Участникам конференции "Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе"
Из приветствия Патриарха Алексия II участникам конференции "Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе"
5 февраля 1998 года
На протяжении двух тысячелетий своего исторического бытия христианство создало обширнейшую литературу, включающую в себя и богословские труды, и духовные песнопения, и повести о житиях святых, и многое другое. Творчество во славу Божию неизменно благословлялось Святой Церковью. Благотворная связь между верой и творчеством присуща и отечественной словесности, справедливо признаваемой одной из ведущих литератур мира. Уже первое известное ее произведение - "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона - представляет собой выдающийся образец проповеди, художественного слова и историософской премудрости.
О том же говорит большинство произведений, включенных в недавно изданный обширный двенадцатитомник "Памятники литературы Древней Руси", охватывающий период от появления первых письменных памятников до конца XVII столетия. А ведь это лишь малая толика того, что читалось на Руси.
И в последующие два века живительная связь Православия и литературы продолжала давать изумительные плоды. Достаточно назвать до сих пор широко читаемые "Четии-Минеи" святителя Димитрия Ростовского, оду "Бог" Державина, еще при жизни автора переведенную на 18 языков, стихотворный диалог святителя Филарета, митрополита Московского, с Пушкиным о смысле жизни, который Александр Сергеевич окончил словами: "И внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт". Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России. Немало было подлинно православных сочинителей и впоследствии.
Однако нельзя не заметить, что с середины прошлого века в среде творческой интеллигенции постепенно стали распространяться учения не согласные, а то и вовсе противные исконному русскому Православию. Как сказал еще премудрый Екклесиаст, Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7, 29).
Да, некоторые литераторы несут определенную долю вины за произошедшую в России в начале нынешнего века трагедию. Но вспомним, что в те долгие годы гонений, когда Закон Божий в школах был запрещен, да и сами книги Священного Писания ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в душах людских, ибо редкий из русских писателей был неверующим.
На конференции пойдет речь о духовных поисках в современной отечественной литературе. Ни для кого не тайна, что предыдущие поколения писателей, жившие во времена несвободы, обретя веру, принимались за исторический жанр как наиболее защищенный от богоборчества. Сейчас художественная литература возвращает себе, казалось бы, навсегда утраченное право: думать и говорить по-христиански, глядеть на мир православным взглядом.
Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она именно сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения.
Господь да пребудет с вами и да укрепит вас Своей всемогущей десницей в духовной брани с силами тьмы. И да увенчает Он успехом предстоящую вам работу.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".