Слово при вручении архиерейского жезла епископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию (Судакову)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Саранскому и Мордовскому ВАРСОНОФИЮ (Судакову)
в Богоявленском кафедральном соборе 8 февраля 1991 года
Преосвященный епископ Варсонофий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш! Всеблагой Промысл Божий привел тебя к высшей степени священства: ныне по молитвам Церкви и через возложение наших рук ты сподобился принять сугубую благодать, стал епископом Русской Православной Церкви.
Что значит быть епископом - ты пока знаешь лишь теоретически. Путь твоего архипастырского служения только начинается. Каким он будет - сказать трудно. Но одно знаю твердо: легким и беззаботным настоящее архиерейское служение не бывает. Это тебе засвидетельствует каждый из рукополагавших тебя архипастырей.
Нести крест архиерейства невозможно без всесильной помощи Божией. Поэтому в первую очередь всегда обращайся с молитвой ко Господу. Он поможет тебе во все дни жизни твоей, вразумит, научит, умудрит, оградит от врагов, видимых и невидимых. Начни свое служение с молитвы, в молитвенном предстоянии и продолжай его.
Ты сейчас стоишь, как путник перед еще неведомой дорогой. Наш архипастырский долг - помочь советом, предостеречь от опасностей, указать верный путь к достижению "единого на потребу".
Высоко предназначение епископского служения, но каждый архиерей осуществляет его по-своему. Важно, чтобы ты все делал во славу Божию и на благо нашей Православной Церкви.
В эти священные минуты хочу напомнить о той высокой ответственности, которую возлагает на тебя Церковь, призывая к великому служению. Она дает тебе особые права - возглавлять самостоятельную епархию, управлять духовенством и народом Божиим, "право править слово Христовой истины". Но помни, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл, служение становится обычным администрированием. Пусть в сердце твоем всегда звучат слова святого апостола Павла: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).
В речи своей вчера ты говорил о том, как пришел в Церковь, как Господь только Ему Одному ведомыми путями вел тебя по дороге пастырского служения...
И вот свершилось. В этом Богоявленском патриаршем соборе, перед святыми мощами святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, и только вчера перенесенными из города на Неве вторично обретенными мощами преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского ты предстоишь, исполненный благодати Святого Духа. Отсюда начинается путь твоего архипастырского служения во вновь учрежденной Саранской епархии, которая граничит с местами подвига Саровского чудотворца. Это ли не промыслительно, что перед его честными мощами тебе вручается жезл как знак духовного водительства, что от этой раки ты отправляешься в страну, озаренную светом служения пламенного Серафима!
Пусть же напоминанием о способе христианского воздействия на ближних будут слова великого преподобного: "Стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи". Мало теперь мирного духа. А как необходим он всем нам! Мы, христиане, должны жизнью своей и делами свидетельствовать о Христе, живущем в сердцах наших, должны быть светом миру (Мф. 5, 14) и солью земли (Мф. 5, 13), должны стяжать в себе благодать Духа Святого, ибо в этом, по словам преподобного Серафима Саровского, заключается смысл христианский жизни.
Тебе, как епископу Церкви, предстоит заботиться о душах пасомых, необходимо будет проповедовать Слово Божие, увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Но помни: ты должен быть, по словам апостола, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Знай, что по твоей жизни, по твоему служению многие люди будут судить о Русской Православной Церкви в целом. Поэтому не забывай: ты поставлен на свещнице Церкви, чтобы являть людям путь в Царство Небесное, чтобы согревать их - уставших, спотыкающихся, оставленных всеми, несчастных и обездоленных. Как во врачебницу люди идут за помощью, так и в Церковь - целительницу душ - люди идут, чтобы получить отраду и утешение, любовь и надежду, помощь и поддержку. Именно на Церковь люди сегодня смотрят, как на последнюю надежду. Старайся служить так, чтобы приходящие к Богу не ушли из храма по вине и нерадению людей церковных, получая вместо хлеба - камень и вместо рыбы - змею (Мф. 7, 9-10).
Проявляй архипастырскую заботу о людях больных, престарелых, одиноких, инвалидах, сиротах, заключенных. Ты знаешь, как обстоят дела в этом отношении в Мордовии, и тебя хорошо знают верующие епархии. С их помощью продолжай милосердное служение. Хочу напомнить тебе слова приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского; † 1912). Говоря об архипастырских обязанностях, Владыка митрополит советовал всегда быть бдительным, проверять свое душевное состояние: "Горит ли мое сердце любовью к пасомым, болит ли болью ревности о спасении погибающих? Есть ли в нем для них место? Доступно ли оно для жалости и христианского сострадания ко всем тем, которые в темницах, в беспросветной опасности от хищных волков? Живет ли в нем священная память о том, что всех этих несчастных, всех этих брошенных и презираемых людей Господь Своею братиею нарицает и нас, пастырей, Своим примером особенному попечению о них научает?"
Архиерею следует вести за собой людей. Духовный авторитет должен быть таким, чтобы находящиеся рядом с епископом люди чувствовали благодать и силу, исходящую от него. С первых же дней архипастырского служения стремись с честью и достоинством нести высокое звание архиерея Русской Православной Церкви.
Церковь наша богата пастырями и архипастырями, для которых ревностное, преданное служение Богу и людям - смысл всей жизни. Одним из таких пастырей стал всемирно известный праведник отец Иоанн Кронштадтский. Каким он был пастырем, ты, думаю, хорошо знаешь. Вот одно из многочисленных его высказываний о настоящем душепопечении. Размышляя о взаимоотношениях пастыря с паствой, отец Иоанн в молитвенном порыве обращается к Пастыреначальнику Иисусу Христу: "Ты имел общение любви со всеми. Даруй и нам иметь общение с людьми Твоими, да не заключаемся мы, пастыри, от овец Твоих в домах наших, как в замках и темницах, выходя только для служения в церкви и для треб в домах, по одной обязанности, одними заученными молитвами. Да раскрываются уста наши для свободной в духе веры и любви речи с нашими прихожанами. Да раскрывается и укрепляется христианская любовь наша к духовным чадам через живое, свободное, отеческое собеседование с ними".
Стремись сам стать доступным для духовенства и мирян. Не отгораживайся от них стеной канцелярских бумаг, помощников и секретарей. Учи и наставляй, служи не за страх наказания, а за совесть.
Ты, Преосвященный епископ Варсонофий, нес пастырское служение в Пензенской епархии, был секретарем Епархиального управления и опытно знаешь, что народ Божий сегодня ждет от архипастырей и пастырей слова Божия. В нынешнее время Церковь имеет гораздо больше возможностей, чем несколько лет тому назад. Наш долг - использовать дарованное благоприятное время. Религиозное образование и просветительная работа среди молодежи, издательская деятельность, благотворительность - вот далеко не полный перечень насущных проблем, участвовать в решении которых тебе предстоит непременно. Есть и еще вопросы, обойти которые вряд ли тебе удастся. О них я скажу особо. Это - опасность продолжения и углубления раскола в Церкви и обострившихся в последнее время межнациональных отношений.
Смута в Церкви нашей сеется большая. Притязания Зарубежной Православной Церкви на каноническую территорию Московского Патриархата известны. Твой архипастырский долг - не только хранить верность родной Матери-Церкви, но и пастырей, пасомых своих беречь в той же церковной ограде. Исповедуя сегодня пред Господом и нами веру православную, ты свидетельствовал о верности Церкви. Утешением в предстоящих нелегких трудах да будут слова Господа, сказанные Ангелу Смирнской Церкви: не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). Как Ангел вверенной тебе епархии, стой на божественной страже, береги ее от волков, стремящихся похитить незадачливых овец.
Саранская епархия многонациональна. Своим архипастырским словом постарайся умирить враждующих - да водворятся в сердцах людей мир и радость о Господе.
Призывом к постоянному самосовершенствованию пусть звучат слова Господа Иисуса Христа, обращаемые перед началом Божественной литургии к архиерею: "Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех".
А теперь прими жезл сей - видимый знак архипастырского достоинства, взойди на кафедру и от благодати, данной ныне, благослови народ, усердно молившийся за тебя и за предстоящее твое служение.