Слово при вручении архиерейского жезла епископу Барнаульскому и Алтайскому Антонию (Масендичу)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Барнаульскому и Алтайскому АНТОНИЮ (Масендичу)
в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря 19 марта 1994 года
Преосвященный епископ Антоний! Воля Божия - святая и всеблагая - совершилась ныне о тебе. Возложением рук и молитвой преемников апостолов - епископов Русской Православной Церкви снизошла на тебя благодать Всесвятого Духа, с восприятием которой ты получил власть архиерейского служения в Церкви Христовой.
Вступи на предлежащий тебе путь в совершенной преданности Богу и Матери-Церкви, принимая его не только как высшую честь, но и как подвиг крестоношения, с искренним желанием представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).
По церковному обычаю напутствуем тебя словом назидания.
Ты поставлен ныне на свещнице церковной, чтобы быть светильником горящим и светящим, тебе надлежит всей своей жизнью являть образ Первосвященника великого, прошедшего небеса (Евр. 4, 14), служить Богу в праведности и святости (Еф. 4, 24).
Епископ, по слову святителя Григория Богослова, "стоит с Ангелами, славословит с Архангелами, возносит жертвы на горний жертвенник, священнодействует со Христом, воссозидает создание, восстанавливает образ Божий, творит для горнего мира".
При возложении наших рук на твою главу мы молились, чтобы Господь сотворил тебя "подражателя быти Его, Истинного Пастыря, положившего душу Свою за овцы Своя, путевождя слепых, света сущих во тьме, наказателя немудрых, учителя младенцев, светильника в мире".
Чем глубже мы размышляем о величии предстоящего тебе служения, тем яснее становится, насколько труден такой подвиг для немощных сил нашей ограниченной природы. Но мы знаем, сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и веруем, что благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет.
Тебе дано право и на тебя возложена обязанность продолжать апостольское делание в Церкви, хранить единство церковное, являющееся ее свойством и даром Божиим, созидать его на краеугольном камне, который есть Иисус Христос (Еф. 2, 20).
Церковь - благодатный союз людей с Богом и друг с другом во Христе. Христос создал Церковь (Мф. 16, 18) и тем, как поется в кондаке Пятидесятницы, "в соединение вся призва".
Христос уподоблял церковное единство единству древа и его ветвей (Ин. 15, 1-2). Апостол Павел называет Церковь Телом: мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5).
Что душа в теле, то Дух Святой в Церкви. Церковь - не только едино тело, но и единый дух (Еф. 4, 4). Всякое отделение от Церкви лишает отделившегося благодати Святого Духа. Святитель Иоанн Златоуст считает, что "есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершать что-нибудь недостойное по отношению к этому Телу Церкви".
Согласно суждению святителя Киприана Карфагенского, "не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией". "Враг изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство". Служители его возвещают вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину".
Святой Василий Великий в своем послании к епископу Амфилохию говорит, что отступившие от Церкви через раскол уже не имеют на себе благодати Святого Духа. Вне Церкви нет священства и не может быть преподана благодать Святого Духа. Эти мысли святителя Василия Церковь на Шестом (правило 2) и Седьмом (правило 1) Вселенских Соборах утвердила как непреложную истину.
"Не важно,- говорит архиепископ Иларион (Троицкий),- насколько велико догматическое разномыслие отделившегося, важен и имеет полное значение самый факт отделения, самое прекращение единения с Церковью. Пусть будет отделение лишь на почве церковного мятежа и дисциплинарной непокорности без всякого догматического разномыслия,- отделение от Церкви будет иметь все печальные последствия для отделившегося. От Церкви отделяются не только еретики, но и раскольники. Сущность отделения останется одна и та же".
Тебе - более чем кому-либо - понятно, почему я говорю с тобой о церковном единстве и о пагубности раскола.
Получив от Матери-Церкви благодать священства, ты достойно нес тяготы пастырского служения во Владимирской, Новосибирской и Ставропольской епархиях. Но, как ты свидетельствуешь в своем слове при наречении, "влекомый стихиями "мира сего", уклонился от истинной Церкви и примкнул" к так называемой Украинской автокефальной Православной Церкви, пребывающей в расколе с Поместными Православными Церквами. Несколько лет являясь одним из руководителей этого раскольничьего движения, ты изнутри увидел всю пагубность и опасность отпадения от Матери-Церкви.
Однако нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 14).
Господь дал тебе силы и мужество признать свой грех и принести покаяние в содеянном.
Святая Церковь, как любящая мать, приняла твое покаяние и вместе с тобой молится Всевышнему об укреплении твоих сил, предостерегая на будущее: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).
Ты стоишь перед нами не в рубище, не во вретище покаяния, а в святительских одеждах, и это не только потому, что на небесах более радости... об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Мы надеемся, что, живя между раскольниками, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет. 2, 8), ты, до глубины души осознав всю тяжесть своего падения, отдашь ныне все силы проповеди Евангелия, служению единству церковному, хранению апостольского и церковного Предания, соблюдению неповрежденными святых догматов нашей веры.
Просвещай сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1, 79), пробуждай паству от греховного сна и беспечности. Постигай Господню волю, устрояй внутри себя Царство Божие, являй собой образец для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12) и, по слову Христову, если будешь так жить и научишь тому других - великим наречешься в Царстве Небесном (Мф. 5, 19).
Сохраняй в твоей пастве любовь друг ко другу и единомыслие, будь открыт миру в стремлении послужить духовным исканиям народов нашего Отечества.
Трудности, выпавшие на твою долю, принимай со смирением и кротостью. Во всем уповай на помощь Христа Жизнодавца, иди вперед как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), не страшась, ибо на тебе Дух Святой (Деян. 1, 8).
Твое освящение совершилось в первопрестольном граде Москве, у святынь Данилова монастыря, а служение твое будет проходить в Алтайском крае. Самые теплые воспоминания храню я от посещения Алтая в мае 1991 года. Народ там благочестивый, твердый в вере, в любви к Церкви и ее пастырям. Передай ему мое патриаршее благословение и любовь.
Прими теперь этот архипастырский жезл как знамение твоего высокого послушания и призови благословение на предстоящих здесь и молящихся с нами о тебе чад церковных.