Слово при вручении архиерейского жезла епископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину (Пушкарю)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Владивостокскому и Приморскому ВЕНИАМИНУ (Пушкарю)
в Богоявленском кафедральном соборе 21 сентября 1992 года
Преосвященный епископ Вениамин, возлюбленный о Господе брат и сослужитель!
Божиею милостью, благодатью, силой и действием Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение рук наших ты возведен ныне в сан епископский пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Приветствую тебя в начале этого великого служения и вместе с тем хочу напомнить о том пути, на который ты поставлен десницей Божией, чтобы явиться перед Господом делателем неоскверненным, непорочным, неукоризненным, право правящим врученное тебе стадо церковное (2 Пет. 3, 14; 2 Тим. 2, 15) ко спасению, к духовному совершенству.
Поступай достойно звания, в которое призвал ныне тебя Господь (Еф. 4, 1), да в малом был верен, над многим поставлен будешь (Мф. 25, 21).
Путь епископа - путь трудный, путь постоянных скорбей и болезней, путь горестных переживаний. Господь послал народу нашему, а значит, и пастве твоей епархии, тяжелые испытания. Невыносимое бремя экономического неустройства легло на плечи чад нашей Церкви. Мало того, как в огненном горниле, Господь испытывает и силу веры нашей православной.
Со всех сторон, пользуясь нашими бедами, нескончаемым потоком ринулись на Русскую землю всякие "проповедники" и "прорицатели", "гадатели" и "врачеватели" завоевывать души наших соотечественников. Приманивая крупными капиталовложениями, получают право на жизнедеятельность на традиционно православных территориях протестанты, католики, прочие инославные. Приложили свою руку, дабы внести раскол в ряды нашей Церкви, иерархи Зарубежной Церкви.
Ветвь не может приносить плода... если не будет на лозе,- говорит Господь (Ин. 15, 4). Не допускай, чтобы кто обольстил вас пустыми словами (Еф. 5, 6) и отторгнул от паствы твоей хотя и единого от малых сих.
Да не смущается сердце твое и да не устрашается. Напомнил я тебе об этом не для того, чтобы поколебать мужество твое, но для того, чтобы ты, как говорит пророк Давид, уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Мужайся и крепись, ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1, 7). Взирай на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 2).
В твоих повседневных трудах и заботах обращайся с молитвой к Пречистой Божией Матери, в праздник Рождества Которой совершена твоя архиерейская хиротония, памятуя о том, что Она всегда утешает нас и помогает всем, к Ней прибегающим.
Помни о твоем в монашестве Небесном покровителе - новомученике Всероссийском святителе Вениамине, митрополите Петроградском. В одном из последних писем из тюрьмы приснопамятный Владыка Вениамин как завещание писал: "Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога, Христос - наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. Веры надо больше, более ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя".
Не одни скорби будут сопутствовать твоему служению, но и радости. Радость от сознания того, что ты соработник Бога на ниве Христовой (1 Кор. 3, 9), радость от чувства преданности тебе, как архипастырю, вверенной от Господа твоему попечению паствы, радость от совершаемого тобой высшего благодатного служения Церкви Христовой, радость от того утешения, которое будет исходить из твоего сердца людям, жаждущим слова Божия.
Тебе предлежит избирать и посвящать служителей алтаря Божия. Будь осмотрителен, не ленись беспристрастно испытывать их. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5, 22).
Опирайся на верных помощников, потому что при многих советниках благоденствует (Притч. 11, 14) народ Божий, но не доверяйся советам случайных "околоцерковных" людей, чтобы не овладели тобой своекорыстные делатели неправды и греха.
Употребляй святую ревность, очищая дом Божий от соблазнов, подаваемых недостойными служителями алтаря Господня.
В церковном управлении будь тверд. Основанием своих действий положи слово Божие, правила церковные, учение и пример богоносных отцов и учителей наших. Страшись переступить через рубеж закона церковного. Однажды нарушив, уже не определишь, где остановиться. Пренебрегши одним правилом, подвергаешь опасности весь строй церковной жизни.
Владивостокская паства, вверяемая тебе Пастыреначальником, богата простотой веры, но она и своеобразна; каковы эти особенности - ты сам знаешь в силу того, что Господь воззвал тебя к жизни земной в этом Приморском крае.
Огромны здесь духовные разрушения в результате тяжелых минувших лихолетий. Ураган атеизма оставил нам поругание и осквернение святынь, обителей и храмов, опустошение душ людей.
Перед твоим сознанием встанет сейчас одна проблема: как установить подлинный контакт с паствой, как сделать Церковь неотъемлемой частью жизни современного общества.
Один мудрый святитель нашей Церкви говорил: "Мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг. Человек, общаясь с другими и творчески преодолевая разделение, раскрывает свои ценности, обогащается сам и тем самым обогащает других. Общительность есть дарование Божие, а из необщительного сделать себя общительным ради пополнения своей скудости есть подвиг". Такой подвиг неси каждодневно, неси всю жизнь.
Духовно сплачивай вокруг себя старых и молодых, именитых и простых, ученых и неученых, состоятельных и обнищавших, "правых" и "левых" - всех объединяй в один церковный организм, в одну дружную христианскую семью, освещай свои взаимоотношения с паствой светом Христовой истины, чтобы они приносили всем благо. С немощными будь по-апостольски немощен, чтобы приобрести немощных, а для всех сделайся всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
Да будет жизнь твоя чиста и непорочна, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Будь верен тому обещанию, которое ты исповедал ныне перед лицом Церкви Христовой. Об этом напоминать тебе мне не тягостно, а для тебя назидательно (Флп. 3, 1).
Подвизайся неослабно, чтобы мог ты вместе с апостолом Павлом сказать: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8).
Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15). Немалое время ты посвятил служению высшей богословской науке, воспитанию и образованию будущих пастырей в Московских Духовных школах - большой келье святой обители Преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, 600-летие преставления которого благоговейно воспоминает в эти дни земля Русская.
Здесь же Промыслу Божию угодно было исполнить давнее благое желание твое: приобщиться чину иноческому. Все это предопределило и приуготовило тебя к тому высокому пути, который предлежит тебе ныне.
Прими жезл сей как символ власти духовной, и пусть служит он тебе твердой опорой, а для паствы твоей - защитой и помощью в отражении соблазнов мира сего.
А теперь взыди на кафедру, подними руки свои, обратившись к народу, и благослови его (Лев. 9, 22) от данной тебе архиерейской благодати.