Слово при вручении архиерейского жезла епископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону (Васюкову)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Уфимскому и Стерлитамакскому НИКОНУ (Васюкову)
в Богоявленском кафедральном соборе 26 августа 1990 года
Преосвященный епископ Никон, возлюбленный о Христе собрат и сослужитель наш!
Благодатию Всесвятого Духа совершилось ныне великое дело твоего освящения для прохождения подвига епископского служения, к которому ты призван всеблагим и премудрым Промыслом Божиим.
В сей нареченный и святой день твоей жизни мы, послужившие твоему освящению, приветствуем тебя, нашего нового собрата, с принятием даров Святого Духа, соделавших тебя носителем сугубой благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.
Велик и труден этот подвиг, и был бы он не по нашим немощным силам, если бы благодать Божия не помогала нам нести его во славу Святой Церкви. Ведь и святые апостолы были так же, как и мы: немощные по своим естественным силам, они в глазах окружающих были только рыбарями, а укрепленные благодатию Божиею - просветили Вселенную учением Святого Евангелия.
Каждому из нас, призываемому к высокому служению в Церкви Божией и отзывающемуся на этот призыв с ревностью и любовью, должен быть памятен вопрос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к апостолам Иакову и Иоанну, просившим себе первенства в Церкви: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мф. 20, 22)? И когда они в порыве любви к подвигу и ко Христу ответили: можева,- Господь им сказал: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23).
Итак, служение наше и последование наше Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испить за спасение рода человеческого.
Твоим пастырским служением и опытом ты, несомненно, познал всю высоту и святость служения Церкви Божией и разумеешь, что требуется от епископа для того, чтобы подвиг его был спасителен для паствы, благонадежен для Церкви и душеполезен для него самого.
Святой апостол Павел, назидая ефесских пастырей, дает краткое, но всеобъемлющее наставление всем будущим после него пастырям. Он говорит: внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20, 28). В этом кратком изречении заключается и заповедь, и учение веры.
Что значит внимать себе? Это значит быть внимательным к каждому своему слову и действию; это значит с благоговением и страхом Божиим хранить преподанный дар благодати; это значит не давать угаснуть тому свету, который возжжен в душе пастыря в священном Таинстве Рукоположения. Что значит, далее, внимать стаду? Это значит действовать по отношению к словесному стаду так, как действует добрый пастырь по отношению к стаду бессловесных: он ищет для своих овец тучную пажить - питай и ты души пасомых добрым учением веры и жизни христианской. Добрый пастырь оберегает овец от волков - охраняй и ты своих овец от расколов и ересей. Как добрый пастырь ищет овец заблудших,- так и ты старайся привести в ограду Церкви отторгшихся от нее и блуждающих вне ее спасительной ограды.
Добрый пастырь следит за тем, чтобы никто не напал на его стадо, чтобы никто не обидел его овец,- стань и ты на защиту бедного, оскорбляемого, унывающего... Ты знаешь, как много в мире сем именно унывающих от тех или иных потерь, невзгод и испытаний, чающих получить от пастыря Христова утешение. Это - заповедь апостольская.
Ты сегодня перед лицом Церкви обещал наблюдать, "како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих, а наипаче иерее...".
Это - долг епископа. Труден он в настоящее время. Значение Церкви в наши дни - ее роль в процессе обновления общества, в создании новых форм организации хозяйства, в выработке законодательства, в работе новых органов управления - состоит в том, чтобы пробудить в человеке силы, которые делают его полноценным участником социального строительства и духовного обновления общества. Чем привлекает Церковь? Почему народ сейчас обратился к ней? Церковь привлекает примером. К Церкви люди обратились, зная ее исторический опыт, жертвенность, ее многократно проверенное историей стремление помочь людям. Обращение к Церкви продиктовано еще и тем, что люди устали от постоянного саморазрушения, неприязни, нетерпимости и внутреннего разделения. Общество ждет от Церкви многого, и горе нам, если мы не оправдаем этих ожиданий.
Для христианина прозвучавший около двух тысяч лет тому назад призыв Иисуса Христа быть милосердным ко всем без исключения является непреложным нравственным законом.
Только милосердие может обеспечить правильное понимание того, что является действительным злом, подсказать верные пути для борьбы с ним, служить надежной гарантией против превращения борьбы со злом в прикрытие для эгоистичных интересов, личных или групповых.
Милосердие органично включает в себя заботу о здоровье людей. И здесь чрезвычайно важно сделать все возможное, чтобы люди нашего и грядущего поколений были здоровы не только физически, но и прежде всего нравственно. Бесчисленное количество раз мы убеждались, что человек, нравственность которого поколеблена, губит и свое собственное физическое здоровье, и здоровье своих близких. Воспитывая своих чад в духе христианской нравственности, Церковь призывает их бороться с таким злом, как алкоголизм, наркомания, моральная распущенность.
Бережное отношение к природе, разумное использование ее ресурсов - одна из первых заповедей, данных человеку Богом. Осуществление этой заповеди будет вкладом верующих в решение проблем экологии.
Вот, возлюбленный собрат, к какой высоте духовной призывает тебя новый жребий служения и сколь многого подвига он требует от тебя. В знамение духовной силы, преподанной тебе в Таинстве, прими сей жезл, который да будет тебе опорой в твоих архипастырских трудах, и от полноты благодати преподай твое первое архиерейское благословение сим людям, молитвой принявшим участие в твоем посвящении.