Слово на презентации «Православной энциклопедии» в Томском университете, 25 мая 2002 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на презентации «Православной энциклопедии» в Томском университете

25 мая 2002 года

Глубокоуважаемый господин ректор! Глубокоуважаемые профессора, преподаватели и студенты Томского государственного университета!

Не случайно университеты и другие учебные заведения еще с древних времен именовали «храмами науки». В приобщении человека к истинному знанию есть, несомненно, сакральный смысл естественного богопознания, т. е. познания мира, как говорят святые, через «следы Бога» в тварном мире, через выявление и уяснение закономерностей всего, что нас окружает, при этом физик испытывает священный трепет перед совершенством атомарного мира, а астрофизик перед непостижимостью масштабов космоса. И не случайно многие из выдающихся ученых прошлых веков и современности являются верующими людьми. Наука не противоречит вере, напротив, вне веры не может быть науки. Допущение в математике аксиомы разве не является своеобразным актом веры, раскрывающим религиозный характер научного познания мира? Вера предшествует знанию или знание вере? Эта проблема волновала еще блаженного Августина. Продолжает волновать она умы и современных мыслителей.

Российские традиции высшего светского образования насчитывают несколько веков. В Томске уже 124 года существует университет. Известно, что в начале XX века в церковной среде обсуждалась возможность открытия в Томске пятой в России Духовной академии, которая должна была стать второй (после Казанской) миссионерской Духовной школой. Но события Первой мировой войны и революция 1917 года не дали осуществиться благородному намерению томичей. Возможно, новый, XXI век внесет свои коррективы. Это зависит от доброго и плодотворного сотрудничества церковных и светских ученых и педагогов, церковных и светских властей Томского края.

У системы духовного образования и светской системы высшего образования - долгая история взаимоотношений. До революции профессора Духовных академий преподавали в университетах, а преподаватели университетов работали в Духовных академиях и семинариях. Даже реформирование духовных и светских учебных заведений происходило в одно и то же время. Конечно, у них оставались свои традиции, свои правила внутренней жизни и развития, но они никогда не были враждебны друг другу. Духовная высшая школа и университет имеют общие корни в том смысле, что сама система светского образования и на Западе, и в России вышла из системы духовного образования. Об этом не стоит забывать.

Наконец, мы обязаны помнить, что именно в стенах духовных и светских учебных заведений воспитывается наша молодежь, те, кому в этом столетии предстоит учиться и учить, делать открытия и управлять государством, совершать церковное служение и служение государственное. Но если в основание образования не будет положено духовное воспитание, если плодами образовательного процесса явятся циники и нигилисты — грош цена такому образованию и незавидна участь государства, готовящего себе такую смену.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками отрадных процессов преодоления средостения между светской и духовной системами образования. Мы видим, как появляются успешные совместные церковно-научные проекты, одним из которых является «Православная энциклопедия».

Современный церковно-научный проект «Православная энциклопедия» стал примером успешного диалога и сотрудничества Церкви, государства и Общества. В настоящее время издание «Православной энциклопедии» Осуществляется под личным патронатом Президента Российской Федерации В. В. Путина и попечением нашего государства. Это лучшее свидетельство того, что время конфронтации и взаимного недоверия Церкви и общества миновало. Наступает период общего служения делу возрождения нашего Отечества.

«Православная энциклопедия» представляет собой уникально издание, которое можно поставить в один ряд с лучшими зарубежными печатными образцами не только церковного, но и светского характера. Это не только прекрасно иллюстрированная книга, но и систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, права, политики и куль туры. Соединение цельного православного мировоззрения с послед ними достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний придают данному духовному изданию поистине универсальный характер. В работе над энциклопедией объединяют свои усилия крупнейшие богословы и выдающиеся ученые-миряне, как отечественные, так и зарубежные.

Предполагается, что будет издано 25 томов «Православной энциклопедии». Уже вышел в свет том, посвященный исключительно Русской Православной Церкви, а также три алфавитных тома. Сейчас в Церков-нонаучном центре вдет интенсивная работа над четвертым алфавитным томом, который должен быть сдан в печать уже в конце июня. Весь же церковно-научный проект планируется завершить в 2012 году.

Серьезный церковно-научный и экспертный потенциал, имеющийся у Центра, способствовал появлению телевизионной передачи «Православная энциклопедия» и одноименной программы на радио «Маяк». Эти просветительские передачи освещают важнейшие события церковной современности, повествуют о православной истории и культуре, раскрывают глубины православной богословской традиции.

Кроме того, Центром создан интернет-портал «Седмица. ru», который предлагает комментарии экспертов энциклопедии по ключевым новостям текущей недели. Здесь каждое событие рассматривается в историческом, культурологическом, правовом, духовном и общественно-политическом аспектах.

Церковно-научным центром ведется и обширная научно-методическая работа. Создан агиографический центр, который учрежден для исследования и научного издания житий русских святых. Кроме того, на базе Центра «Православная энциклопедия» создан церковно-научный архив, где уже сегодня хранятся и изучаются сотни ценнейших свидетельств православной истории XIX-XX вв.

Сегодня Церковь помогает современному человеку избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Именно формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь считает своей важнейшей задачей.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 390.

Связанные материалы