. Приняты решения о расширении и углублении богословского образования, дабы возможно скорее удовлетворить острую нужду Церкви в священнослужителях - пастырях добрых, душу свою полагающих за овец (Ин. 10, 11).

Еще раз напомню вам, дорогие мои, что решение этой великой и святой задачи нуждается в деятельном участии всей Полноты нашей Церкви - от Патриарха до каждого благочестивого ее члена. Да поможет нам в этом Всемилостивый Господь, да просветит и умудрит светом и разумом Своим (1 Ин. 5, 20).

Возлюбленные! Новый год благости Господней примечателен знаменательным юбилеем - в мае 1995 года исполняется 50 лет со времени окончания Второй мировой войны. Этот юбилей - событие, эпохальное для России, для стран бывшего Союза, для многих народов мира. Наш с вами святой долг - хранить благодарную память о подвиге наших соотечественников, совершенном ими в период одного из тяжелейших испытаний, когда-либо выпадавших на долю нашего народа, неустанно молиться о миллионах братьев и сестер, душу свою положивших (Ин. 15, 13) для спасения Родины и всего мира. Мы навсегда сохраним глубочайшую признательность Святейшим Патриархам Сергию и Алексию I, архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, всей нашей Русской Православной Церкви за неустанные молитвы, за неоценимый вклад в общенародный подвиг.

Рождество Христово является праздником мира, единства, братолюбия. Однако, к нашей общей горечи, все еще продолжаются во многих государствах на территории бывшего Советского Союза кровопролитные конфликты, тяжелым остается в них экономическое положение, недопустимо медленно решаются социальные проблемы, не уменьшается острота криминогенной ситуации. Особую сложность приобрело положение русскоязычного населения во многих странах Балтии и СНГ,- а эти люди в большей части являются членами Русской Православной Церкви. К мирному решению этих и иных острых проблем можно прийти только при условии достижения национального и общественного согласия, с доброй волей, с открытостью к диалогу и способностью идти на разумные соглашения. Будем же мы, чада Святой Церкви, примером в этом благородном, но трудном созидательном процессе, примером служения примирению, заповеданного нам Христом Спасителем (2 Кор. 5, 18). Будем непрестанно молиться и совершенствоваться в доброделании, с мужеством и терпением переносить житейские тяготы и невзгоды. Воплотившейся Сын Божий благодатным Светом Рождества Своего да озарит наши души и сердца, просветит наш ум и укрепит нашу волю к творению добра.

От всего сердца, из глубины души приношу вам, возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все чада нашей Матери-Церкви, в Отечестве и в рассеянии сущие, мои поздравления со светлым и радостным праздником Рождества Христова и с Новолетием!

"Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе... Бог Сый истинен... Человек быв человеколюбия ради, Тому возопиим: Рождейся от Девы, Боже, помилуй нас!" Аминь.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy062.htm

Связанные материалы