Слово на открытии рождественских чтений (2000 г.)
Слово Патриарха Алексия II на открытии VIII Международных Рождественских образовательных чтений
3 января 2000 года
Во дни празднования великого юбилея Рождества Христова, которое даровало человечеству благодатную надежду на спасение и искупление, приветствую тружеников святого дела христианского просвещения, собравшихся в древнем Московском Кремле.
Юбилей помогает нам приоткрыть завесу вечности, приобщиться к нескончаемому, постичь глубину милосердия Божия. В конце драматического XX века, отняв от наших очей тусклое стекло сиюминутного, мы вновь увидели, насколько хрупок наш земной мир. Поистине чудо Божие, что он продолжает существовать, несмотря на войны, катаклизмы, великие человеческие страдания. Празднуя юбилей, мы оцениваем ход истории, размышляем о смысле времени. И эти размышления приводят нас к событию, двухтысячелетие которого мы ныне молитвенно отмечаем. Когда пришла полнота времени, - пишет святой апостол Павел, - Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5).
В Таинствах Боговоплощения и Искупления воистину явилось испол-нение времен. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, - говорит святой апостол Петр, - что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8). Пришествие в мир Спасителя, упорядочив летосчисление, разделило всемирную историю на две эпохи - до и после Рождества Христова. Ныне от этого события нас отделяют двадцать веков. И возможно, лишь с такого отдаления становится по-настоящему понятно великое значение тех необыкновенных дней.
Земной подвиг Спасителя изменил судьбы человечества, придал подлинный смысл истории, дал людям возможность обновления и преображения. Смысл Воплощения Предвечного Сына Божия осознается лишь в связи с изначальным Промышлением Творца о мире, с домостроительством спасения, прежде всего с Искуплением и Воскресением, которыми Господь положил незыблемую основу новому, преображенному творению и его духовному средоточию - Святой Церкви Божией. Именно во Христе, совершенном Боге и совершенном Человеке, освящена и обожена наша тварная природа, дарован нам путь к миру и полноте бытия. "Единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей, - говорит святитель Василий Великий. - Только воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого". По мысли же святого Иринея Лионского, "Церковь пребывает как рай в этом мире".
Наша цивилизация, несмотря на все отступления и преступления, навсегда усвоила себе наименование христианской. Люди временами забывали Бога, но Он никогда не оставлял их без Своего водительства. Господь принес Крестную жертву за человеческий род и за каждого из нас. Преодоление всех исторических нестроений становилось возможным лишь на путях покаяния, примирения и благотворения, заповеданных Спасителем. Присутствие Божие сделало нас новым творением. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою, - свидетельствует апостол Павел. - Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею (Еф. 2, 13-15). В мире отныне пребывает Тело Христово - Церковь Божия, и врата адовы не одолеют ее до скончания века.
Лишь для христиан время стало по-настоящему историчным, испытав прикосновение облагодатствованной жизни, обращенной к своему Первоисточнику. В людях и их делах открылись уникальность и неповторимость благодаря причастности к вечному, непреходящему. История раз и навсегда вобрала в себя Таинство Боговоплощения, превысшее всякого человеческого рассудка. Теперь невозможно переписать ее, обезбожить, лишить глубинного смысла и назначения. Можно вступить в дерзостную схватку со Христом, но нельзя пройти мимо Него. Уходящий век наглядно показал, куда ведут попытки устроить жизнь без Бога. Ведь ни революции, ни реформы сами по себе не были способны устранить человеческую греховность, а подчас лишь становились ее катализаторами.
Подобно тому как в истории навсегда запечатлено Боговоплощение, так и в каждом из нас присутствует неистребимый ничем образ Божий. Он явственно виден в вершинных достижениях человеческого творчества, хотя не всегда вполне осознан самим художником, поэтом, композитором или архитектором. Все лучшее, созданное человеком, все, что стало неотъемлемой частью нашей культуры, сохраняет в себе Божественное основание. Вот почему, несмотря на все пагубные веяния последнего времени, глубинный лик культуры остается христианским.
Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, свидетельствует в Евангелии о тайне Боговоплощения: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Творец создал мир Словом. Божественный Логос - Господь Иисус Христос избрал слово как средство возвещения людям Своего Откровения и как путь для их молитвенного общения с Ним. Слово Божие несет в себе вечную мудрость, одухотворенную мысль и содержит неиссякающую вовеки творческую и созидательную силу. Именно слово является фундаментальной основой и глубинным стержнем всей человеческой культуры. Однако будем помнить: только истинное и чистое слово, исполненное смысла, исходящего от Бога, живоносно и животворно. Обезбоженное, выхолощенное, ложное слово несет в себе смерть и разрушение, не обладает зиждительной энергией и не поддерживает высокую гармонию бытия. Особенно остро это ощущается ныне здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове Божием, а потому привык относиться к слову с серьезностью и благоговением, придавая всему сказанному и написанному великое значение. Вот почему так страшна сила девальвированного слова, порой льющегося с экранов телевизоров и газетных страниц. Перед этой силой люди, привыкшие доверять слову, подчас оказываются беспомощными. Лишь возвращение их в церковную ограду, обращение к Слову Божию может соединить слова и дела в их израненных душах. Ведь говорит Господь: ...от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37) - и: ...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36).
Сегодня, на пороге нового тысячелетия, как никогда, важно осознание глубокой связи человека и человечества с Творцом, Искупителем и Судией. Отступление от Бога породило омертвение душ человеческих, одержание злом и стремление к саморазрушению. Возомнив себя властелинами вселенной, люди на деле все чаще переживают падение, будучи неспособными противостать испытаниям и искушениям. Наряду с могуществом и силой, полученными от Творца, человек проявляет поразительную немощь, привнесенную грехом и злой волей. Никогда еще народы в такой полноте не знали своего прошлого, но и никогда настолько не удалялись от него. Мы видим, как идет великое собирание всего человечества: сама Земля впервые становится маленькой. Но не угасает в людях жестокая вражда друг ко другу, разделяющая их на непримиримые станы. Только обращение к Господу, по-отечески ожидающему нашего покаяния, способно удержать человечество от худшего.
Как ни странно, об этом говорят даже отступления от Бога, которыми наполнена история последних столетий. Не преувеличу, если скажу, что они стали своеобразными апофатическими свидетельствами о Христе, ибо в них показуется ужас существования без любви и благодати Божией. По слову святителя Григория Богослова, "Бог почтил человека свободой, чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем вложившему его семена". И познаете истину, и истина сделает вас свободными, - говорит Господь (Ин. 8, 32). Именно такая свобода вывела человека из древней замкнутости, открыла ему других людей, прекрасный Божий мир и подлинную сущность его самого. Боговоплощение и искупление вернули людям понимание того, что свобода сопряжена с величайшей ответственностью, с вовлечением личности в сложную иерархию бытия. От рождения человек включен в семью, общество, народ, государство, человечество и мироздание. Но прежде всего, как Божие творение, он принадлежит Богу, неся на себе Его образ и подобие. Поэтому истинная свобода есть неусыпная ответственность перед Творцом и Искупителем. Ведь, отвергая Бога, мы погружаемся во зло, а значит, в унизительное рабство греху.
Отрекаясь от своего наследия, современный человек нередко старается возложить все свое упование на науку, технологию, мощь мирского "прогресса". При этом он бессознательно надеется на относительную стабильность и устойчивость земного бытия, на видимую неизменность законов природы, забывая о том, что мир удерживает над бездной хаоса незримая милосердная десница Господня. Впрочем, сама наука, само человеческое знание хранят на себе печать христианского миропонимания. Ведь дар познания и стремление к истине вложены в нас Создателем вселенной, сопричастной своему Творцу. В науке, несомненно, содержится не только опыт исканий, но и опора на чувство цельности и единства мира, изначально присущее христианину. Даже периодически возникающие кризисы науки свидетельствуют о том, что мысль, движимая разумной силой, пытается устранить возникающие неувязки старых и новых данных, гипотез и моделей исходя из предзаданной целостности и нераздельности общего.
Православие никогда не ставило научные теории вровень с догматами веры. Оно отчетливо разделяет абсолютность Богооткровенных истин и неизбежную относительность человеческого знания со всеми его выводами и предположениями. Разные науки могут до некоторой степени приблизиться к пониманию происхождения и развития мира. Однако история подтверждает, что даже самое прочное обоснование научных законов не гарантирует смены одних знаний другими, более совершенными. Дивен и чудесен мир Божий, даже в нынешнем расстроенном своем состоянии. Вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24), - восклицал пророк и псалмопевец царь Давид. Внимательное вглядывание в устроение мира с древних времен вело людей к естественному богословию, к прославлению Творца и познанию Его воли. Недаром многие естествоиспытатели обратились к вере. Однако подобное приближение к премудрости Божией не может заменить истин, открытых Им Самим. Поэтому при преподавании наук нужно и можно излагать любые современные теории и гипотезы, одновременно памятуя о их относительном характере. И тем более нельзя превращать науку в околонаучную идеологию и мифологию.
Для христианского миропонимания постижение истины перестало быть игрой любопытствующего ума. Оно стало предельно серьезным и важным делом, запечатлев на себе свет спасения. Рождество Христово навсегда положило предел абстрактному пониманию истины. Ведь она воплотилась в Сыне Божием и стала неотделимой от подлинного преображения жизни. Отныне понятие "истина" неразрывно связано с добром и красотой.
Наука, техника, искусство, благоденствие, абсолютизированные в своей самодостаточности, затрудняют возможность ясного и трезвенного разумения действительности. Только восстановление гармоничных основ строя и уклада жизни, нахождение достойного места каждой вещи и каждого дела, обращение к Первоисточнику всех сил и энергий может вывести из порочного и саморазрушительного состояния.
Православные люди вовсе не склонны бездумно отрицать современную цивилизацию. Конечно, технические достижения во многом облегчили жизнь. Например, развитие транспорта и коммуникаций сблизило людей и народы. Однако транспорт не только сократил пространства, но и загрязнил атмосферу планеты. А информационные системы обрушили на наши головы огромные потоки разнородных сведений, которых человек физически не способен осмыслить. В результате люди, возгордившиеся видимостью многознания, в немалой степени лишились собственного разума, утратили самостоятельность и отчетливость мышления. Вооруженный всеми наиновейшими достижениями цивилизации человек не стал добрее. Не умея отличить подлинное от подмены, растерянный индивидуум бросается то в цинизм, то в псевдодуховность. Увы, технический и материальный прогресс сам по себе не принес человечеству ни мудрости, ни счастья. Напротив, он поставил нас на грань выживания. Ныне это ощущается сильнее, чем когда-либо прежде.
Творчество - научное, техническое, культурное - есть великая сила. Помня это, святые отцы не отвергали мудрости прошлого, но стремились творчески преобразить ее. Задача усвоения и осмысления культурного достояния стоит перед нами и сегодня. В особенности это относится к наследию русской и европейской цивилизации. Как мы уже указывали, по своим глубинным первоистокам она несомненно христианская и не может быть в полной мере понята в отрыве от своих духовных основ. Однако, когда творчество забывает о своем настоящем истоке и потому утрачивает глубинный смысл, оно способно стать воистину устрашающим, губящим все вокруг, но прежде всего душу самого "творца". Разве не наблюдаем мы этого повседневно?
Убежден: первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир, коренятся в человеческом сердце. Без основательного анализа духовно-нравственного состояния современного мира нам никогда не выйти из тупика, о котором говорят сегодня многие умы. Таинственный рубеж тысячелетий и юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинная тайна свободы, тайна науки, тайна культуры - во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе мира. Постижение этой тайны возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией, вне ее. В ней - светоч Православной веры, истинной и неповрежденной.
Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантской узости и самозамкнутости. Оно не может остаться собою, если утратит свою вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святого Духа.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), - заповедал Христос апостолам и всей Церкви. Великие православные святые заботились не только о личном спасении - ненависть к греху сочеталась у них с любовью к каждому приходящему к ним и ко всему миру Божию. Они молились и ныне молятся за все человечество, печалуются о спасении грешников, о приведении к истине ищущих и мятущихся людей. Свет Христов просвещает всех - эти слова древнего богослужебного чина должны постоянно нами помниться, если мы действительно хотим творить дело Божие.
Миссия Церкви, стремящейся утвердить христианские основы цивилизации, немыслима без образования и воспитания, в первую очередь адресованного детям и юношеству. Просветительное служение осуществляют многие воскресные школы, православные лицеи и гимназии, высшие учебные заведения, различные епархиальные, монастырские, приходские структуры. Я сердечно благодарю за труды всех собравшихся в этом зале, всех ваших соработников, оставшихся дома. Дай Бог, чтобы ваши усилия принесли Господу сторичный плод и умножились во славу Его святого имени.
Впрочем, в современной России, других странах Содружества, где вихрь богоборческих репрессий некогда почти искоренил православную школу, духовно-нравственное воспитание юных поколений немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Особое внимание, как представляется, надлежит уделять преподаванию этических дисциплин. При этом следует помогать родителям воспитывать детей на основе христианских ценностей.
История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. Это неразрывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительности и пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды и розни, гражданской безответственности. От воспитания новых поколений россиян зависит будущее страны - зависит не в меньшей мере, чем от политики или экономики. Вот почему создание обновленной системы воспитания должно стать не только государственной, но и общенародной заботой.
Уважаемые участники Чтений! С приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа пошел счет последним дням. Нам не следует забывать, что история человечества не бесцельна - она направлена к пределу, где свершится всецелое откровение вечности, после которого, по словам тайновидца, времени уже не будет (Откр. 10, 6). До сей поры человечеству заповедано правильно распорядиться дарами, полученными от Господа, дабы не закопать в землю свои таланты. Людям, склонным забывать о Боге, Он Сам властно и с любовью напоминает о Себе, как ныне и нам Своим двухтысячелетним юбилеем. Утешительно завершается речь апостола Павла: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4, 7). Будем же добрыми наследниками Христа Спасителя. Будем исполнять Его волю в словах и делах наших, будем простирать свое служение к ближним и дальним, чтобы услышать по милости Божией Его слова: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".