Слово на молебне после передачи мощей Серафима Саровского
Из слова Патриарха Алексия II в Троицком соборе Александро-Невской Лавры после Божественной литургии и молебна преподобному Серафиму Саровскому
12 января 1991 года
Сердечно поздравляю собратьев архипастырей, пастырей, вас, дорогие братья и сестры, с днем второго обретения мощей преподобного Серафима.
Почти сто пятьдесят лет отделяют нас от его блаженной кончины. В 1903 году состоялось торжественное прославление святого. Несмотря на последовавшее после революции закрытие Саровской и Дивеевской обителей и утрату мощей преподобного, память о нем жила в народе: как и при жизни, преподобный Серафим был близок людям.
В молитве преподобному говорится: "Никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих". Для каждого он находил слово утешения, слово вразумления и указания пути в Царствие Небесное. Преподобный Серафим стяжал особую благодать Духа Святого. Приходящих к нему он встречал словами: "Радость моя!" Эта особая, неземная радость о Господе укрепляла людей в жизненном крестоношении, в делании добра и правды Божией.
Святой молитвенник о земле Русской учил: "Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя". Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе нашим ближним. И то, что преподобный Серафим снова с нами своими цельбоносными мощами, мы принимаем как дар Божий, как знамение милости Божией.
Уже при первой встрече с директором Музея истории религии мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.
Первая святыня, которая была возвращена,- мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!" Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.
История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется. Верующему народу было трудно смириться с мыслью о том, что мощи святого безвозвратно утеряны. Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички.
После получения информации из музея я стал искать другие сведения, в первую очередь, акт о вскрытии мощей.
Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по этому поводу в 1903 году при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей: епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи. В акте 1920 года очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви.
Возвращение мощей преподобного Серафима - общецерковная радость. Весть об этом распространилась очень быстро. Почитание преподобного Серафима у нас особое - и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".