Слово на презентации "Православной энциклопедии" в Новосибирском академгородке, 23 мая 2002 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Слово на презентации "Православной энциклопедии" в Новосибирском академгородке
23 мая 2002 года
Уважаемый Николай Леонтьевич! Уважаемый Михаил Ефимович! Ваши Высокопреосвященства, уважаемые дамы и господа, многоуважаемые труженики российской науки!
Мне доставляет большую радость 11 лет спустя вновь встретиться с вами, учеными крупнейшего научного центра России. За эти годы в нашем обществе произошли большие преобразования, изменилось даже название и границы государства, гражданами которого мы все являемся, однако за то же время мы с вами прошли большой путь навстречу друг другу.
Многие века Церковь и наука шли рядом, рука об руку. В дни Славянской письменности уместно будет вспомнить об учителях святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Ими были знаменитый византийский ученый Лев Математик, впервые применивший буквы в качестве алгебраических символов, и Фотий, автор знаменитой «Библиотеки». Именно так назывался труд, включавший в себя характеристику всей известной в то время античной и византийской литературы, не только религиозной, но также художественной и научной. В тот исторический период вера и науки органично сочетались друг с другом: Лев Математик был Солунским митрополитом, а Фотий впоследствии стал Константинопольским патриархом.
Да и в истории нашей страны, вплоть до самой революции, не было никакого средостения между научным сообществом и Церковью. Лучшей иллюстрацией данного положения может служить традиция празднования в России «дней славянской письменности». Начало ее было положено в середине XIX века в стенах Московского университета. В 1855 году, когда праздновалось столетие этого старейшего учебного заведения России, наш знаменитый историк академик Михаил Петрович Погодин подарил университетскому храму святой мученицы Татианы частицу мощей святого Кирилла Философа. В 1861 году член-корреспондент Академии наук архиепископ Антоний (Амфитеатров) обратился в Святейший Синод и отправил составленную им службу солунским братьям. По одобрению Синода эта служба была издана в 1863 году к 1000-летию славяно-моравской миссии. А ровно 135 лет назад - 24 мая 1867 года, представители всех славянских народов собрались в Санкт-Петербурге для совместного празднования памяти равноапостольных братьев.
Сегодня наша общая задача - помочь современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности. Формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в нынешнем российском обществе Церковь считает своей важнейшей задачей. И мне очень приятно свидетельствовать, что большую поддержку в этой деятельности мы получаем со стороны светских ученых.
Сегодня мне доставляет огромное удовольствие представить вам четыре тома «Православной энциклопедии». Ученые гуманитарии знают, как не хватало обществу подобного фундаментального труда. Напомню лишь, что первая попытка издать православную энциклопедию предпринималась еще в начале прошлого века, но последовавшие затем смутные времена не позволили вывести это издание за пределы буквы «К». Вторая попытка (в 60-е годы XX века) также не увенчалась успехом. Сегодня мы представляем уже четвертый том «Православной энциклопедии». Сейчас в Церковно-научном центре идет интенсивная работа над пятым томом, который должен быть сдан в печать уже в конце следующего месяца. Это яркое свидетельство того, что проект крепко встал на ноги, однако это не значит, что нам можно почивать на лаврах. Впереди еще 21 том, и нам надо сделать все возможное для обеспечения стабильной и бесперебойной работы над этим уникальным проектом. Мне особенно приятно отметить тот факт, что в этом году «Православная энциклопедия» получила статус учебного пособия для студентов светских учебных заведений, специализирующихся в области истории, искусствоведения и теологии. Я В работе над энциклопедией объединяются усилия и крупнейших богословов, и выдающихся ученых-мирян. Деятельное участие в работе над «Православной энциклопедией» принимают академики Виктор Антонович Садовничий, Евгений Максимович Примаков, Евгений Петрович Челышев, Николай Николаевич Покровский, Александр Оганович Чубарьян, члены-корреспонденты Андрей Николаевич Сахаров, Николай Николаевич Скатов, Борис Николаевич Флоря, Сергей Сергеевич Аверинцев, Сергей Михайлович Каштанов, Ярослав Николаевич Щапов и многие другие. Нельзя, наконец, не отметить выдающуюся роль в реализации этого фундаментального издания Президента Российской Академии наук академика Юрия Сергеевича Осипова.
Особо подчеркну, что «Православная энциклопедия» является единственным проектом Вселенского Православия, в котором объединяются усилия богословов всех Поместных Православных Церквей и светских ученых из нескольких десятков стран ближнего и дальнего зарубежья.
? Издание «Православной энциклопедии» осуществляется под личным патронатом Президента Российской Федерации В. В. Путина и попечением Российского государства.
25 томов «Православной энциклопедии» будут содержать примерно 70 тысяч агиографических, биографических, историко-статистических, церковно-географических, понятийных и терминологических статей. Каждый том включает в себя порядка 750 цветных и черно-белых иллюстраций. Это как исторические, так и современные карты Церквей и епархий, иконы, портреты выдающихся церковных деятелей и исторических личностей, фотографии святынь, памятников церковного искусства и археологии. 80% содержания энциклопедии будут посвящены Православию. Я думаю, всеобщий интерес привлекут почти шесть тысяч статей, посвященных церковному искусству и церковной музыке, этнографии и страноведению.
Но работа над «Православной энциклопедией» является Далеко не единственным примером нашего сотрудничества. В следующем месяце — 21 июня мы будем отмечать 120-летие со дня блаженной кончины митрополита Московского Макария (Булгакова). Московский святитель и член Императорской Академии наук, он вошел в историю не только как один из крупнейших ученых историков своего времени. В 1867 году из своих личных средств, полученных от продажи написанных им книг, он образовал фонд по присуждению академических премий в области светских наук. До революции Макариевская премия была одной из самых престижных научных наград в России.
В 1995 году мы совместно с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым и Президентом Российской Академии наук Юрием Сергеевичем Осиповым возродили Макариевскую премию. Теперь она присуждается каждые два года за выдающиеся труды в области церковной, отечественной истории и истории Москвы. В каждой номинации предусмотрена одна первая, две вторых, две третьих премии и одна премия для молодых исследователей. С 2000 года, согласно указу Президента России, Макариевские премии не подлежат налогообложению. С удовольствием могу сказать, что география и количество соискателей этой награды год от года растут. В прошлом году нами рассматривалось 120 работ, присланных буквально со всех концов нашего континента — от Южной Кореи на Востоке до Италии на Западе. Сейчас объявлен новый конкурс, итоги которого будут подведены в 2003 году, и я буду очень рад, если мне доведется с кем-нибудь из вас встретиться на торжественной церемонии вручения Макариевской премии в старом особняке Президиума Российской Академии наук в Нескучном саду.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 388.