Слово при вручении архиерейского жезла епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Даниилу (Доровских)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому ДАНИИЛУ (Доровских)

в Храме Христа Спасителя в Москве 11 ноября 2001 года

Преосвященный епископ Даниил, возлюбленный собрат и сослужитель наш!

В возрожденном величественном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя через возложение рук участвовавших в твоей хиротонии архиереев ты удостоен благодати епископства. Это великая честь, но и великая ответственность для немощного человека. Хиротонисуемый во епископа вводится через апостольское преемство в число прямых наследников, учеников Христа Спасителя.

Сердечно приветствую тебя, новопоставленного собрата нашего. По древней традиции мне надлежит обратиться к тебе с напутствием и назиданием перед предстоящим тебе новым подвигом служения Церкви "Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).

 

Вчера при своем наречении ты исповедал свои немощи и трепет при осознании высоты архипастырского служения, а сегодня мы были свидетелями благоговейного воспринятия тобой благодати архиерейства. Мы, совершители твоего рукоположения, вместе с клиром и народом Божиим молились, чтобы на тебя снизошла благодать Святого Духа и ты стал бы носителем Его даров.

Шестнадцать лет тому назад призвал тебя Господь на дело служения Церкви Христовой, к послушанию, которому ты отдался всецело через принятие монашеского пострига и рукоположение в священные степени диакона и пресвитера.

По окончании Московской Духовной академии и до сего дня ты ревностно исполнял возложенные на тебя обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. На трудах твоих пребывало благословение Божие, и они были благоуспешны. Твоя ревность о церковном благочинии в обители Преподобного Сергия снискала тебе любовь братии.

Сегодня, после слышанного нами евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого, невольно приходят мысли, напоминающие нам о всемогущей силе Божией, проявляемой в этом мире.

Мир, в котором мы живем, испорчен, болен. "Мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19), - говорит Апостол Иоанн Богослов. Все чаще нам, современным людям, приходится сталкиваться с проявлениями зла. На наших глазах происходят события, которые потрясают. Страшные природные катаклизмы, разрушительные войны, кровавые революции, политические неурядицы, акты терроризма, стремительное распространение наркомании, смертоносные эпидемии различных болезней, массовые убийства, агрессия псевдокультуры и разновидностей оккультизма, засилье различных сект влекут за собой множество человеческих жертв. Это проявление беснования человечества, общества в целом.

Нет на земле богоотверженных людей. Ради каждого человека Господь Иисус Христос пострадал и пролил на Кресте Свою Кровь. Господь "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). И в то же время: "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6, 7). Не беспредельно долготерпение Божие. Если человек не спешит к покаянию и исправлению, он сам обрекает себя на мучения и страдания. "Взыщу с вас", - говорит Бог через пророка Своего Амоса, - "за все беззакония ваши" (Ам. 3, 2).

Молитва, слово Божие и доброделание - вот наше оружие противоборства злу. Зло сильно и подчас не разгадать его уловок. Но мы "все можем", как говорил великий Апостол Христов Павел, "в укрепляющем нас Иисусе Христе" (Флп. 4, 13). "Верен Бог, Который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести" (1 Кор. 10, 13).

Для начала нужно побороть зло, которое живет внутри нас самих. Духовно окрепнув, мы "облечемся во всеоружие Божие", сможем "стать против козней диавольских" (Еф. 6, 11) и не только преодолеть, но и победить зло, живущее в нас и в мире, "ибо мы", как говорит Апостол Павел в послании к Ефесянам, которое мы тоже слышали сегодня, "Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2, 10).

Пусть эти духовные размышления при начале твоего епископского служения воодушевят тебя и вдохнут в твою душу твердую веру во всепобеждающую силу Божию.

"Дело пастыря, - говорил святителя Феофан Затворник, - есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это - живая и деятельная ревность о спасении человеческих душ". Путь апостольского преемства - это многовековой путь служения Богу и людям, путь хранения чистоты Православия, путь духовного руководства паствой в духе святоотеческих преданий и отечественных традиций. Ты принял архипастырский жребий в ответственное время для нашей Церкви и для всего отечества. Архиерейский Собор, проходивший в минувшем, юбилейном году, определил первостепенные задачи церковного служения, дабы мы в единомыслии и любви были делателями непостыдными на ниве Христовой. Вступая в третье тысячелетие по Рождестве Христовом, которое начинается трагически, мы должны еще больше усилий положить на сдерживание зла в мире, противопоставлять ненависти - любовь, безверию - веру, порокам - духовную чистоту и святость. Господь призывает нас не гнушаться миром, но быть солью земли и светом миру (см.: Мф. 5, 13-14).

Господь вручает тебе для хранения и спасения святое свое достояние - паству церковную и желает видеть тебя пастырем добрым, "верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2, 15), всегда готовым душу свою положить за овец своих, за дело Божие. Храни веру православную, в которой ты воспитан, и обращающихся к тебе наставляй быть верными чадами Русской Православной Церкви, которая на протяжении многовековой истории всегда была хранительницей Святого Православия, чтобы они добросовестно исполняли свои гражданские, общественные и семейные обязанности, были достойными гражданами земного и Небесного отечества.

Непрестанно поддерживай в себе пламень веры и архипастырскую ревность, духовно совершенствуйся, изучая Священное Писание, труды святых отцов, подвижников веры и благочестия. Возрастай в добродетели и непорочности, "дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9, 27).

В своем служении не забывай слова Апостола Павла: "Все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1 Кор. 10, 31-33).

Нельзя не отметить знаменательности твоего избрания. Священный Синод определил тебе быть епископом Русской Православной Церкви 6 октября, в день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского. Великий в своей святительской жизни и деятельности, выдающийся миссионер и проповедник Православия, просветитель и молитвенный заступник восточных, отдаленнейших окраин нашего государства, святой угодник Божий, он всегда помнил о величии, высоте и трудности архипастырского служения.

Будь, как и преславный святитель Иннокентий, "истинный и неложный учитель". Стяжи ревность того, кто "вся страны полунощныя... боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси".

Осенив себя крестным знамением, с верой и дерзновением гряди на предлежащий тебе подвиг служения в Южно-Сахалинской епархии, где просветитель Сибири и Дальнего Востока, святитель Иннокентий, сам немало потрудился, и да будет он с тобой своим предстательством, руководством и заступлением во все дни жизни твоей.

Начертай это в сердце своем и да поможет тебе Господь совершать предстоящее тебе служение во славу имени Божия, во славу Церкви Христовой и да сподобит тебя быть не только в числе званных, но и избранных.

Прими сей архипастырский жезл и преподай первое святительское благословение пастырям и пастве Южно-Сахалинской и Курильской и зде предстоящему народу Божию, возносившему с нами свои молитвы о твоем освящении.

http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/01/12-01/02.htm

Связанные материалы