Приветствие Всероссийскому съезду врачей, 6 июня 2001 года

6 июня в Москве открылся IV (XX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. На открытии съезда было зачитано приветствие Президента России В.В.Путина, выступили председатель Правительства РФ М.М.Касьянов, министр здравоохранения РФ Ю.Л.Шевченко, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам съезда приветствие, текст которого ниже приводится полностью. Приветствие огласил протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества.

Участникам IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей. Москва, 23-27 мая 2001.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, врачей России как участников IV Пироговского съезда, так и всех отечественных медиков, которым близки проблемы духовного и физического здоровья нации. Отрадно, что вы, представители славной школы российской медицинской науки, как продолжатели подлинно гуманистической традиции врачевания, вдохновляетесь и сегодня подвигом великих предшественников, среди которых одним из первых стоит имя Николая Ивановича Пирогова.

Православие знает особый тип святости – святые целители, бессребреники и чудотворцы, – врачи, воспринявшие свое призвание как христианское служение любви, несущей чудо исцеления, которое не может произойти без подлинной сопричастности страданию ближнего. Врачи, одни из немногих, для кого святость является не только призванием, но и профессиональным долгом, ибо в клятве Гиппократа мы читаем: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство».

Сегодня, не только как компетентные специалисты, но и как граждане России, вы возвышаете свой голос перед лицом надвигающейся национальной катастрофы – безудержным распространением алкоголизма и наркомании, и хочется вспомнить слова Священного Писания: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19. 40).

Причины этих недугов, разрушающих душу и тело, саму личность человека, не исчерпываются психосоматическими аспектами его бытия, но находятся в сфере духа.

Больно само общество, и наркомания один из симптомов этой болезни, страшная расплата за идеологию потребления, за утрату духовно-нравственных ценностей, за превратно понимаемую свободу. Не только социальная нестабильность ведет к бегству наших современников, прежде всего молодежи, в царство наркотических иллюзий от реальности богозданного мира. Часто это бегство от одной иллюзии, одних идолов, к другим, ибо переживание подлинной реальности открыто лишь человеку, живущему в благодати.

Переживание полноты бытия, преизбытка жизни, невозможно без Христа-Спасителя, который есть «Путь, и Истина и Жизнь» (Ин 14. 16), поэтому именно сознательное вовлечение страждущих в евхаристическую, общинную жизнь Церкви, которая есть Его Тело, делает реабилитацию и профилактику алкоголизма и наркомании особенно эффективной, сообщая всем медико-социальным мерам подлинно духовную завершенность. Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию -болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.

Освободить человека от химической зависимости, оставив его рабом иных грехов и страстей, или сделав рабом еще худшей «идеологической» зависимости как поступают сектанты, предлагая свои методы, – это не решение проблемы, задача в том, чтобы сделать человека свободным в познании истины. Подлинная свобода есть не что иное, как дарованная благодатью возможность творчески реализовать себя как личность, осуществить в себе образ и подобие Божие, а отнюдь не вседозволенность, не свободу комфортно выбрать зло. С этой точки зрения Церковь приветствует адекватные меры, предпринимаемые институтами власти с целью ограничения и обуздания этого зла, подчеркивая, однако, их неизбежную недостаточность.

Целостный, системный подход к недугам алкоголизма и наркомании на всех этапах: профилактики, лечения, реабилитации должен основываться на междисциплинарной рефлексии, и здесь, усилия медиков и пастырей призваны восполнять друг друга. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви -программный документ посвященный отношению Церкви к современным общественно значимым проблемам, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, ясно свидетельствует о серьезной пастырской озабоченности Церкви проблемами здоровья нации и проблемами биомедицины. Этим темам посвящено два раздела из шестнадцати, что само по себе говорит о многом. Выражаю надежду, что не только в процессе съезда, но и в своей каждодневной практике, врачи России ощутят потребность обращаться к этому документу; в поисках христианского свидетельства, особенно сейчас, когда с позиции либерального стандарта ревизии подвергаются даже фундаментальные этические принципы медицины.

Конструктивный диалог между Церковью и здравоохранением позволяет говорить о реальном творческом соработничестве, которое надлежит развивать в партнерстве со всеми здоровыми силами общества. Только так наши усилия увенчаются плодами, в первую очередь плодами покаяния, ибо без глубокой, внутренней перемены, без обретения подлинных, но некогда утраченных ценностей выздоровление личности и народа невозможно. Закончить свое обращение мне хотелось бы, объединив напутствие одного из подвижников медицины с предостережением одного из подвижников Церкви – спешите делать добро, ибо сейчас уже позже, чем мы думаем.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.mospat.ru/archive/nr106061.htm