Слово при вручении архиерейского жезла епископу Шацкому Иосифу (Македонову), викарию Рязанской епархии

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Шацкому ИОСИФУ (Македонову)

в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мужского монастыря 8 сентября 1998 года

Возлюбленный о Господе собрат, Преосвященный епископ Иосиф!

Сегодня, в знаменательный для тебя день, ты, избранный нами и Священным Синодом на епископское служение, при содействии Святого Духа и возложении на тебя архиерейских рук воспринял благодать епископства, приобщился к сонму святителей Русской Православной Церкви, стал нашим возлюбленным братом и сослужителем.

С радостью приветствую тебя и на путь твоего архиерейского служения по традиции церковной преподаю тебе эти слова назидания.

Промыслом Божиим тебе определено быть викарным епископом Рязанской епархии. В Рязани ты родился и возрастал духовно. От руки родного дяди - архимандрита Авеля, наместника Свято-Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии, ты принял монашество. Там же в течение нескольких лет, будучи ближайшим помощником наместника, ты приобрел немалый опыт и имеешь доброе свидетельство от своего архипастыря.

 

На твоей родине предстоит тебе продолжить дело святых апостолов и их преемников, быть солью земли и светом мира (Мф. 5, 13, 14), проповедовать Евангелие Царства Божия, быть служителем Христовым и домостроителем Таин Божиих (1 Кор. 4, 1), сохранять православную веру в чистоте и неповрежденности, не господствовать над наследием Божиим, а с великой ответственностью апостольского преемника путеводить паству к жизни Вечной по учению Христа, на основе канонов и традиций Православной Церкви.

Тебе надлежит явить в себе образ Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия (Евр. 4, 14), обновиться духом, служить Ему в праведности и святости истины (Еф. 4, 23, 24), быть образцом добрых дел, показывать в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность (Тит. 2, 7).

Апостол Павел пишет, что епископ должен быть трезв, целомудрен, благочинен, честен, должен преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 3, 2; 6, 11).

Не неради,- учит нас Апостол,- о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук (1 Тим. 4, 14), держись... мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца, будь приветливым ко всем... незлобивым (2 Тим. 2, 22, 24).

Новое церковное послушание восприими не только как честь, как милость Божию, но и как великую ответственность: и от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48).

Епископ должен постоянно бодрствовать над собой и над вверенной ему паствой. Итак внимайте себе,- говорит нам Слово Божие,- и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

По своему опыту ты знаешь, как труден сегодня путь пастырства. Поэтому ты исповедовал перед нами чувство страха и благоговейного трепета при мысли о предстоящем тебе епископском служении. Но ты сознаешь, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Радует твое упование на всесильную Божественную благодать и на слова Самого Господа: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Вступая в этот новый, указуемый тебе Промыслом Божиим путь, имей всецелое послушание Предстоятелю Церкви, соборному разуму старших собратьев епископов и конечно же правящему архиерею Рязанской епархии архиепископу Симону.

Во всем полагайся на его мудрость и знание, на его благословение и молитвы. Не забывай, что каждый архипастырь должен быть "истинным хранителем апостольских преданий, непоколебимым столпом и Православия наставником". Архипастырь должен в пастырях и мирянах созидать дух послушания и мира церковного.

Сегодня некоторые приходят в Церковь не учиться, не насыщаться благодатью Христовой, а учить других и раздавать дары, которых у них нет. Ратуя за "обновление" Церкви, за очищение ее, они подменяют своими измышлениями духовные ценности Православия. Они пытаются старчествовать, не восприняв ничего от старцев. Они не видят ни красоты Православия, ни глубины его традиций.

Наша Церковь, как и Отечество в целом, испытывает сейчас тяжкий гнет экономических проблем. Но она продолжает выполнять свое призвание. Открываются, восстанавливаются и строятся храмы и монастыри, духовные школы, приюты и богадельни. Мы с благодарностью оцениваем труды архипастырей, собратьев наших, пастырей и мирян, отдающих все свои духовные и физические силы возрождению веры православной, культуры и духовности нашего народа. Тем более болезненно воспринимается нами позиция некоторых пастырей и делателей церковных, считающих церковное достояние своей вотчиной и заботящихся не о преумножении даруемого, а о собственном благосостоянии. Таковых увещевай и обличай со всякою властью (Тит. 2, 15) и со всей строгостью церковных канонов.

С разрастанием политического и экономического кризиса все острее становится проблема духовной дезориентации. Вместе с обнищанием все глубже падает нравственность. Информационные системы срывают последние покровы стыдливости и целомудрия. Носители низменных инстинктов, безнравственности и агрессии стали идолами для поклонения. Стало допустимым и приемлемым все: и внутриутробное уничтожение детей, и эксперименты с наследственностью, и развращение малолетних. Оскверняется все чистое и святое. На этой тлетворной почве легко распространяются язычество, сатанизм, тоталитарные секты, несущие в себе зло, преступление, распутство, растление и кощунство.

На пороге третьего тысячелетия от Рождества Христова задача Церкви остается неизменной: утверждать веру православную, укреплять единство церковное, спасать и возрождать души человеческие.

Вместе с преподобным Серафимом говорю тебе: "Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и нескоро".

Хочу обратить твое внимание и на значение дня твоей архиерейской хиротонии. Это день Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. К помощи Пресвятой Богородицы с верой и упованием прибегали наши предки, особенно в годину испытаний и бед народных. К Ней припадаем и мы сегодня, когда, по слову святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Иссякла надежда на силы человеческие. И как в дни обстояния Москвы полчищами Тамерлана, мы молимся: "Не имамы иные помощи, разве Тебе, Пречистая Дево". К этой Необоримой Стене и Предстательству прибегай и ты в своем архиерейском служении.

Иди по стопам святителей Рязанских, подвиги которых за 800 лет существования епархии принесли обильные плоды на ниве Христовой.

А теперь, опираясь на сей вручаемый тебе жезл, взойди на это возвышенное место и благослови благочестивый народ московский, молитвенно участвовавший в твоей хиротонии, первым архиерейским благословением.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy055.htm

Связанные материалы